Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья и школа. Так каковы же наилучшие способы взаимодействия школы и родителей?






 

Так каковы же наилучшие способы взаимодействия школы и родителей? Во многих приведенных примерах мы рассказываем о родителях и других взрослых, работающих в партнерстве со школами над совместными проектами. Некоторые из этих проектов инициируются самими учебными заведениями, другие извне, но все они помогают по-новому сформулировать традиционные отношения между школой и семьей.

В книге «Образование против таланта» я описываю инновационную деятельность и уникальную атмосферу Blue School, начальной и средней школы в Манхэттене. Она основана нью-йоркской перформанс-группой Blue Man Group с целью «переосмыслить роль образования в изменяющемся мире». В основу новаторского подхода школы лег следующий вопрос: «Что в образовании наиболее важно для того, чтобы наши дети вели достойную жизнь и были достойны того мира, в котором мы хотим, чтобы они жили?» Blue School отвечает на этот вопрос путем создания «сообщества творческих, счастливых, отзывчивых учащихся, обладающих смелым и инновационным мышлением, необходимым для строительства гармоничного и стабильного мира». Работа школы базируется на «исследовательском подходе к образованию, способствующем творчеству и высокой академической успеваемости, укрепляющем взаимоотношения между людьми и порождающем искреннюю любовь к учебе».

Задача Blue School – помогать детям добиваться успеха, «обеспечивая их возможностями для глубоких человеческих отношений, пронизывающих все аспекты их жизни. Наш подход к образованию помогает детям выработать и закрепить такие навыки, как взаимное уважение, сотрудничество, лидерство, наставничество, умение слушать и оставаться личностью, способность ценить разнообразие и разрешать конфликты. Мы помогаем развивать социальные навыки, необходимые детям, чтобы добиться успеха во взаимоотношениях с окружающими на протяжении всей их дальнейшей жизни»[190].

Руководит школой Элисон Гейнс Пелл. В свое время она задалась такими важными вопросами: «Что, если школа изначально будет высоко оценивать интеллект детей, а не преуменьшать его? Что, если строить учебную программу на детских вопросах, детском любопытстве, естественном стремлении человека что-то создавать, делать? Что, если развивать образовательные практики, стимулирующие творчество и новаторство, а не препятствующие им? Что, если, освободившись от идеи “так было всегда”, мешающей школам двигаться вперед, и от стандартизированного тестирования, буквально парализовавшего обмен мнениями и практическими методиками в нашей стране, школа начнет генерировать изобретателей, художников и агентов перемен, которые будут смело и мужественно действовать в условиях постоянно меняющегося мира? Что, если мы точнее скоординируем обучение в школе с той жизнью, которой наши дети будут жить после ее окончания? С той, которой мы для них хотим?»

В основе философии Blue School лежит искренняя вера в важность партнерства семьи и школы в деле воспитания и образования детей. На протяжении учебного года родители принимают активное участие в работе и развитии школы – не только в качестве родителей учащихся, но и в качестве учеников. Родители, школьники, учителя и другие сотрудники школ объединяются для совместной учебы и налаживания связей, что является неотъемлемой составляющей школьной жизни. Они ежегодно проводят «дискуссионные группы, общие собрания, встречи и более официальные мероприятия… в поддержку миссии и видения школы, а также устанавливают контакты в среде сообщества взрослых».

На протяжении всего учебного года родителей приглашают к участию в «круглых столах» и прочих мероприятиях, нацеленных:

• на поддержку образовательной миссии и целей Blue School;

• укрепление связей между семьей и школой;

• привлечение родителей к активному участию в жизни школьного сообщества;

• налаживание тесных взаимосвязей между семьями учащихся;

• развитие эффективных коммуникаций между всеми членами сообщества Blue School;

• содействие более глубокому пониманию образовательной структуры Blue School.

 

Стоит заметить, что такие тесные рабочие связи между школой, партнерским сообществом и родителями не имеют ничего общего с мероприятиями по связям с общественностью или рекламой; это сердце философии школы и ее понимания себя и своей миссии в окружающем мире. Это неотъемлемая часть успеха Blue School в деле переосмысления целей образования и общества, в котором, по мнению школы и родителей, должны жить дети. И, надо сказать, школа в этом отнюдь не одинока. Национальная родительско-учительская ассоциация (National PTA) – крупнейшая и старейшая организация Америки, занимающаяся защитой прав детей в области образования и объединяющая миллионы семей, педагогов и представителей общественности, – разработала и выпустила набор из шести Национальных стандартов взаимодействия семьи и школы, которые предлагаются в качестве шаблона для коммуникаций, позволяющих учащимся добиваться успеха. Вот их перечень:

1. Приглашение всех семей в школьное сообщество. Семьи – активные, желанные и уважаемые участники школьной жизни, чувствующие себя тесно связанными друг с другом, школьным персоналом и тем, что учащиеся делают и учат в классе.

2. Эффективное общение. Семьи и персонал школы находятся в постоянном двустороннем конструктивном диалоге на тему образования учеников.

3. Поддержка успеха учащихся. Семьи и коллектив школы постоянно сотрудничают ради поддержки образовательного процесса и здорового развития детей как дома, так и в школе, и имеют регулярную возможность расширять знания и навыки, позволяющие делать это максимально эффективно.

4. Защита прав каждого ребенка. Семьи имеют право защищать интересы своих и чужих детей, требуя справедливого обращения со всеми учениками и равного доступа к возможностям образования, необходимым для долгосрочного успеха.

5. Распределение полномочий. Семьи и коллектив школы являются равноправными партнерами при принятии решений, влияющих на учеников и их родственников, и совместно вырабатывают политику, практические методики и учебные программы.

6. Сотрудничество с местным сообществом. Семьи и персонал школы активно сотрудничают с членами местного сообщества, объединяя учащихся, их родных и школьный коллектив с целью расширения возможностей образования, реализации общественных инициатив и повышения уровня гражданской активности[191].

 

Как утверждает президент Национальной родительско-учительской ассоциации Ота Торнтон, «участие семьи не ограничивается помощью детям в выполнении домашних заданий, посещением родительских собраний и беседами с учителями… Оно также предполагает разъяснительную работу с местными школьными советами и органами власти на уровне штата и федеральном уровне с целью обеспечения школ всеми необходимыми ресурсами для предоставления каждому ученику образовательных услуг мирового класса»[192].

Следует отметить, что Министерство образования США также высказалось по поводу взаимодействия семьи и школы, издав отчет, довольно запутанно озаглавленный «Партнеры в образовании: базовая структура совмещения ролей во имя эффективного сотрудничества семьи и школы»[193]. В документе подчеркивается важность партнерства семьи и школы и перечисляются условия, цели и результаты, к которым, по мнению авторов, должны стремиться родители и педагоги. Эта структура описывает процесс перехода (посредством четырех основных компонентов: благоприятные возможности, контакты, познание и уверенность в себе) от неэффективного партнерства, при котором школа и семья лишены шанса на конструктивное сотрудничество, к эффективному, которое позволит им сообща трудиться во имя стабильных достижений учащихся.

Педагогам данная структура открывает доступ к вековой мудрости и тесным семейным связям; дает возможность создать культуру, поощряющую участие родителей в образовании их детей и направленную на улучшение учебного процесса. Семью же, «независимо от расовой и этнической принадлежности, образовательного уровня, пола, социально-экономического статуса или инвалидности ребенка», эта структура обеспечивает средой, в которой родители могут поддерживать, стимулировать своих детей и защищать их интересы, служа при этом образцом для подражания[194].

Эффективное участие семьи в образовательном процессе чрезвычайно важно, но возможно только в случае, если школа сделает такое участие доступным. Школам, чтобы включить родителей в свою команду, зачастую нужно проявить активность: проводить рекомендательные семинары для родителей, регулярно организовывать личные встречи и строить и укреплять основанные на сотрудничестве взаимоотношения между учителями, семьями и представителями местного сообщества.

Edutopia – некоммерческая программа, инициированная Образовательным фондом Джорджа Лукаса, – предложила педагогам десять рекомендаций, которые позволяют сделать школы более привлекательной средой; эти советы могут использовать и родители для повышения эффективности взаимодействия со школами, в которых учатся их дети[195].

Идите туда, где бывают родители ваших учеников. Посещайте сайты социальных сетей, таких как Facebook, Twitter и Pinterest, чтобы держать родителей в курсе и стимулировать взаимодействие с ними.

Радушно встречайте всех. Признайте, что для многих семей в вашем сообществе английский язык неродной, и используйте передовые технологии, чтобы облегчить общение.

Позвольте родителям виртуально присутствовать в школе. Используйте веб-инструменты, чтобы прорубить «виртуальное окно в класс». Edutopia предлагает мощный интернет-ресурс, образовательный сайт Edmodo, а также платформу электронного обучения Blackboard Learn, предназначенную для управления виртуальной обучающей средой и организации курсов дистанционного обучения.

От смартфонов к смартшколам. Edutopia призывает задействовать смартфоны для привлечения семей к работе школ, предлагая использовать различные компьютерные приложения, которые могут способствовать этому процессу.

Не упустите медиамомент. Используйте современные медиа (например, выход новой книги или фильма, касающихся образования) в качестве платформы для создания открытого форума для обсуждения школьных мероприятий и реформы образования.

Сделайте чтение семейным занятием. Используйте такие программы, как Read Across America, First Book и Experience Corps, для пропаганды чтения как одного из видов семейного досуга.

Перенесите разговор на дом. Переверните общение родитель-учитель с ног на голову; пусть учитель приходит домой к ученику, чтобы поговорить с его родными, а не вызывает их в школу.

Практикуйте родительские собрания под председательством школьников. Разрешите ученикам вести родительские собрания и показывать на них свои работы, демонстрируя свои таланты и рассказывая о проблемах и целях.

Популяризируйте семейный активный отдых. Проводите школьные мероприятия, пропагандирующие физическую активность и игры как вид семейного досуга.

Укрепляйте сотрудничество с родителями. Используйте весь диапазон инструментов, например, открытие книжного клуба с участием родителей или задания, включающие в себя опросы членов семьи, чтобы максимально вовлечь родителей в работу школы.

 

В конце 1990-х государственные школы лос-анджелесского школьного округа выступили с инициативой создать комплексный подход к улучшению ситуации в школах, расположенных в центральной части города. Одним из главных уроков, вынесенных из этой инициативы, стало осознание несомненной важности активного участия родителей в работе школы. Однако достичь этого особенно сложно в школах центральных районов крупных городов, поскольку многие местные родители плохо говорят по-английски (а порой не знают его вовсе), зачастую имеют несколько мест работы и просто не располагают временем для участия в образовательном процессе и даже для встреч с учителями их детей.

Кроме того, неанглоязычные родители нередко чувствуют себя изолированными от системы школьного образования, ибо им настойчиво внушают мысль, что не зная языка, они не могут участвовать в деятельности школ своих детей. В результате была разработана программа Families in Schools, призванная объединить родителей, учащихся и учителей ради достижения общей цели, несмотря ни на какие трудности и преграды[196].

Оскар Круз, президент FamiliesinSchools, сказал мне следующее: «Мы прекрасно понимаем важность активного участия родителей в поддержке и воспитании их детей. Менее понятной до сих пор была роль школы в обеспечении этого условия. Участие родителей довольно долго считалось исключительно прерогативой их самих. Представьте, что родитель приходит в школу с тем или иным требованием или предложением, но говорит на другом языке, а там ему отвечают: “Слушайте, вам обязательно надо выучить английский. Сначала выучите язык, а затем мы вам поможем”. Вот с таким препятствием сталкивается родитель. Так что наша стратегия в данном направлении – обеспечить профессиональную переподготовку персонала, которая позволит гарантировать, что каждый родитель, приходя в школу, почувствует себя желанным гостем и увидит, что его мнение высоко ценят.

Если внимательно посмотреть на отношение системы образования к родителям, сразу видишь прочно укоренившиеся интересы. А поддержит ли учительский профсоюз обратную связь с родителями как компонент аттестации работы учителей? Согласится ли он на более активное участие родителей в переговорах при обсуждении контрактов со школьными округами? Бюрократия в образовательной сфере чрезвычайно мощная, а политика – давно и прочно устоявшаяся, и все это нередко отодвигает проблемы успеваемости учащихся на задний план.

Мы всегда подчеркивали огромную роль родителей в образовательном процессе. Вопрос в том, какие условия в школах необходимо изменить, чтобы они стали более дружественными и комфортными для родителей, особенно в сообществах, состоящих преимущественно из семей с низким уровнем дохода».

Программа Families in Schools решает эту проблему сразу на трех фронтах. Во-первых, создает разработанные с учетом культурных особенностей информационные материалы, из которых родители могут узнать, как начать принимать более активное участие в деятельности школы, где учится их ребенок. Во-вторых, помогает персоналу школы более эффективно строить общение с родителями. В-третьих, лоббирует позитивные политические изменения на уровне школьных округов с целью обеспечения инвестициями двух первых инициатив. Активисты Families in Schools даже согласны сами проводить профессиональные тренинги для персонала школ, если недостаток финансирования не позволит школам делать это самостоятельно.

Круз понимает, что единственный способ повысить активность родителей – максимально привлечь их к участию в учебе детей дома. Для этого инициированы еще две программы, о которых стоит упомянуть. Первая – Million Word Challenge. В ее рамках организация спонсирует конкурс для школ лос-анджелесского школьного округа, который призван поощрять чтение за стенами учебного заведения. Участие родителей играет в этом мероприятии центральную роль; они помогают детям вести читательский дневник и подтверждают их прогресс своими подписями. Вторая программа – Read With Me; она заключается в открытии библиотеки с выдачей книг на дом. В школу привозят двадцать мешков с книгами, и учащиеся могут брать их домой и читать вместе с родными. И следует сказать, благодаря доступности этих книг общее время чтения увеличилось на двадцать минут в день.

«В последнее время все чаще и чаще вспыхивают горячие дискуссии по поводу участия родителей в образовательном процессе, – говорит Оскар Круз. – Мы видим это в новостях, политике на государственном уровне. Вы заметили, что родители все чаще контролируют работу школ и все настойчивее требуют перемен? Люди сегодня получают более полную информацию, что делает их инициативнее. Еще одним позитивным моментом я считаю то, что латиноамериканцы и лидеры разных меньшинств, все чаще занимая высокие посты в обществе, лучше понимают суть проблем и, соответственно, предлагают эффективные решения».

«То, как родители участвуют в работе школ, на сегодняшний день чрезвычайно жестко регламентировано; способы, которыми они могут высказывать свое мнение, в высшей степени формальны, – объясняет Оскар. – В школе может быть родительско-учительский комитет – орган, создаваемый школой и защищающий ее интересы, – но в реальном понимании демократической организации, где имеет место информационный поток для принятия решений, честное партнерство и единое понимание ценностей, у нас пока очень мало достижений. Чтобы родители стали настоящими партнерами школ, их нужно детально информировать обо всем происходящем в сфере образования, и ответственность за это несут сами школы».

Оскар Круз и сотрудники Families in Schools решили изменить динамику отношений между родителями и школами из центральных районов города по причине, касающейся каждого из нас. «Независимо от места вашего проживания и социально-экономического статуса, – считает Круз, – если вы принимаете активное участие в образовании своего ребенка, у него гораздо больше шансов прожить достойную и успешную жизнь».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.