Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень развития личностных качеств учащихся






  Типы личностных качеств Уровень развития личностных качеств учеников, % от общего числа
    высокий средний низкий
    начало года конец года начало года конец года начало года конец года
1. Целеполагание            
2. Целеустремленность            
3. Инициативность            
4. Умение задавать вопросы            
5. Символотворчество            
6. Смысловое видение            
7. Разнонаучное видение            
8. Нормотворчество            
9. Рефлексия            
  Самооценка            

 

Диагностика и оценка творческой деятельности. Не всегда предъявляемый учени­ком результат является продуктом его творчества: одна и та же работа может быть творческой для одного ученика и нетворческой (репродуктивной) для другого. При­знание субъективности и относительности творчества ученика — руководящий прин­цип в планировании, диагностике и оценке его образовательных достижений.

Воплощение данного принципа предусматривает рефлексивный анализ учащими­ся своей деятельности, когда им предлагается, например, ответить на вопросы типа: почему я выбрал эту тему работы; что я понял и чему научился, как я ее выполнял; что явилось для меня новым; какие у меня возникали трудности, как я их преодолевал. Ответы ученика на подобные вопросы дают представление о степени его творческого участия. Одно лишь внешнее выражение результатов деятельности может не отражать адекватных внутренних изменений ученика.

Другим важным фактором «творческости» ученического образовательного про­дукта является его отличие от первично заданного учителем или имеющимся у учени­ка, Отличие продукта от стандарта может иметь как творческое, так и нетворческое проявление. Отличие творческого изменения стандартного образца от некачественно­го его исполнения изображено на примере написания учениками буквы «А» (рис. 7.1):

 

Рис. 7.1. Отличие творческого изменения стандартного образца от некачественного его исполнения

Объем личной творческой продукции в каждой работе ученика различен, что харак­теризуется понятием «степень творчества». Установление степени творчества — зада­ча, стоящая перед учителем, который после проведенной диагностики знает начальный уровень знаний, представлений, информации, которыми владеет ученик, и обнаружива­ет субъективную новизну созданного образовательного продукта ученика. При соответ­ствующем развитии рефлексивных качеств ученик может определить степень собствен­ного творчества по обнаруженной и осознанной разнице нового и известного ему ранее результата. Для оценки степени творчества ученической работы можно использовать следующую формулу: Р = PSN + PON + PR, где Р — образовательный продукт; PSN — субъективно новая часть образовательного продукта; PON — объективно новая часть об­разовательного продукта; PR — репродуктивная часть образовательного продукта.

На практике ученики не всегда проявляют творчество в том предмете, который они обозначают. Например, первоклассник придумал задачу-сказку и представил ее как математический продукт. Творческим элементом в его продукте является сказочный сюжет, сама же математическая конструкция задачи, алгоритм задания им условия, ученику были известны заранее. В этом случае творчество ученика относится к обла­сти словесного сочинительства на предмете математики, но не к самой математике.

Не всегда можно явно отнести детский образовательный продукт к какому-либо учеб­ному предмету. Например, выполненный учеником графический образ буквы не может быть однозначно отнесен ни к русскому языку, ни к рисованию, поскольку творчество ребенка выражается здесь в увиденном и обозначенном им метапредметном символе.

Область творчества, таким образом, не всегда совпадает с областью учебной дея­тельности ученика и конкретной учебной дисциплиной.

Новизна образовательного продукта ученика определяется как по отношению к его начальному уровню и возможностям, так и по отношению к другим учащимся, учителю, достижениям специалистов в данной области деятельности. Степень творчества образова­тельной продукции ученика отличается, если она состоит в постановке проблемы, извес­тной учителю или неизвестной ему; в известном решении известной проблемы; в неизве­стном решении известной проблемы; в неизвестном решении неизвестной проблемы. Ана­логично продукт ученика может быть: а) создан в заданном учителем направлении и с заранее известным результатом; б) создан в заданном направлении с неизвестным учени­ку и учителю результатом; в) новым по отношению к специалистам в данной области.

Описанные критерии различения образовательной продукции выступают педагоги­ческим инструментарием для диагностики развития и творческой самореализации уче­ников. Понятия «относительность творчества», «степень творчества», «область творче­ства» помогают выявлять творческие процессы и корректировать педагогические усло­вия для выстраивания образовательной траектории детей.

В ходе обучения происходит контроль и оценка текущей образовательной продук­ции учащихся. Приведем пример критериев оценки образовательных результатов по исследованию фундаментальных образовательных объектов. В качестве основных эле­ментов анализа ученических работ выбраны: целеполагание, планирование, видение фактов, экспериментальные способности, формулирование вопросов, отыскание вер­сий ответов, рефлексивные способности.

1. Формулирование учеником цели исследования (способность целеполагания):

репродуктивная цель — 1 балл;

познавательная цель — 2 балла;

исследовательская цель — 3 балла;

реалистичность цели, возможность ее проверки — дополнительно 1 балл;

ценность, значимость цели — дополнительно 1—2 балла;

емкость, полнота цели — дополнительно 1—2 балла.

 

2. Планирование деятельности (способность к самоорганизации):

нет плана — 0 баллов;

план простой из 2-3 пунктов — 2 балла;

план корректировался по ходу исследования без ухудшения результатов — 3 балла.

 

3. Отыскание фактов об объекте (способность видения объекта):

найдено и записано 0-3 факта — 0 баллов;

найдено и записано 4-7 фактов — 2 балла;

найдено и записано более 8 фактов — 3 балла.

Кроме того, за каждый оригинальный и необычный факт — по 1 баллу.


4. Опыты (способность осуществить эксперимент): выполнен 1 опыт с рисунком и фактом — 1 балл;

выполнено 2 опыта — 2 балла и т. д.

За каждый новый полученный в опыте факт — по 1 баллу.

5. Формулирование вопросов и проблем (способность задавать вопросы, видеть клю­чевые проблемы):

задано 1-3 вопроса — 1 балл;

задано 4-7 вопросов — 2 балла;

задано более 8 вопросов — 3 балла;

оригинальные вопросы — по 1 баллу дополнительно;

вопрос развивает цель исследования — 2 балла дополнительно;

в вопросе заключена емкая проблема или противоречие — 3 балла дополнительно.

6. Версии ответов, гипотезы (способность предсказания, моделирования резуль­тата):

предложена 1 версия — 1 балл и т. д.;

предложенная версия логична и непротиворечива — 2 балла;

новая обоснованная гипотеза — 3 балла.

7. Рефлексивные способности:

рефлексивные суждения относятся к реально осуществленной деятельности — 1 балл;

осознаны способы деятельности и полученные результаты — по 1 баллу за каждый способ и результат;

выводы соотнесены с поставленной целью исследования — 3 балла.

Для оценки уровня развития (проявления) каждой из проверяемых способностей считается, что 1-2 балла означают низкий уровень ее развития; 3-5 баллов — сред­ний; более 6 баллов — высокий.

Критериальные шкалы. Анализ и оценка образовательных результатов происходит по критериальным шкалам. Применение шкал обеспечивает сравнительный анализ обу­чения, проводимого в разных педагогических условиях (классах, предметах).

Критериальная шкала для анализа ученических творческих работ (каждый пара­метр оценивается в 10-балльной шкале):

1) степень творчества работы;

2) оригинальность работы;

3) новизна;

4) уровень профессионализма;

5) полезность и значимость работы для автора и для других людей;

6) трудоемкость работы;

7) качество оформления работы.

Критериальная шкала для анализа уровня развития личностных качеств ученика:

1) высокий уровень;

2) выше среднего;

3) средний;

4) ниже среднего;

5) низкий.

Критериальная шкала для анализа рефлексивных самооценок учащихся:

1) количество выделенных учеником личных и коллективных образовательных продуктов;

2) количество прямых и косвенных упоминаний об эвристических видах своей де­ятельности и качествах личности;

3) степень выражения личностных качеств ученика при составлении рефлексив­ной самооценки.

Критериальная шкала для анализа качественных характеристик, составленных учителями:

1) отражение изменений в количестве и качестве образовательных продуктов уче­ника;

2) отражение изменений в развитии способностей ученика;

3) характеристика уровня овладения образовательными стандартами;

4) оценка степени реализации творческого потенциала ученика.

 

Перечисленные шкалы служат ориентировочной основой диагностики и оценки образовательных процессов.

Предстоящий переход школы к единому выпускному экзамену предполагает из­менение планируемых результатов обучения школьников, в том числе и выражае­мых в виде совокупности их личностных качеств и образовательных достижений. Необходимо разработать требования к подготовке выпускников школы, то есть опи­сать в деятельностно-личностной форме необходимый минимум предметного со­держания образования и специальных учебных умений, которыми в обязательном порядке должны овладеть учащиеся. Под деятельностной формой здесь понима­ются указания на конкретные виды и способы деятельности, с помощью которых учащийся овладевает изучаемой учебной дисциплиной. Под личностной — указа­ние на то предметное содержание, которое является результатом образовательной деятельности каждого отдельного ученика и требует личностной индивидуализи­рованной оценки.

Личностный подход к образованию требует восстановить в правах субъективизм в оценке образовательных достижений ученика, повысить, а не понизить роль учителя в диагностике и оценке действительных образовательных приращений ученика. Не­обходимо найти эффективное сочетание между субъективной и объективной систе­мами оценивания.

Требования к результатам обучения опираются на внешнюю сторону деятельности школьников с предметным содержанием, которая прямо вытекает из особенностей эдой образовательной области. Контрольные образовательные нормативы предподают наличие творческой образовательной деятельности наряду с другими видами учебной деятельности. Уровень творческой самореализации школьника должен счи­таться общенациональным образовательным параметром, проверяемым и оценивае­мым наряду с другими образовательными стандартами.

Самооценка и оценка результатов обучения. В конце учебной недели, четверти, учеб­ного года ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию и самооценку своего труда, организуемого с учетом индивидуальных об­разовательных программ. Приведем пример алгоритма ученической рефлексии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.