Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поиск правильной формы






 

Многие люди учатся гораздо эффективнее, когда подкрепляют полученные знания практикой, а не только ограничиваются изучением абстрактных идей: когда их любопытство возбуждено, они задают вопросы, знакомятся с новыми гипотезами и искренне заинтересованы изучаемым предметом. В сущности, это вполне наглядно иллюстрирует множество примеров из опыта таких школ, как Грейндж, North Star и Хай-Тек-Хай. Как отмечает основатель Хай-Тек-Хай Ларри Розенсток, «начальные школы первыми поняли, что детей нужно учить с использованием междисциплинарного подхода и размытой логики и что школьники должны заниматься практической работой. Чтобы было так же, как в аспирантуре. Ты приходишь туда с вопросительным знаком и уходишь с той же любознательностью».

Эффективное обучение в любой области зачастую представляет собой опыт проб и ошибок; процесс поистине революционных прорывов, перемежающихся неудачными попытками найти решение. Именно такая динамика стала центром учебной программы и ключом к успеху Хай-Тек-Хай. «Неудача – важная часть учебного процесса. В нашей школе ошибки и поражения принято праздновать: “Ну вот, теперь ты знаешь, что этот вариант не работает. Можешь смело вычеркнуть его из своего списка и поискать другое решение”. Надо сказать, в других школах столь критически важная часть учебного опыта – обучение через ошибку – часто исключается из учебной программы».

Одно из самых интересных нововведений в области преподавания и обучения последнего времени известно под названием «дизайн-мышление» (или проектное мышление). Этот подход сегодня используется во многих организациях и во все большем числе школ. В его основу легли творческие и аналитические методы, с помощью которых профессиональные дизайнеры выявляют и решают различные проблемы и в итоге разрабатывают новые продукты и услуги. Дизайн-мышление, как правило, носит междисциплинарный характер и базируется на тесном сотрудничестве. Наиболее удачное описание принципов и практических методик такого мышления дано в книге Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей»[129].

Дизайн-мышление и еще ряд стратегий обучения, рассмотренных нами в этой книге, четко показывают, что повсеместно распространенное деление на академические программы и программы профессионального обучения в школах в корне неверно и может привести к катастрофическим последствиям. Кроме того, оно игнорирует, исключает из процесса детей с истинным талантом и искренним интересом к практическому применению приобретаемых ими знаний. А между тем содействие этой динамике должно стать центральным компонентом учебной программы, а не чем-то необязательным и второстепенным.

Элисон Вулф – профессор менеджмента предприятий бюджетной сферы из Королевского колледжа Лондона и автор The Wolf Report («Отчет Вулф»), обзора сферы профессионального образования, подготовленного ею для британского правительства. Элисон видит огромные преимущества в профессиональном обучении, готовящем учащихся к успешной и продуктивной взрослой жизни, но считает, что этот вид образования принесет желаемые плоды, только если школьные системы увидят в нем элемент, равноправный программам академического образования.

«Вам просто нужно сломать эти стены, – говорит она. – Чем больше в школы придет людей со стороны, не имеющих формального педагогического образования, причем не только для разовых встреч, но и как часть привычной учебной среды, тем больше в вашей системе будет пространства, которое позволит детям свободно дышать. Вам надо сделать это официальной частью учебной программы, вывести людей из классной комнаты и разрешить им делать чрезвычайно переменчивые по своей природе вещи, которые нельзя жестко прикрепить к той или иной учебной программе. Я считаю, что вам необходимо встроить в традиционную структуру некий нестандартный элемент, в отношении которого будет вестись своя отчетность, а потом непременно следить за тем, чтобы ее никто не стандартизировал».

Яркий пример того, как объединение школы с окружающим миром и интеграция академической программы с программой профессионального обучения способствуют повышению уровня заинтересованности и успеваемости учащихся, представляет собой Big Picture Learning – постоянно растущая сеть из более чем сотни школ со всего мира. Она основана в 1995 году Эллиотом Уошором и Деннисом Литки, двумя педагогами, которые занимаются всеми аспектами развивающих школ, их программами и политикой. Основная идея школ Big Picture заключается в том, что ответственность за образование несет каждый член общества. Школы Big Picture пропагандируют тип обучения, который возможен только в случае, если учебному процессу разрешено выходить за пределы школы. Учащиеся довольно много времени работают под руководством добровольцев-наставников из местного сообщества и обучаются практическим навыкам в реальных ситуациях.

«Сообщества должны строить школы в комплексе с остальной местной инфраструктурой, – считает Эллиот Уошор, – объединяя усилия всех муниципальных департаментов с тем, чтобы они реформировали школы и создавали структуры для удовлетворения потребностей местного сообщества в образовании. Только сформировав общую обучающую среду, города смогут возродить в школах чувство принадлежности к месту, в котором они находятся, и вызвать у школьников твердое убеждение, что они должны вносить значимый вклад в жизнь своего сообщества»[130].

Уошор и его давний коллега Чарльз Мойковски подчеркивают важность такого подхода в своей книге Leaving to Learn («Уйти, чтобы учиться»)[131]:

 

Традиционные процессы преподавания и оценивания знаний не способны сделать всех учащихся компетентными и уж конечно не превратят их в истинных мастеров своего дела и профессионалов. Если мы хотим удержать детей в школе и добиться, чтобы они эффективно и с искренним интересом учились вплоть до ее окончания, надо организовать учебный процесс так, чтобы ученики какое-то время обучались за ее стенами. Чтобы оставаться в школе и упорно и последовательно приобретать знания, учащиеся должны регулярно на время покидать школьные помещения. Для этого школам надо решительно снести стены, которые отделяют учебный процесс от всего того, что ученики делают и могут делать за их пределами. Обучение в обеих средах и контекстах должно быть взаимосвязанным[132].

 

Несколькими страницами позже авторы объясняют, почему этот подход так важен с их точки зрения:

 

Большинству учащихся трудно найти применение школьным знаниям. В действительности многие молодые люди воспринимают школу как негативную среду обучения. Школы не только не помогают учащимся стать компетентными в применении важных жизненных навыков, но и создают искаженный имидж обучения как такой, который может иметь место только в школьных стенах, жестко отделен от реального мира, разбит на предметы, изучаемые по звонку, и оценивается посредством письменных тестов множественного выбора. В школах действует огромное количество писаных и неписаных правил, которые душат в детях врожденную жажду знаний и серьезно ограничивают их жизненные амбиции. Неудивительно, что многие творческие и по-настоящему предприимчивые ребята выпадают из процесса продуктивного обучения. Они понимают, что пребывание в школе в том виде, в каком мы им ее предлагаем, изолирует их от реального мира.

 

За последние два десятилетия Big Picture Learning накопила огромный позитивный опыт в деле применения своего персонализированного подхода, предполагающего тесный контакт с местным сообществом. Первой школой сети Big Picture стал Metropolitan Regional Career and Technical Center в Провиденсе, Род-Айленд. Первый набранный центром класс состоял в основном из афроамериканских и латиноамериканских детей, не сумевших вписаться в традиционную школьную среду. Это были ребята с очень высоким риском отсева (при условии, если бы они остались в традиционной школе), для большинства из которых в силу их социального статуса высшее образование оставалось несбыточной мечтой. Четыре года спустя 96 процентов учащихся успешно окончили школу, и 98 процентов выпускников поступили в высшие учебные заведения. В целом показатель учащихся, оканчивающих школу, в Big Picture составляет 92 процента – весьма убедительный результат, особенно в сравнении со средними по стране 66 процентами[133].

Авторы вышеупомянутой книги утверждают, что в большинстве случаев политика реформ в сфере образования осуществляется в совершенно неправильном направлении. Эллиот Уошор и Чарльз Мойковски разработали принципы и методы, на которых должны базироваться по-настоящему действенные решения этих проблем, – и школы Big Picture наглядное тому подтверждение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.