Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ересь жидовствующих в современном мире






Двадцать второго сентября мы праздновали пятисотлетие со дня кончины преп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца. День кончины святого — это день его рождения в вечность, предстояние престолу Божию, получение венца за праведно прожитую жизнь. Праведная жизнь — это жизнь по правде, то есть по воле Божией, а Бог есть Правда, Истина и Жизнь. Жития святых — это образец для подражания Церкви воинствующей, данный нам, людям живым, еще только шествующим к жизни вечной, к Церкви торжествующей.

В описании жития преподобного Иосифа Волоцкого мы видим пламенное горение в вере этого святого, который, не взирая на лица, звания, чины и богатство, искал лишь одного — праведной воли Божией всегда и во всем. В этом преподобного можно сравнить с ветхозаветными пророками Исайей, Илией и псалмопевцем Давидом, вместе с которыми всею своею жизнью он как бы восклицает: «Ревность по доме Твоем снедает меня» (Пс. 68: 10).

В двадцать лет, презрев мирскую суету, Преподобный Иосиф избрал путь монашеской жизни. По благословению старца Тверского Саввина монастыря Варсонофия он удалился в Боровск, в обитель преподобного Пафнутия, у которого пробыл в послушании 18 лет.

В 1478 г по преставлении преп. Пафнутия управление обителью перешло к преп. Иосифу. Желая установить совершенное и полное общежитие братии, он предпринял путешествие по другим монастырям в поисках должного устроения иноческой жизни. Пример желаемого порядка преподобный нашел в Кирилло-Белозерской обители, где в полноте и строгости бережно сохранялся общежительный устав, заповеданный преподобным Кириллом. Лишь малая часть братии Пафнутьевского монастыря согласилась принять строгий чин общежития. Тогда преподобный Иосиф с немногими единомысленными ему братиями удалился в лесную пустошь близ Волока Ламского, где и основал обитель по образу монастыря Кириллова.

Постепенно вокруг духоносного наставника собралось множество братии.

Преподобный Иосиф устроил строгое и совершенное общежитие. Устав обители, позднее изложенный самим Преподобным[1], сохранил все строгие монастырские правила: основой жизни были отсечение своей воли, полное нестяжание, непрестанный труд и молитва. У братии все было общим: одежда, обувь, пища, питие; без благословения настоятеля никто не мог взять в келью ни одной вещи; никто не должен был пить или есть отдельно от других; пища была самая простая; все носили худые одежды; двери келий не запирались. Помимо обычного монашеского правила, каждый инок творил до тысячи и более поклонов в день. К божественной службе иноки являлись по первому благовесту, и каждый занимал в храме строго определенное место; переходить с места на место и разговаривать во время службы запрещалось. В свободное от службы время иноки участвовали в общих работах или занимались рукоделием в своих кельях. Среди прочих трудов в монастыре уделялось большое внимание переписке богослужебных и святоотеческих книг. После повечерия всякое общение между монахами прекращалось, и все расходились по своим кельям. Обязательной была ежевечерняя исповедь с откровением помыслов своему духовному отцу. Большая часть ночи проходила в молитве, сну предавались лишь на короткое время, многие — сидя или стоя. Женщинам и детям вход в монастырь был строго воспрещен, а братии не позволялось даже беседовать с ними. Подчиняясь этому правилу, сам преподобный Иосиф отказал в свидании своей престарелой матери-инокине.

Во всем преподобный Иосиф являлся примером для братии: трудился наравне со всеми, ночи пребывал на молитве, одевался как нищий. За духовным наставлением к богоносному игумену притекали и простые миряне, и знатные, сановные лица.

В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг преподобного Иосифа как ревностного поборника Православия. Величайшим деянием преподобного Иосифа Волоцкого стала его борьба против ереси жидовствующих. Когда этот великий подвижник земли Русской сталкивается с ересями, разъедающими и уничтожающими православную веру, гнездящимися в самой верхушке церковной иерархии, он подобно Архангелу Михаилу восклицает: «Никто как Бог» — и встает на защиту православной веры — духовной ткани бытия русского народа.

Казалось, что это дело было изначально обреченно на провал: ересью пропитаны сам глава Русской Церкви митрополит Зосима, его окружение, думный дьяк Федор Курицын, многие из окружения царя Иоанна III, и даже в какой-то мере сам царь. Молчание и бездействие в момент духовного разрушения Русской Православной Церкви подобно предательству. Преподобный игумен не молчит, уповая на помощь Божию, взывает ко всем неравнодушным чадам Православной Церкви.

Увы, призывы в будущем святого, а в то время просто игумена Успенского Волоколамского монастыря Иосифа к верховной власти об искоренении ереси не достигают результатов; все утопает в бюрократическом болоте молчания. Тогда Иосиф Волоцкий пошел по иному пути: обращался к епископам, монахам и благочестивым мирянам с воззванием противостать злоумышленникам, «за Христа пострадать и за Пречистую Богородицу». Обладая мощным интеллектом, прекрасной памятью и замечательной логикой, он пишет книгу «Просветитель», в которой обнажает и показывает древнее зло, свившее свое гнездо в различного рода еретических учениях, не оставляя от ереси камня на камне. Преподобный отнюдь не преувеличивал, оценивая это злокозненное учение как величайшую опасность, которой подверглась русская православная земля.

По свидетельству «Повести временных лет», с тех пор как равноапостольный князь Владимир отверг искус иудейской веры, принесенный хазарскими проповедниками, и Русь обновилась благодатью Крещения, «великая Русская земля 470 лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, диавол вселукавый, не привел скверного еврея в Великий Новгород», — пишет в «Просветителе» преподобный Иосиф.

«Ересь жидовствующих» берет свое начало в 1470 году, когда в свите приглашенного в Новгород литовского князя Михаила Олеговича оказался Новгородский ересиарх «жидовин Схария. «И был он орудием дьявола, — пишет преподобный Иосиф, — был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии».

Особая опасность этого лжеучения заключалась в его тайном характере. Никто открыто не насаждал и не проповедовал иудейскую религию, стараясь превратить выросшего в православной вере человека в еретика, отвергающего все основы христианства. Все происходило постепенно и незаметно.

Внешне приверженцы ереси оставались православными христианами и сохраняли наружное благочестие: втайне совершая свои сквернодействия, перед людьми, твердыми в вере, они являлись строгими ревнителями Православия, обличая и проклиная лжеучения.

Отступники, как указано в «Просветителе», занимались астрологией, чародейством и чернокнижием и другими ложными учениям, уделяя особое внимание некоему тайному знанию, различным измышлениям и звездочетству: они учили, как по звездам определить и устроить рождение человека и его жизнь.

Они начинали с того, что возбуждали в малодушных и слабоверных сомнение в некоторых местах Священного Писания, и прежде всего Нового Завета; соблазняли и с помощью распространяемых ими «отреченных», т. е. осужденных Церковью книг — пособий по тайным наукам и искаженных списков Священного Писания. Они пользовались всем доступным арсеналом иудейского чернокнижия и колдовства, чтобы обольстить неопытные души. Шаг за шагом обольщенный приходил к полноте еретического учения.

Жидовствующие отрицали Святую Троицу, Божество Спасителя и Его Воплощение, не принимали спасительных Христовых Страстей, не верили Его преславному Воскресению; не признавали они Духа Святого как Божественной Ипостаси и всеобщего воскресения мертвых, отрицая Второе славное Пришествие Христово и Его Страшный Суд.

Еретики отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели и хулили они монашество.

Жидовствующие ругались над Честным Крестом, святыми иконами и мощами, совершая над ними бесчинства, немыслимые для православного человека. По свидетельству «Просветителя», глумясь над святынями, они говорили: «Надругаемся над этими иконами, как жиды надругались над Христом». Жидовствующие священники совершали Божественную Литургию, наевшись и напившись, после блуда, кощунственно ругались над Святым Телом и Честной Кровью Христовой, совершали другие осквернения, о которых, по словам преподобного Иосифа, «нельзя и написать». Скорее всего, это был гомосексуализм, в котором преподобный обвинял лжеиерарха митрополита Зосиму, и как указано в «Просветителе»: «Они обличили его отступление и содомский разврат».

Губительное лжеучение, быстро распространялось, в то же время долго оставалось сокрытым от духовных и мирских властей: ведь тайный характер исповедания, ложные клятвы, запирательство, лицемерие были принципиальными методами еретиков.

Преп. Иосиф Волоцкий не был одинок в своей борьбе против «нового лжеучения». Первым на борьбу с ересью жидовствующих вступил блаженный Геннадий, продолжавшуюся почти 20 лет его святительского служения. Святитель происходил из рода Гонзовых и был, по свидетельству современников, " муж сановитый, умный, добродетельный и сведущий в Священном Писании".

В октябре 1490 года святитель Геннадий направил антиеретическое послание к митрополиту, а затем — послание к Ростовскому, Суздальскому, Тверскому и Пермскому архиереям, убеждая их требовать безотлагательного созыва Собора и самого строгого суда над еретиками: «Наказание им не должно быть равным с явными еретиками: явного еретика люди опасаются, а от этих как убережешься? Ведь они называют себя христианами и не обличат себя пред разумным, а вот глупого — съедят. За это им подобает двойная казнь и проклятье. О вере же нам заповедано ни прибавлять, ни убавлять, по апостолу: “Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1: 8). Да и люди у нас простые, не умеют и об обычных книгах рассуждать — так что лучше не плодить с ними никаких прений о вере. Собор же надо учинить лишь для того, чтобы казнить еретиков — жечь и вешать! Ведь еретики мне приносили полное покаяние, брали епитимью — и, оставя все то, сбежали. И надо у них основательно дознаться, кого они прельстили, — а иначе, хотя их и искоренят, отрасли останутся. Да не плошайте, станьте крепко, чтоб не обратился на нас Божий гнев как на человекоугодников, предающих Христа вместе с Иудой! Ведь они иконы колют, режут, ругаются над Христом — а мы им угождаем да действуем по их воле. Однозначно требуется их наказать и проклясть».

Святитель приглашает к себе ученых старцев Паисия Ярославова и Нила Сорского — «о ересеях тех поговорити», разыскивает по монастырям книги, нужные для борьбы с еретиками, ведь многих таких книг не было у православных, даже у самого архиепископа, а у еретиков же они были.

К слову, до того времени ни в русской письменности не было библейского канона. Библейские книги переписывались на Руси, по примеру Византии, не в виде целого свода, а отдельными частями - Пятикнижия или Восьмикнижия, Царств, Притчей и других учительных книг; Псалтири, Пророков, Евангелия и Апостола. Библейские книги, как и всякие другие, предлагались древнерусскому читателю в различных сборниках, весьма разнообразных по содержанию — вместе и рядом с сочинениями отцов церкви, житиями, разными поучениями, нередко с сочинениями апокрифическими или даже прямо со светскими повестями вроде " Александрии". Ориентироваться среди этого литературного хаоса сборников было слишком трудно для грамотной массы. Свт. Геннадий впервые выделил библейские книги из хаотической письменной массы сборников, собрал их в один кодекс, тем самым положил основание славянской Библии.

Священные книги Ветхого Завета особенно часто подвергались случайной и намеренной порче. Об этом со скорбью писал святитель Геннадий в послании архиепископу Иоасафу: «Жидове еретическое предание держат - псалмы Давидова или пророчества испревращали». Собрав вокруг себя ученых, тружеников-библеистов, святитель собрал все книги Священного Писания в едином своде, благословил вновь перевести с латинского языка те из Священных книг, которые не были им обречены в рукописном предании славянской Библии, и в 1499 году на Руси вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке — «Геннадиевская Библия», как ее почтительно называют по имени составителя, которая стала неотъемлемым звеном в преемственности славянского перевода Слова Божия.

Несомненно, что в совершении грандиозного труда — сведении воедино исправных списков Священного Писания и переводе недостающих книг Библии на церковнославянский язык с древних неповрежденных текстов — промыслительную роль сыграла именно борьба с ересью жидовствующих.

Непреклонное мужество, стойкость, верность догматам Православия, проявленные святителем Геннадием, преподобным Иосифом, верными архипастырями, пастырями, иноками и мирянами Русской Церкви в сражении с жидовствующими еретиками, принесли свои плоды. Торжество еретиков, по милости Божией, продлилось недолго.

В конце 1504 г. был созван собор против еретиков. Преподобный Иосиф был главным их обличителем. Пламенное, проникнутое силой Слова Божия и святоотеческих писаний слово святого полностью обличило и опровергло жидовствующих.

Собор определил внести анафему еретикам в чин Торжества Православия. В чиноположении Недели Православия Троицкой книги из Кремлевского Успенского собора (XV — XVIII вв.) имеется такое проклятие: «Новии еретицы, не верующие в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и в Пречистую Богородицу, и похулившеи всю седмь Соборов святых отец, Касьян архимандрит Юрьева монастыря, Ивашко Максимов, Некрас Рукавов, Волк Курицын, Митя Коноплев и их ересеначальствовавшии в русстей земли, и вси их поборници и единомысленници, и развратници православной вере христианстей, да будут прокляты».

К сожалению, немалая часть жидовствующих смогла избежать наказания, затаившись в кругах церковной иерархии и государственного аппарата. На словах порицая и даже предавая проклятию ересь, они втайне продолжали следовать богомерзкому учению, распространять его и мстить своим противникам: искажались церковные тексты, в умы непросвещенных истиной Христовой людей сеялись сомнения в истинности православной веры, создавались различного рода экуменические движения. Не случайно четырнадцатая глава «Просветителя» так и озаглавлена «Слово против ереси новгородских еретиков, говорящих, что не следует особенно много дознаваться, выведывать и допытываться о еретиках и отступниках, если они сами не исповедают своей ереси и отступничества. Здесь же собраны свидетельства святых книг о том, что всем любящим Христа следует обнаружить всяческое старание, усилия и благоразумную хитрость в распознавании еретиков, разыскивать их и выведывать о них, узнав же — не утаивать; тот же, кто пытается скрыть еретика — сообщник еретиков».

Ересь жидовствующих, видоизменяясь и приспосабливаясь к новым историческим условиям, дошла и до нашего времени. Главная ее опасность заключается в попытке изменить само самосознание русского человека, лишить его православного миросозерцания, жизни, направленной к Богу, и обратить к плотскому, гедоническому бытию по законам страстей и греха.

 

К сожалению, много из того, что было характерно для древней ереси жидовствующих, можно наблюдать уже в современном мире:

· Отрицание христианской морали, запрет на христианские символы в Европе, гонение и даже физическое уничтожение христиан в мусульманском мире. Повсеместную пропаганду различных видов оккультизма посредством СМИ, широкое распространение в недрах Русской Православной Церкви экуменических идей.

· Многочисленные искажения в церковных текстах богослужебного характера, где замена славянских слов и оборотов приводит к искажению смысла текста на противоположный или делает его совершенно непонятным для логического восприятия. Это приводит к формированию у верующих некоего магизма в вере, то есть уверенности в том, что некие непонятные им слова на славянском языке обладают особой мистической силой, вызывают особое благоволение Бога и являются средством угождения Ему. Отсюда берут начало различного рода суеверия, обрядоверие, вера в магическую силу требоисполнений, из-за которых не раз доводилось слышать советы, типа «Если есть проблема, нужно отслужить N-ое количество молебнов, сорокоустов, или прочитать N-ое количество кафизм».

· Многочисленные скандалы, связанные с уличением ряда иерархов, клириков и монашествующих в содомии. Подобно раковой опухоли эта зараза распространяется по телу нашей Церкви, поражая неокрепшие души, отталкивая людей от православной веры. Причем клирики-извращенцы, как и древние жидовствующие, не считают это смертным грехом, а наоборот, признаком своей избранности, особенности. По словам уже почившего ленинградского митрополита (цитирую со слов живых свидетелей этого беззакония): «Монаху можно все, потому что он монах и Бог ему за это все простит». Что особенно опасно и мерзко — как и у древних жидовствующих, этот грех совершается втайне, внешне падшие клирики говорят самые благопристойные слова, могут вести благочестивый образ жизни и даже обличать содомию. Возникает вопрос, а будут ли действенны таинства, совершаемые нераскаянным содомитом-епископом или иеромонахом? Будет ли действенно такое таинство рукоположения в священство, если при этом рукополагаемый — содомит или просто неверующий, пришедший на служение в церковь ради гнусной корысти? И что делать мирянам в таком случае? Ответ на эти вопросы мы находим у преподобного Иосифа Волоцкого. Вот что написано в «Просветителе»: «Божественный апостол Иуда, брат Иакова, сказал: “Возлюбленные! Молю вас: подвизайтесь за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему греху нечестия, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога нашего Иисуса Христа» (См. Иуд. 1: 3—4). И еще: “ Злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя... Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, — так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства ”» (Иуд. 1: 10, 7—8). Апостол так же говорит: “ А вы, возлюбленные... к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью” (Иуд. 1: 20, 22—23). < …> Господь наш Иисус Христос сказал святым своим ученикам и апостолам: “Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20: 22–23); и еще: “Кого вы свяжете на земле, тот будет связан на небе; и кого разрешите на земле, тот будет разрешен на небе ” (См. Мф. 18: 18). Видишь: связывают и разрешают, прощают грехи и удерживают Святым Духом. Без благодати Святого Духа никто из священников ничего не может сделать. Еретики же имели в себе нечистый дух сатанинский; как могут они связывать и разрешать на небе и на земле?». Далее Преподобный цитирует Священное Писание: «“ Будут лжеучители, которые введут пагубные ереси... отвергаясь искупившего их Господа... И многие последуют их разврату ” (2 Пет. 2: 1, 2); “ срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими... Глаза их исполнены любострастия и непрестанного греха ” (2 Пет. 2: 13–14). Не о нынешних ли еретиках сказал это прикровенно божественный апостол Петр? И еще он говорит “ Суд им давно готов, и погибель их не дремлет ” (2 Пет. 2: 3). < …> “ Те, кто отходят от общения с епископами, впавшим в какую-либо ересь, не только не подлежат запрещению по Правилам, но и сподобятся чести, подобающей православным, ибо они презрели не епископов, но лжеепископов и ложных учителей, и не разрушили единство церковное, но старались устранить церковные расколы и разделения ”. < …>

Хотя многие сознают отступления епископов и священников, но не решаются прервать общение с ними, так как возникает вопрос: а как же быть без епископа, без него нет Церкви? Святой Афанасий Александрийский говорит: «Уклонимся от пути соблазнительного и извержем не чувственное око, но духовное: если епископ или пресвитер, являющиеся очами церковными, живут неподобающим образом и соблазняют людей, следует извергнуть их. Лучше людям без них собираться в храм для молитвы, нежели вместе с ними, как с Анною и Каиафою, быть ввергнутым в геенну огненную». Верным надо ждать, когда Господь явит истинного епископа, а до тех пор молиться и не сообщаться с еретиками.

· Необычайный разгул симонии, а именно: поставление в клирики, получение прибыльной кафедры или прихода, церковных наград за мзду — стало обыденным явлением в Русской Православной Церкви. Епископы и священники церковным начальством часто рассматриваются не как попечители о душах своей паствы, а как менеджеры, прорабы, поставщики средств.

· Современный устав Русской Православной Церкви свел до минимума участие мирян в управлении епархиальной и приходской жизнью. Их пожелания и требования к церковному начальству, как правило, остаются без ответа. Участие в соборах, решающих важные церковные вопросы, чисто номинальное, да и сами соборы, в нарушение всех правил и отеческих постановлений, проводятся крайне редко.

· Бесправие священников перед произволом правящего архиерея достигло своего критического состояния. За любую, часто надуманную провинность, клирик попадает под запрет, а то и лишается сана. Имущество, собранное приходом, в том числе построенные за их средства церковные здания, принадлежат только епархии, и в случае конфликта община при помощи силовых структур выгоняется на улицу. Во всем этом явно проглядывается нарушение принципа соборности бытия Церкви Христовой. Кроме того, для настоятелей введена строжайшая бюрократическая отчетность за приходские дела и финансовую деятельность. Каждый свой шаг в области доброделания клирик должен фотографировать, сопровождать отчетом и посылать в епархию. Деятельность служителей Церкви не только формализуется, превращаясь из позыва души и веления сердца в бюрократическую необходимость, но тем самым формируется новый тип пастыря – менеджера, добытчика средств для епархии, бюрократа, делающего все напоказ, чиновника, занятого бесконечными отчетами, и пастыря, мало пекущегося о духовном состоянии своей паствы. И что в такой ситуации делать несогласным священнослужителям? На прещения (указы о запрещении, снятии сана, отлучении от церковного собрания) не стоит обращать внимания, а уж тем более бояться. Нужно относиться к ним не только как к незаконным, но и не действующим и не имеющим божественной силы (на основании 2-й половины 15-го правила Двукратного собора и по 3-му правилу III Вселен. Собора). Искать стоящих в истине православных епископов и священников. Из Русской Православной Церкви Московского Патриархата не выходить, но еретичествующих епископов не поминать. Преп. Иосиф Волоцкий наставлял: «Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всем силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели».

Как мы видим, в настоящее время происходит целенаправленное крайне разрушительное воздействие на Русскую Православную Церковь как снаружи, так и изнутри. Следует особенно обратить внимание на пропаганду среди православных толерантности по отношению к другим верам. Модная экуменическая теория о том, что все религии ведут к единому Богу, уже усвоена немалым количеством верующих людей. Между тем еще святитель Николай Сербский писал: «Если бы Христос проповедовал допустимость и других вер наряду со Своей — еврейского фарисейства, римского идолопоклонства, вавилонской мифологии и т. д., то Он не был бы осужден на крест — равно как и не воскрес бы. Его Евангелие жило бы не дольше, чем Гамалиилово. Если бы апостолы были толерантны к другим верам, то на них бы и закончилась история христианства. Если бы отцы Церкви были толерантны ко всем религиям и ересям своего времени, то их не за что было бы называть отцами. Если бы святые Кирилл и Мефодий были толерантны к Перуну и Стрибогу наряду со Христом, то и доныне в славянских горах и долинах курились бы старые языческие алтари. Ветхий Рим был толерантен ко всем верам своей империи — и сошел в могилу неотпетым своей верой, потому что, относясь толерантно к чужим верам, он потерял свою. Начало толерантности к другим верам это начало утраты своей веры».

Проповедь экуменизма, соглашательства, толерантности к другим верам, фарисейское лицемерие, духовная расслабленность процветают среди немалой части нашего духовенства, в том числе в высших кругах церковной иерархии. Молчать об этом преступно, этому нас учит преподобный Иосиф Волоцкий. Только выявленное и обозначенное зло может быть побеждено.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.