Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предприятие как субъект деятельности на рынке






 

В условиях ограниченности экономических ресурсов экономические субъекты оказываются перед необходимостью выбора различных способов использования доступных им ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения потребностей. Закономерности в принятии соответствующих решений относительно компромиссного выбора на уровне отдельного экономического субъекта анализируются микроэкономикой как составляющей экономической теории.

На микроуровне любая экономическая ситуация рассматривается как результат поведения отдельных экономических единиц: потребителей, производителей, владельцев ресурсов, государственных учреждений. Однако главным объектом микроанализа все же выступает предприятие (фирма). Это объясняется тем, что именно на предприятии непосредственно происходит соединение основных факторов производства, осуществляется процесс производства материальных благ и услуг, формируется и проявляется характер производственных отношений. Разнообразие производимых продуктов обусловливает дифференциацию предприятий по отраслевой принадлежности, по размерам и характеру деятельности. Вместе с тем, можно выделить и общие признаки, присущие всем предприятиям.

Прежде всего, каждое предприятие - это совокупность соответствующих средств производства, применение которых обусловлено организацией и технологией. Техническая сторона рассчитана на осуществление технологически завершенного производственного процесса.

Во-вторых, существенным признаком предприятия является совокупность работников, объединенных общим процессом труда. В процессе трудовой деятельности уже на уровне предприятия формируются производственные отношения.

Названные признаки обусловливают определенность и целостность предприятия как особой, отдельной звена народного хозяйства.

Таким образом, предприятие можно определить как обособленную, самостоятельную, целостную систему организационных, технологических, социальных и экономических отношений, определяющих его деятельность как предприятия, как производителя потребительских продуктов и услуг. Это исторически определенная общественная форма функционирования производительных сил, первичное звено общественного разделения труда.

Важнейшей характеристикой предприятия, определяет форму экономической деятельности, является степень экономической свободы (самостоятельности). При этом важно отметить, что абсолютной экономической свободы не существует. Отношение частных предприятий, развивающихся в рыночных условиях, допустимо определение " полная экономическая свобода". Она проявляется в следующем:

1) полная самостоятельность предприятия в распоряжении выпускаемой продукцией, полученной прибылью, а также в установлении цен на продукцию, заработной платы, в выборе партнеров и т.д.;

2) полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности, вплоть до банкротства;

3) наличие, наряду с общей целью (максимизация прибыли), локальных целей производства: обеспечение выживаемости, завоевание рынка и т.п.

Относительная экономическая свобода, формирование которой зависит от развития государственной собственности, проявляется в следующем:

1) ограниченная самостоятельность предприятия, регламентирована руководящим ведомством и правительством;

2) ограниченная ответственность предприятия, что выражается в государственной поддержке в форме дотаций, субсидий, льгот в налогообложении и т.д.;

3) подчинение цели производства экономическим целям и интересам государства.

Все предприятия (частные и государственные) в процессе функционирования действующих в рамках правовых отношений. Поэтому предприятие является не только хозяйственной единицей, а одновременно выступает элементом права, является юридическим лицом. Согласно Гражданскому кодексу РФ, юридическим лицом считается организация, имеющая следующие признаки:

· наличие обособленного имущества на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления, учитываемого в самостоятельном бухгалтерском балансе;

· наличие обособленной от имущества учредителей (собственников) юридического лица его имущественной ответственности всем имеющимся у него на балансе имуществом; первые не отвечают по обязательствам образованного ими юридического лица (кроме случаев, когда это предусмотрено законом), а оно в свою очередь не отвечает по обязательствам своих учредителей (собственников);

· самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, а не от имени своих учредителей (собственников), включающее приобретение и реализацию имущественных и личных неимущественных прав и несение обязанностей, разрешенных действующим законодательством;

· право защищать свои интересы законным путем, т. е. выступать истцом и ответчиком в суде;

· наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.

 

3. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЁ ОПТИМИЗАЦИЯ

 

Существующая экономическая ситуация требуют от предприятий ускорения процесса разработки новых изделий, улучшения тактико-технических характеристик продукции, снижения стоимости единицы продукции. Достичь данных результатов можно только реализуя изменения в существующей производственной системе предприятия. Основой изменений должен быть набор лучших методов применимых для конкретной организации. На сегодняшний день практика оптимизации производственных систем фактически сформировала перечень наиболее эффективных методов, таких как: кайдзен (Kaizen), «точно во время» (Just-in-Time, JIT), система всеобщего ухода за оборудованием (Total Productive Maintenance, TPM), «канбан» (Kanban), предотвращение ошибок (Poka-yoke), компоновка ячеек, балансировка производства, быстрая переналадка (Single Minute Exchange of Dies, SMED), визуальный контроль (англ. «visual control»), 5С («5S»), стандартные операционные процедуры (СОП/SOP/англ. «Standard Operation Procedures»), карта потоков создания ценности (англ. «Value Stream Map», VSM), PPS (PRODUCTION PLANNING AND CONTROL), Теория ограничений (TOC (THEORY OF CONSTRAINTS), производственная система Тойота (TPS), (TOYOTA PRODUCTION SYSTEM), быстрореагирующее производство (Quick Response Manufacturing, QRM). Однако необходимо понимать, что все перечисленные методы имеют разный уровень вложенности (поэлементной детализации) и применимости в организации. Основным фактором, влияющим на применимость того или иного метода в организации, является повторяемость производимых изделий. Кроме того, очень важно понять, каким образом конкретный метод (элементы метода) оптимизации производства применяется на различных уровнях организации. Производственную систему организации условно можно разделить на три уровня: уровень рабочего места (рабочего центра); цеховой уровень; межцеховой уровень (уровень организации).

Таким образом, эффективное применение методов оптимизации невозможно без создания целостной картины производственной системы организации на различных уровнях с применением подходящих именно для данной организации производственных инструментов и технологий.

 

4. ОСНОВНОЙ БИЗНЕС – ПРОЦЕСС КАК ПОЛНЫЙ ЦИКЛ ПОЛУЧЕНИЯ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА

 

Процессный подход, разработанный Робертом Капланом и Робином Купером, основан на том, что ценность (стоимость) любого предприятия создается во внутренних бизнес-процессах. Основные бизнес-процессы являются движущей силой стратегии предприятия. Описание и моделирование бизнес-процессов помогает описать и смоделировать, каким образом стратегия может быть реализована. Компания должна определить основные бизнес-процессы, выделяющие ее среди аналогов и являющиеся наиболее важными с точки зрения потребительной ценности для клиентов. Постоянное совершенствование основных бизнес-процессов повышает эффективность компании и определяет ее конкурентоспособность.

В соответствии с методологией управления компанией на базе системы сбалансированных показателей основные внутренние бизнес-процессы разделяются на четыре блока:

· Операционный менеджмент

· Взаимоотношения с клиентами

· Инновации

· Вклад в развитие общества

Ранее считалось, что операционный менеджмент - это процессы производства и доставки товаров и услуг до потребителей. На самом деле основные бизнес-процессы операционной деятельности несколько шире:

· Развитие и поддержание взаимоотношений с поставщиками

· Производство товаров и услуг

· Доставка товаров и услуг клиентам

· Управление рисками

Каждый из основных бизнес-процессов операционного менеджмента делится на множество подпроцессов. Например, развитие и поддержание взаимоотношений с поставщиками делится на поиск, заказ, получение, входной контроль, возврат, хранение, оплату.

Управление бизнес-процессами, ориентированными на высокую эффективность и производительность, позволяет предприятию сделать клиентам привлекательное предложение потребительной ценности:

· Конкурентные цены

· Превосходное качество

· Своевременная покупка

· Отличный выбор

Бизнес-процессы управления отношениями с клиентами в современной конкурентной среде не менее важны, чем бизнес-процессы операционного менеджмента.

Основные бизнес-процессы взаимоотношений с клиентами:

· Выбор клиентов

· Привлечение клиентов

· Сохранение клиентской базы

· Развитие взаимоотношений с клиентами

Каждый из основных бизнес-процессов управления взаимоотношений с клиентами также делится на множество подпроцессов. Так, например, бизнес-процесс «выбор клиентов» означает процесс определения наиболее выгодных для предприятия клиентов, процесс разработки предложения потребительной ценности, процессы создания имиджа товаров и услуг, привлекательных именно для этих клиентов.

 

Для того, чтобы иметь устойчивое конкурентное преимущество, компания должна не останавливаться на достигнутом, а постоянно работать над инновациями товаров, услуг, технологий, процессов. Удачные инновации способствуют привлечению покупателей, расширению клиентской базы и росту прибыли.

Основные инновационные бизнес-процессы:

· Выявление возможностей для создания новых товаров и услуг

· Проектирование и создание новых товаров и услуг

· Продвижение новых товаров и услуг на рынок

Любая компания должна постоянно подтверждать свое право на производство и продажу товаров и услуг. Компания управляет регулирующими и социальными процессами по нескольким направлениям:

· Окружающая среда

· Безопасность и здоровье

· Трудоустройство

· Инвестирование в общество.

Системный подход к управлению, основанный на управлении бизнес-процессами, позволит предприятию реализовать стратегию максимально эффективным способом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.