Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенция, состав и формирование правительства.






Функции правительства реализуются через его компетенцию, В конституциях большинства стран полномочия правительства определяются самым общим образом, из чего можно сделать вывод: правительство занимается всеми вопросами управления, но при эти компетентно лишь исполнять законы по любым вопросам, само, же оно осуществлять нормативное регулирование не вправе. Если же правительство в той или иной стране наделено правом осуществляет нормативное регулирование, оно характеризуется в конституции как орган не только исполнительной, но и регламентарной власти. Например, Конституция Франции 1958 г., наделяя Правительство правом самостоятельно регулировать вопросы, не отнесенные Кон­ституцией к области законодательства, характеризует его как орган регламентарной власти (ст. 37). Как видно, и здесь компетенция пра­вительства не определена конкретно, а имеет остаточный характер.

Тем не менее имеются конституции, в которых компетенция пра­вительства определена более или менее детально (ст. 73 Конституции Японии). Подробная регламентация полномочий правительства ха­рактерна для социалистических, а также, вероятно по традиции, — по­стсоциалистических конституций. Например, компетенция Государ­ственного совета КНР включает согласно ст. 89 Конституции Китая 18 позиций.

Состав правительства включает его главу (в президентских рес­публиках это президент, в дуалистических монархиях— монарх, а в парламентарных странах, полупрезидентских, советских и некото­рых суперпрезидентских республиках— премьер-министр); замести­телей главы правительства; министров, т. е. руководителей наиболее значительных органов центральной администрации— министерств; I! некоторых странах— министров без портфеля, т. е. членов прави­тельства, не возглавляющих органы исполнительной власти специ­альной компетенции; парламентских секретарей, обеспечивающих взаимодействие правительства с парламентом, некоторых других должностных лиц, а иногда и представителей нижестоящей адми­нистрации. Например, Государственный совет Китая согласно Кон­ституции страны состоит из Премьера, заместителей Премьера, ми­нистров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата (ст. 86).

Должность премьер-министра в конституциях разных стран име­нуется неодинаково. В Италии это председатель Совета министров, II Китае — Премьер Государственного совета, в Испании — Председа­тель Правительства, в Болгарии— министр-председатель, в ФРГ - Федеральный канцлер, во Франции— Премьер-министр и т. п. Глава правительства имеет в нем особый статус. Он предлагает парламенту или главе государства кандидатуры министров, ставит вопрос об их освобождении от должности, а в президентских респуб­ликах сам прекращает их полномочия. Он руководит деятельностью правительства и по ряду вопросов олицетворяет его. Например, в президентских республиках президент единолично принимает важ­ные решения в сфере исполнительной власти, а в парламентарных странах премьер-министр ставит вопрос о доверии правительству. 1'сли премьер-министр уходит в отставку, то в отставку, как правило, должно уйти все правительство. Особый статус премьер-министра в правительстве все чаще получает отражение в конституциях зару­бежных стран. Например, в ст. 21 Конституции Франции говорится, что «Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов... и назначает на гражданские и военные долж­ности. Он может делегировать некоторые свои полномочия мини­страм».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.