Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV этап(с середины XX в. по настоящее время)– психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики






До середины XX века в психологии сформировалось большое количе­ство конкурирующих, несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии пони­мания предмета и метода психологии. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения та­кого множества столь различных парадигм.

Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и ха­рактеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм. Продуктивный выход из кризиса состоит не в доминировании какой-либо одной пара­дигмы, не в слиянии трудно совместимых логически парадигм, а в эволю­ционном процессе выработки психологическим сообществом согласован­ного мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и ме­тоде психологии.

Важным психологическим направлением, возникшим в период «открытого кризиса», явилась гештальтпсихология (приблизительный перевод с немецкого: психология формы), связанная в первую очередь с именами германских исследователей М. Вертгеймера (1880 – 1943); К. Коффки (1886 – 1941) и В. Келера (1887 – 1967).

 

Макс Вертгеймер (1880 – 1943) – немецкий психолог. Изучал философию и психологию в университетах Праги, Берлина и одновременно посещал лекции по музыке, физиологии, истории искусств. В 1905 году получил докторскую степень, защитив диссертацию. Занимался проблемами музыкального восприятия, психологии «примитивных народов», парапсихологией. Известны его разработки «детектора лжи».

 

В противовес представлениям ассоцианистов о том, что образ создается через син­тез отдельных элементов, и свойства целого определяются свойствами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свой­ства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении систем­ного подхода, причем не только в психологии, но в науке в целом). Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений; свойства фи­гуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей.

Гештальтпсихология, возникшая как направление исследования по­знавательных процессов, оказала влияние на психологию в различных ее проявлениях. Предметом исследования оказались целостные структуры (гештальты), что же касается практических приложений, то они опреде­ляются тем, как используют те или иные положения, конкретные на­правления практической психологии.

Курт Ко́ ффка (1886 – 1941) – немецкий психолог. Обучался в Берлинском университете получил степень доктора философии. Вместе с Келером участвовал в экспериментах Вертгеймера, посвящённых изучению восприятия движения. С ними основал журнал «Психологическое исследование». У Коффки был дальтонизм, отчасти поэтому он изучал цветное зрение, остаточные об­разы и феномен «фигура–фон».

 

Идеи гештальтпсихологии оказались чрезвычайно эвристичными: по существу был открыт новый способ психологического мышления. Не­смотря на то, что в «чистом» виде это направление в современной пси­хологии практически не представлено, а ряд положений частично обесценился (например, было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но прежде всего тем значением, которое оно несет в культуре в практике конкретного человека), многие идеи геш­тальтпсихологов оказали глубокое влияние на развитие и возникнове­ние ряда психологических направлений: идея целостности широко про­никла в психотерапевтическую практику, а исследования мышления в гештальтпсихологии во многом определили идею проблемного обуче­ния и т.д.

Немецко-американские психологи Курт Левин и Фре­дерик Перлс заимствовали у этой науки ряд принципов, кото­рые распространили за пределы психологии познавательных процессов – в область психологии личности.

 

Курт Левин (1890 – 1947) – немецко-американский психолог. В Америке основал научно-исследовательский центр по проблемам групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Ввел в психологию понятие «группы». Имел широкий круг интересов, эрудирован в вопросах биологии, физики, математики. Его любимая фраза: «Наука не терпит лени, недобросовестности и глупости».

 

Курт Левин вошел в исто­рию науки как автор так назы­ваемой «теории поля». Вслед за гештальтпсихологами (с которыми он одно время непосредственно сотрудничал) он полагал, что образ мира формируется как целостность, и это происходит в данный момент как инсайт (озарение). Понятие «поля» связывается К. Левином с системой объ­ектов-побудителей человеческой активности, существующих «здесь и сейчас» в его психологическом, субъективном пространстве. Поле на­пряжено (аналог физического поля; как и гештальтисты, К. Левин утверждал тождество физических и психологических закономерностей), когда воз­никает нарушение равновесия между индивидом и средой. Это напряже­ние нуждается в разрядке, что осуществляется как реализация намерения. При реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает более потребности, теряют свою побудительную силу. Например, если мы хотим есть, то появившийся в поле зрения бутерброд «притягивает» нас (в терминах К. Левина, имеет положительную валентность), но удовлетворив голод иначе, мы теряем к нему интерес. Ситуации, в которых поведение человека определяется объектами поля, называются «полевое поведение»; его «нормальный» вариант предполагает, что объект управляет поведе­нием в силу того, что соответствует потребности. В дальнейшем от пове­дения индивида К. Левин перешел к проблеме внутригрупповых отноше­ний, при этом группу он также рассматривал как целое, внутри которого действуют особые силы сплочения.

Фредерик Перлс – создатель одного из наиболее влиятельных на­правлений современной психотерапии – гештальттерапии, помимо геш­тальтпсихологии наследовал ряд идей психоанализа и некоторых других направлений. Хотя Перлс был противником теорий как таковых, тем не менее, он сформулировал некоторые положения, дабы не допустить пре­вращения гештальттерапии в простое использование приемов (которых в рамках этого направления было создано чрезвычайно много).

Принцип целостности им распространяется и на проблему соотноше­ния между психической и физической действительностью. Перлс считал, что любой аспект поведения есть проявление целого, т. е. бытия чело­века. Кроме того, идея целостности – и это уже от гештальтпсихологии – означает понимание индивида, как части более широкого поля, включаю­щего организм и среду. В этом единстве, однако, обозначается «контакт­ная граница» между индивидом и средой; у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход из нее. Контакт Перлс считает формированием гештальта, уход – завершением. Проблема нев­ротика в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов, т. е. «незаконченных», неотреагированных проблем, что заставляет его жить не «здесь и сейчас», а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий (предполагается, что жизнь в настоящем есть истинная жизнь). Перлс этого не доказывает. Вообще, отказ от строгого обос­нования – одна из примет совре­менной психотерапии. Главное, по Перлсу, это осознавание того, что и как происходит, но не поиск при­чин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста – незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных, по­верхностных способов поведения – клише, т.е. стереотипных способов взаимодействия, и игр или ролей, в которых мы притворяемся такими, какими хотели бы быть. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик, его человек обычно избегает, возвращаясь на по­верхностные уровни поведения. Но если человек способен поддерживать сознавание в пустоте, то это приводит к «внутреннему взрыву», пере­живаемому как страх смерти или смерть, а затем – к внешнему взрыву – вспышке эмоций (гнев, горе, радость жизни), что знаменует возрождение человека, отреагирование того, что ранее сдерживалось, отвлекая на себя часть энергии, невозможность жить в настоящем.

 

Фредерик Саломон Перлз (1893 – 1970) – выдающийся немецкий врач-психиатр, психотерапевт. Получив степень доктора медицины, начинает заниматься психиатрией. Изучал медицину без особого интереса, рассматривал ее как путь в философию и физиологию. В Южной Африке в г. Йоханнесбурге основал Психоаналитический институт, в США – Институт гештальттерапии.

 

Одним из ведущих направлений современной зарубежной психоло­гии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «тре­тья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевио­ризму. Возникновение в 60-е годы нашего столетия названия и формулирование основных принципов направления связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу.

В центре гуманисти­ческой психологии – понятие становления личности, представление o не­обходимости максимальной творческой самореализации, что означает ис­тинное психическое здоровье.

Обозначим основные отличия гуманистической психологии от пер­вых двух «сил» (психоанализа и бихевиоризма).

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

 

Маслоу Абрахам Харольд (1908 – 1970) – американский психолог. В Висконсинском Университете получил степень бакалавра по психологии, позже – магистра гуманитарных наук, доктора. Преподавал психологию в Бруклинском колледже и Университете Брандейса. Некоторое время был президентом Американской психологической ассоциации. Впоследствии занялся философией демократической политики, экономики и этики.

 

В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность (не­пригодность) исследований животных для понимания человека; этот те­зис также противостоит бихевиоризму.

B отличие от классического психоанализа, гуманистическая психо­логия утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием ок­ружения.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т. е. творческая направленность. Она у всех врожденная, но теряется большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, «детский» взгляд на мир.

Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой лично­сти: прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный).

Эти принципы в основном распространяются и на другие гумани­стические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не пред­ставляет единой теории; ее объединяют некоторые общие положения и «личностная» ориентация в практике — психотерапии и педагогике.

Мы рассмотрим гуманистическую психологию на примере взглядов А. Маслоу и К. Роджерса.

«Сердце» концепции Маслоу — его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и ие­рархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

1. Базовые физиологические потребности;

2. Потребности, связанные с безопасностью;

3. Потребности, связанные с любовью и приятием;

4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением;

5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности лич­ностной состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности следующий: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удов­летворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более вы­сокого уровня. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может под­няться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализа­ции, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.

Задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек – высшая ценность и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состо­яться.

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX в. Карла Роджерса. Для него понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты.

Человек, как и другие живые организмы, по Роджерсу, имеет врож­денную тенденцию расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает, несмотря на то, что на его пути встают препятствия. Существует много примеров того, как люди, живущие в жестких ус­ловиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со сто­роны общества; более того, именно контроль заставляет человека посту­пать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответ­ствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т.п. – результат страха и психологической защиты; задача психолога – по­мочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

 

Карл Рэнсом Роджерс (1902 – 1987) – прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался спортом, шумными играми и практически не имел друзей. Получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в педагогическом колледже при Колумбийском университете. Преподавал в университетах штатов Огайо, Висконсин и Чикагском университете.

 

Актуализирующая тенденция (так иначе обозначается потребность в самоактуализации в динамике ее проявления) – причина того, что че­ловек становится более сложным, независимым, социально ответствен­ным.

Первоначально все переживания, весь опыт оцениваются (не обяза­тельно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; проти­воположных переживаний стараются избегать. Такая ориентация харак­терна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется струк­тура «Я», т.е. самосознание.

Проблема же заключается, по Роджерсу, в том, что вместе с фор­мированием «Я» у ребенка возникает потребность в положительном отно­шении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном са­моотношении; однако единственный путь его выработки связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других.

Ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их не­соответствие друг другу, что Роджерс обозначает термином «неконгру­энтность». На уровне проявлений это означает тревогу, ранимость, не­цельность личности. Это усугубляется и ненадежностью «внешних ориен­тиров» – они нестабильны. Отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам – религиоз­ным, общественным, малым группам близких друзей и пр.

Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориента­ции на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоак­туализацию ребенка, полагает Роджерс, безусловное позитивное отноше­ние к ребенку, «безусловное принятие» его. Ребенок должен знать: он любим неза­висимо от того, что делает. Тогда потребности в положительном отноше­нии и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоак­гуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цель­ным, «полностью функционирующим».

Роджерс развивал «лично­стно-центрированную» терапию, принципы которой (главное внима­ние – личности как таковой, а не со­циальным ролям или идентичности) распространились за пределы психо­терапии в традиционном понимании этого слова и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др. Во всех случаях главным для Роджерса является обраще­ние к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения как того, что позволяет человеку стать «полностью функциони­рующей личностью». Свойства же полностью функционирующей личности в понимании Роджерса во многом напоминают свойства ребенка, что естест­венно: человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, ха­рактерной для ребенка

до переориентации на условия получения одоб­рения.

Психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология представ­лены А. Маслоу как «три силы» в психологии. На роль «четвертой силы» претендует появившаяся в 60-е годы «трансперсональная психология», ищущая новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явле­ния, не получившие достаточного обоснования в рамках «первых трех сил». В первую очередь это относится к предельным возможностям чело­веческой психики, к тому, что называется «мистическими пережива­ниями», «космическим сознанием» и т.п., т.е. формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда на человека с нетрадиционных по­зиций. В центре трансперсональной психологии (т.е. «психологии за преде­лами личности») так называемые измененные состояния сознания, пережи­вание которых может привести человека к смене фундаментальных ценно­стей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидером этого направления является Станислав Гроф, разработавший метод холотропного дыхания (холотропный – ведущий к целостности), именуемый также ребе­фингом (возрождение), что имеет и прямой смысл, так как в измененном состоянии сознания возможно повторное переживание момента собствен­ного рождения, и символический – духовное воскресение. При этом методе измененное состояние сознания достигается вследствие организации ин­тенсивного дыхания и «отключения» сознания под воздействием специ­альной музыки (часто говорят, что трансперсональная психология возрож­дает традиции язычества).

Станислав Гроф (род. в 1931 г. в Чехословакии) – практикующий психиатр-клиницист. Изучал применение ЛСД для лечения психических расстройств. В настоящее время – профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Один из основателей Международной трансперсональной ассоциации. Открытия Грофа вдохновили культовых режиссёров братьев Вачовски на создание кинотрилогии «Матрица».

 

Согласно представлениям основоположников этого направления, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.

Таким образом, на данном этапе можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки:

1) разви­тие существующих парадигм;

2) появление новых парадигм;

3) формиро­вание различных версий объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии;

4) экспансия наиболее развитых парадигм на различные отрасли психологии;

5) развитие связей психологии с дру­гими дисциплинами (психолингвистикой; психофизиологией; нейропси­хологией; генетической психофизиологией).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.