Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторический очерк развития СП.






Функции СП как науки.

1) Аксиологическая функция. Способствует формированию социальных ценностей и приоритетов в жизнедеятельности людей.

2) Методологическая функция. Связана с определением объекта и предмета социальной психологии.

3) Мировоззренческая функция. Синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей.

4) Прогностическая функция. Раскрывает динамику развития социальной психологии на ближайшую и отдаленную перспективу.

5) Регулятивная функция. Показывает, как и какое воздействие социально-психологические явления оказывают на развитие и функционирование других экономических феноменов.

6) Теоретико-познавательная функция. Состоит в изучении общественно-психологических закономерностей социальных процессов.

^ Другие функции

1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций

Задачи:

  • Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.
  • Массовые психические явления.

Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.

.

Исторический очерк развития СП.

В историческом плане процесс развития любой научной дисциплины, и социальной психологии в том числе, приблизительно один и тот же — зарождение социально-психологических идей в рамках философии и постепенное отпочкование их от системы философского знания. В нашем случае через первоначальное отпочкование двух других дисциплин — психологии и социологии, давших непосредственно жизнь социальной психологии.

В истории развития социальной психологии можно выделить три основные стадии. Различие их кроется даже не во времени появления (и сегодня все три ниже названных методологических подхода имеют место в социальной психологии), а скорее в том, что на каждой стадии преобладают определенные методологические принципы, По этому критерию Э. Холландер (1971) выделил стадии социальной философии, социального эмпиризма и социального анализа.

Стадия социальной философии в развитии социально-психологического знаний относится к античным временам, а также Средневековью и Возрождению. Иногда ее называют описательным этапом, потому, что для философов того времени была характерна тенденция найти простое объяснение всем сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то один главный, определяющий фактор (его еще называют суверенным).

Для всех этих мыслителей было обычным стремление строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом. Примечательно при этом, что многие мыслители, разрабатывая теорию общества и государства, брали за основу свои представления о душе (сегодня мы сказали бы — о личности) человека и о самых простых человеческих отношениях — отношениях в семье. К таким мыслителям относятся Конфуций, Платон, Аристотель. Так, по мнению Платона, структура общества должна соответствовать совершенной структуре человеческой души. Подобно тому, как душа состоит из трех частей — управляющей (разумной), страстной (аффективной) и вожделеющей (сопряженной с плотскими желаниями и влечениями), правильно организованное человеческое общество, также должно следовать этой идеальной троичной структуре души. Рациональной ее части соответствует социальный слой жрецов-философов, страстной — воинов-охранников, вожделеющей — работников (крестьян и ремесленников).

Стадия социального эмпиризма начинается с XIX века. В этот период происходит непосредственное выделение социальной психологии в

относительно самостоятельную дисциплину. К этому времени можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни. Большое развитие получило языкознание. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. В это период возникли первые три наиболее значительные социально-психологические теории: психология народов, психология масс и теория инстинктов социального поведения.

Психология народов сложилась в середине XIX в. в Германии. Создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). Их главная мысль - индивидуальное сознание человека есть лишь продукт духа целого народа. Дух народа можно понять через искусство, религию, язык, мифы, обычаи, Задача социальной психологии – «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

Психология масс явилась первой попыткой научного, т. е. систематического, последовательного изучения и описания психологии как общества в целом, так и составляющих его социальных групп. Она заложили фундамент современной социальной психологии. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в теории подражания Г. Тарда. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Члены общества подражают друг другу, но в первую очередь они подражают вождю. Подражание, являясь своего рода подчинением, создает стереотипы общественного поведения, групповые нормы и ценности. Подражание (имитация) — чаще всего неосознаваемый индивидом, т. е. бессознательный акт. Тард объясняет наличие в обществе подражания сочетанием факторов, которые можно условно разделить на внутренние и внешние. К числу внутренних факторов относятся: заложенный в людях инстинкт подражания и необходимость заимствования социального опыта. Идеи Тарда были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1841-1931).

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871-1938). Основной движущей силой социального поведения, по мнению Макдугалла

являются инстинкты. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.

В 20-е – 40-е годы XX в. наблюдается господство эксперимента в социальной психологии. К этому методу исследования прибегают все психологические направления и школы (гештальтпсихология, бихевиоризм). Этому способствуют практические запросы растущей капиталистической экономики США (влияние группы на поведение индивида, исследование малой группы). Однако увлечение экспериментом привело к одностороннему развитию социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной.

Все это привело к тому, что, начиная с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии и происходит развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время) или стадия социального анализа.

Основные теоретические исследования концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма.

Бихевиоризм (behavior - в переводе с английского означает «поведение»), основное внимание сосредоточил на изучении поведения. Все другое – мыслительные, психические акты, происходящие внутри человека, их не интересовали. Вывели формулу социального поведения человека: С-Р, где С – Стимул - любое событие, внешнее или внутреннее, которое воздействует на человека и изменяет его поведение. Р - Реакция - это то самое изменение поведения, которое последовало в ответ на стимул.

К современным теориям, разработанным в русле бихевиоризма, относятся:

- теория социального научения А.Бандуры. Суть ее в том, что социализация личности происходит как путем имитации (повторения)

поведения другого человека, так и путем наблюдения за ним. Выделил факторы, влияющие на успешность подражания.

- теория социального обмена Д. Хоманса. В ней внимание обращено на социальное взаимодействие между людьми, которое рассматривается как своего рода обмен, взаимосвязь по принципу " ты - мне, я - тебе". Общаясь, люди обмениваются, что-то вкладывают в общение, отдавая партнеру, что-то получают от него взамен. И то, чем они обмениваются, может быть как материальными (деньгами, драгоценностями, вещами), так и нематериальными ценностями (одобрением, самоутверждением, престижем, уважением, моральной поддержкой и т.д).

Психоаналитическое направление возникло в Австрии в тоже самое время, когда возник бихевиоризм.

Предметом психоанализа, так назвал свое учение австрийский врач З.Фрейд (1856-1939) стала область бессознательного. В концепции Фрейда впервые была изложена оригинальная теория социализации, включающая описание психических механизмов этого процесса — идентификации (отождествления себя с группой) и интериоризации. Сегодня как сама фрейдовская теория социализации, т. е. процесса овладения навыками общественного поведения, так и введенные им новые понятия — идентификация, интериоризация, Сверх-Я (Идеал-Я) — являются общепринятыми и общеупотребимыми. Таким образом, психоаналитические идеи внесли исключительно важный вклад в развитие и становление теоретического арсенала современной социальной психологии, хотя и не получили столь широкого распространения в социальной психологии, как бихевиоризм.

Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К. Левина. Само название «когнитивный» происходит от латинского cognoscere, что означает «познакомиться с чем-то» или «познать». Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. В противоположность бихевиоризму гештальт-психологи, прежде всего, интересовались психической деятельностью, ее структурой, которая, по их мнению, может служить основанием для понимания человеческого поведения.

Особое место в когнитивистской социальной психологии имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в балансе его когнитивной структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных

актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные американские исследователи, как Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш.

Основная суть этих теорий, которые пытались объяснить социальное поведение личности, в том, что все поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании человека.

Интеракционизм - единственная социологическая по происхождению теория. Здесь изучается «взаимодействие» (откуда и название ориентации), в ходе которого и осуществляется формирование личности. Взаимодействие рассматривается как социальная детерминанта человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «роль».

Потому это направление еще называют «ролевым». Принцип ролевого понимания поведения человека основывается на описании ролей в социальных ситуациях и ролевых ожиданий людей в различных социальных отношениях (без учета черт характера, мотиваций и т.д).

Гуманистическая психология (от лат. «гуманис» - человечный). Стало другим направлением отвергнувшим бихевиоризм за игнорирование проблем человеческого сознания. Гуманизм - это общая ориентация на отношение к человеку, его правам и свободе как высшей ценности - присущ множеству философско-психологических течений и теорий. Смысл этого направления можно понять только при анализе исторического контекста, в котором эта концепция созидалась.

Она возникла в середине XX века, когда общий облик американской психологии определялся властью двух направлений, о которых порой говорят как о «двух силах» - различных вариантах бихевиоризма и психоанализа.

Будучи общепсихологическими, они внедрялись также и в различные сферы практики, в особенности психотерапевтической. В среде психотерапевтов и раздались громкие голоса протеста против «двух сил», коим не без основания вменялось дегуманизация человека, его трактовка либо как робота, либо как невротика, «бедное Я» которого разрывают различные комплексы - сексуальные, агрессивные, неполноценности и др. Ни одно, ни другое, как заявили инициаторы создания гуманистической психологии, не позволяет раскрыть позитивное, конструктивное начало целостной человеческой личности, ее неистребимое стремление к творчеству и самостоятельному принятию решений, выбору своей судьбы. Гуманистиче

ская психология, выступив против бихевиоризма и психоанализа, провозгласила себя «третьей силой».

Как мы смогли убедиться, теоретическим основанием современной социальной психологии послужили четыре названные выше теоретические ориентации - необихевиористская (теории научения), психоанализ, интеракционистская (ролевые теории) и когнитивистская. На первый взгляд, может сложиться впечатление, что эти направления противоречат друг другу. Но это не совсем так. Названные теоретические направления, каждое под своим углом зрения, дает нам возможность лучше понять этот мир. Поэтому они, скорее, дополняют друг друга, чем противоречат одно другому.

Данный беглый очерк истории социальной психологии может породить законный вопрос: а как же отечественная наука? Какой вклад внесли советские, а теперь уже и российские ученые и наука в целом в развитие и становление социальной психологии?

Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно. Социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю (вспомним хотя бы «железный занавес» существовавший между СССР и западными странами).

Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

История социальной психологии в нашей стране имеет четыре периода:

I - 60-е годы XIX в. — начало XX в,

II - 20-е годы — первая воловина 30-х годов XX века,

III — вторая половина 30-х — первая половина 50-х годов;

IV — вторая половина 50-х — вторая половина 70-х годов XX в.

Первый период. В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями общественно- исторического раз-вития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития всей психологии, менталитета общества.

Большое влияние на развитие социальной психологии оказал процесс самоопределения психологии в системе наук о природе, обществе, человеке. Шла острая борьба за статус психологии, дискутировалась проблема ее предмета, методов исследования. Стоял кардинальный вопрос о том, кому и

как разрабатывать психологию. Происходило столкновение идеалистического и материалистического (антропологического) направления в психологии. Коротко различия в этих подходах можно обрисовать так.

Приверженцы идеалистического понимания психики человека (Челпанов и его последователи) считали, что психические явления могут быть познаны только при обращении человека к своему собственному опыту, сущности. Они считали, что в человеке сочетаются две натуры - телесная (познаваемая с помощью внешних чувств) и духовная (познаваемая с помощью душевных явлений).

Приверженцы антропологического направления (Н.Г. Чернышевский, Сеченов и др.), считали, что психика человека является одним из жизненных процессов организма и не является самостоятельной сущностью, и может быть изучена теми средствами, которыми наука добывает информацию о других вещах. Сеченов считал, что психология должна быть наукой о поведении и его психической регуляции, а методом – объективный метод. В основе поведения человека лежит его взаимосвязь с окружающей средой, реализуемая с помощью нервного аппарата – рефлекторной дуги.

Социально-психологические идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами. Для истории социальной психологии большой интерес представляет психологическая школа в социологии (П. Л. Лавров (1865), Н. И. Кареев (1919), М. М. Ковалевский (1910), Н. К. Михайловский (1906)).

Особое место в предреволюционной истории развития российской социальной психологии занимает В. М. Бехтерев. Он основал новую науку - рефлексологию – науку о психологии поведения, основанная на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики. Его заслуга в том, что он начал рассматривать в качестве предмета социальной психологии коллектив людей как нечто целое, в котором возникают новые качества и свойства, возможные лишь при взаимодействии людей (а не просто как сумму людей его образующих). Поэтому социальную психологию он называет коллективной психологией.

Второй период в развитии социальной психологии был очень продуктивный. Он совпадает с завершением Октябрьской революции 1917 г, гражданской войны когда в нашей стране резко возрос интерес к социальной психологии. В этот период по существу был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.

Третий период. Во второй половине 30-х годов ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии.

Внутри страны возрос идеологический контроль за наукой. Это сковывало творческую инициативу, порождало боязнь исследовать социально острые вопросы. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии.

Четвертый период. В этот период сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация в нашей стране. «Потепление» общей атмосферы, снижение идеологического контроля, известная демократизация во всех сферах жизни обусловили возрождение творческой активности ученых. Изменилась ситуация в общественных науках. Интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования. Психология в 50-х годах отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. В общей психологии социальная психология получила надежную опору. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.