Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективность появления открытого образования






Открытое образование является результатом исторического эволюционного пути становления и развития информационной цивилизации как неотъемлемой ее части и не зависит от политики государства в области образования.

Система ОО - это рациональный синтез известных форм получения образования на базе средств коммуникационных и телекоммуникационных технологий. Это объективный закономерный процесс, называемый конвергенцией - это закономерность (тенденция), присущая объектам и явлениям реального мира при их развитии в условиях информатизации. Особенно ярко она проявляется в развитии средств информационных технологий. Например, компьютер объединяет в себе несвойственные ему функции телевизора, приемника


и наоборот телевизор становится сложным программируемым устройством, приближенным к компьютеру. Ряд примеров может быть продолжен.

Рассмотрим в этом контексте развитие во времени известных форм получения образования в России. Воспользуемся следующей схемой, изображенной на Рис 1.4.5.

Очное-----
Заочное


Дистанционное


Открытое --
образование/
1930г.1990г. ______________________ 2000г.


Рис.1.4.5. Динамика развития форм получения образования

Можно высказать гипотезу о том, что в будущем все формы получения образования конвергируют в одну, которую условно можно будет назвать, например, виртуальной. (такие новационные формы как ноосферная и генная рассматриваться пока не будут). Это созвучно известному высказыванию А.Д. Сахарова, который говорил: «… именно в конвергенции я вижу единственный путь спасения человечества».

Приведем качественные рассуждения, поясняющие процесс
конвергенции двух наиболее известных форм очной и заочной.
Рассмотрим, например, ЗО - заочную форму обучения форму получения
образования Известно, что образовательный процесс при ЗО
характеризуется достаточно жестким во времени циклическим
регламентом. Это следующие друг за другом установочные занятия,
межсессионная работа, экзаменационно-зачетные сессия.

Регламентированный, без возможности выбора, набор дисциплин для изучения, ограниченное использование средств новых информационных технологий (СНИТ), особенно в межсессионный период, ограниченное контактное время во время сессии и полное его отсутствие в межсессионный период т.к. практически полностью отсутствует интерактивный обмен информацией даже с помощью почты и др.

Представим, что мы модернизируем ЗО следующим образом. Ввели гибкий график учебы и возможность выбора дисциплин для изучения студентом. Сдать экзамен по курсу можно в тот момент, когда студент считает себя подготовленным. В межсессионный период расширен контакт с преподавателем за счет использования средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) -электронной почты, аудио и видеоконференции и т. д..


В результате мы получили некоторую новую форму, которая по набору характеристик изоморфна некоторой перспективной форме, которую можно условно обозначить как Ω и назвать виртуальной.

Рассмотрим теперь традиционное очное образование, которое имеет много элементов, общих с ЗО, например, такая форма обучения, как самостоятельная работа и др. Применение ИКТ позволяет увеличить долю самостоятельной работы в общем бюджете времени. Широкое применение компьютеров и телекоммуникаций, введение гибкого графика изучения дисциплин, модульного построения и изучения дисциплин и другие дидактические и организационные мероприятия позволяют опять же получить некую модифицированную форму очного обучения, отличную от традиционной. Она будет уже более похожа на Ω.

Таким образом, как можно заметить, применение технологий ДО в образовательном процессе на базе ИКТ изменяют существующие формы получения образования, которые асимптотически стремятся в своем развитии к некоторой перспективной форме Ω. Схематично этот эволюционный процесс «слияния» существующих форм показан на Рис. 1.4.6. Каждая форма получения образования представляется множеством, элементами которого являются, например, средства, методы и форы обучения, соответствующие ей. Они могут быть графически условно представлены в многомерном пространстве замкнутой фигурой, похожей на эллипс. Т.к. некоторые элементы форм являются общими, то на схеме это отражено в виде пересечения фигур. С течением времени таких общих элементов становится все больше и больше, как следствие этого, область пересечения увеличивается, и все замкнутые кривые сливаются в одну асимптотическую, которую можно назвать формой Ω получения образования ХХI века.

Приведенные рассуждения показывают, что идеально может рассматриваться некоторая интегральная, синтетическая форма, к которой при модернизации и развитии асимптотически, эволюционно будут стремиться все известные в настоящее время формы получения образования, в том числе и современное ДО. Эта форма мыслится нами как некоторый идеал, вбирающий в себя все лучшее из существующих форм в настоящем и которое может появиться в будущем. Это и есть, ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, в нашем понимании.


ОО




ЭО


О


О


 



 


 


ЗО


ОчО


Рис 1.4.6. Эволюция форм образования при их совершенствовании на базе новых информационных технологий

ДО - Дистанционное обучение; ОчО - Очное обучение; ЗО -Заочное обучение; ЭО - Экстернат.

Каждой форме получения образования присуща своя технологическая система, включающая в себя средства обучения, средства общения преподавателя и студентов, организационные формы проведения занятий и методическую подсистему.

Конкретная технологическая система, присущая какой-либо форме, может использоваться (в той или иной степени) в других формах. Например, учебные пособия по ДО можно использовать в очном обучении, такая организационная форма проведения учебных занятий как семинары, лекции, экзамены, самостоятельная работа встречаются во всех формах и т.д. Таким образом, можно с достаточной степенью вероятности утверждать, что процесс конвергенции в образовании объективен.

Технологическое пространство системы ОО базируется на принципах открытых информационных систем. Применение подхода открытых систем в настоящее время является основной тенденцией в


области информационных технологий и средств вычислительной техники, поддерживающих эти технологии. Идеологию открытых систем реализуют в своих последних разработках все ведущие фирмы -поставщики средств вычислительной техники, передачи информации, программного обеспечения и разработки прикладных информационных систем.

Открытая система - это система, реализующая открытые спецификации на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить:

расширяемость/масштабируемость - ехШхМШу/хсаШШу/ обеспечение возможности добавления новых функций или изменения некоторых уже имеющихся при неизменных остальных функциональных частях;

мобильность (переносимость, взаимозаменяемость) - роПаЫШу, обеспечение возможности переноса программ, данных при модернизации или замене аппаратных платформ и возможности работы с ними специалистов, пользующихся информационными технологиями, без их переподготовки при изменениях;

интероперабельность- ШегорегаЫШу, способность к

взаимодействию с другими системами;

дружественность - АепшЫШу к пользователю, в том числе -легкая управляемость»

Каждое из этих свойств по отдельности можно отнести и предыдущим поколениям информационных систем и средств вычислительной техники. В открытых системах эти черты рассматриваются в совокупности, как взаимосвязанные, и реализуются в комплексе.

Ключевым моментом в открытой системе является общедоступная спецификация, которая поддерживается открытым, гласным согласительным процессом, направленным на постоянную адаптацию новой технологии, и соответствует стандартам.

Открытая спецификация не зависит от конкретной технологии, т.е. не зависит от конкретных технических или программных средств или продуктов отдельных производителей. Открытая спецификация одинаково доступна любой заинтересованной стороне. Более того, открытые спецификации находятся под контролем общественного мнения, так что все заинтересованные стороны могут принимать участие в ее развитии.

Основой, обеспечивающей информатизацию в системе ОО, является совокупность стандартов, с помощью которых унифицируется взаимодействие аппаратуры и всех компонент программной среды: языки программирования, средства ввода/вывода, графические интерфейсы, системы управления базами данных, протоколы передачи данных в сетях и т.п.


Педагогическое пространство системы ОО отражает следующие положения.

В системе открытого образования при подготовке и реализации обучения при котором у каждого обучающегося появляется возможность выбирать цели, содержание, способ, место и время обучения, а у обучающих организаций – возможность идти разными путями в предоставлении образовательных услуг, соответствующих требованиям рынка труда и социальным потребностям.

В таблице 1.4.1. Приводятся сравнительные характеристики традиционного и открытого обучения, обобщенные Н.В. Борисовой [1].

Сравнительные характеристики традиционного и открытого обучения

Табл.1.4.1

 

Традиционное обучение Открытое обучение
Обучение начинается и заканчивается в соответствии с установленными датами Обучающийся сам решает, когда начать и завершить изучение программы
Обучающийся сталкивается с ограничением свободы доступа к составлению программы Обучающийся имеет больший доступ к процессу обучения и преподавания
Обучающийся должен посещать занятия в учебном заведении или на рабочем месте Обучающийся сам решает, в каком месте ему учиться
Цели и содержание программ определяются учебным заведением Обучающийся после консультаций с тьюторами (преподавателем-консультантом) определяет цели и содержание обучения в соответствии со своими потребностями и интересами
Последовательность обучения определяется программой или преподавателем –консультантом (тьютором) Обучающийся совместно с тьюторами разрабатывает рабочий план и график занятий
Скорость обучения диктуется программой, преподавателем и группой Обучающийся совместно с тьютором договаривается о собственном темпе обучения
Преподаватель обеспечивает поддержку преимущественно с помощью лекционных занятий Тьюторы и обучающийся договариваются о форме поддержки, которая может быть предоставлена в виде очных занятий или дистанционно
Обучающийся учится, посещая лекционные и семинарские занятия или изучая научную и методическую литературу Обучение осуществляется с помощью обучающих материалов, которые обязательно включают: цели, собственно содержание, способы самооценивания и другую информацию для самостоятельной работы

Таким образом, глобальной целью функционирования системы открытого образования (ОО) является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества. Черты этого образования: качество, опережающий характер, доступность, креативность. В системе открытого образования[4]:

• Процесс обучения носит открытый творческий характер;

• Обеспечен свободный доступ к информационным ресурсам;

• Обеспечена свобода выбора;

• Созданы условия совместного творческого освоения мира;

• Обеспечен индивидуализированный подход к процессу обучения;

• Важна роль информационной культуры;

• Проводится фундаментализация образования;

• Используются инновационные подходы;

• Изменяются роли участников образовательного процесса;

• Изменяются отношения между педагогом и учеником.

Кроме того, система ОО обеспечивает:

• равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения;

• бесконскурсное поступление в любое учебное заведение открытого типа;

• свободу в выборе места, темпов и траектории обучения;

• высокое качество обучения;

• конкурентоспособность на рынке труда;

• возможность повышать свою образованность на протяжении всей жизни;

• переход от принципа «ученик к знаниям» к принципу «знания к ученику»

• возможность беспрепятственной интеграции с открытыми образовательными системами всех стран мирового сообщества.

Наконец, ощутить и ясно понять существо ОО можно прочитав определение, приведенное в «Положении об университетском комплексе МЭСИ». Там сказано так: «Открытое образование рассматривается как возможность рационального сочетания различных образовательных программ, технологий и форм обучения для достижения максимальной эффективности образовательного процесса. Открытое образование направлено на получение качественных знаний и развитие личности».


От себя можно сказать, что открытое образование потому открытое, что всегда открыто всему хорошему, прогрессивному.

Заметим, что часто встречающийся в отечественнной и зарубежной педагогической практике термин гибкое обучение (йехМе 1еагшпё) - понятие, которое используется для обозначения рационального использование технологий, присущих всем формам получения образования. Последний термин, удобен в образовательных учреждениях, где параллельно применяются очные и дистанционные и другие технологии.

Выводы

1. Появление системы открытого образования объективный
процесс, происходящий под влиянием двух факторов информатизации и
глобализации.

2. Система открытого образования - это некоторый условный
термин, может рассматриваться как некоторая интегральная,
синтетическая система образования, в которой при модернизации и
развитии (в условиях информатизации и глобализации) асимптотически,
эволюционно будут стремиться все известные в настоящее время формы
получения образования, в том числе и современное ДО. Эта форма
мыслится нами как некоторый идеал, вбирающий в себя все лучшее, что
накоплено в информационно-образовательных средах в настоящем и
которое может появиться в будущем.

3. Облик системы ОО определяют педагогические и
технологические области, имеющие свои характеристики, последние
основываются на теории открытых систем, принципами которых
является интероперабельность, масштабируемость, расширяемость.
Основой ОО является дистанционное обучение.

Вопросы самоконтроля и рефлексии

1. Сформулируйте понятие дистанционного обучения и дату его возникновения в России.

2. Назовите причины возникновения и цели дистанционного обучения.

3. Назовите цели эксперимента по дистанционному обучению в России.

4. Обоснуйте объективность появления феномена открытого образования.


5. Перечислите отличительные педагогические и технологические черты системы открытого образования.

6. Сформулируйте цели и задачи корпоративного обучения.

Литература

1. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. г. Москва-Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.-174с.

2. Отчет по итогам эксперимента в области ДО -М.: 2002

3. «Основы открытого образования» Под ред. В.И. Солдаткина Т.1

4. Зайцева Ж.Н., ГоворскийА.Э. Открытое образование – объективная образовательная среда информационной цивилизации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-70с.

5. Дятлов В.А. и др. Дистанционное профессиональное обучение в РАО «ГАЗПРОМ». 1997г., 126 с.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.