Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальные тесты АЙЗЕНКА-ГОРБОВА






Г.-Ю. Айзенк в нашей стране известен больше как создатель теста ЕРI с его ортогональной системой определения личностных свойств, который в свою очередь адаптирован и рестан-дартизирован сперва В.М. Русаловым, а затем А.Г. Шмелевым (в виде компьютерного варианта). Однако Айзенк разработал также целую серию интеллектуальных тестов. Опыт применения разных методов, направленных на изучение интеллектуальных способностей, показал, что интеллектуальные тесты Г.-Ю. Айзенка в адаптации Ф.Г. Горбова могут использоваться для изучения преобладающего стиля познавательной деятельности применительно к людям в возрасте от 15 до 60 лет. Коэффициент интеллекта можно рассматривать с абсолютной и с относительной точки зрения. Под абсолютной точкой зрения подразумевается сравнение способностей одного человека со способностями усредненной нормы для взрослого населения, под относительной -сравнение способностей одного человека со способностями сверстников, то есть внутри однородной возрастной и образовательной группы. Каждая методика из серии тестов представляет собой самостоятельный интеллектуальный тест. В течение 30 минут испытуемый должен решить максимальное количество заданий. Если задача не поддается быстрому решению, можно перейти к следующему заданию. Количество решенных за отведенное время заданий с помощью стандартных таблиц переводится в коэффициент интеллекта - IQ. Первый, второй, третий, четвертый и пятый тесты по стимульному материалу носят смешанный характер: в каждом из них представлены и словесные (вербальные), и числовые (арифметические), и зрительно-пространственные (наглядно-образные) задания в количестве от 40 до 50 в каждом тесте. Если первый - пятый тесты ориентированы на общую оценку уровня интеллекта без тенденции к выявлению структуры интеллектуальных способностей, то словесный, числовой и наглядно-образный тесты определяют преобладающий стиль восприятия и позволяют сопоставить разные индивидуальные типы мышления.

Каждый из трех специализированных тестов содержит 50 заданий. «Стоимость» ответов - разная. Более высокий уровень оценок - у словесного теста; несколько ниже, в связи с меньшей сложностью заданий, - в числовом тесте; наименее сложными и поэтому оцениваемыми по более низкому рейтингу являются ответы наглядно-образного теста. Для изучения интеллектуальных способностей отдельных лиц или групп в целях определения профессионально важных личностных свойств эти тесты оказались наиболее эффективными по сравнению с другими. Для общего скрининга пять обобщенных тестов дают возможность варьировать стимульный материал при повторных исследованиях.

В контексте профориентационного консультирования более важным представляется выявление тех или иных склонностей посредством дифференцированного изучения стиля мышления через определение с помощью специализированных тестов гуманитарных, математических и художественных наклонностей у школьников, абитуриентов, студентов и работников различных профессий. Одно из достоинств методики - деликатный стиль интерпретации полученных данных: во-первых, перед обследованием делается акцент на том, что полученные результаты в основном направлены на соблюдение интересов обследуемых для большей индивидуализации педагогического процесса и оптимальной профессиональной адаптации индивида; во-вторых, следует подчеркнуть, что главный интерес представляет не уровень интеллекта, а его индивидуальные особенности, так как обследование выявляет наиболее сильные стороны и резервы мыслительной деятельности человека. Кроме того, положителен факт, что нижняя граница уровня интеллекта в таблицах оценки IQ приходится на 90, в то время как вверх она поднимается до 150. Такой разброс не позволит задеть самолюбие испытуемого, принизить его, выделить в группе как несостоятельного, неполноценного. В то же время низкие результаты могут при необходимости послужить поводом для углубленного исследования с использованием теста Векслера и других тестовых и экспериментально-психологических методик, которые не только определяют степень снижения интеллекта, но и выделяют наиболее пострадавшие структурные компоненты когнитивной деятельности индивида и их соотношение с другими, сохранными. При изучении так называемой нормы подобные «находки» могут своевременно выявить у некоторых лиц признаки, свидетельствующие о злоупотреблении алкоголем или наркотиками.

С учетом сложности заданий рекомендуется следующий порядок предъявления тестов: начинать со словесного, затем - числовой и потом уже - наглядно-образный. Психодиагностика становится доступной широкому кругу специалистов, проводящих психологическое тестирование. Во избежание злоупотреблений и неквалифицированного использования тестов вся информация о них и «ключи», необходимые для расшифровки данных, должны быть достоянием лишь подготовленных специалистов.

Лица, наиболее успешно выполняющие задания наглядно-образного теста (выше100 баллов), обладают художественным типом восприятия. Это значит, что информация об окружающем мире воспринимается ими через целостные, чувственные образы. Такой тип восприятия часто встречается у людей эмоциональных, с преобладанием чувств над рассудочностью. В профессиональном плане их интересы тяготеют к эстетическим сторонам жизни, они неравнодушны к ярким краскам природы, рельефно и чувственно воспринимают явления окружающей жизни. Среди лиц с таким складом ума встречаются специалисты по рекламе, дизайну, журналисты, популяризаторы новаторских идей, а также те, кто увлекается работой с людьми.

Словесный тест наиболее успешно решают лица гуманитарного склада, хорошо владеющие словесным материалом, опирающиеся в процессе восприятия информации на смысл, содержательную нагрузку того, что «зашифровано» в слове. Большей частью лица с преобладанием вербального интеллекта отличаются склонностью к анализу и обобщению. Такой тип личности чаще всего встречается среди тех, кто занимается анализом и обобщением обширной информации, интеграцией накопленного в процессе практического опыта материала, а также посвятил себя работе в гуманитарной сфере, научным исследованиям или искусству, кто увлекается литературой, философией, языкознанием. Это также делопроизводители, канцелярские работники, хранители архивов.

Числовой тест наиболее успешно выполняют лица с формально-логическим мышлением. Из информации, зашифрованной знаковым способом, они легче всего воспринимают логику чисел. Такой тип мышления характерен для тех, кто оптимально проявляет свои способности в сфере точных знаний, в деятельности, требующей практицизма, трезвой взвешенности аргументов, количественной четкости. Это может быть область математических знаний, механики, химии, физики, экономики, а также - бухгалтерия или разнообразные ремесла, требующие точных расчетов и ловкости в осуществлении манипуляций при хорошем глазомере и четком ощущении формы. При наличии художественного вкуса лица данного типа успешно проявляют себя как модельеры, архитекторы, мастера прикладного творчества.

Графики, по которым легко вычислить уровень интеллекта по каждому из субтестов, приводятся в Приложении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.