Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по написанию курсовой работы






Основным видом исследовательской работы является выполнение студентами курсового проекта.

Целью курсового проекта является выполнение студентом самостоятельной исследовательской работы, в которой отражаются полученные знания и проявленное умение применять их целенаправленно.

Задачами курсового проектирования является приобретение профессиональных компетенций, а также умений обобщать и анализировать факты, делать выводы и давать практические рекомендации.

Курсовой проект может служить основой при последующем выполнении выпускной квалификационной работы.

Курсовой проект выполняется в 6 семестре.

Исключается практически полностью заимствование работы в интернете.

Процесс выполнения курсового проектирования включает следующие этапы:

1. Формулировка цели, задач и составление плана курсового проекта.

2. Подбор, изучение и анализ содержания литературных источников.

3. Сбор, анализ и обобщение информации для проведения исследований; проведение исследований.

4. Написание практической части работы, в т.ч. формулирование выводов и предложений.

5. Оформление списка литературы.

6. Защита курсового проекта.

Курсовой проект должен состоять из двух частей. В первой части проекта раскрывается содержание теоретических вопросов, относящихся к дисциплине «Ценообразование». Во второй части должны быть отражены практические вопросы.

К выполнению проекта предъявляются следующие требования:

Курсовой проект должен быть выполнен на высоком теоретическом уровне с использованием работ современных специалистов, постановлений Правительства России, других нормативных документов;

Курсовой проект должен отличаться критическим подходом к анализу действующей на предприятиях общественного питания практики, содержать самостоятельный анализ, выводы и предложения;

- изложение темы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными; заключение должно содержать выводы и предложения, направленные на совершенствование организации и методологии учета и выявление резервов по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

- содержание темы должно быть изложено грамотным языком; иметь введение, две главы и заключение; внутри глав целесообразно выделение подвопросов, позволяющих глубоко раскрыть содержание темы и сделать аналитические выводы;

Курсовой проект должен быть правильно оформлен, т.е. иметь титульный лист, оглавление, страницы должны быть пронумерованы и иметь поля для замечаний рецензента (руководителя). В конце проекта студенту следует указать список использованной литературы, изученных нормативных материалов.

Составление первоначального варианта плана второй части курсового проекта:

На основе предварительного ознакомления с литературой должен быть тщательно продуман первоначальный вариант плана курсового проекта. Курсовой проект по структуре включает введение, три главы и заключение.

При составлении плана курсового проекта прежде всего необходимо определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в виде отдельных разделов и их последовательность.

Во введении должны быть раскрыты:

- актуальность выбранной темы,

- цели и задачи курсового проекта,

- основные источники информации,

- краткий обзор содержания по разделам.

Рекомендуемый объем 2-3 страницы.

В первой части должна быть дана краткая характеристика объекта исследования, анализ затрат, эффективность управления затратами, выявлены резервы снижения затрат, разработаны направления совершенствования механизма управления затратами на предприятии.

Вторая часть курсового проекта состоит из двух разделов: теоретического и расчетного. Минимальный объем второй части курсового проекта 30 страниц машинописного текста, но не более 40 стр.

Теоретический раздел содержит основные понятия, категории, классификации и группировки, применяемые в ценообразовании при изучении конкретных вопросов, а также описание методов изучения и способов расчета показателей, используемых для анализа состояния, структуры и динамики изучаемых явлений.

В расчетном разделе курсового проекта приводятся расчеты цен на продукцию (товары) или услуги с помощью различных методов ценообразования.

Любая тема может быть раскрыта по-разному, но план курсового проекта отражает его основные направления, основную идею работы, раскрывает его содержание и характер, в нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы по теме.

В заключительной части отражаются выводы по разделам курсового проекта, которые должны быть краткими, логичными и отражать результат выполнения задачи, поставленной во введении и выполненной в основной части работы. Заключение может быть положено в основу защиты курсового проекта. Объем 2-3 страницы.

Структура первой части вне зависимости от выбранной темы должна быть следующей:

1. Анализ затрат предприятия

1.1. Краткая характеристика ООО «…» и основные технико-экономические показатели деятельности

1.2. Анализ практики управления затратами ООО «…»

1.3. Анализ затрат по элементам и калькуляционным статьям

1.4. Анализ затрат на рубль товарной продукции

1.5. Механизм управления затратами на предприятии

1.6. Выбор направлений совершенствования механизма управления затратами

1.7. Выявление резервов снижения затрат

Выводы

Примерный объем первой части составляет 30 страниц.

Написание параграфов, в которых приводятся результаты экономических расчетов, рекомендуется производить в следующей последовательности.

- дать краткое обоснование выбранных показателей;

- привести и раскрыть методы их расчета;

- составить таблицу исходных данных, отражающих их динамику;

- произвести необходимые расчеты;

- оформить результаты расчетов в виде сводной таблицы;

«Основные технико-экономические показатели». Перечень экономических показателей зависит от сферы деятельности предприятия. Так, например, для предприятия общественного питания для анализа рекомендуются следующие показатели: товарооборот для торговых, численность персонала, среднемесячная заработная плата работающего, себестоимость товарной продукции (или издержки обращения для торговых предприятий), производительность труда, фондоотдача, затраты на 1 рубль товарной или реализованной продукции, прибыль, рентабельность.

Динамику экономических показателей рекомендуется сводить в общую таблицу, показатели могут быть продублированы из предыдущих параграфов, без приведения методики их расчета.

В разделе 1.6. можно рассмотреть возможность использования на предприятии зарубежных методов управления затратами (Директ-костинг, Абзорпшн-костинг, Стандарт-кост, Таргет-костинг, Кайзен-костинг, Метод ABC, Бенчмаркинг, Кост-киллинг, LCC-анализ, Метод VCC, Throughput-костинг).

Обращаем внимание, приведенные технико-экономические показатели должны характеризовать именно сферу деятельности предприятия, и во многом являются специализированными по отраслям.

В параграфе «Выводы» необходимо указать проблемные и сильные стороны деятельности предприятия, выявить основные направления ее улучшения.

Для второй части проекта в Приложении №1 приводится примерное содержание тем курсового проекта, которое может быть дополнено или изменено по желанию студента при согласовании с научным руководителем.

Количество вариантов курсового проекта составляет 10. Вариант выбирается по желанию студента. В случае, если у двух или более студентов совпадут номера вариантов, они могут выполнять одно задание, но одинаковые работы к защите допущены не будут.

Для повышения наглядности содержания, работа должна быть максимально насыщена различного рода таблицами, рисунками и схемами, которые следует пронумеровать. Ссылки на приложения даются с указанием номера.

Все разделы работы должны быть связаны между собой. Поэтому особое внимание необходимо обратить на логические " переходы" от одного раздела к другому и внутри раздела от вопроса к вопросу.

В заключении следует сделать основные выводы и кратко изложить предложения, направленные на улучшение.

В конце работы приводится список использованной литературы. Объем курсового проекта должен составлять 60-70 страниц машинописного текста.

Данные, приведенные в тексте работы должны совпадать с данными приложений. В приложении находятся заполненные первичные учетные документы и учетные регистры, относящиеся к теме курсового проекта.

Оформление курсового проекта

Материал в работе располагается в следующей последовательности:

- титульный лист (его форма приведена в приложении 2);

- план-оглавление (содержание);

- текстовое изложение курсового проекта (по главам, включая введение и заключение);

- список литературы;

- приложение.

Оформление курсового проекта осуществляется согласно ГОСТ 7.32-2001.

Примерное содержание тем курсовых проектов:

Тема 1. Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности

В теоретический раздел курсового проекта по данной теме целесообразно включить рассмотрение следующих вопросов:

Общая характеристика цены и ценообразования. Понятие, экономические и правовые признаки цены. Экономическая сущность и функции цены.

Основные теории (научные концепции) о цене.

Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности. Система ценообразования и ее элементы. Цели ценообразования. Рыночное и централизованное (государственное) ценообразование. Функции, методы и принципы ценообразования.

Законодательство о ценах и ценообразовании. Виды нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области ценообразования.

Проблемы совершенствования законодательства о ценах и ценообразовании.

В расчетном разделе курсового проекта произвести расчет цены на продукцию общественного питания (по выбору) различными методами ценообразования.

Тема 2. Взаимодействие цены с другими экономико-правовыми категориями и явлениями

В теоретический раздел курсового проекта по данной теме целесообразно включить рассмотрение следующих вопросов:

Взаимодействие цены и качества товара. Определение понятия качества продукции (работ, услуг) в экономической литературе. Свойства и показатели качества. Основные направления взаимосвязи цены и качества товара.

Взаимодействие цен и налогов. Понятие налога, сбора и государственной пошлины. Их отражение в составе цены.

Взаимодействие цен и таможенных пошлин (тарифов). Понятие таможенного тарифа и таможенной пошлины.

Связь цен с другими экономическими категориями (явлениями), такими как деньги, финансы и кредит.

В расчетном разделе курсового проекта произвести расчет цены подакцизного товара (по выбору) для конечного потребителя различными методами ценообразования.

Тема 3. Цена в сфере публично-правового регулирования

В теоретический раздел курсового проекта по данной теме целесообразно включить рассмотрение следующих вопросов:

Основания государственного регулирования цен. Формы государственного регулирования цен. Перечни товаров и услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляется Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Органы ценообразования: понятие, виды и компетенция. Органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Органы ценообразования субъектов РФ и муниципальных образований.

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен.

Административные санкции, применяемые органами ценообразования за нарушение государственной дисциплины цен. Органы, осуществляющие применение санкций.

В расчетном разделе курсового проекта произвести расчет цены на товар или услуги, которые входят в область государственного регулирования, различными методами ценообразования.

Тема 4. Политика цен: сущность, цели, факторы влияния

В теоретический раздел курсового проекта по данной теме целесообразно включить рассмотрение следующих вопросов:

Понятие цены, ее значение для предприятия, виды цен. Трудности ценообразования: расширение ассортимента продукции, необходимость получения обширной информации, наличие конкуренции и др.

Сущность и цели политики цен предприятия. Активная и пассивная политика цен. Ценовая политика в фазах экспериментирования, экспансии, насыщения и сокращения.

Факторы, влияющие на политику цен предприятия. Понятие ценовой дискриминации. Понятие эластичности спроса: эластичность спроса по цене, перекрестная эластичность, эластичность спроса по доходу.

В расчетном разделе курсового проекта произвести расчет цены на продукцию общественного питания (по выбору) различными методами ценообразования.

Тема 5. Стратегии политики цен

В теоретический раздел курсового проекта по данной теме целесообразно включить рассмотрение следующих вопросов:

Понятие стратегии политики цен. Информация, необходимая для принятия решений по ценам и ее источники.

Виды стратегий политики цен. Фазы жизненного цикла товара. Изменение текущих цен в краткосрочном периоде. Долгосрочные стратегии цен.

Зависимость стратегий цен от текущих цен, объемов сбыта, затрат и конкуренции.

Понятие тактики ценообразования - как основы для текущей практической деятельности специалистов по ценообразованию. Этапы и порядок установления цен на предприятии.

В расчетном разделе курсового проекта произвести расчет цены на услуги общественного питания, а также предприятий сферы услуг (по выбору) различными методами ценообразования.

Тема 6. Дифференциация (различие) цен

В теоретический раздел курсового проекта по данной теме целесообразно включить рассмотрение следующих вопросов:

Сущность, цели, условия и формы осуществления дифференциации цен. Понятие ценовой дискриминации. Формы дифференциации цен. Региональная дифференциация цен, краткосрочная временная дифференциация цен, дифференциация цен на основе различий продукции. Нелинейное ценообразование: понятие, формы и аспекты.

Факторы дифференциации и гармонизации, необходимые для принятия ценовых решений. Понятие ценовой акции, мотивы целесообразности ее проведения.

В расчетном разделе курсового проекта произвести расчет цены на продукцию общественного питания различными методами ценообразования.

Тема 7. Ценообразование в топливно-энергетическом комплексе

В теоретический раздел курсового проекта по данной теме целесообразно включить рассмотрение следующих вопросов:

Основные направления развития топливно-энергетического комплекса в России на рубеже XX – XXI веков. Характеристика рынка сбыта продукции топливно-энергетического комплекса. Факторы, влияющие на формирование цен: баланс спроса и предложения, меры государства по регулированию деятельности энергетических предприятий, цены мирового рынка и др. Состав и структура цен на продукцию топливно-энергетического комплекса.

Ценовая политика и перспективы развития топливно-энергетического комплекса. Соотношение мировых цен на сырьевые ресурсы и конечную продукцию на российском рынке.

В расчетном разделе курсового проекта произвести расчет цены на продукцию топливно-энергетического комплекса различными методами ценообразования.

Тема 8. Опыт ценообразования в развитых странах

В теоретический раздел курсового проекта по данной теме целесообразно включить рассмотрение следующих вопросов:

Роль ценовой политики в управлении экономикой развитых стран. Законы, являющиеся правовой основой для государственного регулирования цен в промышленно-развитых странах: Германия, Франция, США, Япония и др.

Отрасли, являющиеся объектами наиболее пристального внимания со стороны правительства по вопросам ценообразования. Инструменты (методы) государственного воздействия на производителей продукции: прямые (установление конкретных цен или правил ценообразования) и косвенные (экономические рычаги финансово-кредитной системы, налогообложение и др.).

Особенности ценообразования промышленно-развитых стран. Возможности использования зарубежного опыта ценообразования в практике Российской Федерации.

В расчетном разделе курсового проекта произвести расчет экспортной цены на продукцию различными методами ценообразования.

Тема 9. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

В теоретический раздел курсового проекта по данной теме целесообразно включить рассмотрение следующих вопросов:

Мировая цена – понятие и классификация. Факторы, влияющие на мировые цены. Виды мировых цен. Цены производителя, цены выхода на рынок (рыночные), цены фактических сделок. Источники информации о мировых ценах.

Методика анализа и прогноза мировых цен. Ценовые показатели, ценовой анализ, разработка и использование прогноза цен. Роль государства в регулировании ценообразования во внешнеэкономической деятельности. Инструменты государственного регулирования: административные, экономические, технические барьеры в торговле, валютно-финансовые и др.

В расчетном разделе курсового проекта произвести расчет импортной цены на продукцию различными методами ценообразования.

Тема 10. Методы исследования ценовой динамики

В теоретический раздел курсового проекта по данной теме целесообразно включить рассмотрение следующих вопросов: Основные концепции регистрации цен: сплошной учет и выборочная система регистрации цен; их основные принципы и применение в международной практике.

Использование индексного метода для оценки динамики цен. Агрегатные, арифметические и гармонические формы индексов. Индексы товарной биржи. Индексы фондового рынка. Прогноз изменения цен на продукцию и приобретаемые ресурсы с учетом общего инфляционного фактора. Индекс цен. Планирование и прогнозирование цен.

В расчетном разделе курсового проекта произвести расчет биржевой, подвижной или скользящей цены (по выбору) различными методами ценообразования.


 

3.Контрольно-оценочные средства по дисциплине

3.1 Вопросы выходного контроля (экзамена)

1. Предмет и задачи дисциплины «Ценообразование».

2. «Цена» и «стоимость», их понятие, взаимосвязь, парадигмы цены.

3. Функции цен в рыночной экономике и их реализация.

4. Роль и значение цены в рыночной экономике РФ. Особенности и условия рыночного ценообразования.

5. История ценообразования в РФ, основные этапы, их содержание.

6. Факторы спроса, определяющие цену спроса на товар. Неценовые факторы спроса.

7. Факторы предложения, определяющие цену предложения товара. Неценовые факторы предложения.

8. Система цен в рыночной экономике РФ, их виды, группировка.

9. Требования, предъявляемые к системе цен.

10. Основные виды (сферы) рыночного ценообразования, их характерные особенности.

11. Характер ценообразования на конкурентном рынке.

12. Характер ценообразования на монополистическом рынке.

13. Рынок олигополистической конкуренции, характер ценообразования на нем.

14. Подходы в ценообразовании, их понятие, отличительные особенности.

15. Ценообразование: цели и задачи. Организация, порядок и этапы работы на предприятии по формированию цен.

16. Ценовые стратегии предприятия, их виды, условия выбора.

17. Стратегия дифференцированного ценообразования, ее содержание.

18. Стратегия конкурентного ценообразования, ее содержание.

19. Стратегии ассортиментного ценообразования, ее содержание.

20. Основные элементы и этапы разработки ценовых стратегий.

21. Ценовая политика предприятия в условиях рынка и ее проблемы, этапы разработки и реализации.

22. Методы формирования цен, их содержание и отличительные особенности.

23. Затратные методы установления цены, их содержание, достоинства и недостатки.

24. Метод установления цены на основе «анализа безубыточности», его содержание.

25. Состав и структура цены, ее основные элементы.

26. НДС, акцизы, таможенные пошлины, порядок включения в цену в соответствии с Налоговым кодексом (части I и II).

27. Система скидок и надбавок к цене, механизмы их применения. Плановые и тактические скидки.

28. Влияние инфляции на экономику предприятия, порядок расчета.

29. «Издержки», их понятие и значение для формирования цены.

30. Состав издержек и порядок их включения в цену.

31. Постоянные и переменные издержки, их состав и характеристика.

32. Средние и предельные издержки, методика их расчета.

33. Влияние изменения цен и издержек на прибыль предприятия, порядок расчета.

34. Оптовая цена предприятия-изготовителя и порядок ее расчета.

35. Розничная цена, порядок ее расчета, сферы применения.

36. Мировые цены, их понятие и виды, роль и значение в международном сотрудничестве.

37. Принципы международного ценообразования, их характеристика.

38. Таможенная стоимость товара, порядок ее установления.

39. Цены на экспортируемую продукцию, порядок ее установления.

40. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

41. Регулирование цен и тарифов в РФ. Политика либерализации цен в РФ.

42. Регулирование цен во внешнеэкономической деятельности.

43. Цены и налоговый механизм РФ, их взаимодействие.

44. Ценовая дискриминация, формы ее проявления.

45. Опыт ценообразования в зарубежных странах и направления его использования в РФ.

46. Особенности ценообразования на продукцию, работы, услуги различных отраслей экономики (транспорт, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение и т.д.).

47. Особенности установления цен на продукцию и услуги организаций общественного питания.

48. Структура продажной цены на продукцию общественного питания.

49. Формирование розничных цен на продукцию общественного питания.

50. Калькуляция цен в общественном питании.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.