Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параметры диагностики результатов деятельности школ






Параметры диагностики Вид продукции Формы и способы анализа
Обоснованность концепции, программ и планов работы школы, их целостность и системность Образовательная программа школы и другая документация Экспертная оценка, сравнительный анализ концепций разных школ
Эффективность админи­стративной системы организации образова­тельного процесса Система организации эвристического обучения. Расписание организации учебного процесса в течение года, четверти, недели, дня Анализ творческой продукции учеников, учителей, администраторов. Анализ целостности применения системы обучения
Система педагогической и родительской подготовки Документация и система организации деятельности учителей и родителей Анализ обеспеченности условий для достижения учениками творческих результатов
Степень соответствия доку­ментально выраженных норм реальным образо-вательным процессам Документация, ориентиро­ванная на творческую само­реализацию Экспертная оценка, сравните­льный анализ разных концеп­ций, ученическая и педагогиче­ская рефлексия образователь­ной деятельности школы

Диагностика личностных качеств учащихся. Результаты обучения имеют две сторо­ны - внешнюю (материализованная образовательная продукция) и внутреннюю (лич­ностную). Поэтому предметом диагностики и контроля являются не только внешние об­разовательные продукты учеников, но и их внутренние качества. Образование как ат­рибут личности определяется в первую очередь результатами ее внутреннего развития.

Зачастую для диагностики способностей применяют различные тесты. Но не ме­нее эффективным является ситуативный подход, то есть диагностирование учащихся с помощью искусственных или естественных образовательных ситуаций. Роль диаг­носта в данном случае выполняет педагог, который, опираясь на субъективный опыт, знание особенностей конкретных учащихся и понимание всегда уникальной ситуации, выражает необходимые результаты адекватно условиям протекания учебного процес­са. Такой подход в педагогике называется герменевтическим.

Согласно герменевтике, основная задача образования — понимающее, чувственное постижение истины путем проникновения в духовное содержание субъектов и объек­тов образования, а также в собственный субъективный мир. Диагностика образователь­ных результатов, в том числе и определение уровня развития способностей ученика, происходит путем субъективного «вчувствования» учителя в образовывающуюся сущ­ность ученика. Данный подход не отрицает структурной заданности диагностических процедур и математической характеристики их результатов.

Личностно-ориентированному обучению свойственна диагностика образователь­ных результатов с привлечением герменевтических, то есть «понимающих» методов анализа происходящих в детях изменений. Так, осознанное выполнение учителем 50 «замеров» деятельности одного ученика позволяет ему обнаружить более глубокие образовательные процессы, нежели один замер у 50 учеников.

Применение герменевтических методов диагностики требует специальной подго­товки учителей, организации их рефлексии, педагогических консилиумов по обсуж­дению индивидуальных образовательных движений учеников. Рассмотрим структу­ру подобной диагностики и оценки результатов обучения.

Задачами диагностики уровня развития способностей учащихся выступают:

1) обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в кото­рых участвуют субъекты образования;

2) выявление образовательных изменений во внутреннем и во внешнем мире уча­щихся;

3) соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период ре­зультатами.

 

Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а так­же целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы данно­го анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа образовательной продукции ученика:

♦ область творчества;

♦ степень творчества;

♦ уровень самостоятельности;

♦ степень отличия от работ других учеников (оригинальность);

♦ степень отличия от собственных предыдущих работ.

 

Дискуссия. К чему должна приближаться диагностика и оценка образовательных учащихся: а) к объективности; б) к субъективности?

Оценка каждого элемента образовательного продукта уче­ника может быть количественной или качественной, балльной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характеристик предусматривает вербальную форму. Трех-, пяти-, десятибалльные шкалы позволяют количественно оце­нить творческие результаты учеников.

Качество ученической продукции оценивается следующи­ми способами:

♦ по количеству творческих элементов;

♦ по степени оригинальности элемента;

♦ по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников;

♦ по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения;

♦ по многогранности человеческих возможностей, использованных для создания образовательного продукта;

♦ по практической пользе и использованию полученного продукта.

 

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе срав­нения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью ме­тодики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продук­ции учеников, каждый учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки, например: креактивные качества, когнитивные, оргдеятельностные.

Можно вести речь об отдельных способностях, уровень развития которых определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. Чтобы обеспечивать и диагностировать уровень развития отдельных качеств ученика, необходимо обозначить их диапазон. Проиллюстрируем диапазон уровня развития личных качеств ученика с помощью таблицы 7.4.

Таблица 7.4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.