Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Cтруктура современной психологии






Фундаментальная часть психологии представлена общей психоло­гией – дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные во­просы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического позна­ния, сформулировать основные закономерности существования и раз­вития психической реальности. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Помимо проблем, относящихся к психике в целом, общая психо­логия рассматривает более частные, относящиеся к конкретным психи­ческим процессам, состояниям и свойствам. Поскольку основной интерес для психологии представляет человек, общая психология обсуждает в первую очередь вопросы, связанные с личностью, деятельностью, обще­нием, познавательными процессами человека, изучая их как в теорети­ческом плане, так и экспериментально.

Основные вопросы, поднимаемые общей психологией, стоят в цен­тре более частных отраслей психологической науки, являющихся отно­сительно самостоятельными областями знания. Так, проблемы раз­вития психики в филогенезе специально рассматриваются в сравни­тельной психологии и зоопсихологии. Сравнительная психология делает акцент на сопоставлении психики животных и человека, зоопсихология – наука о психике животных; иногда их объединяют подназванием «эволюционная биопсихология».

На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.

Закономерности онтогенетического развития психики в связи с воз­растом изучает возрастная психоло­гии; соотношение мозга и пси­хики – в психофизиологии и ней­ропсихология; проблемы аномального развития психики – специальная психология; закономерности взаимодействия личности и социума, фор­мирования и развития групп – социальная психология; закономерности трудовой деятельности – психология труда.

Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно авто­номные теоретические представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами про­блематики. Так, в возрастной психологии выделяются: детская психоло­гия (со своим подразделением по возрастам), психология подростка, психология юности, психология взрослости, психология пожилого воз­раста и старости (геронтопсихология).

Дифференциальная психология – отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий.

Специальная психология вклю­чает патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности при заболеваниях; олигофренопсихологию, изучающую особенности умственно отсталых; тифлопсихологию (психология сле­пых); сурдопсихологию (психология глухих).

Социальная психология в качестве основных разделов включает психологию общения и взаимодействия людей, психологию групп, со­циальную психологию личности.

Чрезвычайно разветвленной является психология труда, дающая основу для развития областей психологического знания, соотносимых с конкретными видами человеческой деятельности. К ним относятся ин­женерная психология, изучающая деятельность человека в системе «че­ловек – машина», авиационная психология, психология управления и др.

Такое «членение» психологии не означает отсутствия связи между названными областями. Напротив, целый ряд психологических дис­циплин оказывается возможным только благодаря их взаимодействию, апеллируя к наработанным в них теоретическим схемам, эксперимен­тальным данным, методам работы.

Психология тесно взаимосвязана с различными науками. Так, ф илософия является методологической основой психологии.

Естественные науки (биология, физиология, химия, физика и др.) способствуют изучению физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики.

Кибернетика оказывает помощь в изу­чении процессов психической саморегуляции человеческой личности; со­циология – в решении задач социальной психологии, в изучении роли психологии в социальном процессе; педагогика – в решении задач обуче­ния и воспитания, формирования личности; технические науки – в разра­ботке технических средств для исследования психики, а также оптималь­ных условий деятельности человека в условиях технического прогресса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.