Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерактивная сторона общения: социальное взаимодействие.






Интеракция в переводе с английского означает взаимодействие. Она подразумевает, что в процессе общения происходит не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Любое взаимодействие реализуется в совместной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе выполнения которой одновременно участвуют многие люди, каждый и которых вносит свой особый вклад в нее; и в свою очередь само понимается как совместная деятельность (взаимодействие как организация совместной деятельности).

Структура процесса взаимодействия широко обсуждалась в научной литературе. Здесь существует несколько подходов к ее рассмотрению. Ступени развития взаимодействия наиболее подробно описаны польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это – совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера…»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе – направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн, 1988). С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.

Второй показатель эффективности – адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней.

Классификации ситуаций взаимодействия. А.А. Леонтьевым выделяются следующие ситуации: социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации. М. Аргайл называет: официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). Э. Берн выделяет различные ритуалы, полуритуалы (имеющие место в развлечениях) и игры (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.).

Типы взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт). В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее. Яркой формой проявления конкуренции является конфликт.

К механизмам межличностного воздействия относятся: убеждение, внушение, заражение, подражание. Убеждение, внушение (суггестия) –целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Заражение заключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям. Подражание заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.