Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель ценового лидерства






Модели теории игр возникли на основе допущения, что с точки зрения участников, олигополистическое ценообразование обладает всеми чертами состязания или игры. Согласно указанным моделям, фирмыэто игроки. Каждый стремится выиграть, выбирая стратегию, которая обеспечивает максимизацию прибыли. Каждый признает, что его прибыль непосредственно зависит от стратегии конкурентов. Логика такого соперничества является предметом теории игр. Новейшие модели олигополии создаются с использованием инструментария теории игр.

Рис. 30 помогает понять, почему сговор является трудным делом. Две фирмы являются единственными продавцами на рынке. Каждый может установить высокую ($5) или низкую ($3) цену. Если обе фирмы назначат одинаковые цены, то их прибыли также будут одинаковы (по $10 млн при цене $3 за штуку и по $15 млн при цене $5). Таким образом, в данной ситуации имеется и побудительный мотив к сговору, и стремление к обману соперника. Если одна из фирм установит низкую цену, а другая - высокую, то их прибыли будут сильно различаться: фирма, назначившая низкую цену, получает $18 млн, а фирма, назначившая высокую цену, — $6 млн.

Фирма 2 Назначает $3 Назначает $5
Фирма 1
Назначает $3 10 млн. 6 млн.
10 млн. 18 млн.
Назначает $5 18 млн. 15 млн.
6 млн. 15 млн.

Рис. 30. Дилеммаолигополистов

Если фирмы могут действовать сообща, то ясно, что они обе назначат высокую цену. Если же каждая фирма действует независимо, стремясь максимизировать только свою собственную прибыль, то каждая установит цену более низкую, вне зависимости от того, что будет делать, по ее мнению, другая фирма. У каждой фирмы есть желание сбить цены конкурентам, зная, что конкуренты стремятся к тому же. Каково бы ни было желание сотрудничать, каждая фирма беспокоится (и не без оснований), что если она будет конкурировать пассивно, ее соперник может действовать агрессивно, захватывая львиную долю на рынке.

В итоге молчаливый сговор недолговечен. Здесь изначально заложено недоверие друг к другу, и поэтому в любой момент может начаться олигополистическая война. Анализируемая базовая ситуация часто называется " дилеммой заключенных" и иллюстрируется проблемой, стоящей перед двумя содержащимися в отдельных камерах ворами, которые могут или сознаться, или не сознаться в краже, которую они совершили вместе. Когда каждый преследует исключительно собственные интересы, совместные действия заключенных приводят к наихудшему для обоих результату.

2. Рассматривавшиеся до сих пор модели относились к конкуренции среди примерно равных участников. В то же время крупнейшие фирмы отрасли могут во много раз превосходить по размерам своих мелких конкурентов. В некоторых отраслях единственная фирма или совместно действующая группа фирм удерживает доминирующее положение.

Ценообразование за лидером разновидность ценообразования на олигополистическом рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающим максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители.

Модель лидерства в ценах называют еще частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, основанную на ее предельном доходе и предельных издержках. Прочие фирмы принимают эту цену как данную (рис. 31).

Рис. 31. Лидерство в установлении цен

Доминирующая на рынке фирма оценивает, сколько товара продадут при каждой возможной цене прочие фирмы, и вычитает этот объем из оценки общего спроса на рынке (D). Таким образом, она определяет спрос на свой товар (DL). Затем она вычисляет предельный доход для этого спроса (MRL) и производит количество товара qL, позволяющее ей максимизировать прибыль (MRL = MCL). Остальные фирмы (" последователи") произведут при цене PL, установленной лидером, qF единиц продукции, а совокупное предложение " лидера" и " последователей" равно qD = qF + qL.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.