Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательные задачи. От 1 года до 1 года 6 месяцев — дети начинают овладевать предметом как средством достижения какой-то цели






Второй год жизни:

От 1 года до 1 года 6 месяцев — дети начинают овладевать предметом как средством достижения какой-то цели. С ними следует проводить игры-занятия, формирующие предметную деятельность:

— учить подтягивать предметы за ленточку с помощью скользящей тесемки;

— учить выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия: расклады­вать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные колпачки,

 

 

вкладывать что-нибудь в полые предметы (меньший по размеру предмет в больший), накрывать одинаковые полые предметы (кубы, конусы и пр.) — меньший большим, собирать игрушки из двух частей (матрешка, бочата и пр.), с помощью взрослого собирать в определенной последовательности пирамидку на конической основе (стержне), состоящую из 2—3 колец раз­ных размеров, а затем собирать ее на прямом стержне из нескольких колец одного размера, затем из двух групп колец, различных по размеру;

— привлекать внимание к предметам, сделанным из различных материалов (дерево, полиэтилен, бумага, металл, ткань), имеющим разный цвет (кру­жечка белая, шарик черный, цветочек красный, синий, желтый и т.д.);

— обращать внимание на звуки, издаваемые предметами из различных ма­териалов, а также музыкальные разнотембровые игрушки, звучащие тихо и громко (колокольчик, бубен, погремушка и пр.).

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:

— учить приближать к себе предметы различных форм с помощью палочки, а также выталкивать палочкой игрушку или цветные пыжи из прозрач­ной, а затем и непрозрачной трубки (диаметром 3—4 и длиной 20—25 см);

— формировать умение собирать двухместные дидактические игрушки (мат­решки, бочата и др.);

— учить выбирать предметы по размеру и соответственно различать их (боль­шой, маленький);

— понимать слово «поменьше», соответствующее промежуточной величине предмета;

— с помощью взрослого уметь собирать пирамидки из нескольких колец на конической и прямой основе, подбирая их не только по размеру, но и по цвету;

— развивать мелкую моторику рук, побуждая выполнять более тонкие дей­ствия с предметами (мелкие вкладыши, «чудесный мешочек» с мелкими игрушками разных форм и размеров);

— формировать сенсомоторные координации «глаз — рука» в ходе дидак­тических игр и быту;

— продолжать знакомить с предметами, издающими различные звуки (ко­локольчики, металлические подвесные палочки, игрушки-пищалки, му­зыкальные игрушки).

От 1 года 9 месяцев до 2 лет — предметная деятельность развивается в ходе проведения с детьми разнообразных дидактических игр и игр-занятий, разви­вающих произвольные, целенаправленные действия с предметами, сенсорику, сенсомоторные координации, первоначальную культуру мышления и др. С этой целью нужно:

— продолжать совершенствовать умения собирать двух- и трехместные ди­дактические игрушки;

— подбирать соответствующие детали-вкладыши при выборе из двух, а за­тем из трех деталей, подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной);

— раскладывать предметы по убывающей величине;

— понимать слова «поменьше», «побольше»;

— самостоятельно собирать пирамидку из 2—3 групп колец контрастных размеров;

 

— с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 и более колец разной величины;

— побуждать подбирать и приносить по слову взрослого предметы того или иного цвета;

— выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину, форму и величину, форму и цвет, используя дидактичес­кие и народные игрушки, бытовые предметы.

Третий год жизни:

— проводить игры-занятия с использованием предметов-орудий, например, предлагать использовать сачки, черпачки для выуживания из специаль­ных емкостей с водой или без воды шарики, плавающие игрушки и т.д.;

— учить в процессе совместных дидактических игр, а также в быту и на прогулке выделять форму, цвет, величину предметов;

— развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кон­чиков пальцев, сенсомоторные пространственные координации «глаз — рука»;

— поощрять действия с предметами, при ориентации на 2—3 свойства од­новременно;

— собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4—5 и бо­лее колец, располагая их по убывающей величине, из шаров и кубов од­ного размера;

— составлять башенки из трех одноцветных последовательно уменьшаю­щихся деталей-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр.), разбирать и собирать трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях;

— учить составлять пирамидки разного цвета (красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого, фиолетового и др.); из трех и более последователь­но уменьшающихся деталей;

— закреплять понимание слов, обозначающих различные величины пред­метов, их цвет и форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;

— учить собирать пирамидки по принципу простого чередования двух свойств (по цвету и форме, форме и величине, величине и цвету и пр.), составлять различные по форме и цвету башенки из 2—3 геометрических форм-вкладышей;

— проводить игры-занятия с игрушками, имитирующими орудия труда (за­колачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помо­щью деревянных или пластмассовых винтов);

— поощрять использование предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности.

Содержание психолого-педагогической работы

 

На втором году жизни продолжается интенсивное ознакомление с окружа­ющим предметным миром. Последнее играет особую роль в появлении первых знаний и умений.

Ребенку уже хорошо знакомы его личные вещи, предметы быта, необходи­мые для удовлетворения жизненных потребностей, с которыми приходится встречаться каждый день. Игрушки — значимые предметы, нужные для пред­метной деятельности, ведущей в этот период жизни. Среди них выделяется особая

 

категория — дидактические игрушки. Являясь для ребенка как бы микро­миром, они дают обобщающую информацию не только относительно формы, величины, цвета предметов, но и других их физических свойств (масса, фактура, динамичность и т.д.). Они незаменимы в развитии представлений о многооб­разии и свойствах предметного мира. Воспитатель знакомит детей с пятью ви­дами дидактических игрушек: проводит занятия с объемными геометрически­ми фигурами (шары, кубы и др.), предметами для нанизывания (втулки, кольца, плоские и объемные и др.), геометрическими фигурами-вкладышами (колпач­ки-конусы, кубы), сборно-разборными народными игрушками (бочата, матрешки, яйца), а также с предметами, подобранными по какому-то одному признаку (куколки, флажки, машинки, грибочки). Воспитатель организует также занятия с предметами-орудиями (вылавливание рыбок сачками из бассейна, забивание втулочек в песок, подтягивание предметов за тесемочку и пр.).

Планируя проведение занятия с детьми, воспитатель определяет его цель, задачи и содержание. В зависимости от них подбираются предметы (матрешки, пирамидки, кольца, цветные колпачки, втулки, шарики и т.д.), отличающиеся различными признаками и свойствами: цветом, формой, величиной, упругос­тью, тяжестью, расположением в пространстве, соотношением частей.

Задача воспитателя — обратить внимание ребенка на определенные свой­ства предметов, а затем предложить ему выполнить несколько простых заданий (постучать погремушкой, нанизать кольца на стержень и т.д.).

На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе дети познают фи­зические свойства предметов (например, масса предмета зависит от величины и особенностей материала, движение зависит от формы — круглые игрушки перекатываются, другие — остаются на месте, от величины — в больший пред­мет можно вложить меньший, а не наоборот, нанизать можно только игрушки со сквозным отверстием).

Кроме того, на занятиях с дидактическими игрушками дети осваивают пря­мые и обратные действия (открывают и закрывают коробочки, собирают и раскладывают шарики, нанизывают и снимают кольца с пирамидки и т.д.), по­лучают первые представления о количестве (много, мало). Эта сложная для детей практическая деятельность формирует восприятие, мышление, память.

В начале второго года жизни (приблизительно до 1 года 3 мес.) дети выпол­няют задания в основном двигательного содержания (собирают, складывают, вы­кладывают, перекладывают, проталкивают и т.д.), детей учат прокатывать с лотка шарики (одновременно дают 6—8 шариков), нанизывать кольца на стержень (сначала пять, а потом десять колец одного размера), вкладывать меньший пред­мет в больший, накрывать меньшие конусы, цилиндры, кубы большими и др.

После 1 года 3 месяцев дети способны решать несложные дидактические задачи, ориентируясь на один признак предмета (цвет, форму, размер). Следует учить их собирать одноместные дидактические игрушки (матрешки, бочата, яйца и т.д.), а также двухместные геометрические фигуры-вкладыщи, существенно различающиеся по размерам.

Детей от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев следует начинать учить соби­рать двухместные дидактические игрушки, выбирать предметы по размеру и соответственно различать их по величине «большой», «маленький». Дети 1 года 9 месяцев — 2 лет действуют более свободно с двухместными дидактическими игрушками. Их учат собирать предметы по убывающей величине, понимать

 

значение слов «поменьше», «побольше». К 1 году 9 месяцам — 2 годам дети выполняют действия на подбор трех предметов разной величины (разница в величине должна быть не менее 3 см). Подбирают по тождеству предметы раз­ного цвета («Дай такой же»). При этом взрослый называет цвет, а от детей не требует названий, но поощряет, если малыш проявляет инициативу.

На третьем году жизни пирамидки, башенки, матрешки собираются уже в усложненных вариантах. Обращается внимание на выполнение мелких и точ­ных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совме­стить рисунок на бочатах, матрешках и др. Если ребенок 2 лет собирает пира­мидку из трех последовательно уменьшающихся колец, к концу третьего года он может выполнить это задание с пирамидкой из 4—5 колец.

Главные задачи обучения детей третьего года жизни связаны уже не со спо­собами практического выполнения заданий по группировке, соотнесению, вы­бору. Занятия с объемными геометрическими фигурами (шары, кубики и пр.) усложняются за счет выполнения действий, требующих более тонкой диффе­ренциации. Дети 2—2, 5 лет при выборе отверстия ориентируются уже на два свойства одновременно: величину и форму предмета. Занятия с геометричес­кими фигурами-вкладышами также усложняются. В 2—2, 5 года дети могут со­ставлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей. Наряду с этим детям предлагают предметы-вкладыши, кубы, конусы, цилиндры. В 2, 5— 3 года они составляют башенки определенных цвета и формы по предложе­нию воспитателя.

В 2, 5—3 года дети могут собирать пирамиду, чередуя детали по цвету, форме, величине. Задания на чередование учат действовать в определенной системе, удерживая ее в памяти, совершая действия вначале по показу взрослого, а по­том по его словесной инструкции. Самостоятельное практическое экспери­ментирование с предметами способствует усилению детского интереса к дея­тельности с разными предметами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.