Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.






Вопросы к экзамену по истории государства и права России

1. Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.

2. Государственный строй Киевской Руси.

3. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение.

4. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. Происхождение, списки, редакции Русской Правды.

5. Формы собственности, обязательства, право наследования в Древнерусском государстве.

6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний в Древнерусском государстве.

7. Характеристика судебного процесса и система судебных ор­ганов в Древнерусском государстве.

8. Государственно-политическая структура Руси в период фео­дальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.

9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.

10. Понятие преступления и система наказаний, суд и процесс по Псковской судной грамоте.

11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.

12. Формы собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судеб­нику 1497 г.).

13. Уголовное право, суд и процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.

14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.

15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.

16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.

17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.

18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.

19. 19.Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.

20. Государственные реформы Петра I.

21. Сословные реформы Петра I (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).

22. Судебные и прокурорские органы России в XVIIIв. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по гу­бернской реформе 1775 г.).

23. Право собственности, обязательства, право наследования в XVIIIв.

24. Изменения в общественном строе России во второй полови­не XVIII в. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.

26. Государственный строй России в первой половине XIX в. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.

27. Кодификация русского законодательства в первой половине XIXв. Роль М. М. Сперанского.

28. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

29. Крестьянская реформа 1861 г.

30. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.

31. Военная реформа 1864–1874 гг.

32. Учреждение судебных установлений (новая система судоус­тройства по судебной реформе 1864 г.).

33. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.).

34. Контрреформы 1880–1890 гг.

35. Государственная Дума и Государственный совет в начале XXв. (порядок выборов, структура, функции).

36. Изменения в государственном строе России в 1905–1907 гг. Основные государственные законы в редакции 1906 г.

37. Милитаризация государственного аппарата в годы Первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.

38. Февральская буржуазно-демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.

39. Высшие органы власти и управления в октябре 1917—1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.

40. Перестройка государственного аппарата в годы гражданской войны.

41. Конституция РСФСР 1918 г. (разработка, структура, избира­тельная система, права и обязанности).

42. Создание основ гражданского права в 1917–1920 гг.

43. Создание основ семейного права в 1917–1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опе­кунском праве РСФСР 1918 г.

44. Развитие трудового права в 1917–1920 гг.

45. Создание основ земельного права в 1917–1920 гг.

46. Развитие уголовного права в 1917–1920 гг. Руководящие на­чала по уголовному праву РСФСР 1919 г.

47. Создание судебных органов в 1917–1920 гг. Декреты о суде.

48. Перестройка государственного аппарата в 1921–1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.

49. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.

50. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения и структурные особенности.

51. Развитие гражданского права в 1921–1929 гг. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

52. Развитие трудового права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.

53. Развитие уголовного права в 1921–1929 гг. Уголовные ко­дексы РСФСР 1922 и 1926 гг.

54. Развитие семейного права в 1921–1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.

55. Развитие земельного права в 1921–1929 гг. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

56. Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР 1923 г.

57. Конституция СССР 1936 г.: структура и особенности.

58. Уголовное право и процесс в 1930–1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.

59. Развитие трудового права в 1930–1941 гг.

60. Развитие гражданского права в 1930–1941 гг.

61. Развитие земельного и колхозного права в 1930–1941 гг.

62. Перестройка государственного аппарата и изменения в пра­ве в период Великой Отечественной войны.

63. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945–1953 гг.

64. Развитие права в 1953 – начале 60-х гг.

65. Конституция СССР 1977 г.

66. Общесоюзное и российское право в 70–80-е гг. XX в.

67. Развал СССР и образование СНГ в 1990–1991 гг.

 

Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.

Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.