Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логика— наука о мышлении,ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна­ет окружающий его мир.






Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и разви­валась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалекти­ческую.

Значение логики: ее задача - научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и правильнее позна­вать окружающий мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отноше­ние к своим и чужим мыслям. Мыслить логично — это значит мыслить точно и последователь­но, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскры­вать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в работе юриста, требующей точности мышления, обо­снованности выводов.

  1. Формирование и основные этапы развития логики. Современная л. и основные сферы ее практ. применения.

I) Возникновение л. связано с именем Аристотеля (4 в. до н. э.). Арестотель формирует 3 основ. формально лог-их законов: 1) з-н Тождества.2) з-н Не противоречия. 3) з-н Исключенного третьего.

II) В ср.века в теор. лог. не было существ-х изменений, но при этом принципы формальной логики использовались как ср-во аргументации и приемы искусства.

III) В конце 16 в Френцис Беком: теор. индуктивной лог, индуктивная и дедуктивная лог-ки объединяются в ед обл знаний, и становятся обязательными эл-ом в сис-ме образ-я.

IV) 17 –18 в- развитие математических знаний и ср-ва математики (Г. Лейбниц), используются для анализа чел-го мышления. Появляется математическая или символическая логика, котор. в начале 20 в становится основой для появления кибернетики. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов, А.Н.Радищев, Н.Г.Чернышевский.

V) В начале 19 в Гегель разрабатывает сис диалектической логики. Формальная л. – философская наука о формах и законах правильного мышления.

Под современной л. имеется ввиду формальная л. - наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их лог-м формам.
Современная логика состоит из трех частей: логическая антропология (предпосылки, обусловленные человеческим фактором), логическая онтология (знание о мире), чистая логика (определение лог-го следования между высказываниями).

Сферы применения: наука, техника, информационные технологии.

  1. Познание – основные уровни и формы. Понятие логической формы мышления.

Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей. Это движение мысли от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более точному и полному. 2 уровня: 1. Чувственный.

Ощущение – отражение отдельных св-в предметов или явлений матер-го мира, воздействующего на органы чувств.

Восприятие – целостное отражение внешнего матер-го предмета, воздействующего на органы чувств. Представление – чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимается, но ктр ранее воспринимался (творческое и воспроизводящее).

2. Рациональный.

Понятие – форма мышл. в ктр отражаются существенные признаки класса однородных предметов.

Суждение – форма мышл. в ктр что либо утверждается или отрицается о предметах, их св-вах.

Умозаключение – форма мышл. непосредственно из одного или нескольких суждений, называющимися посылками.

Мышление отражает действительность в определенных логических формах: 1) предметно-действенное - отражает действительность в обобщенных обра­зах, абстрагируетсяот единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, суще­ственное; 2) наглядно-образное - процесс опосредствованного отражения дей­ствительности. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике; 3) словесно-логическое - связано с языком, мысль может возникнуть и существовать только на базе языкового материала.

  1. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Основные функции языка.

Мышление - это процесс активного опосредованного отражения действительности в обобщённых образах, неразрывно связанный с языком.

Язык – средство повседневного общения людей. Язык является знаково – информационной сис-мой, продуктом духовной деятельности чел-ка.

Виды языков: Естественный – исторически сложившийся в обществе, сначала в звуковую, а в затем в граф. инфо-ую знаковую сис. Св-во языка – замкнутость.

Искусственный – вспомогательная знаковая сис возникшая на основе естественного языка для более точной и экономной передачи инф. (языки математики, символической лог, физики, информатики, эсперанто? и тд)

Функции языка: передавать и получать накопленные знания, практические умения, жизненный опыт, осуществляет процесс обучения и воспитания.

  1. Язык логики. Основные понятия.

Язык л. – - специально создаваемый современной л. для своих целей язык, способный следовать за логической формой рассуждения и воспроизводить ее даже в ущерб краткости и легкости общения. Я. л. является языком формализованным.

Структура языка л.

I) Имя - слово как словосочетание, обозначающий к.л. предмет, а также св-ва и отношения действительности. Имена бывают единичные и общие. Имя имеет 2 хар-ки: Денотат – значение имени. Концепт – смысл имени или способ, при помощи ктр мы назыв какой либо предмет.

II) Предикторы – выражения, отряжающие св –ва языка. В зависимости от того к какому числу имен относятся, бывают либо одноместные, либо многом.

III) Функциональные знаки

Алфавит формальной логики

1.Единые имена, логическая константа

2.Общие имена логические переменные

3.Предикторы.

IV) Предложения – высказывания, утверждающие или отрицающие существование предмета их св-в и отношений.

V) Кванторы – логич. операция, дающая количеств-ю хар-ку области предметов, к которой относится выражение, получаемое в результате её применения

VI) Лог союзы: конъюнкция (соед. «и»); дизъюнкция(«или») строгая и слабая; импликация (следование) «если», «то».

VII) Отрицание «не» (инверсия)

  1. Семиотика как наука и ее основные понятия: знак и значение, объектный язык и метаязык, синтаксис, семантика и прагматика.

Семиотика - наука, исследующая свойствазнаковизнаковых систем(естественных иискусственных языков), изучает характерные особенности отношения «знак — означаемое».

Знак, основное понятие семиотики, материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Значение, информация, передаваемая знаком в процессе коммуникации

Объектный язык -язык, выражения которого относятся к некоторой области объектов, их свойств и отношений. Напр. язык арифметики говорит о числах и т.д.; язык химии - о химических веществах и реакциях и т. д.

Метаязык - язык, средствами которого описываются и исследуются свойства некоторого другого, предметного (объективного) языка.

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:

1. синтактика изучает структуру языка.

2. семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому;

3. прагматика - анализирует функции языка.

  1. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия.

Поняие -форма мышления, отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Одна из основных форм науч. познания

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Объемом понятия называ­ется множество предметов, которое мыслится в понятии. Напр.Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные при­знаки.

  1. Отношения между понятиями и их изображение на схемах.

Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие их сравнивать др. с др.

Несравнимыми наз-ся понятия, не имеющие общих при­знаков, поэтому и сравнивать их невозможно.

Совместимые понятия -понятия, объемы которых полностью или частично совпадают.

Три вида отношений совместимости: 1) равнообъемность, 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация).

Несовместимые понятия - понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объ­емов.

Три вида отношений несовместимости: 1) соподчине­ние, 2) противоположность, 3) про­тиворечие.

Схема: Круги Эйлера






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.