Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великая пирамида






 

Преемником Снофру был Ху фу. В период его правления строительство пирамид достигло своей кульминации, поскольку он построил самую большую из них. Она была возведена приблизительно в 2580 г. до н. э., всего лишь столетие спустя после того, как Имхотеп построил первую. Так быстро (для тех времен) развивалась технология египтян.

Хуфу построил свою огромную пирамиду на скалистом плато в нескольких километрах к северу от Саккара, недалеко от того места, где в настоящее время находится город Гиза. Ее высота достигала 146, 6 метра, а длина стороны ее основания — 233 метра. Великая пирамида была построена из 300 тысяч обтесанных каменных глыб, каждый блок в среднем весил 2, 5 тонны. Блоки нужно было доставлять на расстояние около 960 километров (по воде, разумеется, на кораблях, спускавшихся по течению Нила) из каменоломен, расположенных недалеко от Первого порога.

Внутри гранитной пирамиды расположены тщательно спроектированные системы галерей, ведущих в погребальную камеру, расположенную недалеко от центра громадного сооружения, где должен был находиться саркофаг с мумией правителя и его сокровищами.

Принимая во внимание состояние инженерной мысли в то время и тот факт, что сооружение было построено практически голыми руками (даже колесо не было использовано), Великая пирамида, конечно, является наиболее поразительным достижением мировой архитектуры, за исключением, возможно, Великой Китайской стены.

Великая пирамида, конечно, привлекла внимание Геродота, и он расспрашивал о ней египетских священнослужителей. Они рассказали ему некие милые легенды, на которые нам не нужно обращать внимания, но часть сведений кажется достоверной. Жрецы рассказали Геродоту, что строительство Великой пирамиды длилось двадцать лет и на ее строительстве были заняты 100 тысяч человек. Это вполне может быть правдой.

Они назвали Геродоту также имя правителя, который построил пирамиду, но Геродот перевел странное египетское имя как нечто звучащее больше по-гречески и привычнее для его уха, таким образом, Ху фу стал Кеопсом. Нам больше знакома эта греческая версия в ее латинском звучании — Хеопс. (В общем, греческие версии египетских имен привычны для нас в латинском звучании, и я буду в дальнейшем давать этот вариант без пояснений.)

Некоторые историки предположили, что период строительства пирамид наступал в то время, когда из-за разлива Нила сельскохозяйственными работами невозможно было заниматься, так что одной из целей проекта было предоставить людям работу.

Интерес к Великой пирамиде за последнее столетие часто базировался на мистических предположениях. Поскольку сооружение так велико и так тщательно построено (его стороны ориентированы почти точно на север —юг и восток-запад), некоторые вообразили, что египтяне действительно имели доступ к большим знаниям и наукам и что точные измерения являются результатом использования значений важных математических величин. Некоторые думали, что кое-какие особенности внутренних коридоров являются оракулами, предсказывающими будущее в мельчайших деталях, а конец коридоров предсказывает конец света (не слишком далекий для нас).

Увы, все подобные теории совершенно безосновательны. Египтологи совершенно убедительно показали, что Великая пирамида является именно тем, чем предполагается, — огромной усыпальницей. Кроме того, она не выполнила свою главную функцию — не защитило тело и сокровища мертвого Ху фу. Несмотря на то что саркофаг был установлен в центре огромной каменной плиты, всегда поднятой, и коридоры, ведущие к ней, были замаскированы, грабители проникли туда. Когда современные исследователи наконец попали в глубь пирамиды, они не нашли ничего, кроме саркофага без крышки в пустой комнате.

Пирамида Ху фу явилась высшей точкой. С тех пор начался закат этого архитектурного стиля.

После Хуфу к власти пришел его старший сын, затем младший. Младшего звали Хафра, которого Геродот называл Хефрен. Хафра построил гораздо меньшую пирамиду, чем его отец, приблизительно в 2530 г. до н. э. Он умышленно расположил ее на возвышенности так, чтобы вершина ее была выше пирамиды Хуфу; на ней сохранилась большая часть облицовки из известняка.

Сыном и наследником Хафры был Менкаура, или, для греков, Микерин. Он построил третью пирамиду, самую маленькую из трех, приблизительно в 2510 г. до н. э.

Эти три пирамиды находятся рядом в Гизе и представляют собой немое свидетельство величия Древнего царства, существовавшего сорок пять столетий назад. Конечно, мы не можем увидеть их такими, какими они были первоначально. И не только потому, что потерян облицовочный известняк. Каждая была окружена меньшими пирамидами и мастабами, предназначенными для остальных членов правящего рода. Там были храмы, мощеные дороги, статуи и так далее. Вдоль мощеной дороги к пирамиде Хафры, например, было установлено не менее двадцати трех статуй правителя. Строились не просто пирамиды, а комплексы пирамид.

Один объект, не пирамида, был построен во время правления Четвертой династии, он превосходит даже пирамиды. Это огромная скульптура лежащего льва, от мощеной дороги к пирамиде Хафры и всего в 360 метрах к юго-западу от Великой пирамиды. Это было естественное обнажение скалы, очертания его походили на склонившегося льва, а резец скульптора довершил этот образ.

У льва голова человека с королевским убором, предполагается, что это изображение Хафры, а вся группа символизирует мощь и величие правителя.

В последующие века греки придумали мифы относительно монстров с телом льва и головой человеческого существа (хотя это скорее женщины, чем мужчины), которые могли быть изображены в египетских скульптурах. Греки, вероятно, рассматривали монстров как угрозу для человека, они называли льва-женщину сфинксом (от греческого слова «тот, кто душит»). Наиболее знаменитый миф о греческом сфинксе — загадывание загадок прохожим и убийство тех, кто не может ответить. Исходя из этого каждого, кто имел пристрастие к загадкам, называли «похожий на сфинкса».

Греки применяли такое же название к египетским скульптурным изображениям льва с человеческой головой, которых были тысячи по всей стране. Но большим был только один, воздвигнутый Хафрой. Лицо Великого сфинкса сильно повреждено, поскольку солдаты Наполеона успели позабавиться, использовав его как мишень для упражнений в стрельбе.

Даже пирамиды следующих династий, меньше и грубее, чем грандиозные сооружения Четверо той династии, представляют интерес для нас, поскольку на внутренних стенах написаны гимны и заклинания, предназначенные облегчить переход царя или царицы в загробную жизнь. Так называемые тексты пирамид являются очень ценными гидами по египетской религиозной мысли. Они, а также «Книга Мертвых» являются старейшими религиозными документами, дошедшими до нас.

 

Упадок

 

Четвертая династия пришла к своему концу приблизительно в 2500 г. до н. э., всего лишь через несколько лет после смерти Менкауры.

Мы можем предположить, что начались раздоры. Египет находился под единоличным руководством пять веков до начала правления Четвертой династии, но это не отменило полностью отдельных традиций разных городов и соперничества между ними. Это соперничество было выражено религиозно, поскольку каждый город молился своему богу. Смена династии часто означала изменение характера религиозного культа, и разные группы жрецов могли интриговать для смены династии при первом же знаке слабости правителя, находящегося на троне.

Фараоны Четвертой династии молились Гору и рассматривали его как прародителя царей. Так как главным богом Мемфиса был Пта — творец вселенной и, согласно традиции Мемфиса, покровитель искусств и ремесел, то он тоже был почитаем.

Однако в 48 километрах севернее Мемфиса был город Он, где особенно почитался бог солнца Ра. Город оставался верен Ра тысячи лет, и грекам в последующее столетие он стал известен как Гелиополь, или «город солнца».

Служители Ра были действительно могущественны настолько, что даже великие правители Четвертой династии считали необходимым льстить жрецам, присоединяя имя бога-солнца к имени своего трона, поэтому получились Хафра и Менкаура.

Но когда Четвертая династия окончательно ослабла после смерти Менкауры, жрецы Ра увидели свой шанс и постарались устроить одного из своих на троне, чтобы основать Пятую династию. Она правила полтора столетия, затем приблизительно в 2340 г. до н. э. последовала Шестая династия.

Строительство пирамид пришло в упадок во времена правления Пятой и Шестой династий. Вероятно, египтяне устали от больших размеров, когда прошла новизна впечатлений, кроме того, это требовало слишком больших усилий и явно ослабляло экономику страны.

Но искусство продолжало развиваться. Египет продвинулся и в военной мощи. Вершина военного развития была достигнута во время правления Пиопи I, третьего правителя Шестой династии, который был уроженцем Мемфиса. Пиопи I оставил больше памятников и надписей, чем любой другой монарх Древнего царства, и ему принадлежит маленькая пирамида в Саккаре.

У него был полководец по имени Уна, который известен нам из надписи, оставленной им (мы верим, что он не очень преувеличивал). От рядового придворного он поднялся до положения полководца. Уна изгонял кочевников из пустыни на северо-восток пять раз, чтобы удержать и укрепить власть Египта над богатым полезными ископаемыми Синайским полуостровом, и даже проник на территорию Азии к северо-востоку от Синая. Он также заботился об экспедициях к югу от Первого порога.

Но вероятно, эти военные авантюры — вместе со скопившимся напряжением от строительства пирамид — перенапрягли ресурсы Египта того времени и послужили причиной спада в развитии. Кроме того, чем обширнее государство и грандиознее его свершения, тем больше полномочий должен передавать правитель и тем сильнее становятся чиновники, полководцы и провинциальные лидеры. И пропорционально тому, насколько они становятся сильнее, ослабляется влияние правителя.

Требования аристократии на отдельное мумифицирование, погребение и отдельную загробную жизнь возросли многократно в этот период. В известном смысле такие требования можно рассматривать как прогресс, поскольку это вело к представлениям об индивидуальном спасении для всех, но в то же время и к покорности, основанной на личной ответственности за поступки и поведение каждого, в отличие от предоставления загробной жизни всем людям автоматически как части души правителя. Это могло быть только при такой демократизации религии, когда в нее было вложено высокое этическое содержание.

Когда знать получила силу, ее представители стали враждовать друг с другом, что серьезно ослабило страну.

Младший сын Пиопи I унаследовал трон в 2272 г. до н. э., как Пиопи II. В то время он, видимо, был ребенком. Мы можем предположить это, поскольку в определенном смысле его царствование было уникальным в истории. Оно длилось, согласно всем свидетельствам, которые мы имеем, девяносто лет! Это самый большой период правления в зафиксированной истории.

Такая продолжительность пребывания на троне оказалась пагубной для Египта.

Во-первых, во время первой декады его правления или приблизительно в этот период царь такого возраста не мог управлять, и власть наверняка находилась в руках какого-либо регента или придворного. Подобные регенты никогда не испытывали достаточного уважения к правителю, и впоследствии обязательно возникали бесконечные дворцовые интриги с целью захвата власти. Пребывание на троне ребенка в течение многих лет (как мы знаем из современной истории) всегда усиливает общую тенденцию передачи власти от правителя к знати.

Это, конечно, и произошло во времена Пиопи II. Усыпальницы аристократии становились все изысканнее, и, хотя египетская торговля процветала, она находилась больше в руках отдельных представителей знати, чем в руках центральной власти.

К тому времени, когда Пиопи II стал полноценным правителем, знать уже достаточно окрепла, чтобы с ней можно было легко управиться, и ему пришлось действовать осторожно. Кроме того, в последний период своего правления, когда он стал стар и слаб — возможно, даже дряхл, — бразды правления выпали из его немощных рук. Он мог быть не более чем тенью правителя, сидя в своем дворце и ожидая смерти. Знать делала вид, что повинуется ему, и ждала его смерти.

Пиопи II умер в 2182 г. до н. э., ив течение двух лет Египет был разделен. Ни один правитель больше не мог управлять борющейся между собой знатью. Шестая династия, а вместе с ней и Древнее царство пришли в упадок после почти пяти веков существования, и все преимущества единства были потеряны для Египта, погрузившегося в анархию раздробленности.

Один (вероятно) папирус пережил окончание Шестой династии. Его автор, Ипувер, стенал по поводу несчастий, постигших страну в результате анархии и безразличия. Его причитания были, скорее всего, поэтично преувеличены, но даже с учетом этого они являются наглядным описанием распадающейся страны и страдающих людей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.