Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация производства в пространстве.




Организация производства в пространстве – это установление основных звеньев подразделений, цехов, участков, в которых будет осуществляться производственный процесс. Воплощается это в производственную структуру, которая определяется на стадии проектирования. Следует различать понятия общей структуры, организационной структуры управления и производственной структуры.

Общая структура – состав и соотношение всех подразделений п/п, связанных как с производством продукции, так и с управлением.

Организационная структура – структура управления п/п. Она изображается в виде схемы, в которой указываются руководящий состав, отделы, занимающиеся выполнением управленческих функций, а также перечень должностей.

Производственная структура – совокупность подразделений, цехов, участков, в которых непосредственно осуществляется производственный процесс.

Факторы, влияющие на производственную структуру:

- масштаб производства;

- номенклатура и ассортимент;

- особенности технологического процесса и характер перерабатываемого сырья;

- степень специализации и кооперирования;

- особенности размещения предприятия.

Основной структурной единицей является цех – это административно-обособленная часть п/п, где выполняются технологически однородные операции. Каждый цех имеет свою производственную структуру, т.е. состав участков, отделений и рабочих мест.

Каждый участок представляет совокупность рабочих мест, которые являются первичным звеном в организации п/п. Рабочее место – часть производственной структуры, где 1 или несколько рабочих осуществляют производственные операции.

Цехи бывают основные, где изготавливают продукцию и вспомогательные, которые служат для обеспечения основных цехов. Цехи делятся на технологические (выполняются основные технологические операции) и предметные (изготавливают готовые виды продукции). В смешанном цехе имеет мемто и то и другое.

Существует 2 вида производственных структур:

- цеховая (для крупных п/п) характеризуется разделением п/п на цеха;

- безцеховая (для малых) п/п имеют в своем составе производственные участки, отделения.

В настоящее время наблюдается интеграция производства на основе сочетания п/п в различных размерах, создаются дочерние п/п, филиалы.

Генеральный план п/п(ГП) – графическое изображение территории п/п со всеми основными цехами, вспомогательными, подсобными и различными сооружениями.

ГП составляется на стадии проектирования. В основу ГП закладываются следующие основные условия:

1. должен быть составлен проект транспортных связей между цехами;

2. необходимо определить величину грузопотока, включая перемещение сырья, п/ф и ГП, а также рациональные связи между цехами;



3. при организации грузопотоков необходимо избегать скрещивания между потоками;

4. все транспортные пути должны быть кратчайшими;

5. при проектировании ГП должно быть уделено внимание компактности застройки.

6. необходимо учитывать направление господствующих ветров.

 


 

39. Анализ финансовой устойчивости .

Финансовая устойчивость п/п- такое состояние его финансовых ресурсов, к-рое обеспечивает развитие п/п на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в усл-ях допустимого уровня риска.

Система показателей финансовой устойчивости:

1. К-т автономии характеризует независимость финансового состояния п/п от заемных источников, а также показывает долю собственных средств в общей сумме источников. К= СК/СовК ³ 0,5.

2. К-т финансовой зависимости определяет долю заемных средств в валюте баланса. К= ЗК/СовК £ 0,5

3. К-т равновесия определяется как отношение собственных средств к заемным и должен быть ³ 1.

4. К-т финансового риска (плечо финансового рычага) является обратным к-ту равновесия и должен быть £ 1.

5. К-т финансовой устойчивости показывает, в какой степени общий объем используемых активов сформирован за счет собственного и долгосрочного заемного капитала предприятия, т.е. характеризует степень его независимости от краткосрочных заемных источников финансирования. К= (СК+ДЗК)/СовК

6. К-т долгосрочного привлечения заемных средств показывает долю долгосрочных пассивов в постоянном капитале. К= ДЗК/(СК+ДЗК)



7. к-т мобильности показывает долю оборотных средств в общем объеме активов. В случае крепкого финансового состояния должен быть больше или равен 0,5, то есть оборотные активы должны составлять не меньше половины всех активов. К= ОА/СовА

8. Индекс постоянного актива характеризует ту часть собственных средств предприятия, которая идет на финансирование внеоборотных активов. Значение должно быть £ 1. К= ВнА/СК.

Размер СОС определяется как разница между собственным капиталом и внеоборотными активами. На основе этого п-ля рассчитываются к-ты обеспеченности предприятия СОС:

1.к-т обеспеченности запасов и затрат СОС: К=СОС/ЗЗ » 0,6-0,8

2.к-т обеспеченности СОС оборотных активов характеризует степень обеспеченности СОС п/п, необходимую для финан. устойчивости п/п К= СОС/ОА ³ 0,1

3.коэф-т маневренности показывает, насколько мобильны собственные источники ср-в с финан. точки зрения К= СОС/СК ³ 0,5

В зависимости от того, какого вида источники средств используются для формирования запасов, можно с определенной долей условности судить об уровне финансовой устойчивости п/п.

Выделяют 4 типа финансовой устойчивости:

1.абсолютная финансовая устойчивость,если запасы < СК + кредиты под ТМЦ

К обеспеч. запасами = СК +кредиты под ТМЦ/запасы >1

2.нормальная финансовая устойчивость – если запасы = СК+ кредиты под ТМЦ, т.е. К обеспеч. запасами = 1.

3.неустойчивое финансовое состояние, при котором сохраняется возможность восстановления финансовой устойчивости. Устойчивость может быть восстановлена при использовании: остатков резервов, остатков фондов накопления.

4.кризисное финансовое состояние, если запасы > чем сумма всех мобильных источников финансирования запасов, К обеспеч. запасами < 1. Причины недостатка собственных средств: небольшой СОК, недополучение прибыли, увеличение внеоборотных активов.

Существуют следующие пути восстановления финансовой устойчивости:

- довести запасы до нормативного значения, чтобы их рост не обгонял рост производства

- ускорение оборачиваемости ОК

- использовать временные источники формирования оборотных средств

 


 

40. Оценка платежеспособности.

Платежеспособность предприятия выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости,сущностью ее является обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования.

Ликвидность организации характеризуется способностью ее активов превращаться в денежные средства с целью погашения обязательств по мере наступления их сроков. Ликвидность предприятия оценивается на основе баланса. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, которые сгруппированы по срокам погашения и расположены в порядке их возрастания. Баланс предприятия считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1 ³ П1, А2 ³ П2, А3 ³ П3, А4 £ П4.

Для оценки платежеспособности предприятия используются относительные показатели:

- коэффициент абсолютной ликвидности – показывает какую долю обязательств предприятие может погасить сразу. Ка.л. = А1/(П1+П2) > 0,2.

- коэффициент критической (промежуточной) ликвидности - показывает возможность погашения предприятием своих обязательств при условии своевременных расчетов с дебиторами. К к.л. = (А1+А2)/(П1+П2) > 1.

- коэффициент текущей ликвидности (частный коэффициент покрытия)- показывает в какой степени можно покрыть краткосрочные обязательства мобилизовав все активы. К т.л.= (А1+А2+А3)/(П1+П2) > 2.

- коэффициент общей ликвидности- дает комплексную оценку ликвидности баланса в целом.Кобщ=(А1+А2+А3)/(П1+П2+П3) > 2.

Для оценки несостоятельности предприятий используется система критериев неплатежеспособности, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 498 от 20 мая 1994 года №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства «О несостоятельности предприятий». Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий: коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2; коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

В случае, если хотя бы один из этих коэффициентов меньше предельно допустимого значения, следует определить коэффициент восстановления платежеспособности за 6 месяцев по следующей формуле: К3 =0,5(Кк + t/Т´(Кк – Кн)), где: Кк , Кн - значение коэффициента текущей ликвидности на конец и начало периода, t=6 для к-та восстановления и t=3 для к-та потери. Т - отчетный период в месяцах (12 месяцев); Для оценки несостоятельности предприятий используется система критериев неплатежеспособности, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 498 от 20 мая 1994 года №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства «О несостоятельности предприятий». Цель этой методики заключается в том, чтобы выявить структуру баланса на основе коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами и коэффициента утраты (восстановления) платежеспособности.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий: коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2; коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Если К3 примет значение более 1, это свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.

 

 


 

41. Анализ себестоимости и резервы ее снижения.

Под с/ст продукции, работ и услуг понимают­ся выраженные в денежной форме затраты всех видов ресур­сов: ОФ, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непо­средственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий про-ва и его совершенствования.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования — самими п/п.

Задачами анализа с/ст продукции явл-ся: оценка обоснованности и напряженности плана по с/ст продукции, издержкам про-ва и обращения на основе анализа поведения затрат; установление динамики и степени выполнения плана по с/с; опр-ние факторов, повлиявших на динамику пок-лей с/ст и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых; анализ с/ст отдельных видов продукции; выявление резервов дальнейшего снижения с/ст продукции.

Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности исп-ния мате­риальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе про-ва, снабжения и сбыта продукции. Изучение с/с продукции позволяет дать более правильную оценку уров­ню пок-лей прибыли и рентабельности, достигнутому на п/п.

Показатели с/с, подвергаемые анализу:

1. с/с товарной продукции в целом и по элементам затрат

2. затраты на рубль товарной продукции позволяют сравнить с/ст в разные моменты времени и разных хозяйствующих субъектов (на него влияют объем выпуска продукции, стр-ра выпуска продукции, уровень цен, уровень постоянных и переменных затрат)

3. с/с каждого вида продукции

4. отдельные элементы или статьи затрат.

Элементы затрат:

1.материальные затраты

2.затраты на оплату труда

3.отчисления на соц. нужды

4.амортизация

5.прочие

Группировка по элементам необходима для того, чтобы изучить материало-, трудо-, энерго- и фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат.

Общая сумма затрат может измениться из-за объема выпуска продукции в целом, ее структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов на весь выпуск. Наиболее эффективным методом изучения с/с является факторный анализ.

Анализ себестоимости проводится также по калькуляционным статьям. Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и п/ф, топливо и энергия на технологические цели, основная и доп. зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование, РСЭО, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.

По отношению к V выпускаемой продукции затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные.

Условно-переменные затраты – нормируются на единицу продукции, их величина изменяется прямо пропорционально изменению V выпускаемой продукции. К ним относятся: материальные затраты, з/пл. рабочих сдельщиков.

Условно-постоянные затраты – не находятся в прямой зависимости от изменения V выпускаемой продукции. К ним относятся: з/пл. сотрудников аппарата управления, амортизационные отчисления.

По способу включения в с/с затраты подразделяются на прямые(на основе первичных данных можно непосредственно отнести на с/с конкретного вида продукции) и косвенные (нельзя непосредственно отнести на с/с конкретного вида продукции, поскольку они одновременно относятся к нескольким видам продукции). По окончании отчетного периода косвенные затраты распределяются между всеми видами выпускаемой продукции.

 


 

42 Бухгалтерский баланс.

Баланс характеризует финансовое положение и ресурсы п/п на определенную дату и отражает ресурсы п/п в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования – с другой стороны (пассив).

Активы п/п отражают инвестиционные решения, принятые компанией за период ее деятельности. В основе расположения статей актива баланса находится критерий ликвидности (способность превращения средств п/п в денежную наличность). Включает ВнА (нематериальные активы, основные ср-ва, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения), оборотные активы (запасы и затраты, НДС, дебиторская задолженность, КФВ, денежные средства).

В пассиве баланса отражаются решения компании по выбору источника финансирования. Включает:

1.Капиталы и резервы (уставный, добавочный, резервный, нераспределенная прибыль, убытки)

2.долгосрочные обязательства (займы и кредиты)

3.краткосрочные обязательства (заемные средства, кредиторская задолженность, расходы по выплатам).

Обе части всегда сбалансированы, т.е. итоговая сумма строк по активу всегда равна итоговой сумме строк по пассиву (сумма называется валютой баланса). Бухгалтерский баланс и все приложения к нему служат информационной базой экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. На их основе можно судить о выполнении обязательств, а так же о возможных финансовых затруднениях.

Анализировать баланс можно с использованием методов горизонтального, вертикального и трендового анализов. Горизонтальный анализ –сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом – позволяет установить абсолютное приращение этих показателей и темпы их роста. Это важно для характеристики финансового состояния предприятия. Вертикальный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат в целом. Трендовый анализ –прослеживание изменений динамики баланса.

Потребность в анализе ликвидности баланса возникает в условиях рынка в связи с усилением финансовых ограничений и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. Приводимые ниже группировки осуществляются по отношению к балансу.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:

А1) наиболее ликвидные активы — денежные средства предприятия и КФВ (ценные бумаги): стр.250+ стр.260.

А2) быстро реализуемые активы - краткосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы: стр.240+ стр.270.

A3) медленно реализуемые активы — запасы и долгосрочная дебиторская задолженность стр.210+стр.230

А4) труднореализуемые активы — внеоборотные активы и НДС по приобретенным ценностям стр.190+стр.220

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1) наиболее срочные обязательства — кредиторская задолженность стр. 620

П2) краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты и займы стр. 610+630+660

ПЗ) долгосрочные пассивы — долгосрочные кредиты и займы стр. 590

П4) постоянные пассивы — собственные средства 490+640+650.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается ликвидным, а предприятие платежеспособным если выполняются следующие неравенства: А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4.

Финансовый анализ по данным финансовой отчетности является классическим способом анализа. Он позволяет провести анализ абсолютных показателей, относительных показателей, показателей рентабельности и т.п.

 


 

43. Бизнес-план предприятия.

В рыночной экономике практически все предприятия сталкиваются с проблемой привлечения инвестиций (денежных средств), т.к. собственных средств для освоения выпуска нового товара обычно недостаточно – нужны кредиты. Чтобы убедить потенциальных инвесторов предоставить кредиты и составляется бизнес-план.Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке.

Б-П – документ, который убедительно демонстрирует способность п/п произвести и продать достаточное количество товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов. Б-П - это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения, дополнения, связанные с переменами внутри предприятия, так и во внешней среде.

Бизнес-план выполняет следующие функции:

1. Возможность его использования для разработки концепции ведения бизнеса, стратегии бизнеса.

2. Позволяет оценить возможность развития нового направления деятельности, контролировать процессы развития предприятия.

3. Позволяет привлечь денежные средства.

4. Позволяет привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые смогут вложить собственный капитал или технологию.

Степень детализации бизнес-плана зависит от характера предприятия, от типа товара.

Б-П дает возможность определить жизнеспособность предприятия, служит важным инструментом в получении поддержки от инвесторов.

Содержание Б-П есть состав и структура Б-П, которые определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления Б-П. Не существует жестко регламентированной формы и структуры Б-П, но в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основные идеи и цели бизнеса, дается оценка рынка и стратегия поведения, формируется финансовый проект дела и т.д.

Порядок составления Б-П зависит от его вида:

1. внутренний Б-П не имеет особых внешних требований, должен быть приспособлен к внутренней системе учета и планирования. В состав плановых показателей должны включаться только те показатели, которые можно и нужно выполнять. Примерная схема внутреннего Б-П:

Резюме.

2.Анализ рынков сбыта

3.Описание продукта

4.План маркетинга

5.План производства

6.Оценка рисков и страхование

7.Финансовый план

8.Приложения

2. Б-П для получения кредита с целью пополнения оборотных средствимеет определенные международные стандарты. Разделы его:

Резюме.

2. Описание предприятия и отрасли

3.Описание продукта

4. План производства

5. План маркетинга

6.Менеджмент

7.Финансовый план

8.Приложения

 

 


 

44. Методологические основы планирования.

Планирование – систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях, путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

Процесс планирования включает в себя: выработку общих целей планирования, детализация и конкретизация целей для определенного этапа развития планирования, определение путей экономических и иных средств для достижения этих целей, контроль за достижением целей.

В качестве критериев оценки эффективности планирования предлагается несколько принципов планирования:

- полнота, т.е. планирование охватывает все сферы эффективности предприятия

- точность

- непрерывность

- эластичность и гибкость планирования (должна быть в плане альтернатива)

- экономичность

- возможность контроля за выполнением планов

- возможность оперативной корректировки планов

Весьма важным элементом методики планирования является определение способа иерархической координации планирования. Выделяют следующие способы:

1. Прогрессивный (снизу вверх) –отличает система делегирования планирования на каждой новой ступени, планы объединяются по структурным подразделениям и в итоге создается единый план компании

2. Ретроградный (сверху вниз)

3. Встречное (круговое) – объединяет прогрессивное и ретроградное. Является наиболее эффективным

Важным аспектом в методическом обеспечении планирования является выбор техники планирования. Виды техники планирования следующие:

1. последовательное планирование предусматривает составление годового плана в декабре отчетного года

2. скользящее планирование предусматривает составление, корректировку части перспективного плана

3. жесткое планирование – четко указывается цель и конкретные мероприятия процесса планирования

4. гибкое планирование – план приспосабливается к конкретным изменениям или событиям

Ответственным моментом в планировании является выбор методов. Основные методы планирования следующие:

1. Балансовый метод – позволяет планомерно устанавливать, увязывать натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Увязка производства и потребления осуществляется с помощью материальных балансов (основных фондов, баланс производственных мощностей), финансовые балансы отражают образование и распределение доходов предприятия, трудовые балансы сопоставляют ресурсы рабочей силы с потребностью в ней.

2. Метод оптимизаций плановых ресурсов – основан на выборе наиболее эффективного варианта планового решения.

3. метод экономико-математического моделирования – позволяет в математической форме выразить количественную взаимосвязь между рассматриваемыми показателями.

5. нормативный метод – все расчеты должны базироваться на прогрессивных нормативах.

Можно классифицировать планирование:

1. по степени охвата: общее, частное

2. по содержанию: стратегическое, тактическое, оперативное

3. по предмету: целевое, программное, планирование средств, планирование действий

4. по сфере функционирования: план произ-ва, пл. сбыта, персонала, расширенное общее планирование, финансовый план

5. по глубине: глобальное, контурное, детальное

6. по срокам; краткосрочное (до 1 года), среднесрочное (1-5 лет), долгосрочное (более 5 лет)

7. с т. з. структуры управления: общие планы предприятия, план сфер деятельности, план работы подразделений фирмы

8. по возможностям изменения вклада; жесткое гибкое

Система планов включает текущее планирование (на 1год), перспективное (на длительный период) и стратегическое.

 


 

Планирование производства и сбыта.

Процесс планирования заключается в определении целей, заданий (планов, сроков, пропорций) и показателей производства продукции. Планирование включает разработку плана производства и контроль хода его выполнения.

Объемы производстваи реализации продукции определяются производственным планом. Производственная программа должна обеспечивать:

1. высокие и устойчивые темы роста реализации продукции

2. полное использование производственных мощностей

3. обновление ассортимента и повышение качества

4. рациональное распределение кол-ва продукции по календарным срокам

5. своевременная поставка потребителям

Исходные данные для разработки плана:

- спрос на продукцию и возможные объемы реализации на основе договоров и заказов

- расчет остатков готовой продукции и п/ф на начало и конец отчетного периода

- определение номенклатуры и ассортимента

- определение показателей качества продукции

- планирование выпуска в стоимостном выражении

- распределение выпуска во времени, по цехам, участкам и рабочим местам

Стоимостными показателями производственной программы являются:

· Реализованная продукция (РП)

· Товарная продукция (ТП)

· Валовая продукция (ВП)

· Чистая продукция (ЧП).

РП в плане – это стоимость предназначенной к поставке и подлежащей к оплате в плановом периоде ГП, п/ф собственного изготовления, работы промышленного характера предназначенные к реализации на сторону, а также реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и др. непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

РП = ТП+Онп1нп2, где Онп1, Онп2 - остатки нереализованной продукции на начало и конец года.

ТП в плане включает стоимость ГП, предназначенной для реализации на сторону, своему кап. строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия, п/ф собственного изготовления и продукция вспомогательного и подсобного хозяйств, предназначенная для реализации на сторону.

ТП = ГП на сторону + П/Ф на сторону +Услуги на сторону

ВП в плане – это весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде.

ВП = ТП + Нк - Нн , где Нк, Нн – остатки незавершенного пр-ва на начало и конец периода.

Объем производства в натуральном выражении называется валовым выпуском.

Валовый выпуск в стоимостном выражении – это валовый оборот по оптовым ценам или по с/с. Валовый оборот (ВО) – суммарный объем ГП, п/ф, услуг, работ независимо от того, для каких потребностей они предназначены.

Внутризаводской оборот (ВЗО) – стоимость продукции и услуг цехов предприятия, потребляемых др. цехами своего же предприятия. ВП = ВО – ВЗО.

ЧП определяется путем вычитания из ТП (в оптовых ценах п/п) материальных затрат в тех же ценах, а также S амортизации ОФ. Применение этого показателя позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия коллектива п/п по выполнению ряда качественных показателей.

 


 

46. Планирование ресурсного обеспечения.

Основной целью плана МТО является определение необходимого объема всех потребляемых видов материальных ресурсов. При разработке плана МТО необходимо:

1. Обосновать объем материальных ресурсов по нормам расхода

2. Выявить возможные источники покрытия потребностей

3. Осуществлять постоянный контроль за нормированием ресурсов и расходам материала

Составление плана начинается с уточнения удельных норм расхода различных материалов, норм производственных потерь, сроков износа инвентаря, инструмента, спецодежды, оценка остатков материальных ресурсов. Далее определяется потребность в материальных ресурсах по их видам: количество ТМЦ, цена, стоимость.

Исходными данными для плана МТО являются:

- объем реализации продукции

- объем работ по капитальному строительству

- объем работ по техническому и организационному уровню

- нормы и нормативы расхода материальных ресурсов

- нормативные документы (стандарты, прейскуранты)

- данные о фактическом наличии материальных ресурсов

Потребность определяется по видам потребления: основное производство, капитальное строительство, внедрение новой техники и проведение экспериментальных работ, ремонтно-эксплутационные службы, создание необходимых материальных запасов, прочие нужды.

Потребность в материальных ресурсах определяется с учетом отраслевых особенностей в виде таблиц: 1) Потребность в сырье и материалах 2) В топливе и энергии 3) В оборудовании и запчастях.

В плане МТО определяются все условия поставки: цены на ТМЦ, условия и формы расчетов, периодичность поставки, полный перечень видов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, МБП, запчастей, тары.

В завершающей части плана определяются возможные производственные затраты по выпуску продукцию. Производственные запасы должны быть min и достаточными для обеспечения производственного процесса. В перспективных расчетах надо учитывать рост цен.

При планировании оптимальной потребности в оборотных средствах или материальных ресурсах используется 3 метода:

5. аналитический предполагает определение потребности в оборотных средствах в размере их среднефактических остатков с учетом роста объема производства. Применяется на п/п, где средства, вложенные в материальные ценности и затраты, занимают большой удельный вес в общей S оборотных средств.

6. коэффициентный –запасы и затраты подразделяются на зависимые от изменения объема производства (сырье, материалы и т.п.) и независящие от него (ГП, МБП). По первой группе потребность определяется исходя из их размеров в базовом году и темпов роста в предстоящем. По второй группе потребность планируется на уровне среднефактических остатков за ряд лет.

7. прямого счета используется при организации нового предприятия и периодическом уточнении потребности в материальных ресурсах действующих предприятий. Главным условием его использования является тщательная проработка вопросов снабжения и производственного плана п/п. Метод предполагает нормирование оборотных средств. На размер норм ОбС влияют: длительность произв. цикла, время подготовки материалов для произв. потребления, отдаленность поставщиков, комплексность товаров, качество материалов, характер отгрузки ГП, система и форма расчетов и др. Нормы выражаются в относительных величинах (дни). Она рассчитывается по каждому элементу ОбС и характеризует величину ТМЦ на определенный период времени.

2. планирование труда и заработной платы:

Планирование трудовых ресурсов осуществляется путем определения потребности в рабочих, служащих, ИТР. Для этого составляется штатное расписание. Численность служащих, руководителей, специалистов определяется квалификационным справочником должностей и зависит от размере п/п, вида деятельности и т.д.

Численность рабочих планируется исходя из режима работы п/п, объемов пр-ва, трудоемкости (на основе нормативов). Различают явочную (Чя) и списочную (Чс) рабочих. Для сдельщиков:

, где Н - норма выработки за смену 1 рабочим, К – коэффициент перевыполнения норм выработки.

Для повременщиков: Чя = число машин*Nобслуж*кол-во смен.

 


 

47. Задачи и содержание планирования издержек.

Издержки – совокупность затрат в денежной форме на производство и реализацию продукции, на торговые и посреднические операции, расходы по финансовым операциям и прочим видам непроизводственной деятельности. Они отражают положительные и отрицательные стороны п/п.

Целью планирования издержек является обеспечение высоких темпов роста прибыли, повышение рентабельности производства на основе рационального использования материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов.

План издержек включает:

1. расчет снижения себестоимости продукции.

2. смета затрат на производство.

3. калькуляция единицы продукции и сводная калькуляция всей товарной продукции.

Показателями плана являются:

- сумма затрат на производство;

- себестоимость ВП, ТП, РП;

- себестоимость сравнимой ТП и ее снижение;

- себестоимость единицы продукции;

- сумма затрат на 1 руб. ТП и ее снижение.

При планировании себестоимости выполняют следующие расчеты:

1. определяется плановая себестоимость ТП на основе расчета влияния на уровень затрат важнейших ТЭ факторов.

2. уточняются сметы на подготовку и освоение новых видов продукции, а также пусковых расходов.

3. Составляются сметы по обслуживанию производства, рассчитываются сметы транспортно-заготовительных и коммерческих расходов. Калькулируется себестоимость единицы по видам продукции.

4. Составляется смета затрат на производство и сводная таблица затрат. При этом полная себестоимость ТП, рассчитанная по ТЭ факторам, должна соответствовать плановой калькуляции и сметы затрат на производство.

В процессе функционирования п/п осуществляет различные по своему составу и назначению затраты. Их отнесение на себестоимость осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукта.

Особенности организации и методологии планирования и учета затрат могут проявляться в выборе объектов учета и калькулирования, номенклатуры калькуляционных статей затрат, методов распределения затрат между ГП и незавершенным производством, а также между различными видами продукции.

В то же время система н/о требует единого подхода к распределению затрат п/п по источникам их покрытия. В зависимости от источников покрытия расходы делятся на:

- Включаемые в себестоимость продукции;

- Относимые за счет прибылей и убытков;

- Возмещаемые из ЧП.

В соответствии с законодательством в себестоимость включаются:

- Материальные затраты

- Амортизационные отчисления

- Расходы на оплату труда

- Отчисления на соц. нужды

- Прочие.

 


 

48. Доходность инвестиций и методы ее определения.

Термин инвестиции имеет два определения финансовое и экономическое. По финансовому инвестиции –все виды активов, вкладываемые в финансы с целью получения дохода; по экономическому инвестиции – расходы на создание, расширение, реконструкцию, перевооружение основного капитала и на связанные с этим изменения оборотного.

Главным фактором обесценивания денежных средств выступает упущенная выгода или потерянный доход, который мог бы быть получен в случае продуктивного использования.

Оценка инвестиций позволяет определить, является ли проект экономии целесообразным, т.е. оценить финансовые последствия для фирмы. Такая оценка инвестиций проводится в рамках инвестиционного анализа.

В инвестиционном анализе обычно используют математические методы приведения поступлений будущих периодов к настоящему времени, которое называется дисконтирование. А также приведение текущего уровня к будущему - метод наращения.Эти методы применяются при определении следующих величин: уровень % ставки, ежегодные платежи, количество периодов, значение текущего уровня вложений, значение будущего уровня.

Размер ожидаемого дохода зависит от 3 факторов:

- величины капитала;

- срока вклада капитала;

- величины ссудного процента ( %-й ставки).

%-я ставка характеризует доходность любой сделки. Она показывает какая доля от суммы вкладываемых средств будет возвращена владельцу в виде дохода. Величину ожидаемого дохода называют процентными деньгами. Существует 2 метода их расчета:

1.Метод простой %-й ставкиприменяется, когда %-я ставка применяется к одной и той же начальной сумме вклада, а инвестор, вложив деньги, планирует ежегодно получать свой %.

2.Метод сложной %-й ставки применяется, когда %-я ставка применяется к постоянно растущей сумме вклада за счет присоединения начисленных %. В этом случае % не выплачиваются, а присоединяются к первоначальной сумме.

К показателям, характеризующим доходность инвестиций относятся:

1. наращенная (новая) сумма вклада S вычисляется простым и сложным процентом.

Простой процент: Sn = P(1 + in), где Р –первоначальная сумма вклада, n –срок вклада (период инвестиций), i – размер исходной, зафиксированный в контракте или договоре % ставки.

Сложный процент: Sс = P(1 + i)n

2. Приращение вклада (ожидаемый доход) I.

Простой процент: In = Sn –Р = P(1 + n i) –Р =Р× n × i

Сложный процент: Iс = Sс –Р = P(1 + i)n – Р =Р[(1 + i)n-1]

3. Уровень прибыльности инвестиций У определяется отношением S ожидаемого дохода к стоимости первоначального вклада.

Простой процент:

Сложный процент.

На практике при обосновании предпринимательских проектов часто сталкиваются с задачей, когда по заданной S, которую следует получить через n лет, определяют P. Этот процесс называется дисконтированием и является обратным начислению сложного %. При начислении сложного % мы находим будущую стоимость путем умножения текущей ставки на (1+i), столько раз, на сколько мы делаем расчет.

При дисконтировании мы находим текущую стоимость путем деления будущей стоимости на (1+ r) столько раз, на сколько мы делаем расчет.

Дисконтирование как и начисление сложного % базируется на использовании ставки сложного %, которая называется уровнем доходности и обозначается r. Коэффициент дисконтирования характеризует сумму, которой покрываются неудобства, вызванные временным не использованием инвестируемой суммы.

Таким образом, дисконтирование – это приведение друг к другу потоков доходов или затрат год за годом на основе ставки дисконта с целью получения текущей стоимости будущих доходов или затрат.


 

49.Структура предпринимательского проекта, его фин.-эк. оценка, состав и хар-ка разделов.

Предпринимательский проект – документ, в котором излагается содержание и указываются пути и средства внедрения мероприятия, направленного на реализацию идеи, замысла, намерения предпринимателя, по созданию нового или развитию и совершенствованию действующего производства.

Предпринимательский проект может носить следующую направленность:

- производственную (выпуск продукции);

- посредническую (по организации связи между поставщиком и потребителем);

- трудовую (защита интересов работающих );

- финансовую (организация банков).

Предпринимательский проект включает следующие фазы:

1. Прединвестиционная фаза включает в себя формулировку идеи, предварительные расчеты, ТЭО.

2. Инвестиционная фаза включает в себя организацию, проектирование, строительство, предпроизводственные работы.

3. Эксплуатация (производство) включает в себя выпуск реализации и размещения продукции, определение издержек, получение прибыли, реинвестирование.

4. Ликвидация включает в себя оценку земли, зданий и сооружений, определение затрат на ликвидацию и чистой ликвидационной стоимости.

Начальным моментом любого проекта выступает идея. На прединвестиционной фазе представляется научная и практическая новизна, значимость идеи. В бизнесе этот этап принято называть поиск хозяйственной ниши. Для расчета эффекта просчитывается объем сбыта, а также величины издержек производства. Производственный выход на инвесторов и заключение предварительной договоренности. Любой предпринимательский проект требует всестороннего изучения и аргументации с т.з. определения ожидаемых результатов. В этих целях проекты подвергаются ТЭО на прединвестиционной фазе. Основная цель ТЭО сводится к определению организационно-технических возможностей, целесообразности и экономической эффективности требуемых для этого инвестиций

Наиболее важным разделом ТЭО является финансово-экономическая оценка, которая требует от разработчика особых знаний в области экономики, финансового и банковского дела. Финансово-экономическая оценка включает следующие этапы:

1.Сведения об общих инвестициях (приобретение, аренда, строительство, подготовка оборудования, капитал)

2.Источники и условия финансирования (акционерный капитал, средства финансовых институтов, государства, кредиты поставщиков, размер дивиденда и % за кредит).

3. Издержки производства рассчитываются укрупнено с подразделением на прямые переменные и постоянные.

4.Денежные потоки, которые определяют два самостоятельных процесса: создание производственного объекта и последовательность получения дохода.

5.Оценка экономической эффективности инвестиций осуществляется с помощью системы показателей.

Инвестиционная фаза охватывает следующие стадии:

- организация и оформление всех видов работ (дирекция, регистрация, открытие финансирования);

- проектирование заданий, сооружений, строительства, предпроизводственный маркетинг;

- ввод в эксплуатацию.

 


 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.057 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал