Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монархомахи






Монархомахи

(собственно " борцы против монархии") — название, применяемое в истории политических теорий к сторонникам революционных учений, оправдывающих восстание и тираноубийство во имя естественного права или во имя интересов церкви. В более тесном научном смысле этот термин охватывает лишь публицистов и политических теоретиков второй половины XVI в., выступавших в эпоху религиозных войн во Франции, Нидерландах, Испании, Германии, Шотландии против притязаний абсолютной монархии. В этом смысле термин М., возникший в ученой среде, впервые встречается в сочинении монархиста Барклая (Barclay — шотландец, живший во Франции), вышедшем в 1600 г. под загл.: " De regno et regali potestate adversus Buchananum, Brutum, Boucherium et reliquos monarchomachos libri sex". Общая черта соединенных здесь в одну группу публицистов протестантского и католического лагеря (в последнем особенно выделяются иезуиты) заключается в том, что, действуя под влиянием возродившейся в XVI в. теократической идеи, они стремятся поставить религиозные требования выше всякого политического закона и власти. В своих попытках отыскать опору против верховной светской власти М. приходили к поддержке старых сословных и корпоративных прав и привилегий, к защите земских чинов, представительных собраний, провинциальных и городских вольностей и т. д.; в учреждениях такого рода они видели как бы охрану народа от произвола государя (эта идея еще раньше развита кальвинизмом). По мере усиления борьбы под учреждения и формы, которые должны были гарантировать свободу и права подданных, М. стали подставлять принцип народного верховенства, идею неотъемлемых прав народа, вытекающих из первоначального договора. Отсюда одни приходили к требованию аристократической, другие (преимущественно католики) — демократической конституции; третьи останавливались на идеале федеративного государства. Все они с большей или меньшей горячностью призывали к искоренению всякими средствами нечестивого и беззаконного тирана, идущего против Божьей воли и против охраняемых Богом прав народа. Главное поле полемической деятельности М. — Франция в 70-х и 80-х гг. XVI в., когда против правительства последних Валуа поднялись провинции, сословия, гугеноты, лигёры. Наиболее видное место среди М. занимают: французские кальвинисты — Готман (см.), главное произведение которого, " Franco-Gallia" (1573), представляет политический трактат в форме исторического исследования, и скрытый под псевдонимом Junius Brutus (может быть, Дюплесси-Морне) автор трактата " Vindiciae contra tyrannos" (около 1577); далее испанский иезуит Мариана (см.), француз-лигёр Буше (см.), шотландец Букэнэн (см.), иезуит Суарэз и немецкий публицист Альтузий. Монархомахи являются важными предшественниками теоретиков естественного права и конституционалистов XVII и XVIII в.

Вопр 2

Одновременно в 1402 году Гус был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.

В проповедях он выступал против церковного богатства, призывал лишить Церковь собственности, подчинить её светской власти, осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, требовал реформы Церкви, осуждал симонию, выступал против немецкого засилья в Чехии, в частности в Пражском университете. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства, и даже королю Вацлаву IV. Проповеди Яна Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившейся к «дешевой» Церкви.

Ян Гус был идеологом ранней реформации, в его сочинениях борьба за национальные интересы переплеталась с резким обличением пороков духовенства, требованием ликвидации церковной десятины, осуждением продажи духовных должностей, выступлением против германского патрициата в чешских городах и немецкого засилья в Пражском университете.

Проповеди Гуса получили широкий резонанс далеко за пределами его родины. Иоанн XXIII отлучил Гуса от церкви, но тот не смирился. Помимо народной поддержки Гус мог рассчитывать на содействие чешского короля Вацлава V, находившегося в серьезном конфликте с духовенством в своих владениях. Тогда, не ограничившись повторным отлучением Гуса, Иоанн XXIII наложил на Прагу интердикт (запрещение совершать богослужение и религиозные обряды).

Билет 13 вопр 1

Политические идеи

Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога (конечно, в рамках христианства — другое в эту эпоху было опасно; единственное сочинение, в котором Боден открыто выступает сторонником деизма или рациональной религии — «Разговор в семи ролях о секретах высших истин» — было опубликовано только в 1858 году, то есть почти через 300 лет после написания). В результате, он чуть было не стал жертвой Варфоломеевской ночи 1572 года.

Веротерпимость философа проявлялась также и в его усилиях по примирению враждовавших между собой религиозных группировок на Генеральных Штатах в Блуа, где он выступал в качестве депутата от третьего сословия провинции Вермандуа. Эти идеи мы обнаруживаем и в главном политико-философском произведении Бодена — «Les six livres de la Republique» («Шесть книг о государстве»), вышедшем в свет в 1576 году, которое впоследствии (в 1586 году) он сам перевёл на латынь под названием «De Republica libri six».

По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием[1].

Суверенная власть государства — это всегда постоянная власть, которая отличается от временной власти; это всегда абсолютная власть, — власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может её передать другому лицу как собственник; это власть единая, то есть неделимая — она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, её нельзя разделить на трети.

Боден — противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

Он выделяет три формы государства: демократия, аристократия и монархия (в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену).

Демократию Боден оценивает отрицательно, ибо «народ — это зверь многоголовый и лишённый рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел — это всё равно, что спрашивать совета у безумного». Недостаток аристократии — неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что «в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».

Лучшая форма государства для преодоления политического и религиозного кризиса — монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, её единству и неделимости. Боден — сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».

Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берёт начало суверенная власть.

Боден выступал против общепринятой идеи Аристотеля о том, что целью государства является достижение счастья людей. По его мнению, цель государства — обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защита от внешних врагов[ источник не указан 681 день ]. Причину социальных конфликтов Боден вслед за Макиавелли видел в неравномерном распределении богатств, в борьбе партий и в религиозной нетерпимости. Поэтому он требовал установления свободы вероисповедания и проведения экономических реформ с целью укрепления частной собственности граждан — опоры государства.

В творчестве Бодена нашлось место всему, что волновало Францию XVI века, и он осмелился заглянуть в духовный мир своих современников, написав об этом два смелых произведения. Первое — «Демономания колдунов» (1580) — отразило духовную атмосферу эпохи, когда человек жил в фантасмагории демонов и страхов. В этом трактате Боден раскрыл одну из главных черт, присущих переходной эпохе: слом старого мира и построение нового обостряет борьбу разных сил в обществе и внутри человека. Поэтому в такие периоды, считал он, человек должен быть особенно осторожен и внимателен к себе и окружающим, чтобы не попасть в ловушку искушения или прегрешения.

Последнее творение Бодена — «Гептапломерес» (или «Разговор семи участников») — самое смелое произведение мыслителя, призванное обосновать разумность веротерпимости. С этой целью Боден предпринял критику христианства и сравнил его с другими религиями. Отсюда и семь участников — представителей разных конфессий. В ходе спора Боден подвергает критике христианские догматы о божественной природе Христа, о непорочном зачатии, о Троице, показывая невозможность доказать истинность религии с помощью разума. Такая критика христианства нужна Бодену для того, чтобы предостеречь людей от споров по поводу веры, ибо им уготован один итог — безверие, которое хуже всего. Путь, предложенный Боденом, — гуманистическое свободомыслие, верность «всеобщей религии», терпимость.

Вопр 2

Макарий - митрополит всероссийский (1482 - 1563), выдающийся представитель русской иерархии. Впервые оценил по достоинству эту крупную фигуру академик Е.Е. Голубинский . По своему настроению и взглядам Макарий может быть причислен к партии иосифлян; но он не был партийным человеком. Обходительный и ласковый, Макарий не запятнал себя раболепством пред высшею властью и холодною жестокостью к людям, не разделявшим его взглядов на монастырское вотчиновладение. Не обладая кротостью святого и гением преобразователя, он сумел взять удачный средний тон миротворца бурной эпохи и устроителя жизни церкви, на основах и в пределах, которые допускала тогдашняя русская действительность. Как и Иосиф, Макарий был сторонником монастырского общежития и ввел его в своем Лужецком монастыре. Это, а также " мудрость в божественном писании" открыли ему дорогу на Новгородскую архиепископию (1526). Здесь Макарий ввел общежитие в монастырях, прекратил купножитие монахов и монахинь в одних и тех же монастырях, стремился к утверждению христианства между инородцами Водской пятины, украшал храм святой Софии и начал работу по собиранию всех чтимых церковью книг, обретавшихся в русской земле. В 1542 г. Макарий оказался митрополитом московским. То обстоятельство, что он занял кафедру после низвержения двух предшественников своих (Даниила и Иоасафа), в момент острой боярской борьбы, оказал мало влияния на воспитание Грозного и продержался без особых столкновений до 1563 г., в глазах многих кладет на образ Макария черные тени. Другие, наоборот, именно Макарию приписывают переворот 1546 г. в настроении Иоанна и начало блестящего периода его правления. Мысль о венчании на царство не могла принадлежать 16-летнему Иоанну; она шла от митрополита. В 1547 - 1549 и 1551 годах состоялись церковные соборы, оставившие глубокий след в истории. Первые два решают вопрос о канонизации святых. Дотоле русская церковь чтила 22 святых; теперь было провозглашено общецерковными святыми еще 30 и местными 9. Это ставило на очередь вопрос о возглавлении изукрашенной святыми церкви патриархом. Собор 1551 г. Стоглавый (названный так по разделенным на сто глав его определениям), ставил своей задачей обновление русской церкви. Деяния собора выдвигают на первый план молодого царя и оставляют в тени митрополита. Но это только казовая сторона дела. В вопросах собору, предложенных от имени царя, многие указывают такие особенности обычаев псковско-новгородской области, которые явно выдают авторство бывшего новгородского епископа. Постановления собора затрагивают церковное богослужение, епархиальное архиерейское управление и суд, жизнь духовенства высшего и низшего, монашества, христианскую жизнь мирян. Макарий не имел преемников, которые могли бы продолжать его дело; поэтому постановления собора 1551 г. не вошли в жизнь в той мере, как того заслуживали. - По жгучему вопросу о владении церковными вотчинами Макарий держал себя умеренно. Военные предприятия ставили остро вопрос о наделении поместьями боярских детей. В 1551 и 1557 г. были предприняты важные ограничения накопления земель в руках церкви. Макарий молчал, но он заявил протест, когда царь захотел приобрести недвижимые имения митрополичьей кафедры. - При Макарии основана первая типография в Москве. В год смерти митрополита в ней напечатана первая книга - Апостол. - На втором году его правления с Максима Грека было снято запрещение. - Наконец, с именем Макария связано издание Четьих-Миней и " Степенной книги". Над изданием Миней Макарий работал 12 лет уже в Новгороде и в 1541 г. список его подарил Софийскому собору. В 1552 г. был закончен перепискою более полный список, внесенный Макарием в Успенский собор (теперь в Синодальной библиотеке). Он состоит из 12 книг. На 1300 житий русских произведений приходится только 39, похвальных слов - 25; из последних, некоторые можно также назвать житиями. - " Степенная книга" дает биографии представителей светской и духовной власти и старается утвердить в понятиях общества то высокое представление о царской власти, которое сложилось в XVI в. Во всех важнейших биографиях постоянно говорится о " чудесно-рожденных" князьях, о " чудесном зачатии", о благочестии русских самодержцев. Вообще " Степенная книга" является сборником статей агиобиографического содержания и в этом отношении очень напоминает Четьи-Минеи. Когда Макарий умер, царь писал: " о Боже! коль бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвященный Макарий". - См. Е.Е. Голубинский " История русской церкви" (том II, часть 1, Москва, 1900); его же " Канонизация святых" (2-е издание); В.С. Иконников " Опыт русской историографии" (том II, Киев, 1908).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.