Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиция. Прочитав повесть, мы сделали смелое предположение, что это произведение Александра Сергеевича Пушкина






Прочитав повесть, мы сделали смелое предположение, что это произведение Александра Сергеевича Пушкина! В ходе исследования мы нашли тому немало доказательств, которые и представляем на Ваш суд, уважаемый читатель.

Глава 1. Обстоятельства написания повести «Жизнь Петра Ивановича Данилова».

Повесть «Жизнь Петра Ивановича Данилова» была опубликована в «Литературной газете» в июле 1830 г. Почему именно здесь? Почему именно в это время? И почему она осталась незамеченной? На эти вопросы нам предстоит ответить в данной главе.

На то, чтобы публиковать свои произведения в «Литературной газете» А. А. Дельвига, у А. С. Пушкина было несколько обстоятельств.

Во - первых, именно в это время он очень нуждался в деньгах, так как одной из причин несговорчивости матери невесты Н.И. Гончаровой был денежный вопрос: «…остались трудности другого рода — денежные. Свадьба и семейная жизнь требовали расходов, а финансовые дела родителей невесты были расстроены, пушкинские родители также были в долгах. С большим трудом отец выделил Пушкину небольшую деревеньку Кистеневку с 200-ми душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от отцовского имения Болдино.

В денежных хлопотах ушло лето...»1

Публикация относительно объемного прозаического наброска обеспечила бы писателю гонорар. В одном из писем П. Плетневу он намекает: «Сегодня от своей получил я премиленькое письмо; обещает выйти за меня и без приданого. Приданое не уйдет. Зовет меня в Москву - я приеду не прежде месяца, а оттоле к тебе, моя радость. Что делает Дельвиг, видишь ли ты его? Скажи ему, пожалуйста, чтоб он мне припас денег; деньгами нечего шутить; деньги вещь важная»2

Вторая причина, которая побуждала Пушкина взяться за прозу и публиковать её на первых страницах «Литературной газеты», - его убеждённость, что проза очень важна, только она сможет поддержать газету. «Роман преимущественно перед другими родами сочинений пользуется всеобщей любовью и потому действует сильнее на народные нравы», — отмечал он в 1828 г. в «Московском вестнике».3 С самого начала в газете имела место проблема её наполнения материалом. Ю.М. Лотман пишет: «Нетрудно было, однако же, предвидеть, что «Литературная газета» не будет иметь успеха. Хотя в ней обещались участвовать самые даровитые поэты и несколько даровитых прозаиков, но было очевидно, что их произведений будет недостаточно для газеты, которая должна была выходить через каждые пять дней листом большого формата, напечатанным довольно мелким шрифтом»4.

Пушкин и сам осознавал эту проблему. В письме Плетнёву читаем: «Скажи Дельвигу, чтоб он крепился; что я к нему явлюся непременно на подмогу, зимой, коли здесь не околею. Покамест он уж может заказать виньетку на дереве - изображающую меня голенького, в виде Атланта, на плечах поддерживающего " Литературную газету"»5.

Третья причина, по которой Пушкин пишет и публикует повесть «Жизнь Петра Ивановича Данилова», состоит в том, что у него созрели замыслы тем будущих произведений, и он включает их в эту повесть, но об этом подробнее будет сказано ниже.

Повесть, казалось бы, имеет автора, точнее историю попадания её редактору. Но фактически она анонимна. Подобную ситуацию мы наблюдаем в «Повестях Белкина», где Пушкин намеревается скрыть авторство за неприметным образом Ивана Петровича Белкина. Мы имеем основания полагать, что в рассматриваемой нами повести Пушкин хочет целенаправленно скрыть авторство и остаться не замеченным читателями.

В пояснении к повести автор указывает помещика с. Бибиково Мокшанского уезда, чей родственник и передал его сочинения редактору. Любопытный читатель мог удостовериться, что село это действительно существует в Мокшанском уезде, и при желании легко найти этого помещика. Выходит, что как таковой анонимности – то и нет. Но в реальности всё сложнее.

В конце «Капитанской дочки» мы читаем, что поселился Гринёв в селе, где числилось 10 помещиков. Возможно, это часть художественного замысла, но всё же звучит если не смешно, то иронично. В с. Бибиково мы находим нечто похожее. В архивном документе перечень бибиковских помещиков был самым значительным. Там числилось на 1747 год 24 (!) помещика на 350 ревизских душ (из них 17 помещиков мужского пола)6:

- отставной прапорщик Ив. Филипп. Бибиков (13 ревизских душ),
- жена Алексея Вас. Енгалычева Степанида Богдановна (13),
- Прасковья Богдановна Лопатина (19),
- Семен Пименович Шильников (14),
- Иван Артамонович Стяжкин (18),
- подполковник Иван Прокофьевич Давыдов (25),
- квартирмейстер Игнатий Иванович Стяжкин (5),
- Петр Филиппович Бибиков (9),
- адъютант Филипп Федорович Никифоров (14),
- Акулина Алексеевна Слепцова (5),
- недоросль Матвей Федорович Аксентьев (5),
- драгун Петр Павлович Шильников (37),
- Анна Борисовна Шильникова (8),
- вдова Федосья Филипп. Зенина (3),
- вдова Матрена Андреевна Плешивцова (9),
- Василий Иванович Бибиков (22),
- отставной капрал Кондратий Никитич Стяшкин (6),
- майор Иван Федорович Бухольцов (66),
- капрал Савва Семенович Гагарин (9),
- вахмистр Петр Семенович Стяжкин (4),
- вахмистр кирасирского полка Владимир Семенович Стяшкин (6),
- отставной квартирмейстер Ермолай Семенович Стяшкин (14),
- вдова поручика Василия Ларионова Прасковья Семеновна (9),
- сержант Семен Федорович Юрасов (5)

Вероятно, среди пензенских дворян был известен анекдот про это село, и, возможно, от пензенских друзей, например от Петра Вяземского, о нём стало известно Пушкину. Во всяком случае, авторство было спрятано надёжно. По нашим сведениям, никто из бибиковских помещиков не проявлял литературного дарования и не отметил себя литературными трудами.

Романтически - ироничный стиль первых страниц повести, на первый взгляд, напоминает неудачное подражание Карамзину и навевает скуку. Возможно, что автор делает это намеренно, ведь в предисловии он, обращаясь к проницательному читателю, намекает на сокровище, которому найдётся лучшее применение, чем находка ученика саламанского, выкопавшего душу лиценциата Петра Гарсиаса. Если кто – то знаком с притчей из книги «Похождения Жилблаза де-Сантилланы», опубликованной в переводе Василия Теплова в 1812-1815г.г.7 (на неё намекает автор), то она покажется ему весьма уместной.

«Два школяра направились вместе из Пеньяфьеля в Саламанку. Ощутив усталость и жажду, остановились они у источника, повстречавшегося им на пути. Когда же они усладили себя водой и предались отдыху, то невзначай заметили подле себя камень на уровне земли, а на нём надпись из нескольких слов, уже слегка стёртую временем и копытами скота, которого водили на водопой к этому источнику. Они плеснули на камень воды, чтоб его вымыть, и прочли следующую кастильскую надпись: «Здесь заключена душа лиценциата Педро Гарсиаса».

Не успел младший из школяров, юноша живой и легкомысленный, прочитать надпись, как, хохоча во всё горло, воскликнул:

-Что за диковинка? Здесь заключена душа… Заключенная душа! Хотел бы я знать, что за чудак изобрёл столь смехотворную эпитафию.

С этими словами он встал, чтобы пуститься в путь. Но спутник его, более рассудительный, подумал про себя:

«Здесь кроется какая-то тайна; останусь тут и попытаюсь её разгадать».

А потом он отпустил товарища одного, а сам, не теряя времени, принялся копать ножом вокруг камня. Он так усердствовал, что ему удалось этот камень приподнять. Под ним нашел школяр кожаный кошель, который раскрыл. Там оказались сто дукатов и записка со следующими словами, написанными по латыни:

«У тебя хватило ума, чтоб разгадать смысл надписи, а потому будь моим наследником и сделай из моих денег лучшее употребление, чем я».8

Обстоятельства также способствовали отвлечению читателей от этой повести, так как во Франции в июне назревала революция, а в июле она свершилась, захватив всё внимание светской читающей публики. В работе Ю.М.Лотмана мы читаем: «Лето 1830 года. Дельвиги жили на берегу Невы, у самого Крестовского перевоза. У них было постоянно много посетителей. Французская июльская революция тогда всех занимала, а так как о ней ничего не печатали, то единственным средством узнать что-либо было посещение знати. Пушкин, большой охотник до этих посещений, но, постоянно от них удерживаемый Дельвигом, которого он во многом слушался, получил по вышеозначенной причине дозволение посещать знать хотя ежедневно и привозить вести о ходе дел в Париже. Нечего и говорить, что Пушкин пользовался этим дозволением и был постоянно весел, как говорят, в своей тарелке. Посетивши те дома, где могли знать о ходе означенных дел, он почти каждый день бывал у Дельвигов, у которых проводил по нескольку часов»9.

Возникает другой вопрос: зачем Пушкину скрывать авторство повести? Главная причина этому то, что на страницах повести отразилась личная драма Пушкина, которую он сильно переживал и описал в произведении очень эмоционально. Что же происходило в жизни А.С. Пушкина в этот период?

«В конце 1828 или самом начале 1829 г. Пушкин познакомился на балах у танцмейстера Иогеля, куда вывозили только самых молодых барышень, с красавицей Натальей Николаевной Гончаровой, которой в эту пору едва минуло шестнадцать лет. 1 мая он просил ее руки, но получил неопределенный ответ и уехал на Кавказ. В марте 1830 г., в самый разгар журнальной войны с Булгариным и братией, Пушкин бросил все и поскакал в Москву. Здесь он 12 марта в зале Благородного собрания на концерте, на котором присутствовал Николай I, снова встретил Наталью Николаевну. 5 апреля он обратился к матери Натальи Николаевны с решительным письмом. На другой день (это было то самое 6 апреля, когда в Петербурге вышел номер «Литературной газеты» со статьей о Видоке-Булгарине) он посетил Гончаровых и сделал вторичное предложение, которое на этот раз было принято. Однако сразу же обнаружились трудности. Одни из них были связаны с тем, что родители невесты высказывали опасения относительно политической репутации жениха. Пушкин помнил, что именно такие соображения привели уже к расстройству его помолвки с Олениной, и хотя, вероятно, это было ему чрезвычайно неприятно, обратился с письмом к Бенкендорфу, в котором сообщал о своем намерении жениться и просил удостоверить свою благонадежность в глазах правительства. В конце апреля он получил письмо шефа жандармов, в котором Пушкин извещался, что государь принял с «благосклонным удовлетворением» сообщение о предстоящей женитьбе Пушкина. Что же касалось отношения к Пушкину правительства, то Бенкендорф писал: «...никогда никакой полиции не давалось распоряжения иметь за Вами надзор (это была ложь. — Ю. Л.). Это было разрешение, и 6 мая состоялась помолвка. Пушкин стал официально женихом Натальи Николаевны Гончаровой…» 10

Но всё складывалось для Пушкина неблагоприятно, а источником его драмы стала мать Натальи Гончаровой - Наталья Ивановна Гончарова. В своём письме П. Плетнёву от 29 сентября Пушкин пишет: «Сейчас получил письмо твое и сейчас же отвечаю. Как же не стыдно было тебе понять хандру мою, как ты ее понял? хорош и Дельвиг, хорош и Жуковский. Вероятно, я выразился дурно; но это вас не оправдывает. Вот в чем было дело: теща моя отлагала свадьбу за приданым, а уж, конечно, не я. Я бесился. Теща начинала меня дурно принимать и заводить со мною глупые ссоры; и это бесило меня. Хандра схватила, и черные мысли мной овладели. Неужто я хотел иль думал отказаться? но я видел уж отказ и утешался чем ни попало» 11.

Семейные неурядицы ожесточили Наталью Ивановну, её тяжёлого нрава боялись дети. О суровости, несдержанности Гончаровой свидетельствуют все, кто знал её; подтверждает это и семейная переписка Гончаровых. 12

Непростые отношения сложились у Натальи Ивановны с мужем младшей дочери (А.С. Пушкиным-авт). После долгих колебаний (Пушкин не был богат, имел репутацию неблагонадёжного, известно было также, что он играл и проигрывал большие суммы) она приняла его вторичное предложение в начале апреля 1830 года и дала согласие на замужество Натальи. Однако из гордости не соглашалась выдавать дочь без приданого, на которое денег у разорённых Гончаровых не было. Свадьба, назначенная было на 6 мая, всё откладывалась. Поначалу Наталья Ивановна предполагала выделить дочери часть имения Ярополец, но отказалась от этого намерения, так как опасалась, что Пушкины продадут её. В конце августа, перед отъездом в Болдино, Пушкин поссорился с будущей тёщей, он писал невесте: «Если Ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей, — я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет выставить, даже если они будут так же основательны, как сцена, устроенная ею мне вчера, и как оскорбления, которыми ей угодно меня осыпать». Возвращая Наталье Николаевне свободу, он объявлял, что женится только на ней или не женится никогда13

Во второй главе повести разворачивается бесхитростный сюжет: в семействе Осиповых - дочь на выданье, но семья небогата, и приданого нет. Мать в вопросе женитьбы проблему приданого ставит на первый план, чтобы благополучно (с её точки зрения) устроить судьбу дочери, а, возможно, и поправить собственные дела. Отец же придерживается иных позиций по части сватовства. Он хочет отдать дочь за человека благородного, чтобы обеспечить счастье дочери. Одним из ключевых персонажей становится Авдотья Сергеевна, мать Анны Матвеевны (невесты). Автор повести рисует крайне неприятный внешний и психологический портрет Авдотьи Сергеевны. «Авдотья Сергеевна казалась женщиною лет в сорок; на ней был пестрый ситцевый шемиз, всчесанные высоко волосы и сверх их чепец с разноцветными лентами и большими лопастями; ее маленький лоб, серые беглые глаза, вздернутый нос и набеленные и нарумяненные щеки показывали упрямство, сварливость и спесь» (молодилась, одевалась ярко, вычурно и безвкусно, не слишком умная, суетная, заносчивая, упрямая и сварливая). Дальнейшие детали лишь добавляют черных красок в её образ.

Личная драма Пушкина вполне соответствовала ситуации, описанной в повести. Провести аналогию ни для кого не составило бы труда, так как о сватовстве и трудностях Пушкина говорили в высшем свете. Если бы великосветское общество узнало, кто автор произведения, скандал и разрыв отношений Пушкиных-Гончаровых был бы неизбежен. Он выплеснул в повести свои эмоции, но в то же время никак не мог позволить открыть имя автора повести.

Другая причина, возможно, состояла в том, что писатель не был уверен в успехе своего произведения. Подобная ситуация была и с публикацией «Повестей Белкина»: «Пушкин публикует их («Повести Белкина»-авт) анонимно, не надеясь на успех, настолько они отличались от популярной тогда романтической и дидактической прозы…. В конце октября 1831 г. (!) повести (Белкина) вышли в свет, по свидетельству Белинского, «холодно принятые публикою и еще холоднее журналами»

Н. Полевой, например, отозвался о «Повестях Белкина», как о «фарсах, затянутых в корсет простоты без всякого милосердия»14»

Возникает ещё один вопрос: почему не сохранилось рукописей и других документальных указаний на повесть?

Сам Пушкин, отдав рукопись повести Дельвигу, мог забыть о ней, вовлечённый в водоворот Болдинских замыслов. Повесть была «сырой» и не оставила черновых редакций и планов. Дельвиг же вскоре попал под надзор Бенкендорфа, и ему грозила ссылка в Сибирь. Его друзья, надеясь спасти Дельвига, в его отсутствие сожгли документы поэта, чтобы не нашли компромат на Дельвига. Вскоре Дельвиг умер (14 января 1831г).

Таким образом, мы делаем вывод, что А.С. Пушкин вполне мог напечатать свою повесть в «Литературной газете» в июле 1830г. У него были все основания скрыть своё авторство. В силу обстоятельств документальных свидетельств о повести «Жизнь Петра Ивановича Данилова» не сохранилось.

Глава 2. Идейная близость повести «Жизнь Петра Ивановича Данилова» творчеству А.С. Пушкина.

Если внимательно перечитать рассматриваемое нами произведение, то нетрудно заметить его многоплановость. В повести поднимается несколько тем, затрагиваются различные проблемы, волновавшие автора. Тема старины и современности тесно переплетена с темой судьбы современного Пушкину дворянства. Тема народа и народного бунта, проблема политических взглядов автора причудливо соприкасаются с темой мистики. В произведение вплетены живые впечатления автора от его путешествия в Тавриду и впечатления об исторических событиях, свидетельства о которых он мог почерпнуть из книг личной библиотеки (Чума в Москве в 1771г). В повести мы видим замыслы его будущих произведений: «Повестей Белкина», «Истории Пугачёвского бунта», «Капитанской дочки» и даже «Пиковой дамы».

Композиция

Прежде чем перенести внимание на содержание повести, рассмотрим её композицию.

Повествование в «Жизни Петра Ивановича Данилова» ведется не от лица автора, а от лица рассказчика – помещика села Бибиково Мокшанского уезда, да ещё и покойного (рукопись передаёт издателю его родственник). Этот же прием мы наблюдаем и в пушкинских «Повестях Белкина». Писатель намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному и тоже покойному. Похожая передача авторства предполагалась и в «Капитанской дочке». В первоначальной версии введения начало звучит: «Любезный внук мой Петруша! Часто рассказывал я тебе некоторые происшествия моей жизни…» первоначальное заключение «Здесь прекращаются записки П. А. Буланина (первоначальное имя Гринёва). Петр Андреевич умер в конце 1817-го года. Рукопись его досталась старшему внуку его, который и доставил нам оную, узнав, что мы заняты были историческим трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом…»15.

Ещё одна интересная деталь, связывающая «Повести Белкина» и рассматриваемую нами повесть, - это ранняя редакция предисловия к «Повестям Белкина». Там мы можем прочитать: «Петр Иванович Д. — родился в Москве в 1801 году от честных и благородных родителей. Будучи младенец, лишился он отца своего, Ив. П. Д., коллежского асессора и кавалера. П. И.»16, т.е. первоначально вместо Белкина Пушкин планировал повествование от имени Петра Ивановича Д.(анилова).

Повесть «Жизнь Петра Ивановича Данилова» разделена на 3 главы, объединенные образом одного героя. В первой главе автор знакомит нас со своим персонажем, с его семьей, описывая его детство, юность и вступление во взрослую жизнь. Она играет роль вступительной части, пролога. Данилов здесь – центральный персонаж. Эта глава имеет цельное смысловое содержание.

Вторая глава – это начало собственно повествования. Здесь мы можем выделить завязку и развитие действия. Данилов оказывается вовлечен в семейный конфликт Осиповых и выступает скорее наблюдателем, чем участником событий. Кульминационного момента и развязки в повести нет, так как она не закончена. Опять же проводим параллели с творчеством А.С.Пушкина, где можно обнаружить большое количество неоконченных прозаических произведений, особенно в течение этого периода.

Е.В. Абрамовских писал: «Незавершенная проза А.С. Пушкина представляет собой целый пласт его духовного наследия, до сих пор в должной мере неосмысленный и неизученный. В сознании современных читателей нет четкого разграничения между завершенными и незавершенными текстами. И только специалистам известно, что завершенная проза Пушкина - это всего четыре произведения: «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Кирджали», «Капитанская дочка». Все остальное «Дубровский», «Египетские ночи», «Арап Петра Великого», «История села Горюхина» и т. д. - не было завершено и не было подготовлено к изданию (кроме фрагментарной публикации «Арапа Петра Великого» и «Рославлева» при жизни автора)»17.

В современном пушкиноведении отсутствует единый взгляд на незавершенную прозу Пушкина. Однако Е.В. Абрамовских выделяет несколько причин, по которым Пушкин оставлял свои прозаические наброски:

«- Его отвлекали более обширные и глобальные замыслы.

- Жизненные обстоятельства не давали возможность дописывать начатое.

- Пушкину была предельно ясна идея, и замыслы (и их раскрытие) становились неинтересными и переставали его удовлетворять.18

- Незавершенность (и, как главный признак, открытый финал) - основная особенность пушкинской поэтики. Б.Филиппов в статье «Завершенная незаконченность у Пушкина» пишет: «Дело в том, что пушкинская повесть, в самой своей незаконченности, - завершена»19.

Эти причины, по нашему мнению, вполне объясняют незаконченность повести «Жизнь Петра Ивановича Данилова». Возможно, Пушкин планировал и держал в голове её развязку, но после плодотворной работы в период Болдинской осени она показалась ему просто неинтересной, возможно, она закончена с точки зрения пушкинского замысла.

В отдельную смысловую часть повести можно выделить былину, которой заканчивается 3 глава.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.