Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дитактический практикум






Тема 14. Метапредметное содержание образования

1. Выберите тему учебного курса и проанализируйте ее содержание на предмет выделения среди изучаемых объектов фундаментальных. Перечислите най­денные объекты и обоснуйте их фундаментальность по отношению к другим объектам.

2. На примере одного из выдающихся открытий (изобретение колеса, таблица Пи­фагора, закон Ома, периодическая таблица Менделеева и т. п.) восстановите возможную цепь познания: фундаментальный объект — проблема — цель — ва­рианты достижения — первичный результат — сопоставление с аналогами — пе­ресмотр или развитие первичного результата. Разработайте план урока по ис­следованию данного фундаментального объекта.

3. Составьте поурочный план изучения раздела объемом около 10 часов по выб­ранному вами учебному курсу в двух вариантах: 1) на основе познания учени­ками реальных объектов с последующим сопоставлением полученных резуль­татов с культурными аналогами и 2) на основе изучения готовых знаний об этих объектах с использованием активных форм обучения. Тематику уроков занеси­те в таблицу:

Учебный курс, класс, раздел.

Темы уроков
Вариант «Познание объекта» Вариант «Изучение знаний»
1. 1.
2. 2.
3. 3.

Образовательные стандарты и базисный учебный план

 

Стандартизация отечественного образования стала актуальна в начале 1990-х годов в связи с демократизацией школы и предоставления регионам широких прав в разра­ботке собственных учебных планов и программ. Наряду с положительными образо­вательными эффектами — вариативностью образовательных систем, профильной дифференциацией обучения, предоставлением учащимся и их родителям прав свобод­ного выбора общеобразовательных учреждений появились негативные факторы: исключение из учебного плана школ ряда предметов, необходимых для полноценного общего об­разования; ранняя специализация школ; учебная перегрузка учащихся непомерным количеством вводимых курсов, нару­шение целостности общеобразовательного пространства на территории Российской Федерации. Сдерживающим факто­ром подобных явлений, а также средством регламентации обучения служат образовательные стандарты.

Дискуссия.Возможно ли многообразие образовательных стандартов?

 

Образовательный стандарт – 1) стандартный результат обучения; 2) уровень обучения(качество образования), на которое нацелен этот стандарт; 3) образ образования, отражающий цели и ценности образования, его содержания и результаты.

Государственные образовательные стандарты. Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в стране является Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 году, изменен­ный и дополненный в 1996 году. Он содержит 58 статей, относящихся к государ­ственной политике в области образования, системе образования и ее управлению, социальным гарантиям реализации прав граждан на образование, международной деятельности в области образования и её управлению, социальным гарантиям реализации прав граждан на образование, международной деятельности в области образования.

В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образова­тельных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников. По сути дела трёх компонентах и сосредоточены государственные образовательные стандарты. То есть образовательными стандартами не являются ни учеб­ные программы, ни учебники или пособия, как это иногда считают. Наоборот, про­граммы и

Дискуссия.Какова должна быть главная функция государственных образовательных стандартов: задавать достаточно высокий ориентир или устанавливать общий для всех минимальный уровень образования?

пособия должны разрабатываться в соответствии с государственными стандартами.

Государственные образовательные стандарты разрабаты­ваются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет. Государственный образовательный стан­дарт основного общего образования устанавливается феде­ральным законом и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников незави­симо от форм получения образования.

Другими основополагающими для образования докумен­тами являются принятые в 2000 году: Национальная доктри­на образования в Российской Федерации, Федеральная программа развития образования и Концепция структуры и содержания общего средне­го образования в 12-летней школе. В этих документах намечены концептуальные основы и конкретные шаги по развитию отечественного образования на период до 2005 года и далее.

 

Базисный учебный план представляет собой нормативную базу для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования.

Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обу­чающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учеб­ное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образователь­ным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отече­ственной и мировой школы.

Базисный учебный план 12-летней школы является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и регио­нальных органов управления по формированию содержания образования за счет раз­деления содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и уче­нический компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в обла­сти образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направлен­ные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.

Школьный компонент позволяет более полно учесть местные условия, возможнос­ти конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личност­ную ориентацию образования. Часы школьного компонента учебного плана исполь­зуются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (в том чис­ле для углубленного изучения), на введение новых учебных курсов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

Ученический компонент введен для регламентации индивидуальной работы с уче­никами, занятий поискового и активно-двигательного характера, позволяющих углу­бить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса. За счет часов ученичес­кого компонента реализуются новые формы и приемы организации образовательно­го процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и ак­тивно-двигательной деятельности учащихся. При пятидневной учебной неделе эти часы могут использовать в шестой, так называемый развивающий день. Занятия, про­водимые в этот день, не относятся к обязательной аудиторной нагрузке и могут не ис­пользоваться учащимися.

Дискуссия.Возможно ли разграничение федерального и национально – регионального компонентов образования внутри одного базового учебного курса?

Соотношение перечисленных компонентов между собой как и состав учебных дис­циплин окончательно не определены и имеют различные варианты. Например, пре­обладает подход, что содержание и объем образовательных областей на 75% опреде­ляется Федеральным органом управления образованием и на 25% — национально-ре­гиональными управленческими структурами. Это относится к таким предметам, как литература, история, обществознание, география, иностранный язык. Такие образовательные области, как искусство, физическая культура, тех­нология и образовательные компоненты — родной язык и ок­ружающий мир, полностью относятся к национально-регио­нальному компоненту.

Рассмотрим базисный учебный план общеобразователь­ных учреждений Российской Федерации, признанный в 2000 году одним из победителей конкурса, проведенного Мини­стерством образования РФ.

Данный базисный учебный план реализует основные принципы концепции струк­туры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) и предусмат­ривает следующие образовательные области: филология, математика, информатика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, основы безопасно­сти жизнедеятельности, технология.

Согласно данному плану, предполагается работа общеобразовательных учрежде­ний по пятидневной учебной неделе. Для школ, реализующих программы с углублен­ным и расширенным содержанием обучения (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов), а также для национальных школ рекомендуется введение 6-дневной учебной недели в основной и старшей школе. Исходя из плани­руемых образовательных целей, учитывающих нормативы федерального и региональных образовательных стандартов в соответствии с действующим законодательством школа сама может определять продолжительность учебной недели.

В плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации об­разовательного процесса. Резерв учебного времени, получающийся за счет увеличе­ния срока обучения (введение 12-летней школы), передается в основном в школьный компонент для организации занятий по выбору учащихся, родителей, педагогов. Впер­вые в базисном плане выделен ученический компонент, что позволяет обеспечить ин­дивидуализацию учебно-воспитательного процесса.

Дискуссия.В каких именно элементах образования(цели, содержание, формы обучения, учебники и т.п.) необходимо выделять ученический компонент и каким образом?

Базисный учебный план создает условия для реализации инноваций в школьном образовании, обновления его содержания в рамках новой структуры, определяемой базисным планом, внедрения новых организационных форм обучения (дистанционное обучение, цикличные формы обу­чения и др.). План ориентирован на дальнейшую гуманитаризацию образования, в нем сбалансировано время, отводимое на образовательные области естествознания и обществознания.

В базисном учебном плане заложена возможность полно­ценного, качественного изучения иностранного языка за счет более раннего начала обучения, а затем продолжения его изучения на всех ступенях. Время на изучение иностранного языка может быть увеличено за счет школьного компонента. Такой подход, с одной стороны, обозначает актуальность проблемы углубленного изучения иностранных языков, восстанавливая традиции рос­сийской классической гимназии, с другой стороны, позволяет учесть реальность ситуа­ций, складывающихся в различных школах и регионах с недостаточным кадровым обес­печением учителей иностранных языков.

В соответствии с Концепцией 12-летней школы предусмотрена организация про­фильного обучения на старшей ступени. В старших классах существенно увеличен школьный компонент базисного учебного плана.

Рассмотрим базисный учебный план для каждой из трех ступеней общего средне­го образования.

Первая ступень — начальная школа. Срок обучения в начальной школе установлен в 4 года. В то же время исследуются возможности его увеличения до 5 и 6 лет за счет уменьшения сроков обучения на средней ступени.

Содержание образования начальной школы реализуется преимущественно че­рез образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет введения интегрированных курсов, использования школьного и ученического компонентов, деятельностного подхода и индивидуализации обу­чения.

Современные тенденции развития российского государства, необходимость интег­рации России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изуче­ния иностранного языка и информационных технологий. Включение информацион­ных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к использованию их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятель­ности учащихся при изучении всех учебных предметов.

 

Продолжительность урока в начальной школе варьируется от 35 до 45 минут.

Базисный учебный план начальной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения

 

Введение в образо­вательную область Образовательные компоненты Количество часов в неделю по классам
            В т.ч. нац.-рег. комп.
Федеральный компонент
Словесность Русский язык Литературное чтение -       15%
Математика Математика          
Человек и окружающий мир Окружающий мир, информац. технол., ОБЖ Труд         20% 20%
Искусство ИЗО Музыка         20% 20%
Физическая культура Физическая культура         20%
Итого:            
ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Занятия по выбору -          
Максимальный объем учебной нагрузки учащихся          
УЧЕНИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Индивидуальные и групповые консуль­тации, занятия активно-двигательного и поискового характера          
Общий объем учебного плана          
                 

 

 

Вторая ступень — основная школа. Содержание образования в основной школе яв­ляется относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Вторая ступень образования представлена шестью годами обучения (5-10-е клас­сы). Особое место на этой ступени принадлежит 5-6-м классам (продолжение начальной школы) и 9-10-м классам (предпрофильная подготовка школьников). Содержа­ние обучения в 5-6-х классах реализует принцип преемственности с начальной шко­лой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организацион­ным формам обучения, характерным для основной школы. В 5-6-х классах часы школьного и ученического компонентов рекомендуется использовать на индивидуаль­ные и групповые консультации.

В 9-10-х классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым пред­метам основной школы и создаются условия для осознанного выбора обучающимся профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии. Поэто­му школьный и ученический компоненты на этом этапе основной школы использу­ются на углубленное изучение отдельных образовательных областей и занятия поис­ково-исследовательского характера.

Продолжительность урока в дсновной школе — 45 минут.

Базисный учебный план основных общеобразовательных учреждений Российской Федерации с русским родным языком обучения

 

Образовательная Область Образовательные компоненты Количество часов в неделю по классам
                В т.ч. нац.-рег.комп.
  Федеральный компонент
Филология Русский язык             20%
  Литература              
  Иностранный              
  Язык              
Математика Математика       - - -  
  Алгебра - - -        
  Геометрия - - -        
Информатика Информатика - - - -      
Обществознание История             20%
  Граждановедение         - -  
  Обществоведение - - - -     20%
               
  География -            
Естествознание Естествознание и     - - - - 20%
  Экология              
  Биология - -          
  Физика - -          
  Химия - - -        
Искусство ИЗО       - - - 20%
  Музыка       - - -  
  МХК - - -     -  
Физическая культура Физическая   2         20%
  Культура              
                     

 

Образовательная область Образователь­ные компоненты Количество часов в неделю по классам
                  В т.ч. нац.-рег. комп.
Основы безопас­ности жизнедея­тельности ОБЖ              
Технология Технология             20%
Итого:              
Школьный компонент
Занятия по выбору              
Максимальный объем учебной нагрузки учащихся при 5-дневной учебной неделе              

Третья ступень — средняя (полная) общеобразовательная школа (11-12-е клас­сы). Эта ступень общего образования призвана обеспечить профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способ­ностей и познавательных интересов учащихся.

В этом возрасте у учащихся появляется стремление к самореализации в обще­ственной жизни, способности реально оценить свои возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения. Определение профилей обучения (гуманитарного, социально-экономического, физико-математи­ческого, биолого-химического, технико-технологического и др.) осуществляется на основе познавательных интересов и способностей учащихся, а также с учетом воз­можностей образовательного учреждения и особенностей социокультурной среды.

Базисный учебный план третьей ступени отражает обязательный минимум содер­жания образования для всех профилей образования. Существенное увеличение школьного компонента позволяет общеобразовательному учреждению варьировать профильное обучение, использовать очно-заочное, дистантное и иные нетрадицион­ные формы организации образовательного процесса, а учащимся — реализовывать индивидуальные образовательные программы.

Образовательные области: филология, математика, естествознание, обществозна­ние могут быть представлены либо традиционным набором предметов, либо интегри­рованными курсами, при условии включения содержания соответствующего требо­ваниям образовательных стандартов.

Профильное обучение может реализовываться в следующих формах: профильные образовательные учреждения, классы, группы и иные формы. Возможны различные модели профильной школы, варианты введения многопрофильных классов в тех шко­лах, которые не смогут создавать несколько классов различных профилей, например, в сельских малокомплектных школах.

Изучаемые в профильной школе курсы могут разделяться на базовые, профильные и спецкурсы.

Базовые курсы не являются профилирующими, они предназначены для заверше­ния базового образования учащихся и являются преимущественно интегративными, обобщающими курсами. Содержание базовых курсов определяется стандартами ба­зового образования для старшей ступени школы.

Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразова­тельной подготовки учащихся в данной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средне­го или высшего профессионального) в избранном направлении или области специа­лизации.

Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направ­ления образования проводится на основе курсов углубленного изучения (например, углубленного изучения математики или естественных наук) или различных спецкур­сов, спецпрактикумов, модулей по выбору учащихся.

Учебный план не задает жесткого набора профильных курсов для каждого из воз­можных направлений, профилей и специализаций образования. Каждый ученик впра­ве самостоятельно определять интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой в пределах допу­стимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальную программу обучения.

Предлагаемый ниже примерный (рабочий) учебный план для 11-12-х классов предус­матривает организацию профильного обучения по следующим направлениям: гуманитар­но-филологического, социально-экономического, физико-математического, биолого-хи­мического, технико-технологического. В рамках избранного профиля школьный и учени­ческий компоненты могут быть частично использованы с учетом специализации.

Продолжительность урока в средней (полной) общеобразовательной школе — 45 ми­нут.

Базисный учебный план профильных средних (полных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации

 

Образовательная область Образовательная область Количество часов в неделю по классам
        В том числе нац.-рег. компонент
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Филология Рус. язык, литература, иностранный язык      
Математика Математика      
Информатика Информатика и информа­ционные технологии      
Обществознание История, обществоведение, география, экономика     20%
Естествознание Физика, химия, биология, экология, астрономия     20%

 

Образовательная область Образовательная область Количество часов в неделю по классам
        В том числе нац.-рег. компонент
Физическая культура Физическая культура     20%
Основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ      
Итого:      
ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Курсы по выбору в соответствии с профилем класса      
Максимальный объем учебной нагрузки учащихся при 5-дневной учебной неделе      
УЧЕНИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера      
Общий объем учебного плана      

 

Примерный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (11-12-е классы) с русским родным языком обучения

Образова­тельная область Профили, образоват. компо­ненты Гуманитар­но-фило­логический Социально-экономи­ческий Физико-матема­тический Биолого-химический Технико-техноло­гический
        Количество часов в неделю по классам
                       
Федеральный компонент
Филология Русский язык Литература Иностр. язык                    
Математи­ка Математи­ка                    
Информа­тика Информа­тика и иформац. техноло­гии                    

 

 

Образова­тельная область Профили, образова т. компо­ненты Гуманитар­но-филологически й Социально-экономи­ ческий Физико-математический Биолого-химический Технико-технологический
        Количество часов в неделю по классам
                       
Общество-знание История Общество­ведение Право Экономика География         - - - - - -
Естествознание Естество-знан. Физика Химия Биология Экология - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Искусство МХК     - - - - - - - -
Физическая культура Физичес­кая культура                    
Основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ                    
Технология Технология                    
Итого                    
Школьный компонент
Занятия по выбору                    
Максимальный объем учебной нагрузки уч-ся при 6-дневной учебной неделе                    
УЧЕНИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Индивидуальные и груп­повые консультации, занятия активно-двига­тельного и поискового характера                    
Общий объем учебного плана                    

 

В связи с тем что в однокомплектных школах трудно решаются вопросы диффе­ренциации обучения, на III ступени образования могут быть организованы профиль­ные группы в классе, например группы с гуманитарной, естественнонаучной направ­ленностью или группы с гуманитарной и математической направленностью. При этом максимальная учебная нагрузка на одного учащегося в 11-м классе будет составлять 30 часов, а в 12-м классе — 29 часов в неделю, из них 24 часа в 11-м классе и 22 часа в 12-м классе отводится на совместное (всем классом) изучение предметов двумя груп­пами и по 6часов и 7 часов соответственно.

Приведем пример структуры школьного курса физики, соответствующего базис-ныму учебному плану 12-летней школы.

I ступень (5-6-е классы). Физика вводится за счет школьного компонента в виде пропедевтического курса с названием «Природа» или «Естествознание», по­священного изучению природных явлений окружающего мира. Это интегрирован­ный курс, на который отводится 3 часа в неделю. Параллельно ведется взаимодо­полняющий курс «Техника», в котором учащиеся рассматривают и конструируют технические устройства, механизмы, машины.

II ступень (7-10-е классы). Систематизированное изучение целостного курса физики, включающего все разделы и темы, соответствующие образовательному стандарту. Выпускник 10-го класса овладевает курсом в полном объеме. На заня­тия выделяется 2 часа в неделю. Курс физики имеет тематическую и деятельност-ную связь с курсами химии, биологии, географии.

IIIступень (11 -12-е классы). В старшей профильной школе физика представлена в различных вариантах, определяемых учебным планом, возможностями школы и вы­бором учеников:

1. Уровень «А» — физика как составляющая интегративного курса «Естествозна­ние» в гуманитарно-филологическом и социально-экономическом профилях (1 час в неделю);

2. Уровень «В» — физика для биолого-химического и технико-технологического профилей (3 часа в неделю);

3. Уровень «С» — углубленный курс для физико-математического профиля (5 ча­сов в неделю);

4. Общеобразовательный уровень для многопрофильных классов с возможностью дополнительного выбора отдельными учениками спецкурса или мастерской по физике (2 часа в неделю);

5. Физика как дополнительный спецкурс для любого профиля;

6. Лаборатория или мастерская по физике для учащихся, работающих по индиви­дуальным программам;

7. Фактологическое насыщение других учебных курсов и спецкурсов примерами из области физики и жизни ученых-физиков.

Приведем требования к качеству подготовки выпускников средних общеобразова­тельных учреждений на уровнях «А» и «В», разработанные в лаборатории обучения физике ИОСО РАО:

Уровень «А»

В результате изучения курса физики в старшей школе на базовом уровне ученик получает возможность:

♦ освоить систему основных физических понятий и законов, используемых для объяснения разнообразных природных явлений и принципов действия техни­ческих объектов;

♦ сформировать представления о важнейших аспектах современной физической картины мира: ведущих научных идеях и экспериментах, оказавших наиболь­шее влияние на формирование современного мировоззрения;

♦ познакомиться с естественнонаучным методом познания, получить представле­ния о его возможностях;

♦ научиться пользоваться простыми измерительными приборами, собирать эле­ментарные экспериментальные установки, делать выводы на основе получен­ных экспериментальных данных;

♦ научиться воспринимать и перерабатывать учебную информацию по физике, выраженную словесно, с помощью математических символов, графиков, таб­лиц, рисунков, структурных схем;

♦ овладеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятель­ностью человека и обеспечением его безопасности.

Уровень «В»

В результате изучения курса физики в старшей школе на этом уровне ученик по­лучает возможность:

♦ углубить знания по физике на основе изучения основ фундаментальных физи­ческих теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, электродинамики, специальной теории относительности, кван­товой теории;

♦ узнать границы (область, условия) применимости научных моделей, законов и теорий;

♦ научиться раскрывать смысл физических законов; применять полученные зна­ния для объяснения научных фактов и явлений природы, при решении физи­ческих задач;

♦ критически осмысливать и преобразовывать информацию, соотносить теорети­ческие модели с действительностью, делать на этой основе выводы и принимать решения, прогнозируя их последствия;

♦ получить представления о значимых чертах современной физической картины мира, о природе тел Солнечной системы, энергии Солнца и звезд, строении и эволюции Вселенной;

♦ познакомиться с назначением и принципами действия простейших физических приборов и научиться ими пользоваться, соблюдая правила техники безопасности;

♦ освоить основные исследовательские процедуры, что включает в себя умения формулировать задачу, выдвигать на основе наблюдений и измерений гипоте­зы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез; проводить проверочный эксперимент, оценивать его погрешности, корректировать первоначальные предположения; сотрудничать с партнерами, работая в группе;

♦ находить нужную информацию в сети Интернета и других базах данных;

♦ устанавливать связь между развитием физики и социально-экономическими, и экологическими проблемами человечества.

С этими общими требованиями согласовываются обязательные минимумы содер­жания физического образования и конкретные требования к качеству подготовки выпускников школ.

Резюме

Государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной на­грузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанав­ливается федеральным законом и является основой объективной оценки уровня обра­зования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

В концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе намечен общий образ будущей школы и шаги по развитию отечественного об­разования на период до 2005 года и далее. Данная концепция получила развитие в концепциях образовательных областей, в базисном учебном плане и других стратеги­ческих и регламентирующих материалах.

Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обу­чающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учеб­ное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образователь­ным областям и учебным предметам.

Базисный учебный план 12-летней школы является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и регио­нальных органов управления по формированию содержания образования за счет раз­деления содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и уче­нический компоненты.

Базисный учебный план реализует основные принципы Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) и предусматривает следующие образовательные области: филология, математика, информатика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, технология.

Работа общеобразовательных учреждений ведется преимущественно по пятиднев­ной учебной неделе. Срок обучения в начальной школе — 4 года, на второй ступени - 6 лет (5-10-е классы), на третьей — в средней (полной) общеобразовательной шко­ле — 2 года (11-12-е классы).

Третья ступень общего образования призвана обеспечить профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способ­ностей и познавательных интересов учащихся. Изучаемые в профильной школе кур­сы могут разделяться на базовые, профильные и спецкурсы. Вариативность обучения дополняется такими формами занятий, как предметы по выбору, мастерские, лабора­тории.

Вопросы и упражнения

1. Чем понятие «европейский стандарт» отличается от понятия «образовательный стандарт»?

2. В базисном учебном плане существуют разделения на федеральный, националь­но-региональный, школьный и ученический компоненты. Могут ли быть иные способы разделения компонентов образования?

3. Что означает в базисном учебном плане количество процентов, отводимых на национально-региональный компонент образования?

4. Какой принцип установления учебной нагрузки в базисном учебном плане бо­лее целесообразен: недельный или общегодовой? В каких случаях?

5. Почему в базисный учебный план включены одновременно и образовательные области и их учебные компоненты (курсы)?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.