Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательная ситуация






Что такое образовательная ситуация. Образовательная ситуация обозначает конк­ретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной про­дукции.

Продолжительность образовательной ситуации — от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации творческого обуче­ния: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей школы.

Образовательная ситуация — это ситуация образовательного напряжения, возни­кающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников. Ее целью является рождение ученика­ми образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текс­тов) в ходе специально организованной деятельности. Получаемый в результате об­разовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных

Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

результатов, которые должны быть получены.

Цикл образовательной ситуации включает в себя мотива­цию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопос­тавление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию резуль­татов.

Началу образовательной ситуации соответствует искусственно созданная или ес­тественным образом возникшая образовательная напряженность. Моменты занятий, для которых характерна образовательная напряженность:

♦ целенаправленное создание образовательной напряженности учителем;

♦ возникновение проблемы или вопроса;

♦ непредвиденное противоречие;

♦ несоответствие полученных результатов ожидаемым;

♦ затруднение решения задачи или выполнения задания;

♦ нарушение привычных норм образовательной деятельности;

♦ введение противоречивых культурно-исторических аналогов;

♦ многообразие различных позиций по рассматриваемому вопросу и др.

Внешне заданный педагогом учебный материал в образовательной ситуации вы­полняет роль среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников собственного образова­тельного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продук­тов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективно­сти решения образовательной ситуации.

Наиболее «сильной» является та образовательная ситуация, в которую оказыва­ется включен в роли участника сам учитель, то есть возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, которую ему приходится решать наравне с учениками. Результаты такого обучения оказываются наиболее продуктивными. Включенность учителя в решение проблем типа: Откуда произошел мир? Что такое точка? Каковы причины грозы? — позволяет учителю всякий раз по-новому взглянуть на бесконеч­ные в своем познании первопричинные вопросы.

Дискуссия. Может ли учитель, который имеет опыт и профессию, быть в состоянии реального незнания истины во время совместного с учениками ее познания?

Учитель реализует свои познавательные возможности тогда, когда изучает с уче­ником какой-либо фундаментальный образовательный объект. Например, проблема происхождения мира является актуальной как для ребенка, так и для взрослого. Учитель, находясь в одновременном по­иске с учеником, реализует себя не только как педагог, но и как человек познающий, поскольку всякий раз по-новому от­крывает для себя глубины одних и тех же образовательных объектов.

Искреннее незнание учителем окончательной истины помо­гает ему не только выстраивать образовательную ситуацию, но и продвигать собственное образование в направлении преподаваемого предмета. Мето­ды познания, которые педагог демонстрирует на уроке применительно к самому себе, играют колоссальную обучающую роль для учеников и перенимаются ими.

Как возникает образовательная ситуация? Вначале из личного опыта детей, из их соб­ственных наблюдений вычленяются интересные для них вопросы типа: «Откуда про­изошло?», «Как появился?», «Почему именно так, а не иначе?». Допросы формулирует учитель, но лучше, когда их задают ученики. Затем дети высказывают несколько вер­сий-ответов. Учитель или сами ученики развивают и проверяют на прочность каждую версию. Мнения детей группируются обычно вокруг двух-трех версий. С большим ко­личеством версий им труднее работать, поскольку уже прозвучавшие мнения притя-гавают к себе их внимание. Задача учителя на данном этапе — заметить, постараться понять противоречивые суждения детей на общую тему, а также помочь им точнее выра­зить словами свои мысли и образы. Важно «держать тему», то есть не давать обсужде­нию отрываться от обозначенного вопроса.

В большинстве случаев обсуждаемый вопрос не имеет «правильного», единствен­но верного ответа. Как правило, единства нет и в самой науке. Поэтому не всегда сле­дует торопиться сообщать детям «как же на самом деле». Каждый ученик сам опреде­ляет для себя ответ. Главное, чтобы он знал и другие версии, в том числе и те, которые составляют основу общечеловеческой науки и культуры.

После высказывания и отстаивания детьми своих версий возможны разные про­должения:

♦ обсуждение заканчивается, каждый ученик остается со своей версией;

♦ учитель сообщает детям свои знания или известные ему культурно-историче­ские научные данные по обсуждаемому вопросу; дети сопоставляют свои вер­сии с научными аналогами;

♦ прозвучавшие версии получают свое продолжение и доказательство путем опы­тов, логических построений и т. п.

Образовательная ситуация допускает открытое, неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Рассмотрим фрагмент образовательной ситуации на тему «Происхождение мира» (естествознание, 5-й класс).

«Откуда возникло все? Что было в начале? Что такое начало?» — краткое обсуж­дение детьми этих вопросов заинтересовывает их этой проблемой. У школьников воз­никает несколько разных точек зрения на поставленные вопросы. Вокруг фундамен­тального объекта «мир» и проблемы его происхождения создается образовательная напряженность. После небольшой дискуссии коллективное обсуждение останавлива­ется, и каждому ученику предлагается нарисовать происхождение мира так, как он себе это представляет.

Через 10 минут дети начинают по очереди комментировать свои версии-рисунки. Другие ученики задают им вопросы на понимание. Учитель кратко обозначает на дос­ке основные типы детских версий происхождения мира:

«взрыв»;

«движение в пустоте»;

«океан и тепло»;

«соединение пылинок»;

«сотворение Богом».

 

Обобщение ученических позиций — коллективный образовательный продукт на данном этапе. Проводится устная промежуточная рефлексия: Что мы сегодня дела­ли? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал?

На следующем занятии учитель знакомит детей с культурно-историческими ана­логами решения изучаемого вопроса, зачитывает отрывки о происхождении мира из книг Риг-веда: Библия, Древнегреческие мифы, Русские веды и др. Дети зарисовывают наиболее яркие сюжеты, сравнивают их со своими, отыскивают сходство и отли­чие с версиями одноклассников. Образовательный результат по данной теме не явля­ется единым для всех. Каждый ученик письменно излагает свои результаты в форме рефлексивного мин-сочинения. Желающим продолжить занятия по данной теме предлагается взять творческую работу, в которой можно будет более подробно разработать свою гипотезу происхождения мира, изготовить модель и представить ее на защиту в конце учебной четверти.

Технология образовательной ситуации. Условием гарантированного обеспечения детских творческих результатов является наличие в организуемой ситуации техноло­гически связанных элементов. В табл. 6.1 приведено содержание деятельности учите­ля и учеников на каждом этапе образовательной ситуации.

Таблица 6.1

 




Харьков варшава автобус цена билета;провести день рождения ребенка в Череповце

© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.