Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование словообразования






3.2.1. Исследование словообразования имен существи-тельных

Умение образовывать имена существительные при
помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным
значением

Инстру кция: «Назови предмет уменьшительно или ласкательно».


               
   
   
   
 
 
       
 
   
 
       

Материалом исследования служат картинки:

-чик

стакан – стаканчик стул – стульчик кувшин – кувшин-чик

-ичк

пуговица – пугович-ка

-иц, -ец

платье – платьице кресло – креслице масло – маслице письмо – письмецо

машина – машинка кукла – куколка (беглая гласная) синица – синичка (чередование со- гласной)


-очк, -ечк

миска – мисочка

санки – саночки

кольцо – колечко

подушка – подушеч-

ка

скамейка – скамееч-

ка

-ик

стол – столик дом – домик карандаш – каран-дашик мяч – мячик

-ышк

солнце – солнышко перо – перышко крыло – крылышко пальто – пальтишко

одеяло – одеяльце зеркало – зеркальце дерево – деревце


-ерк

ведро – ведерко

-оньк, -еньк

береза – березонька дочь – доченька нога – ноженька тетя – тетенька

-ек

веник – веничек платок – платочек замок – замочек


Умение образовывать имена существительные со зна­чением очень маленький или очень большой

И н с т р у к ц и я: «Образуй существительные со зна­чением очень маленький или очень большой»

Материалом исследования служат картинки: гномик, человек, великан

Голова - головка - головища; нос - носик - носище; Глаза - глазки - глазища; рот - ротик - ротище; Лоб - лобик - лбище; нога - ножка - ножища;


Рука – ручка – ручища; топор – топорик – топорище; Сапог – сапожок – сапожище; кулак – кулачок – кулачище.

Умение образовывать названия детенышей животных (птиц) и употребление их во множественном числе

И н с т р у к ц и я: «Назови детеныша. Назови дете-нышей».

Материалом исследования служат картинки:
корова, теленок, телята; лошадь, жеребенок, жеребята;

свинья, поросенок, поросята; овца, ягненок, ягнята;

медведь, медвежонок, медве- жата; курица, цыпленок, цыплята; верблюд, верблюжонок, верб- люжата; лев, львенок, львята; орел, орлёнок, орлята; журавль, журавлёнок, журав- лята; голубь, голубёнок, голубята; страус, страусёнок, страусята; стриж, стрижонок, стрижата; галка, галчонок, галчата;

волк, волчонок, волчата;

ворона, вороненок, воронята; индюк, индюшонок, индюша-та;

кролик, крольчонок крольчата; грач, грачонок, грачата; ястреб, ястребенок, ястребята;

лебедь, лебеденок, лебедята;

сова, совенок, совята;

тетерев, тетеревенок, тетере-

вята;

кукушка, кукушонок, кукуша-

та;

заяц, зайчонок, зайчата.

Умение образовывать имена существительные, обо-значающие сосуд, вместилище чего-нибудь

И н с т р у к ц и я: «Как назвать предмет (посуду), в котором хранится … (сахар)?»

Материалом исследования служат слова:
сахар – сахарница соус – соусник

хлеб – хлебница вафля – вафельница

сухарь – сухарница селедка – селедочница

масло – масленка салат – салатница

перец – перечница соль – солонка


суп - супница пирожное - пирожница

пепел - пепельница молоко - молочник

мыло - мыльница табак - табакерка
кофе - кофейник

Умение образовывать названия профессий мужского
рода и женского рода

И н с т р у к ц и я: «Ответь на вопрос: назови профес­сию».

Материалом исследования служат вопросы:

а) Образование названий профессий мужского рода:
Кто едет на велосипеде? Кто едет на мотоцикле?
Кто играет на гитаре? Кто играет в хоккей?
Кто играет в футбол? Кто катается на фигурных

коньках?
Кто играет на пианино? Кто играет на саксофоне?

Кто играет на скрипке? Кто играет на баяне?

Кто чинит часы? Кто чистит обувь?

Кто вставляет стекла? Кто кладет печь?

Кто удит рыбу? Кто водит машину?

Кто продает продукты? Кто летает на самолете?

Кто варит? Кто фотографирует?

Кто точит ножи? Кто шьет сапоги?

Кто убирает двор? Кто катается на лыжах?

Кто проверяет билеты? Кто проектирует дома?

Кто лепит скульптуру? Кто дирижирует оркестром?

Кто издает книги? Кто спасает людей?

Кто кладет паркет? Кто печет хлеб?

Кто продает лекарства?

б) Образование названий профессий женского рода, ис­
пользуя тот же лексический материал.

Умение образовывать сложные слова

И н с т р у к ц и я: «Ответь на вопросы».


Материалом исследования служат вопросы:
Чем рубят мясо? Кто разводит пчел? Чем мелят кофе?
Кто варит сталь? Что колет лед? Кто рубит лес?

Кто разводит цветы? Что ходит на пару?
Что возит пар? В чем варят кофе?

Умение образовывать существительные от прилага-
тельных со значением отвлеченного понятия

И н с т р у к ц и я: «Образуй от прилагательного су-ществительное. Например: грубый – грубость».

Материалом исследования служат слова:
сырой – сырость смелый – смелость храбрый – храбрость
сухой – сухость глупый – глупость радостный – радость

хитрая – хитрость жадный – жадность молодой – молодость
гордый – гордость пытливый – пытливость
злой – злость трусливый – трусость (трусливость)

Умение образовывать существительные от глаголов

И н с т р у к ц и я: «Образуй от глагола существи-
тельное. Например: выехать – выезд
».
вылететь – вылет прополоть – прополка

переезжать – переезд посадить – посадка

пересказать – пересказ переехать – переезд

засолить – засолка расчесать – расческа

поливать – поливка переговорить – переговоры

Умение образовывать существительные при помощи
непродуктивных суффиксов

И н с т р у к ц и я: 1. «Образуй имена существитель-

ные со значением …».

Если дети не справляются с заданием, то

2. «Образуй имена существительные при помощи …»:

а) суффикса -ИН- (представитель народа)

Армения – армянин Грузия – грузин

Мордовия – мордвин Болгария – болгарин

Осетия – осетин;


б) суффикса -ИН- (материал)

Ваниль – ванилин, кофе – кофеин, сахар – сахарин, грипп – антигриппин;

в) суффикса -АРИЙ- (помещение для хранения или со-
держания)

Дельфин – дельфинарий, роза – розарий, планета – планета-рий;

г) суффикса -ЁЖК- (процесс действия)
Бомбить – бомбёжка делить – делёжка
долбить – долбёжка зубрить – зубрёжка
кормить – кормёжка;

д) суффикса -АНК- (-ЯНК-) (представительница наро-
да, местности)

Америка – американка Волга – волжанка

горы – горянка Греция – гречанка

Индия – индианка Китай – китаянка

Корея – кореянка Тула – тулянка;

е) суффикса -ИЗН- (отвлеченное значение):
Крутой – крутизна голубой – голубизна
желтый – желтизна левый – левизна
новый – новизна прямой – прямизна
белый – белизна.

3.2.2. Исследование словообразования имен прилага-тельных

Умение образовывать качественные прилагательные И н с т р у к ц и я: «Ответь на вопросы. Какой пред-

мет?»

Материалом исследования служат вопросы: а) Как называют человека за жадность?

Какой день, если на улице мороз?

Какой день, если на улице солнце?

Какой день, если на улице холодно?

Как называют человека за трусость?

Как называют человека за болтовню?


б) Какой на вкус:

сахар соль горчица перец

лекарства конфета лимон брусника

клюква земляника лук

в) Какой цвет у:

лимона клубники малины вишни

сливы черники голубики

сирени лилии розы

рубина бирюзы золота серебра

Умение образовывать относительные прилагательные

а) И н с т р у к ц и я: «Предмет сделан из … (меха).
Какой он?
»

Материалом исследования служат слова:

предмет из металла каша из риса сок из вишни

из резины из манки из крыжовника

из стекла из гречки из сливы

из снега из пшена из малины

из земли из овса из черники

из дерева из кукурузы из смородины
из бумаги
из кирпичей

б) И н с т р у к ц и я: «Образуй имена прилагатель-
ные от существительных
».

Материалом исследования служат фразы: дом из камня – …, из блоков – …, из соломы – …, из дерева – …, из кирпича – …, из бревен –…, из досок – …, из панелей – …. шляпа из соломы, кашемира, бумаги, фетра; платье из шёлка, хлопка, трикотажа, ситца, вельвета, бархата, фланели;

шарф из шерсти, пуха, мохера;

кольцо из золота, меди, железа, серебра, пластмассы, платины; ложка из олова, металла; сумка из кожи, замши;


посуда из фарфора, глины, фаянса, стекла, хрусталя, керамики,

бронзы;

коробка из картона.

Умение образовывать притяжательные прилагатель-
ные

а) И н с т р у к ц и я: «Чья это голова?» «Чей это
хвост?» «Чьё это жилище?
»

Материалом исследования служат картинки: головы медведя, орла, барана, овцы, лисы, собаки, петуха, курицы, зайца, лошади, голубя, белки, тигра, оленя, гуся, утки, галки, во-роны, кота, рыси; хвостов этих же животных;

жилищ: дупло (белки), гнездо (птицы), логово (волка), берлога (медведя).

б) И н с т р у к ц и я: «Измени словосочетание так,
чтобы второе существительное стало прилагательным
»
Например: коровье молоко

Материалом исследования служат словосочетания:
молоко коровы рога быка чешуйка рыбы

нора барсука шкура козы конура собаки

шерсть овцы нора лисы

очки бабушки яйцо утки

Умение образовывать простую сравнительную сте-
пень прилагательных

И н с т р у к ц и я: «Сравни предметы. Закончи пред-ложение».

Материалом исследования служат фразы: Эта лента длинная, а другая Это яблоко красное, а это... … (длиннее)

Этот ремень широкий, а этот Этот карандаш тонкий, а этот
… …

Эта краска темная, а эта … Эта лента короткая, а эта …

Этот дом высокий, а этот … Это полотенце широкое, а

это…


3.2.3. Исследование словообразования глаголов

Умение образовывать глаголы с направлением дви-
жения

И н с т р у к ц и я: «Что делает … (предмет)?»

Материалом исследования служат парные картинки-действия:

Мальчик входит в дом. – Мальчик выходит из дома.

Ребенок наливает в стакан воду. – Ребенок выливает из ста-кана.

Кот зашел за дом. – Кот вышел из-за дома.

Мячик закатился под диван. – Мячик выкатился из-под ди-вана.

Мама открывает дверь. – Мама закрывает дверь.

Самолет садится. – Самолет взлетает.

Умение образовывать приставочные глаголы проти-
воположного значения

И н с т р у к ц и я: «Скажи антоним».

Материалом исследования служат слова:
выиграл – проиграл заснул – проснулся

выйти – войти одеть – раздеть

отступать – наступать отъезжать – приезжать

приходить – уходить улететь – прилететь

уходить – приходить приклеить – отклеить

привязать – отвязать пригнуть – отогнуть

сгибать – разгибать собирать – разбирать

входить – выходить разоружить – вооружить

Умение образовывать глаголы со значением начала
действия

И н с т р у к ц и я: «Скажи, что начал делать пред-мет?»

Материалом исследования служат глаголы:
бежал – побежал плясал – заплясал пел – запел
цвел – зацвел шел – пошел лил – полил

кричал – закричал


Умение образовывать глаголы со значением непро­
должительного действия или доведения действия до
конечного результата

И н с т р у к ц и я: «Что делал предмет недолго». Например: кормил - покормил.

Материалом исследования служат глаголы:
смотреть - посмотреть играть - поиграть

лежать - полежать спать - поспать

лить - полить кусать - покусать

мыть - помыть пить - попить

говорить - поговорить

Умение образовывать глаголы со значением прибли­
жения к чему-либо или удаления от чего-либо

И н с т р у к ц и я: «Скажи, что делает предмет, ко­гда приближается и когда удаляется». Например: бежать -подбежать - отбежать.

Материалом исследования служат глаголы:
идти - подойти - отойти ползти - подползти - отползти

ехать - подъехать - отъехать клеить - подклеить - отклеить

плыть - подплыть - отплыть гнуть - подогнуть - отогнуть

цеплять - подцеплять - отцеплять толкнуть - подтолкнуть - оттолкнуть двигать - пододвигать - отодвигать

Умение образовывать глаголы со значением распро­
странения вокруг

И н с т р у к ц и я: «Образуй глагол со значением на­правленности действия вокруг чего-либо ».

Материалом исследования служат глаголы:
клеить - оклеить лететь - облететь

просить - опросить копать - окопать

ехать - объехать смотреть - осмотреть

вязать - обвязать жарить - обжарить

идти - обойти расти - обрасти

городить - огородить зеленеть - озеленить


Умение образовывать глаголы со значением направ-
ленности действия через что-либо

И н с т р у к ц и я: «Образуй глагол-движение через что-либо, пересечение чего-либо».

Материалом исследования служат глаголы:
бросить – перебросить идти – перейти

плыть – переплыть прыгнуть – перепрыгнуть

менять – переменить шагнуть – перешагнуть

зимовать – перезимовать класть – переложить

скакать – перескочить

Умение образовывать глаголы с приставками раз-
личных значений

И н с т р у к ц и я: «Скажи, что делает предмет?» Материалом исследования служат картинки-действия

с одним и тем же предметом:

Мальчик переходит улицу. Мальчик подходит к дому.

Мальчик идет возле дома. Мальчик входит в дом.

Мальчик обходит дом. Мальчик выходи из дома.

Мальчик отходит от дома. Мальчик заходит за угол.

Мальчик наливает воду. Мальчик выливает воду.

Мальчик переливает воду. Мальчик поливает цвет.

Девочка прыгает на площадке. Девочка упала.

Девочка перепрыгивает через ручей.

Машина едет между домами. Машина подъезжает к гаражу.

Машина выезжает из гаража.

Мама пришивает пуговицу. Мама зашивает носок.

Мама подшивает подол. Мама шьет рубашку.

Мама вышивает узор.

Умение образовывать глаголы совершенного и несо-
вершенного вида

И н с т р у к ц и я: «Кто, что делает? Кто, что сде-лал?»


Материалом исследования служат парные картинки-действия:

Мальчик лепит зайца. – Мальчик слепил зайца.

Девочка ставит чайник. – Девочка поставила чайник.

Девочка пьет чай. – Девочка выпила чай.

Мальчик чинит тачку. – Мальчик починил тачку.

Девочка рисует бабочку. – Девочка нарисовала бабочку.

Мальчик строит башню из кубиков. – Мальчик построил башню из кубиков.

Птица вьет гнездо. – Птица свила гнездо.

Цыпленок вылупливается (вылупляется). – Цыпленок вылу-пился.

Дети лепили снеговика. – Дети слепили снеговика.

Умение образовывать возвратные глаголы

И н с т р у к ц и я: «Скажи что делает?» Материалом исследования служат парные картинки-действия:

Девочка причесывает куклу. – Девочка причесывается. Девочка моет руки. – Девочка моется под душем. Мальчик обувает брата. – Мальчик обувается. Девочка одевает зайку. – Девочка одевается. Девочка моет куклу. – Девочка моется. Девочка качает куклу. – Девочка качается на качелях. Мальчик прячет мишку. – Мальчик прячется за дерево.

Умение образовывать глаголы от существительных

И н с т р у к ц и я: «Образуй от существительного глагол».

Материалом исследования служат существительные:
синева – синеть расческа – расчесывать

пеленка – пеленать чистка – чистить

разговор – разговаривать болтовня – болтать

горе – горевать просмотр – просматривать

слух – слушать бег – бегать

сон – спать краска – красить

белила – белить прополка – прополоть

белизна – белеть


Умение образовывать глаголы от прилагательных

И н с т р у к ц и я: «Образуй от прилагательного гла-гол».

Материалом исследования служат прилагательные:
шитый – шить колотый – колоть

молодой – молодеть белый – белеть

гнутый – гнуть желтый – желтеть

знакомый – знакомить ученый – учить

одетый – одевать родной – родниться

гордый – гордиться крикливый – кричать

заметный – замечать мерный – мерить

мирный – мирить видный – видеть

обидный – обижать редкий – проредить

догадливый – догадываться борцовский – бороться

Верификация словосочетаний

И н с т р у к ц и я: «Найди ошибку: скажи правильно».

Материалом исследования служат словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок в глаголах:

подлетела к кормушке набежать в комнату

вколоть орех нализал сметаны

переделал задание выпил сок

перевидел все передачи повидеть по телевизору

вошел из автобуса вскочить с постели

свидеть медвежат налезть на гору

забираться под корзину навязать повязку

подзвенел колокольчик

При оценке выполнения заданий на словообразование используется следующий критерий оценок:

Высокий уровень (5 баллов) – правильное, самостоя-тельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выпол-нение задания с помощью экспериментатора или самостоя-тельное исправление неправильного ответа после уточнения задания.


Средний уровень (3 балла) – преобразование заданного слова в неологизм или преобразование слова в другое слово, не соответствующее данному словообразовательному типу.

Уровень ниже среднего (2 балла) – образование от дан-ного слова другой его формы, образование несуществующего слова.

Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения заданий.

3.3. Исследование усвоения грамматического значе-ния слова и его связи с формальными признаками слов

Определение рода существительного по конечной час-
ти слова

И н с т р у к ц и я: «Определи, какого рода слова».

Материалом исследования служат карточки со слова-
ми, в которых пропущены первые буквы:
…ма …ко …пог

…кон …це …на

…то …ля …лет

Возможные варианты:
мама, панама, лама; молоко, облако, яблоко;

сапог, балкон, бекон; полотенце, блюдце;

стена, спина, калина; корыто, болото;

цапля, земля, сабля; браслет, билет.

золото, долото;

Понимание грамматического значения суффиксов (по
методике Д.Н. Богоявленского)

И н с т р у к ц и я: «Объясни значение малознакомых

слов».

Материалом исследования служит задание:

В волшебной стране живут сказочный зверь лар и его семья.

Кто такой ларище? Какая между ними разница? Кто больше: лар


или ларище? А кто такой ларёнок? Какая между ними разница? Кто больше?

Кашемир – это материал. Кашемирщик – это кто или что?

Что он делает? Лафит – это сладкое вино. А что такое ла-фитница?

Выявление уровня развития речи, продуктивности ассоциаций (методика Эббингаузера)

И н с т р у к ц и я: «Вставь пропущенные слова».

Материалом исследования служит текст:

Над городом низко повисли снеговые …. Вечером началась …. Снег повалил большими …. Холодный ветер выл как дикий …. На конце пустынной и глухой … вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с … пробиралась по…. Она была худа и бедно …. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и … ей идти. На ней было плохое … с узкими рукавами, а на плечах …. Вдруг девочка … и, наклонившись, начала что-то … у себя под ногами. Наконец она встала на … и своими посинев-шими от … ручонками стала …по снегу.

При оценке выполнения заданий на усвоение граммати-ческого значения слова и его связи с формальными признака-ми слова используется следующий критерий оценки:

Высокий уровень (5 баллов) – правильное, самостоя-тельное выполнение задания, без дополнительных разъясне-ний исполняет предложенную экспериментальную програм-му.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выпол-нение задания с помощью экспериментатора или самостоя-тельное исправление неправильного ответа после уточнения задания.

Средний уровень (3 балла) – ребенок в состоянии вы-полнить задание после нескольких попыток, подсказок и на-водящих вопросов экспериментатора.

Уровень ниже среднего (2 балла) – ребенок допускает большое количество ошибок после развернутой помощи экс-периментатора.


Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, задание недоступно даже после развернутой помо-щи экспериментатора, отказ от выполнения заданий.

4. Исследование понимания и воспроизведения тек-стаПересказ текста

3-й класс:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.