Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательные задачи. Развивать общие познавательные способности детей (наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки):






Шестой год жизни

Развивать общие познавательные способности детей (наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки):

— учить называть признаки используемых предметов (острый, тупой, зазуб­ренный, зубчатый и др.), выявлять принадлежность или соотнесенность одних предметов с другими (например, столяру нужны пила, доски, руба­нок, отвертка, клещи, напильник, гвозди, винты, шурупы, клей и др.);

— находить причины и следствия событий, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры и т.д.;

— развивать символическую функцию мышления в процессе овладения эле­ментами традиционной системы составления карт (условными обозна­чениями), умение создавать систему знаков и применять ее, понимать планы-карты, считывать маршруты, придумывать символы или знаки со­бытий или мест (пиктограммы);

— поддерживать и развивать интерес к природе, ее живым и неживым объек­там и явлениям, побуждать к наблюдениям за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов пере­движения, питания, приспособления и к наблюдениям за развитием рас­тений, их различиями и особенностями;

— учить классифицировать объекты по характерным признакам (плоды, жи­вотные, растения, грибы, наземный, воздушный и водный транспорт, посу­да кухонная, столовая, чайная и т.д.).

Седьмой год жизни

Продолжать развивать общие познавательные способности (выявлять об­щее и различное, обобщать, прослеживать закономерности, классифицировать предметы по разным признакам (внешним и функциональным):

— учить устанавливать простые связи между явлениями и предметами, пред­сказывать изменения предметов в результате воздействия на них, про­гнозировать эффект от своих действий;

— учить находить причины и следствия событий, происходящих в истор; -: -ко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с обра­зом жизни других людей, живших в другом времени или в другой геогра­фической области, выделять общее и частное в поведении людей и яате-ниях культуры, классифицировать материальные свидетельства в хронологическом и функциональном порядке и т.д.;

— систематизировать группы предметов по заданным и самостоятельно ос-наруженным свойствам, описывать словами, что именно было сделано;

— продолжать развивать символическую функцию мышления в процессг использования элементов традиционной системы составления карт (ус­ловных обозначений), умение создавать систему знаков и применять а^| строить и понимать планы-карты, прокладывать и считывать маршрута. придумывать символы или знаки событий или мест (пиктограммы), выполнять

 

 

опыты и наблюдения по моделям и схемам, составлять природо­охранные знаки с использованием различных символов;

— узнавать профессии, изучать особенности взаимодействия людей друг с дру­гом в трудовом коллективе ради достижения общей цели (например, дирек­тор завода, инженер, рабочий — все работают над выпуском автомобиля);

— знакомить с ростом, развитием и размножением живых организмов, их потребностью в пище, свете, тепле, воде и других экологических факторах, со свойствами объектов неживой природы (песка, глины, камней, воздуха, воды), с разными состояниями вещества (вода, снег, лед, пар), причинно-следственными связями (густая шерсть и толстый слой жира помогают выжить животным в условиях холода, растения с толстыми мясистыми листьями, как правило, встречаются в условиях отсутствия влаги, загряз­нение водоемов, вырубка леса приводят к гибели их обитателей);

— поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность (проведение опытов, наблюдений, поиск информации в литературе), побуж­дать наблюдать за поведением животных, выделять характерные особеннос­ти их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления;

— формировать на основе исследовательской деятельности природоохран­ные навыки поведения в природных условиях и населенных пунктах (по­чему нужно забирать мусор с собой после отдыха или бросать в урны, не пугать животных в парках, на природе).

Содержание психолого-педагогической работы

На шестом году жизни воспитатель знакомит детей с разными характерис-тками свойств предметов (плотный, рыхлый, гибкий, негнущийся, хрупкий, прозрачный, близкий, далекий, вертящийся, вращающийся).

Формирует элементарные представления о том, что ближнее и отдаленное пространство могут быть изображены с помощью общепризнанных условных символов на различных картах (планах местности, картах города, области, стра­ны, мира). Разные области с разными природными условиями обозначаются на < арте по-разному («Пустыни — желтым цветом, Северный и Южный полюсы, а также вершины высоких гор, где никогда не тает снег, — белым, горы — корич­невым, леса — зеленым и т.д.). Учит составлять простейшие планы и схемы окружающего пространства (группы, участка, квартала).

В игровой форме (пантомима, флажки, сигналы, рисуночное и символьное письмо) взрослый знакомит детей с разными способами передачи сообщений, маршрутами передвижения транспорта, работой почты и других средств связи, массовой информации и коммуникации.

Воспитатель предоставляет детям возможность выращивать овес, лук и дру­гие растения, наблюдать за их размножением и развитием (ухаживать за ними, делать предположения об их развитии), организует наблюдения за поведением -лтвотных в живом уголке и природе (хомяк, попугай, канарейка, синица, воро­бей, ворона, лягушка, дождевой червь и др.). Дети наблюдают за сезонными изменениями в природе и отмечают их в календарях погоды и природы. Вос­питатель создает условия для проведения экспериментирования, например, угол-га! самостоятельной деятельности, мини-лаборатории. В них собраны природ­ный (шишки, камешки, семена, песок, глина, почва), искусственный и бросовый материал, простейшее оборудование для проведения опытов. В процессе эксперимента

 

 

дети сначала самостоятельно выстраивают гипотезу, после сравнива­ют ее с окончательными результатами (например, если бросить лед в стакан с водой, то он: утонет, будет плавать, растворится, растает), самостоятельно вы­полняют опыты по схемам.

При организации исследований в природе воспитатель знакомит детей с правилами поведения («Нельзя рвать растения, собирать гербарий, убивать на­секомых, пауков, разрушать муравейники, гнезда»). При этом для запрещающих правил всегда дается альтернатива («Нельзя разрушать муравейник, но можно наблюдать за муравьями, нельзя ловить бабочек, но можно наблюдать за их полетом, наслаждаться их красотой»). Воспитатель организует участие детей в исследовательских проектах различной продолжительности.

Поддерживает самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность (проведение опытов, наблюдений, поиск информации в литературе и т.д.).

На седьмом году жизни воспитатель учит детей ориентироваться в окружаю­щем мире по символам и знакам, знакомит с основными знаками дорожного движения для пешеходов, показывает планы помещений, календари и ежеднев­ники, структуру расписаний и планов на будущее, составляет их вместе с деть­ми и поощряет использовать в играх, показывает, как пользоваться дневниками, тетрадями, а также знакомит с деньгами, предлагает делать игрушечные образ­цы для игры, придумывать свои знаки и символы.

Воспитатель учит детей находить связь между климатом и образом жизни людей, знакомит с изменениями климата на протяжении веков, как человек приспосабливался к окружающему, как менялась его деятельность, воспитыва­ет ответственность за свое поведение в природе и обществе.

Учит классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам (цвету, красочности, привлекательности, обыденности и необычности, форме, размеру, весу, скорости передвижения, назначению и т.д.).

Конкретное содержание работы с детьми воспитатель выбирает в зависи­мости от непосредственного опыта и интересов детей. Ему важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, в географическом, исто­рическом или культурологическом «исследовании» исходит от самих детей, когда она превращается в мотив коллективно-распределенной деятельности. При выборе содержания работы не нужно перегружать детей большим количеством отдельных сведений энциклопедического характера, а организовывать ее как самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность. Потребность в знаниях историко-географического характера возникает в ходе чтения про­изведений детской художественной литературы, знакомстве с народными худо­жественными промыслами и т.д.

На карте могут быть проложены маршруты и разыграны исторические пу­тешествия («Как для рождественских пряников пряности привезли», «Как на ярмарку в Москву товары доставили», «Как приехали на Русь мастера Кремль строить» и т.д.).

Прослушанные детьми описания могут стать основой для построения простых макетов старинных кораблей и карет, дети придумывают самостоятельно или с помощью взрослого, какие товары они могли бы везти, рисуют костюмы прошльгл времен, обсуждают, кто прежде всего путешествовал, с какой целью и когда («Нг Руси выбирали зиму, когда замерзали реки и болота и не нужно было прорубать просеки в лесах и мостить мосты»), как долго длилось тогда путешествие и т.д.

 

 

Планируя работу, воспитатель обязательно отталкивается от личного опыта летей, использует знания, полученные ими на экскурсиях в музеи (кремли и монастыри, палаты бояр, художественные галереи) и к историческим памятни­ки во время поездок и путешествий с родителями.

Взрослый обсуждает с детьми и фиксирует их впечатления об этих поезд-ракьо наиболее интересных предметах-сувенирах (камнях, ракушках, растениях, куклах, играх) или событиях (катание на лодке по озеру, на ослике, пони, верб­люде, с горок в парке аттракционов, с горы на лыжах).

Работа с историческими и географическими материалами должна иметь твор­ческий, развивающий характер. Важно не просто сообщать сведения, а учить де­тей видеть за отдельным явлением другую историческую эпоху, прослеживать ее приметы в современности, учить обнаруживать взаимосвязи географического положения местности и образа жизни людей. Понимать общее и различное в традициях народов, уважать чужое мировоззрение, отличающееся от своего.

Воспитатель организует наблюдения детей за поведением животных, учит выде­лять характерные особенности их внешнего вида (покрыты шерстью, перьями и т.д.), способы передвижения (бегают, прыгают, летают, садятся на деревья, плавают и могут передвигаться по суше), питания (питаются молоком, мясом, мелкими насеко­мыми, семенами, листьями растений и др.), помогает устанавливать общее и различ­ное в их внешнем виде, поведении и приспособлении к окружающей среде. Дети наблюдают за солнцем (где оно всходит и где заходит, какого цвета утренние и вечерние лучи, как зависит яркость от местоположения солнца), за состоянием воды в разное время года (дождь, снег, иней, роса).

Воспитатель организует сбор простейших коллекций природного материа­ла, открыток, скульптур (фигурок), марок, отображающих как отдельные при­родные объекты, так и ландшафты, природные зоны. На основе таких коллек­ций в группах создаются мини-музеи.

Проводит исследования, помогающие детям понять и принять правила по­ведения в природе («Куда девается мусор, почему нельзя шуметь в лесу, почему нужно беречь деревья»).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.