Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема №6 Методы улучшения качества воды
«Активный хлор» - бактерицидный эффект активного хлора связывают с его окислительным действием на клеточные ферменты, входящие в состав бактериальной клетки, и прежде всего на SH-группы клеточной оболочки бактерий, регулирующие процессы дыхания и размножения. Дегазация воды – удаление из неё растворённых газов, метод применяется для удаления из воды сероводорода и других дурнопахнущих газов. Дезактивация – удаление радиоактивных веществ Метод адсорбции – используется для очистки воды от растворённых органических веществ. Обезжелезивание воды - основан на окислении растворимых солей двухвалентного железа и образовании нерастворимого в воде гидрата окиси железа Fe(OH)3, который затем осаждается в отстойнике и задерживается на фильтре. Обеззараживания - уничтожение патогенных микроорганизмов, т.е. обеспечение эпидемиологической безопасности воды. Обессоливание воды – полное опреснение, которое производится чаще при подготовке воды к промышленному использованию. Озонирование – обеззараживание воды с помощью озона. Физические методы обеззараживания воды – включают в себя использование УФ – лучей, ультразвука, ионизирующего излучения. Фильтрация – используется для полного освобождения воды от взвешенных частиц. Используют медленные и быстрые фильтры. Умягчение воды - полное или частичное удаление из воды катионов кальция и мания, может осуществляться реагентным, ионообменным или термическим методом.
Гигиена детей и подростков Тема №7. Гигиеническая оценка состояния здоровья и физического развития детей и подростков. Гигиеническая оценка режима дня детей и организации учебно-воспитательного процесса в детских садах и школах. Акселерация – это ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений. Биологи́ ческие ри́ тмы — (биоритмы) периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Биологический возраст - это достигнутый уровень морфофункционального развития организма, определенный относительно средних возрастно-половых нормативов. Гармоничность развития детей – обязательный компонент комплексной оценки состояния здоровья. О гармоничности физического развития судят по соотношению длины, массы тела и окружности грудной клетки. Гетерхронность – неодновременность развития отдельных органов и систем и функций организма Гипокинезия – дефицит двигательной активности. Генерализирующий метод сбора антропометрического материала («поперечного среза», поперечного сечения популяции) - заключается в относительно одномоментном исследовании больших групп детей. На основе метода разрабатывают стандарты физического развития, устанавливают общие закономерности роста и развития, этнические особенности и проводят эколого-гигиеническую оценку территории. Группы здоровья — условный термин, используемый для ориентировочной оценки здоровья детей и подростков. Согласно методическим рекомендациям различают 5 групп здоровья: I — здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций; II — здоровые, но имеющие функциональные или некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; III — больные хроническими болезнями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма; IV — больные хроническими болезнями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями; V — больные хроническими болезнями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Двигательная активность – суммарная величина движений человека за определённый отрезок времени. Динамический стереотип – система условных рефлексов, определяющих программу жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Измеряется она с помощью водяного или воздушного спирометра. Здоровье детей и подростков – понимают не только отсутствие болезней, но и такое состояние жизнедеятельности организма, при котором физическое развитие соответствует его биологическому возрасту и проявляется в гармоничном единстве физических и интеллектуальных характеристик, а также адекватном формировании адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста и созревания. (ВОЗ 2002) Индивидуализирующий метод сбора антропометрического материала (лонгитудинальный, проспективный) - заключается в систематическом наблюдении за физическим развитием отдельных детей (одного и того же ребенка) в течение длительного отрезка времени. Этот метод дает представление о ходе роста и развития ребенка в зависимости от факторов социальной и природной среды, действующих на организм (характер и режим питания, перенесенные заболевания, климатические факторы и др.). Комплексный метод оценки физического развития – это комплексная оценка морфофункционального развития, которая предусматривает определение биологического возраста ребенка и гармоничности морфофункционального развития. Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры; измеряется ручным динамометром Наличие или отсутствие у ребёнка хронических заболеваний – судят по данным плановых медицинских осмотров у педиатра и узких специалистов, а также по данным заболеваемости по обращаемости. Паспортный возраст - это число прожитых человеком лет от рождения до момента обследования. Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основной целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Рост – (количественные изменения)это увеличение размеров и массы отдельных органов и тканей и организма в целом Развитие – (качественные изменения), подразумевают структурную дифференцировку тканей и органов и расширение и совершенствование их функций. Соматометрия — это совокупность методов определения наружных размеров и массы тела человека. Соматоскопия (от греч. soma—тело и ska-рео—смотрю), метод изучения вариаций строения тела, основанный на рассмотрении и точном описании. С. представляет собой общебиологический метод, одинаково применимый к организмам разных видов, но наибольшую разработку этот метод получил в применении к человеку; поэтому термин С. практически равнозначен с термином антро-поскопия (точно так же как соматометрия и антропометрия). Сопротивляемость организма – оценивается по числу острых заболеваний и обострению хронических заболеваний у ребёнка в предыдущем году. Часто болеющими считаются дети, болевшие в течение года 4 и более раз. Сон — это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым Становая сила измеряется становым динамометром (динамометрия). Обследуемый стоит двумя ногами на платформе, наклоняется, берется за рукоятку динамометра и с усилием выпрямляется. В исходном положении рукоятка динамометра должна быть на уровне колен. Становой динамометр регулируют по росту обследуемого с помощью металлической цепи. Физиометрия – определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют ЖЕЛ (спирометрия), мышечную силу рук, становую силу (динамометрия). Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Шкалы регрессии – это метод оценки физического развития детей и подростков, сущность которого заключается в наличии связи между двумя признаками, т.е. наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение – при обратной. Школьная зрелость - это степень морфологической и функциональной готовности отдельных органов и систем организма ребенка к выполнению требований школы. В 6 лет проводится проверка детей в детском саду или поликлинике. Устанавливает школьную зрелость медико-биологическая комиссия, в которую входят: 1) врач-педиатр -2) педагог 3) логопед. Центильный метод оценки физического развития – применяется с использованием центильных таблиц, которые позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными, получаемыми при массовых обследованиях. Составляют эти таблицы следующим образом: антропометрические данные 100 человек (100%) одного возраста выстраивают в порядке возрастания. Затем показатели 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (или процент, или перцентиль, или просто центиль). Если полученные результаты соответствуют 25 - 75 центилю, то рассматриваемый параметр соответствует среднему возрастному уровню развития. Если же показатель соответствует 10 центилю, это говорит о развитии ниже среднего; а если 3 - о низком развитии. Если показатель входит в пределы 90 центиля, развитие оценивают выше среднего; а если в 97 - как высокое. Тема № 8. Гигиенические принципы и санитарные нормы и правила планировки и обустройства детских учреждений. Блочно-цеитрализованная система — это наличие нескольких двух-, трехэтажных зданий, соединенных между собой теплыми переходами. В основе внутренней планировки при данной системе лежит создание блок-секций с определенным набором помещений, объединенным функциональным назначением. В блок-секцию не должно входить более 4-х классов. Такая система внутренней планировки способствует созданию благоприятных условий для режима труда и отдыха учащихся, ведет к резкому снижению заболеваемости учащихся. Групповая ячейка – это помещение в ДДУ в состав групповых ячеек входят раздевальная (или приемная для детей ясельного возраста), групповая, спальня, буфетная и туалетная. Вся мебель, устанавливаемая в этих помещениях, должна соответствовать росту и возрасту детей, выбираться с учетом гигиенических и педагогических требований. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (в ясельной группе – приёмная), групповая (игровая), буфетная, санитарная комната, спальная (строго обязательна для ячейки круглосуточного функционирования). При отсутствии спальни групповая (игровая) оборудуется встроенными шкафами, откидными кроватями. Детский сад — образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, с 3 до 7 лет). Дистанция сиденья - это расстояние по горизонтали между задним (ближним) краем стола парты и передним краем скамьи, на которой сидит учащийся. Согласно установленным стандартам, это расстояние должно быть отрицательным и составлять 4-5 см, то есть, край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см. Дистанция спинки – представляет собой расстояние между краем крышки стола, обращённого к ученику и спинкой сиденья. Дифференция - это расстояние по вертикали от заднего края стола парты до сиденья. В норме должно быть равно расстоянию от локтя до скамьи при. опущенной и согнутой в локте руке (то есть ближний край стола парты должен находиться на высоте локтя опушенной руки сидящего за партой ученика). Глубина сиденья - переднезадний его размер. Должен быть не меньше ½ и не больше ¾ длины бедра ребёнка. Ширина сиденья - должна быть равна дистанции Битрохантерика+- 3-4 см. Высота сиденья – должна соответствовать длине голени со стопой + 1, 5-2 см на высоту каблука. Принцип групповой изоляции — это специфика всех дошкольных учреждений. Назначение этого принципа – профилактика инфекционных заболеваний. Для его соблюдения определяется минимальное функциональное звено детского учреждения – групповая ячейка.
|