Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель образования






Цель современного образования – развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу; включение ее социально-ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности повышения квалификации) за пределами институциалиализированных образовательных систем[2].

Она составляет систему и знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и государственными образовательными стандартами. Сама цель имеет иерархическую структуру. Так, цель учебной дисциплины выступает, как один из элементов цели подготовки специалиста. Цель изучения темы является элементом системы целей учебной дисциплины и т.д.. Цель -это начало организации учебного процесса и может трактоваться как усвоение содержания на требуемом уровне. Такое общепедагогическое понимание цели инвариантно к форме получения образования.

Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения.. Формулирование педагогических целей отвечает на вопрос, для чего учить; какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) должен уметь решать студент с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п [3].

Делая небольшое отступление можно сказать, что обычно, минуя описание цели, педагоги сразу устремляются к конструированию учебных планов, программ, пособий и других учебно-методических средств[4].

Современные методологические принципы организации сложных систем, такой поход не может дать ничего, кроме сумятицы и путаницы, бесконечных дискуссий и формального теоретизирования, т.к. в системе отсутствует системообразующий элемент – цель. Но, как точно заметил А.С. Макаренко, педагогика есть наука целесообразная.

Цель можно выразить в терминах подготовки к определенной жизнедеятельности, располагающей относительно точно очерченым кругом знаний и умений, уровнем развития мастерства и объектов на которых оно проявляется. Под заданный уровень необходимой будущей професиональной квалификации выпускника есть возможность разработать требования к качествам его личности на любом уровне


обобщения и конкретизации: квалификационную характеристику, профессиограмму или модель личности специалиста.

Цель в педагогичесой системе должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, что можно однозначно сделать заключение о степени реализации и построить определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

Рассмотрим как исторически менялись цели образования на примере Исторических моделей (проектов) образованного человека[5]

История образования, начиная с эпохи Просвещения, определялась борьбой и попеременным чередованием двух основных групп воззрений, концепций образования: природосообразного и культуросообразного. В концепции природосообразности образования утверждается, что становление человека, его образование является раскрытием его сущностных сил, имманентных, данных ему от природы или от Бога. А в концепции культуросообразности образования утверждается, что становление, образование человека есть обретение, усвоение им определенных способностей и форм жизнедеятельности в соответствии и под влиянием общественной жизни.

Различные понимания образованного человека представлены в Таблице 2.2..1.

 

  Исторические проекты развития образования (модели " образованного человека")
Принцип природосообразности Принцип культуросообразности
Понима ние природы человека Способ обоснова ния Цель образования Понимание природы общества Способ обоснования Цель образования
КЛЕРИКАЛЬНЫЙ (XVI-XVIII В.) Коменский, Руссо, Песталоцци СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ (XVIII-XIX В.) Гельвеций, Дидро
Богосло вие Законы Священно го Писания божественное предназначе­ние Юридичес­кое законы гражданско­го общества общественное предназначе­ние
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ (XVIII-XIX В.) Дистервег, Гербарт, Ушинский ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ (XIX-XX В.) марксистская педагогика
Естест­венно научное Естест­венно научные законы развитие естественных способностей естественно историчес­кое законы естествен­ной истории общества общественное развитие
САМОРЕГУЛИРУМЫЙ (XX В.) Маслоу, Роджерс, Олпорт КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ (XX В.) Штейнер, Выготский, Библер
автоном ное законы развития личности самоопределе ние личности культурно-историчес­кое законы культурной истории развитие культурной личности

Смена исторических проектов образованного человека, определяемых пониманием природы человека и общества и представлениями о целях образования, носит отчетливо выраженный " маятниковый" характер. Исторически клерикальный проект, связанный с традиционным религиозным пониманием богоподобной природы человека, сменился социально-правовым проектом французских материалистов, подчинивших образование задачам гражданского общества. Этот, в свою очередь, был заменен естественнонаучным, вернувшимся к переосмысленному пониманию природы человека как основы образования. На смену естественнонаучному пониманию природы человека пришло понимание человека как совокупности общественных отношений в естест-венноисторическом проекте. Этот проект в свою очередь эволюционировал в оппозиционный проект, основой которого стало представление о личности человека, самостоятельно, относительно независимо от общества и подчас вопреки ему определяющей и регулирующей свое развитие (self-made-man, autonomous person). Наконец, культурно-исторический проект следует рассматривать как возвращение к представлению об органической связи и обусловленности человека и общества, при этом общество понимается не только как гражданское и не столько как экономическое, но, прежде всего, как культурно-историческое объединение людей.

Следует отметить, что все перечисленные проекты отнюдь не стали историческими реликвиями в архиве педагогической мысли, но сохраняют по сей день свою жизнеспособность и в соответствующих, благоприятных условиях способны вновь обрести значительное социальное влияние. Примером может служить клерикальный проект, получивший в последнее время распространение в форме идеи восстановления и развития религиозного образования и воспитания.

Содержание обучения

В конспективной форме отразим основные положения, касающиеся категории содержание образования






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.