Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактические основы дистанционного обучения






Возможности дистанционного обучения. Все больше школ ceгодня активно работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным |ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных проектах, курсах, олимпиадах.

Развитие системы дистанционного (дистантного) обучения обусловлено целым рядом его преимуществ и возможностей. Это прежде всего более гибкие условия образования для детей, которые не смогли или не могут осуществить его обычным путем из-за удаленности от квалифицированных учебных заведений, физических недостатков, индивидуальных особенностей и потребностей.

Интернет – всемирная компьютерная «сеть сетей» соединенных между собой. Интернет представляет собой услуги передачи файлов, удаленного доступа к электронным ресурсам, электронной почты и др.

Дистантное обучение способно удовлетворить дополнительные образовательные потребности учеников. Талантливый ученик сельской школы может, например, одновременно учиться дистантно у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке страны и мира, не покидая своего места жительства. С помощью электронных сетей ученик из любого города, поселка или деревни имеет доступ к мировым культурным и научным сокровищам, может учить­ся в престижных университетах мира.

Предполагается, что по мере развития информационных технологий человек будет отводить до 40% своего общего учебного времени на дистанционные формы образования, со­четая их с очными занятиями (40%) и самообразованием (20%).

Дистанционное обучение имеет следующие преимущества перед очным:

♦ оперативные (преодоление барьеров в пространстве и времени, получение актуальной «свежей» информации, быстрая обратная связь);

♦ информационные (возрастает доступность образовательных массивов, которые находятся на специализированных серверах, поставляются потребителю с по­мощью интерактивных веб-каналов, публикуются в телеконференциях, спис­ках рассылки и других средствах сети Интернет);

♦ коммуникационные (увеличивается число потенциальных участников обуче­ния — школьников, педагогов, специалистов, которые оперативно взаимодей­ствуют друг с другом с помощью электронных сетей; снимаются территориаль­ные ограничения для проведения Интернет-уроков, проектов, олимпиад);

♦ педагогические (в силу специфики дистанционных телекоммуникаций обуче­ние становится более мотивированным, интерактивным, технологичным и индивидуализированным; упрощается публикация ученических работ в сети, их экспертиза и оценка);

♦ психологические (создание более комфортных по сравнению с традиционны­ми эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, сня­тие психологических барьеров и проблем, устранение погрешностей устного общения);

♦ экономические (общие затраты на обучение уменьшаются примерно на 40% из-за экономии транспортных расходов, затрат на аренду или содержание помеще­ний, сокращение «бумажного» делопроизводства и тиражирования пособий);

Интернет – технологии – информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги. На основе которых происходит деятельность в сети или с помощью сети Интернета.

♦ эргономические (дистантные ученики и педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и тем­пу, выбирать и использовать для занятий наиболее подходящую технику и компьютерное оборудование).

Дистанционное обучение позволяет учебным заведениям увеличить количество учащихся. Если у школы не слишком много учеников, но есть высококвалифицированные педаго­ги и у них остается свободное время, они могут обучать тех, кто физически не посещает учебное заведение по тем или иным причинам. В условиях существенного сокращения в будущем числа школьников для талантливых учителей это еще и дополнительный доход (по прогнозам специалистов, из-за демографического спада к 2010 году вместо 21 млн школьников, имеющихся на сегодняшний день, в России будет только 13 млн учеников).

Школа может приглашать для работы педагогов из других регионов. Например, шко­ла в Перми может доверить обучение детей французскому языку учителю, который живет во Франции, а французских детей русскому языку мог бы обучать учитель из России.

Всем учителям необходимы курсы повышения квалификации. Но на их посеще­ние обычно тратится очень много времени и средств. С помощью Интернета можно повышать квалификацию регулярно без отрыва от основной работы, используя для этого преимущества дистанционных телекоммуникаций.

Понятие «дистанционное обучение». Данное понятие — одно из развивающихся по­нятий современной дидактики. Термин «дистанционное обучение» иногда употреб­ляется для обозначения форм обучения, которые существовали задолго до появления компьютеров. Заочное, корреспондентское, домашнее обучение, экстернат — эти типы обучения претендуют на название «дистанционное», поскольку обозначают обучение на расстоянии, дистанции.

Среди толкований смысла дистанционного обучения следует выделить два суще­ственно различающихся с дидактической точки зрения подхода.

Первый достаточно распространенный сегодня подход понимает под дистанци­онным обучением обмен информацией между педагогом и учеником (группой уче­ников) с помощью электронных сетей или иных средств телекоммуникаций. Уча­щемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Результаты его самостоятельной работы высы­лаются затем обратно педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Под знаниями понимается транслируемая информация, а личный опыт учащихся и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется.

Электронная почта (e-mail) – служба из сети Интернет, позволяющая обмениваться документы в электронном виде. Адресаты имеют почтовые ящики с адресом типа info@eidos.ru, на которые приходят сообщения.

Второй подход принципиально отличается от предыдущего. Доминантой дистан­ционного обучения выступает личностная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекомму­никаций. Этот подход предполагает интеграцию информаци­онных и педагогических технологий, обеспечивающих интерак­тивность взаимодействия субъектов образования и продук­тивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных учеников и педагога «вир­туальные доски» с графикой и т. п.), а также асинхронно (телсконфсрснции на основе электронной почты). Параллельно с созданием учениками образовательных продуктов происходят их внутренние образовательные приращения. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования — основные черты дистанционного обучения данного типа.

Отличительные признаки дистанционного обучения:

а) физическое разделение преподавателя и некоторых или всех учащихся по край­ней мере на большую часть учебного процесса;

б) использование образовательных мультимедийных средств и электронных ре­сурсов как удаленных, так и находящихся в непосредственном окружении уча­щихся;

в) обеспечение телекоммуникаций между педагогами и учащимися, а также меж­ду самими учениками;

г) продуктивный характер образовательного процесса, то есть получение в каче­стве результата образовательной продукции, отличающейся от той, которая ис­пользуется в качестве электронной образовательной среды.

 

Итак, дистанционное обучение нельзя сводить только лишь к усовершенствован-нию заочного обучения, когда обычная почта заменяется на электронную, либо к про­стому переносу информационных технологий в сферу образования.

Чат (chat в пер. с англ. «болтовня») – переписка двух или более пользователей Интренета в режиме реального времени, то есть одновременно на одном и том же «текстовом полотне», расположеном на веб - сервере

Дистанционное обучение — это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями). Современное дистанционное обучение осуществляется в ос­новном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.

Понятие «дистанционное обучение» повлекло за собой не­обходимость включения в современную педагогику и дидактику таких понятий, как «дистанционное образование», «Ин­тернет-образование», «виртуальное обучение». Изменение традиционной модели взаимодействия «учитель - учащийся» привело к тому, что появились очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, нуждающимися в соответствующих условиях реализации — «ди­станционный учитель», «дистанционный ученик», «локальный координатор», «модератор» и др. Появилась необходимость введения особого типа дидактики — дистан­ционной, со специфическим понятийным аппаратом.

Интернет-образование. Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интернета, может быть:

 

1) полностью дистантным с использованием электронной почты, чат-взаимодей­ствия, видеосвязи;

2) очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количе­ством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом;

3) дополнять очную форму по отдельным параметрам, например, педагог прово­дит занятия с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет, видеолекции с образовательных сайтов и другие Интернет-ресурсы.

Блок самоопределения
Понятие «Дистанционное обучение»  
Проведите анализ двух подходов к смыслу дистанционного обучения и предложите свой вариант в третьем столбце.
Информационный Продуктивный Моя позиция
Смысл дистанционного обучения — обмен качественной информацией с помощью информационных технологий Смысл дистанционного обучения — создание собственной продукции с помощью информационных тех­нологий  
Знания — транслируемая информа­ция Знания — результат продуктивной деятельности  
Ученик — получатель информации Ученик — созидатель новой инфор­мации  
Нет необходимости в учителе Учитель — партнер, организатор среды и процесса  
Учебники и методики очного обуче­ния переносятся в дистанционное обучение Разрабатываются новые методики и учебники, интегрированные с информационными технологиями  
Использование западного опыта работы с информационными технологиями Разработка дистанционной педаго­гики, опирающейся на отечествен­ную философию  

 

Третий вариант обучения в большей мере относится к Интернет-образованию.

Понятие «Интернет-образование» появилось для обозначения специфики образо­вания, осуществляемого с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет. По отношению к понятию «дистанционное образование» оно является ви­довым отличием, более строго регламентирующим технико-технологическую специ­фику обучения — использование сети Интернет (например, дистанционно можно обу­чаться не только через Интернет, но и с помощью локальных сетей, видеосвязи и т. п.)

Интернет-образование может происходить без удаленности учителя и учеников друг от друга, обеспечивая лишь их доступ в сеть Интернет, например из компьютери­зированного класса. То есть Интернет используется в данном случае в качестве сред­ства обучения. Данный фактор делает доступным реализацию Интернет-образования как части очного общеобразовательного процесса. Методика организации таких заня­тий более проста по сравнению с дистанционным обучением, когда учитель и ученики удалены друг от друга, и требуются особые формы и методы их коммуникации.

Использование Интернет-технологий и ресурсов в школьном образовании имеет ряд полезных возможностей: использование на уроках удаленных ресурсов, проведе­ние «виртуальных путешествий», Интернет-практикумов, экскурсий. Интернет-обра­зование предоставляет гибкие условия для образования детей одаренных, «трудных», особенно, если используются различные формы дистанционной работы с ними.

Виртуальное образование. Понятие виртуальности применяется в психологии, фи­зике, биотехнологии, искусствоведении, эргономике, индустрии развлечений и др. В психологии используются термины «виртуальный образ», «виртуальный объект». Например, виртуальным объектом считается объединение человека и машины. Функции этого виртуального объекта не сводятся ни к функциям человека, ни к функциям машины, а сам такой виртуальный объект воз­можен только при взаимодействии реальных объектов — че­ловека и машины.

В компьютерной технике применяется так называемая виртуальная память — кажущаяся память ЭВМ, которой не соответствует ни один физический носитель памяти. Вирту­альная память существует только в результате функциональ­ных отношений между элементами компьютера. С помощью программных средств, обеспечивающих создание виртуальной памяти, можно пользо­ваться гораздо большим объемом информации, чем тот, который позволяют вместить реальные физические носители. Кроме того, практически все современные компьютеры оснащаются специальной виртуальной машиной.

WWW – сокращенние от WorldWideWeb – Всемирная паутина иои просто Web – паутина, одно из самых популярных приложений сети Интернет. Построена по принципу множества страниц, связанных между собой перекрестными ссыслками (гиперссылками).

Наибольшую популярность сегодня прибрел термин «вир­туальная реальность» по отношению к компьютерному моде­лированию. В данном случае человек взаимодействует с искусственной трехмерной визуальной или другой сенсорной средой, производя в ней виртуальные действия. Для этого он использует диалоговые устройства — виртуальный шлем, перчатки или целый костюм. С их помощью человек погружается в генерируемую машиной среду, в которой он может совершать определенные действия: переходить в другие комнаты, управлять объектами, которые он видит в виртуальной среде, испытывать различные ощущения от изменяющихся точек визуализации или вызываемых им виртуальных событий.

Виртуальный (от лат.virtualis) – возможный; такой, который может появиться при определенных условиях.

В учебных целях виртуальные технологии начали применяться еще в 1960-х годах, когда с помощью специальных тренажеров пилоты осваивали способы управления самолетом. С 80-х годов в США стали создаваться принципиально новые системы диалогового управления машинно-генерируемыми образами прежде всего для реше­ния задач подготовки военного персонала. Сегодня речь идет о создании виртуальной педагогики и психологии, определяющих специфику образовательной деятельности учеников и педагогов с помощью мультимедийных, телекоммуникационных и других электронных средств обучения и технологий.

Психологами определены следующие свойства виртуальной реальности: порож­денное, актуальность, автономность, интерактивность1. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. Поэтому ее называют искусственной, сотворенной, порожденной. Виртуальная реальность существует актуально только «здесь и теперь», пока активна порождающая ее реальность. В ней свое время, пространство и законы существования. Для че­ловека, в ней находящегося, нет внеположного прошлого и будущего. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей ее.

Для виртуального образовательного процесса присущи следующие признаки:

а) предварительная неопределенность данного процесса для субъектов взаимодействия;

б) уникальность для каждого рода взаимодействия субъектов, в том числе и с реальными образовательными объектами;

в) существование только на протяжении самого взаимодействия.

Дискуссия. В какой мере удаленный в пронстранстве преподаватель, общающийся с учениками через сеть, может заменить напосредственное живое общение и взаимодействие ученика и учителя?

Таким образом, причиной виртуальных образовательных процессов следует счи­тать взаимодействие реальных объектов. В случае если один или несколько взаимо­действующих объектов выступают в роли субъектов деятельностного взаимодействия (например, в роли ученика, учителя), то это взаимодействие становится источником их виртуального состояния, отличающегося от состояния этих же субъектов до дан­ного взаимодействия. Изменения и приращения внутренних качеств реальных субъектов, возникающие в результате их виртуального состояния, характеризуют про­цесс и результат происходящего образования как образовывание самих субъектов.

Под виртуальным образованием понимается процесс и ре­зультат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образователь­ного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты.

Существование виртуального образовательного простран­ства вне коммуникации учителей и учеников невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда созда­ется только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не техническими средствами или различными по­собиями, в том числе и учебниками. Заметим, что традиционное понимание образо­вания как передачи ученику некоторого объема учебного материала, обходится без учета взаимодействия конкретных личностей и устанавливается достаточно объект­но в виде заданных для реализации учебных стандартов, планов, программ и т. п.

Педагогику, соответствующую виртуальному образованию, в значительной степе­ни следует считать ситуативной, поскольку особенности ее применения определяют­ся всякий раз конкретными условиями обучения и той образовательной ситуацией, которая существует только в данном пространстве, в данное время, между данными субъектами и объектами образования.

Виртуальное образование тесно связано с дистанционным обучением, но не сво­дится только к нему. Оно может происходить (и происходит) в обычном очном взаи­модействии учителей, учеников и изучаемых объектов. Дистанционные учебные тех­нологии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив взаимную доступность удаленных друг от друга учеников, педагогов, специалистов, а также ин­формационных массивов. Основная цель виртуального образования, как и образования человека вообще, — это выявление и достижение человеком своего предназначе­ния в реальном мире, включая его виртуальную составляющую.

Принципы дистанционного обучения. Опыт использования Интернет-ресурсов в обучении выявил проблему информационного перенасыщения и дезориентации школьника, который не подготовлен к продуктивной деятельности. Ученик, входящий в океан Интернет-информации, должен уметь не только усваивать, но и создавать соб­ственную образовательную продукцию. Креативная позиция ученика, предупрежда­ющая «впитывание» им экологически неотфильтрованной информации, — необходи- I мое условие личностно-ориентированного дистанционного образования. С целью ре­ализации данной направленности в дистанционном обучении определены следующие педагогические принципы.

1. Продуктивная ориентация обучения. Главная цель Интернет-занятий — созда­ние учащимися собственных творческих продуктов в изучаемых с помощью сети об­разовательных областях, использование ими информационных и веб-технологий для демонстрации и обсуждения достигнутых результатов.

Если изначально ясно, какого рода, в какой форме и за какой срок учащиеся создадут новый для них результат, то этот предвосхищаемый результат и является целью, определяющей специфику всего дистанционного учебного процесса.

В качестве образовательной продукции для дистантных учеников могут выступать их способы решения учебных проблем, сконструированные графические образы, обнаруженная в сети Интернет и систематизированная определенным образом информация, телекоммуникативные дискуссии или дистантное сотрудничество по общей теме со сверстниками из других школ и городов, результаты участия в совместных дистанционных образовательных проектах, виртуальных экскурсиях, естественнонаучных, экономических, социологических и иных исследованиях, выполняемых как с помощью сетей, так и в традиционной форме.

Возможность демонстрации учениками продуктов своей образовательной деятель­ности увеличивает число потенциальных веб-зрителей, что создает широкие возмож­ности для обсуждения, развития и экспертной оценки творческих достижений дистан­тных учащихся. Видя свою работу опубликованной в сети, ученик заявляет собствен­ную позицию в данной образовательной области, становится автором научного, художественного или иного произведения.

2. Индивидуализация дистанционного обучения. Организация проектов, олимпиад и других форм дистанционного обучения происходит с опорой на индивидуальные особенности, уровень подготовленности и мотивацию субъектов деятельности.

Система контроля внешних образовательных продуктов учащихся позволяет адек­ватно выполнить диагностику их личностного образовательного приращения. Этот принцип предполагает, что для оценки результатов дистанционного обучения ученик должен выполнить как минимум два образовательных продукта на одну тему, напри­мер в начале и в конце изучения темы. Так, во время многодневного дистанционного проекта «Мой виртуальный дом» (www.eidos.ru/project/virt-hom2/index.htm) учени­кам вначале предлагается составить и описать эскиз своего жилища. После несколь­ких занятий с использованием эвристических методов, ученики готовят второй вари­ант работы. Количественно-качественная диагностика отличий двух внешних результатов позволяет установить степень личностного образовательного приращения каж­дого участника обучения.

3. Открытость содержания образования и учебного процесса. Взаимодействие с образовательными массивами и удаленными учениками развивает у учащихся уни­версальные умения дистанционной деятельности, которые не формируются в тради­ционном обучении, но являются условием жизни в современном обществе.

Традиционной общепринятой схемой обучения является следующая: учитель объясняет новый материал — ученик закрепляет его по учебнику — ученик воспроиз­водит полученную информацию. В данном случае происходит направленность на за­фиксированный образец — учебник, наглядное пособие. Увеличение объема доступ­ных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, мировых культурных и научных сокровищ требует иного, чем в очном обучении, под­хода к проблеме конструирования содержания образования. Содержание образования играет роль среды для организации деятельности учащихся.

В открытом образовательном пространстве учащийся выстраивает индивидуаль­ную образовательную траекторию. Формы подбора и структурирования содержания дистанционного образования позволяют использовать данные, у которых нет едино­го информационного источника, что значительно расширяет потенциальную образо­вательную среду. Например, применение в качестве учебных пособий «веб-квестов» -тематически подобранных гипертекстовых материалов со ссылками на локальные или глобальные ресурсы — позволяет ученикам максимально индивидуализировать обра­зовательную траекторию своего обучения.

4. Приоритет деятелъностного содержания перед информационным. Традицион­ное содержание образования концентрируется в единообразных источниках — учеб­никах и пособиях, основное назначение которых — трансляция ученикам отобран­ного содержания. Возрастание объема образовательных Интернет-ресурсов, воз­можность быстрого доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества меняют привычную роль содержания образования. Значительный объем, открытость и доступность информации в сети Интернет не требуют от уча­щегося ее полного усвоения и репродукции. Акцент в данном случае переносится на деятельность ученика, на технологию, с помощью которой он создает планируемую образовательную продукцию.

Дистанционное обучение позволяет использовать телекоммуникационные мето­ды конструирования знаний, при которых нет единого для всех информационного источника, и направленность обучения относится не к материалу, а к самой деятель­ности, осуществляемой учениками с помощью методов дистанционного творчества. К таким методам относятся: методы участия в дистанционных конференциях, дистан­ционный «мозговой штурм», способы создания интерактивных веб-страниц, сетевых творческих работ, методы работы с поисковыми программами, сопоставительный ана­лиз информации в WWW, методы дистантных исследовательских работ, коллектив­ных образовательных проектов.

5. Интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий. Цели, содержа­ние, формы и методы обучения должны соответствовать особенностям технических, программных и технологических компьютерных средств (электронная почта, Всемир­ная паутина, чат, веб-форумы, видеоконференции, ICQ и др.). Необходима алгоритмизация дистанционной деятельности, ее интеграция с организационно-управленческой образовательной деятельностью. Система организации дистанционного взаимодей­ствия удаленных друг от друга субъектов обучения направлена на создание благопри­ятных условий их продуктивной деятельности, решение проблем взаимопонимания, поэтапного развития необходимых навыков коммуникации, адекватную оценку резуль­татов обучения.

Веб – форум – форма взаимодействия (переписки) пользователей «Всемирной паутины». Записи вводятся и сохраняются непосредственно на веб- сайте, где расположена соотвествующая программа.

Каждая форма дистанционных телекоммуникаций имеет специфику, накладываю­щую ограничения на образовательный процесс. И, наоборот, необходимость применения тех или иных образовательных технологии требует поиска адек­ватных им телекоммуникационных средств и информационных технологий. Например, для индивидуальных занятий интенсив­ность взаимодействия тьютора и учащегося не так важна, поэто­му для обеспечения занятий достаточно возможностей элект­ронной почты. Для дистанционных занятий в группе, где коли­чество и качество образовательных взаимодействий определяет эффективность всего обучения, более приемлемым оказывается режим телеконференций,

6. Принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся. Для каждого ученика устанавливаются соотноше­ния между его сетевой и очной учебной деятельностью, поддерживаемой как очными, гаки удаленными педагогами. Дистанционное обучение не предполагает 100-процент­ного пребывания ученика за компьютером. Так, в дистанционном курсе естествозна-шя младшие школьники вначале изучают живых моллюсков у себя в аквариумах, юменнваются результатами наблюдений и лишь затем отыскивают в сети Интернет и систематизируют информацию о моллюсках.

Дискуссия. Для всех ли учащихся применимо дистанционное обучение? Все ли учебные курсы можно изучать с помощью Интернета? Каковы границы применимости дистанционного обучения?

7. Деятельностпые критерии оценки. Существующая система очного школьного образования приводит к тому, что лидерами посещаемости среди образовательных сайтов являются всевозможные коллекции рефератов и готовых контрольных работ, а не «коллекции образовательных инструментов», где содержались бы наборы способов познания, методов обучения, необходимых для осуществ­ления реального образования. Использование учащимися чу­жих готовых рефератов определяется несовершенством кон­трольных требований традиционной системы образования, в которой проверяется отчужденный от учащегося продукт, а не его собственные образовательные изменения. Проверке должны подлежать не информационные, а деятельностные результаты обучения. Очный зачет или дистан­тный экзамен для учащихся строится тогда на рефлексивных вопросах и заданиях типа: «Опишите способы достижения полученных вами резуль­татов». Подобная система контроля оценивает не столько материализованный про­дукт учащегося, например реферат, который может быть взят из «коллекции рефера­тов», а личную деятельность ученика, характеризующую его внутренние образова­тельные приращения.

Дистанционные курсы, проекты и другое формы обучения, разрабатываемые на ос­нове перечисленных выше принципов, направлены на творческую самореализацию дистантных учащихся, на выработку индивидуальных траекторий их обучения в каж­дой из образовательных областей, на формирование у них пространственного миро­воззрения.

Типы дистанционного обучения. Анализ особенностей дистанционного обучения и его прогноз на ближайшее будущее позволяют выделить по крайней мере пять типов дистанционного обучения, отличающихся между собой по степени дистанционности, индивидуализации и продуктивности:

1-й тип: «Школа — Интернет». Дистанционное обучение решает задачи очно­го обучения. Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим оч­ным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях.

Основной учебный процесс происходит в очной школе. Используется доступ в Интернет, его информационные и телекоммуникационные возможности. Коммуни­кации с удаленными учениками и педагогами носят эпизодический характер. Сеть расширяет возможность доступа к массивам информации. Главную роль в данном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на котором размещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы из сети. Критерии оценки результатов дистанционного обучения данного типа практически не отличаются от тех, которые используются при очном обучении.

2-й тип: «Школа — Интернет — Школа». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах.

Обучение происходит в форме дистанционных образовательных проектов. Орга­низаторами проектов выступают школы или центры дистанционного обучения, вузы, учреждения дополнительного образования.

Данный тип образования — дополнительный к базовому, но иногда проекты позво­ляют изучить отдельные темы и разделы основных учебных дисциплин, что является скорее исключением, чем правилом.

Коммуникации с удаленными учениками и педагогами носят организованный, но не систематический характер. Более успешно, чем в первом типе обучения, формируются навыки работы учеников и педагогов с открытыми образовательными системами, но в основном за счет перегрузки очного учебного процесса, поскольку его объем и крите­рии оценки результатов обучения детей очной шкодой, как правило, не меняются.

Усиливается продуктивность образования, поскольку результатом дистанционно­го проекта является создание его участниками определенной продукции — текстов, ри­сунков, исследований, творческих работ.

Для дистанционного обучения данного типа достаточно наличия электронной почты. Другие Интернет-технологии расширяют возможности участников дистан­ционных проектов, но не меняют сущности данного типа обучения как дополнитель­ного к очному. Центр тяжести обучения сохраняется за очным общеобразовательным процессом, коллективные и групповые формы занятий преобладают над инди­видуальными.

3-й тип: «Ученик — Интернет — Учитель». Дистанционное обучение частично заменяет очное обучение. Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кро­ме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них учитель. Занятия проводятся с помощью электронной почты, чата, веб-ресур­сов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т. п. Формы занятий — дистанционные курсы, семи­нары, консультации. Продуктивность обучения зависит от педагогической пози­ции учителя и используемых программ.

Количество и качество дистанционных коммуникаций учеников и удаленных пе­дагогов увеличиваются. Роль очного учителя выполняет местный локальный коорди­натор — родитель или учитель, который берет на себя часть организации учебного процесса, выполняя предписания удаленного педагога.

Дистанционное обучение данного типа становится не только дополнительным к очному, но и частично заменяет его. В некоторых случаях (например, в очной школе нет необходимого педагога) удаленный педагог полностью ведет занятия по отдельным предметам, которые входят в базовый компонент школьного образования. Такие программы, как NetMeeting, CU-SeeMe, iVisit, позволяют обеспечить видео и аудио-связь, что приближает дистанционные формы обучения к очным. Результаты дистанционного обучения школа вносит в итоговую аттестацию детей.

Квалифицированные дистанционные учителя ведут занятия как с учениками своей школы, так и с удаленными от них учащимися из других школ и городов, то есть учебный класс состоит как из очных, так и дистантных учеников. Подобные формы использования телекоммуникационных технологий особенно востребованы сельской школой, где ощущается недостаток квалфицированных кадров. Проблемой является отсутствие достаточного числа прецедентов работы в школах удаленных учителей и неразработанная нормативно-правовая база.

4-й тип: «Ученик — Интернет — Центр». Дистанционное обучение сопостави­мо с очным обучением. Дистанционное обучение выступает в данном случае сред­ством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных техноло­гий — усилить личностную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в формах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки. Не всегда очная школа готова предложить своим ученикам такие возможности. И тогда ученики (один или несколько), необязательно из одной очной школы, обучаются в дистан­ционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия творчес­кого потенциала учеников и учета их индивидуальных особенностей. Дистанци­онное обучение выступает здесь в качестве основного или сопоставимого по объему с очным.

Меняется роль и место основных образовательных компонентов традиционного образования: целей, содержания, форм, критериев оценки обучения. Работа учеников в виртуальных классах происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования. Для организации дистанционного обучения такого типа требуется мощное оборудование, специально разработанные образовательные серве­ры, дорогое программное обеспечение типа ClassPoint, позволяющее осуществлять и администрировать образовательные процессы. Образование в данном случае проис­ходит в значительной степени дистанционное, индивидуализированное и творческое.

Вариант данного типа обучения — полностью дистанционное обучение, например детей, находящихся в больницах, колониях, имеющих индивидуальные особенности, из-за которых они не могут посещать школу. Данный тип обучения наиболее интенсивно развивается в вузах, особенно на платной основе. Для общеобразовательных школ, прак­тически не имеющих опыта заочного обучения, труднее принять модель 100-процент­ного базового дистанционного обучения. Развитие технологий данного типа обучения возможно при определенных условиях, например в рамках программ дистанционной помощи одаренным ученикам, больным детям, несовершеннолетним преступникам.

5-й тип: «Ученик — Интернет —...». Дистанционное обучение выполняет фун­кции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучает­ся не в одной очной или дистанционной школе, а одновременно в нескольких. Ком­плексная образовательная программа ученика составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в этом случае играет очное или дистан­ционное учебное заведение или родители ученика.

Дистанционное обучение данного типа следует назвать распределенным. Оно по­зволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете. Школа как форма предоставления образовательных услуг в этом случае максимально приближается к индивидуальным потребностям каждого ученика и трансформируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные програм­мы, связанные с образовательными ресурсами сети Интернет.

Персональный образовательный центр со специальным программным обеспечени­ем должен стать непременным атрибутом персонального компьютера, его разработ­ка — вопрос времени. Дополненный новейшим программным обеспечением, такой центр воплощает возможности, ранее считавшиеся фантастическими. Например, уже сегодня имеются программные разработки, позволяющие работать в одной виртуаль­ной комнате удаленным друг от друга людям. Такая работа является полноценным аналогом очных действий, то есть каждый человек дистанционно управляет своей вир­туальной моделью, которая может, например, подходить в виртуальной комнате к шкафу, брать из него предметы, ставить их на общий стол для совместных действий с присутствующими в комнате управляемыми моделями других людей.

Перечисленные пять типов дистанционного обучения не исключают других возмож­ных типов, а также их комбинаций. Соответственно типам дистанционного обучения устанавливаются цели, содержание, организационная структура, формы и методы обу­чения, система диагностики и оценки результатов, то есть строится дидактическая сис­тема. Выбираемый тип дистанционного обучения позволяет организаторам учебного процесса планировать соотношение между очным и дистанционным обучением (степеньдистанционности), индивидуальными и групповыми занятиями (степень индиви­дуализации), продуктивным и репродуктивным обучением (степень творчества).

 

Школьный телекоммуникационный центр. Организация дистанционного обучения в школах происходит на базе телекоммуникационных Интернет-центров, организую­щих и координирующих дистанционную деятельность учеников и педагогов.

Чтобы школьный телекоммуникационный центр оказывал реальное позитивное влияние на образовательный процесс, недостаточно решить технические, кадровые и организационно-правовые вопросы. Например, наличие компьютеров, программного обеспечения и специалистов составляет примерно 20% общих затрат и объема труда при организации телекоммуникационной образовательной деятельности. Главным же оказывается содержание и технология работы школьного телекоммуникационного центра, его научно-методическое сопровождение и организационно-педагогическое обеспечение.

Перечислим значимые с педагогической точки зрения направления деятельности школьного телекоммуникационного центра.

1. Разработка и постановка целей использования телекоммуникаций, учитываю­щих современные тенденции информатизации общества, общешкольную обра­зовательную программу и имеющиеся условия.

2. Организация практики использования образовательных Интернет-ресурсов в очном учебном процессе. Решение задач очного обучения с помощью информа­ционных и телекоммуникационных средств.

3. Разработка и развитие школьного образовательного сайта, отражающего внутри-школьную и внешкольную учебно-воспитательную деятельность. Внутришколь-ная деятельность обеспечивает коммуникации между учениками, их родителями, педагогами, администрацией, а также использование внутришкольных ин­формационных данных. Внешкольная деятельность имеет интерактивный характер и отражается на сайте в формах телекоммуникаций с внешним миром — гипертекстовых электронных изданиях, дистанционных мероприятиях, веб-квестах по учебным предметам и др.

4. Организация участия школьников в дистанционных проектах, олимпиадах, телеконференциях, проводимых в сети Интернет. Приобретение опыта проведения собственных инициативных мероприятий с привлечением удаленных школ.

5. Организация дистанционного повышения квалификации и переподготовки пе­дагогов школы как в отношении их очной педагогической работы, так и посте­пенного овладения телекоммуникационными средствами и технологиями. Уча­стие в дистанционных педагогических курсах, семинарах, научно-практических конференциях, дистанционных педсоветах и т. п.

Самостоятельно разрабатывать и решать перечисленные задачи под силу немногим школьным телекоммуникационным центрам. Поэтому необходима система науч­но-методической поддержки их деятельности. Эту поддержку могут оказывать специ­ализированные межрегиональные центры дистанционного образования, научно-исследовательские и административно-управленческие организации, а также предпри­ятия, занимающиеся разработкой и внедрением информационных технологий в сфе­ре образования. Данную функцию выполняет, например, Центр дистанционного об­разования «Эйдос» (www.eidos.ru; e-mail: eidos@mailru.com).

Эффективность вхождения школ в открытое образовательное пространство будет определяться наличием у них ясной и взвешенной педагогической позиции по отно­шению к новым технологиям и Интернет-ресурсам. Практическая реализации такой позиции зависит от научно обоснованной системы деятельности школьных телеком­муникационных центров и развития дидактики дистанционного обучения.

Резюме

Существуют два понимания смысла дистанционного обучения: 1) обмен информацией между педагогом и учеником; 2) личностная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Второй подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечива­ющих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учеб­ного процесса.

Дистанционное обучение — обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподавате­ли, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопро­вождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними измене­ниями (приращениями).

Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интернета может быть: 1) полностью дистантным с использованием электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи; 2) очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом; 3) дополнять очную форму по отдельным параметрам, например, педагог проводит за­нятия с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Ин­тернет (Интернет-образование).

Виртуальное образование — процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образователь­ного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты.

Принципы дистанционного обучения:

1. Продуктивная ориентация обучения.

2. Индивидуализация дистанционного обучения.

3. Открытость содержания образования и учебного процесса.

4. Приоритет деятельностного содержания перед информационным.

5. Интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий.

6. Принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельнос­ти учащихся.

7. Деятельностные критерии оценки.

Типы дистанционного обучения (отличаются по степени дистанционности, индивидуализации и продуктивности):

1-й тип: «Школа — Интернет». Дистанционное обучение решает задачи очного обучения.

2-й тип: «Школа — Интернет — Школа». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно.

3-й тип: «Ученик — Интернет — Учитель». Дистанционное обучение частично заменяет очное обучение.

4-й тип: «Ученик — Интернет — Центр». Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением.

5-й тип: «Ученик — Интернет —...». Дистанционное обучение выполняет функ­ции распределенного в пространстве и во времени образования. Школа трансфор­мируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнитель­ным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные программы, связан­ные с образовательными ресурсами сети Интернет.

Концентрированным выражением предстоящих в образовании изменений могут стать школьные телекоммуникационные Интернет-центры, организующие и коорди­нирующие дистанционную деятельность учеников и педагогов.

Вопросы и упражнения

1. Как и в чем меняются смысл и цели образования в связи с использованием Интернет-ресурсов и технологий?

2. Чем дистанционное обучение отличается от дистанционного образования? Ин­тернет-образование от виртуального образования? Существует ли в сети Ин­тернет своя педагогика?

3. Можно ли считать создание учениками веб-страниц дистанционным обучением?

4. Перечислите факторы, от которых зависит эффективность дистанционного обучения.

5. Как обеспечить личностную позицию и творческое самовыражение ученика при использовании ресурсов и технологий сети Интернет?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.