Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Портрет героя.






Во второй главе повести «Жизнь Петра Ивановича Данилова» мы встречаем подробные портреты героев. Автор описывает как внешность, так и внутреннее состояние – психологический портрет, тем самым выражая свое отношение к участникам повествования.

Матвей Никитич Осипов: «Он был человек лет шестидесяти, в буклях, с длинною косою и в сером байковом сюртуке; на лице его и во всех движениях изображались кротость и добродушие».

Авдотья Сергеевна Осипова: «Авдотья Сергеевна казалась женщиною летв сорок; на ней был пестрый ситцевый шемиз, всчесанные высоко волосы и сверх их чепец с разноцветными лентами и большими лопастями; её маленький лоб, серые беглые глаза, вздернутый нос и набеленные и нарумяненные щеки показывали упрямство, сварливость и спесь».

Трифон Лукич Коробкин: «волосы его, густые и темнорусые, намазанные маслом, были высоко подстрижены; бледное его лицо омрачалось заботами; его борода лежала на красной рубашке с золотым галуном; на нем был суконный, долгополый сюртук вишневого цвета».

Устинья Минеевна Коробкина: «в коричневом с золотыми цветочками, гродетуровом платке на голове, в глазетовой телогрее, уже поношенной и замаранной, в белой рубашке с яхонтовою запонкою и с рукавами, немного пониже локтей, с манжетами, и в стамедной зеленой юбке; на груди ее лежала серебряная цепочка с крестом, ладанками и другими привесками; ее толщина, обрюзглое и красное лицо показывали, что она любила только попить и поесть. Она сидела как вкопанная, опустив ресницы, сжав губы, сложив руки на брюхе и водя большие пальцы один вокруг другого».

Анна Матвеевна Осипова: «девушка лет двадцати, в белой кофточке и юбке; высокую ее грудь закрывала кружевная косынка; черные ее волосы заплетены были длинною косою с розовою лентою; лицом она походила больше на мать, нежели на отца», «черные большие глаза».

В портретах, которые автор рисует в повести, есть общие черты: указание возраста, телосложения, одежды, черт лица. Иногда автор даёт этот портрет частями, как например, при первой встрече описывает возраст и одежду, а потом дорисовывает, или портрет Анны Матвеевны: сначала она без лица, затем автор дописывает: «черные большие глаза». Но психологический портрет дорисовывается поступками, действиями героев и их реакцией на происходящее. ««Ты не мог прежде о том подумать», - прошептала с сердцем Анна Матвеевна; глаза ее засверкали, а щеки покрылись бледностью».

Какие же портреты мы встречаем в других произведениях Пушкина?

В «Романе на Кавказских водах»: «В эту минуту девушка лет 18-ти, стройная, высокая, с бледным прекрасным лицом и черными огненными глазами, тихо вошла в комнату, подошла к руке Катерины Петровны и присела Поводовой» 39.

В ранней редакции «Путешествия в Арзрум» читаем: «Молодая калмычка, собой очень недурная, шила, куря табак. Лицо смуглое, темно-румяное. Багровые губки, зубы жемчужные»40.

В неоконченной повести «В 179.. возвращался я»: «Восемнадцать лет, круглое румяное лицо, темные, узенькие брови, свежий ротик и голубые глаза вполне оправдывали мои ожидания»41.

В «Дубровском»: «Князю было около 50 – ти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна…»

Пугачев в «Капитанской дочке»: «…он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

В повести «Египетские ночи»: «Он был высокого росту — худощав и казался лет тридцати. Черты смуглого его лица были выразительны: бледный высокий лоб, осененный черными клоками волос, черные сверкающие глаза, орлиный нос и густая борода, окружающая впалые желто-смуглые щеки, обличали в нем иностранца. На нем был черный фрак, побелевший уже по швам; панталоны летние (хотя на дворе стояла уже глубокая осень); под истертым черным галстуком на желтоватой манишке блестел фальшивый алмаз; шершавая шляпа, казалось, видала и вёдро и ненастье. Встретясь с этим человеком в лесу, вы приняли бы его за разбойника; в обществе — за политического заговорщика; в передней — за шарлатана, торгующего эликсирами и мышьяком»42.

Мы видим черты сходства написания портрета в прозаических произведениях Пушкина и в повести «Жизнь Петра Ивановича Данилова».

В повести «Жизнь Петра Ивановича Данилова» с помощью портрета мы узнаем, что Осипов – добродушный и кроткий человек. Жена его – сварливая, всегда и всем недовольная женщина. Дочь их – застенчивая девушка. Коробкин предстает перед нами вечно занятым, деловым человеком, а его жена – неряхой, женщиной недалекого ума. Трещеткина – это сплетница, не имеющая вкуса, хотя и принадлежащая к высшему сословию.

Следует заметить, что портрет у Пушкина-прозаика на протяжении творческого пути совершенствуется, эволюционирует. Если в изучаемой нами повести он открыто говорит о характере человека: кротость и добродушие; упрямство, сварливость и спесь и т. д., то в последующих его произведениях писатель делает упор именно на психологизм портрета, передавая образ через детали и поступки. Он как бы дает возможность читателю самому разгадать тайну каждого из характеров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.