Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концептуальные положении






♦ Русская школа — средство национальной самозащиты, а также форма защиты национального от националистического.

♦ Образование на уровне современных научных и хозяйственных технологий.

♦ Приоритет духовных ценностей: добра, истины, красоты, христианских идей веры, надежды, любви.

♦ Опора на концепции экологического, планетарного, ноосферного, космическо­го мышления, сочетание принципов патриотизма и всемирного взаимоуваже­ния народов.

♦ Ориентир на создание массовой регулярной школы как национального русского организма, продукт которого — широко образованные и преданные России люди.

Содержание образования определяется наукой, народностью и православием Науку представляют учебные дисциплины по основным отраслям знания, история развития мировой и отечественной науки, разумное сочетание гуманитарных и есте­ственных дисциплин. Народность — это отечественная культура: русский язык и ли­тература, отечественная история и география, родная природа и др. Родной, русский язык изучается в россиеведческом аспекте: русскость русского языка, искусство рус­ского слова, русского красноречия, речевой этикет, связь с историей. Православие -это не столько уроки о религии, сколько построение всего процесса воспитания на идеях, на духе, менталитете православия.

Изучаются обновленные общеобразовательные курсы, а также специальные и фа­культативные:

Курс «Русская душа» (1-9 кл.) — посвящен исконным качествам русского челове­ка; это обычаи, праздники, трудовые навыки, сказки; это символы ее природы — бере­зы, дубы, реки и озера, птицы и звери, которых надо беречь и охранять, чтобы не опу­стела Русь.

Курс «Святыни России» (5-7 кл.) — природные, культурные, исторические святы­ни. Погружает ученика в мир национальных русских ценностей, вселяет гордость за нашу необъятную и богатейшую страну.

Дискуссия. Каковы должны быть специфические для Русской школы виды деятельности, формы занятий, методы обучения, чтобы они соотвествовали концепции школы?

Спецкурс «Светочи России» (8-11 кл.) — представляет учащимся великих людей прошлого и настоящего, национальных гениев, раскрывает самобытность и значение их личностей, идей и поступков.

Изучаются также курсы «Моя Родина» (1-4 кл.), «Рус­ский фольклор» (1-4 кл.), «Русская этнография» (народные обряды, свадьбы, ярмарки, образ жизни, календарная основа русской жизни), «Русское прикладное искусство» (5-8 кл.), «Русская художественная культура» (1-11 кл.), «Русская философия» (10-11 кл.).

В курсе «Русское православие» ученик вовлекается в раз­мышления о мире, о Боге, о Церкви, о Православии, о Духовности человека. Эти размышления делают жизнь ученика более осмысленной, направ­ленной на служение лучшему на Земле.

Модель «Русская школа» осуществляется в школе № 141 г. Москвы (Л. Н. Пого­дина), объединяющей детский сад, школу-лицей и учительскую семинарию.

Школа диалога культур. Диалог в данной школе не столько форма или способ обуче­ния, сколько сущностная методологическая характеристика всего образования. Уче­ник проживает в ходе своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ними диалог с позиций современности (соотношение филогенеза и онтогенеза).

В основе школы лежат идеи М. М. Бахтина о внутреннем диалоге, положения В. С. Биб-лера о философской логике культуры, результаты исследований С. Ю. Курганова.

Образовательная система построена на следующих целевых ориентация:

 

1. Формирование у детей диалогического сознания, свободного от монокультурного восприятия действительности.

2. Построение содержания образования на основе не сводимых друг к другу культур,

3. Многоголосье мира (мир не един в своем проявлении, у каждого ребенка тоже есть внутреннее многоголосье) и полифонический слух — умение слышать как минимум две точки зрения.

Структура школьного обучения:

1-2 классы: обучение строится вокруг «точек удивления», которые в дальнейшем становятся для детей предметами разноречия и диалогов. «Точки удивления» обозна­чаются в виде загадок числа, слова, явлений природы, момента истории, сознания человека, предметного орудия. Межвозрастные диалоги со старшими классами.

3-4 классы: античная культура во всей совокупности ее форм. Но это не «погру­жение» ученика в античность с потерей его «всенаходимости», а диалог с ней. Эйде­тическое (образное) мышление.

5-6 классы: культура средневековья. Причащающее средневековое мышление.

7-8 классы: культура нового времени, Возрождения. Рационалистическое мышление, разум — это все.

9-10 классы: культура современности. Релятивизм (отсутствие единой картины.

11-й класс: специальный диалогический класс.

Фрагмент программы «Введение в письменную речь», 1-й класс

Загадки слова (5 ч.) г

Исходные странности слова. Слово и предмет. Слово, как то, что называет и передает, и слово, как само себя называющее. Слово в сказке и мифе. Слово оракула. Звучащее и написанное слово.

Загадки письма (10 ч.);

Письмо как письмо. Адресат и адресант письма. Создание коммуникативных ситуаций, требующих письма. Первые письма-рисунки. Игра в почту (по Н. М. Ломако). Написание писем условным персонажам и реальным людям. Особенности эпистоляр­ного жанра.

Предпосылки введения буквенного письма (10 ч.)

Пиктограммы. Трудности понимания письма без знания букв. Письмо древних индийцев. Письмо египтян. Письмо скифов. Китайские иероглифы. Разные типы письма в истории (по И.Манко).

Загадки буквы (5 ч.)

«Изобретение» букв. Придумывание различных вариантов буквенного письма. Буквы древних греков и римлян. Как произошли буквы русского алфавита?

Каллиграфия (30 ч.)

Необходимость каллиграфического письма. Письмо тушью, карандашом, фломастером, авторучкой. Овладение листом. Наклон и размеры букв. Большая и маленькая буквы. Прописи. Умение правильно сидеть и пользоваться принадлежностями пись­ма. Овладение собственным почерком. Типы почерков в истории культуры. Почерк и время. Почерк и характер. Загадки античных и средневековых рукописей. Письмо человека XIX века. Письмо человека XX-XXI вв.

 

Загадки звуков речи (20 ч.)

 

Деление слов на звуки. Обозначение звуков «домиками». Выделение мягких и твердых, звонких и глухих звуков (по Д. Эльконину). Изобретение собственных изоб­ражений звуков с учетом их индивидуальных качеств. Поэтика звука. Чтение и обсуж­дение статьи Хлебникова «Художники мира!». Сравнение работ первоклассников с идеями Хлебникова о всемирной звуковой азбуке. Слоги. Ударение.

 

Гласные и согласные буквы (35 ч.)

 

Две «работы» гласных букв (по В. Репкину и П. Жедек). Введение всех гласных букв. Введение всех согласных букв, кроме х, ш, ч, ц, т, ъ, ъ.

Автор программ для каждого класса — сам педагог. Вместе с учениками он обнару­живает некую сквозную «проблему-воронку», которая может стать основой 10-летней программы. Эта воронка есть уникальное для каждого класса средоточение удивле­ний, втягивающее в себя все проблемы, культуры и возрасты.

Функции диалога в школе: а) диалог — форма организации обучения; б) диалог - организация самого содержания изучаемых наук.

Особенности ведения урока-диалога:

1. Переопределение общей учебной проблемы каждым учеником. Порождение им своего вопроса.

2. Смысл занятий в постоянном воспроизведении ситуации ученого незнания, сгущения учеником своего видения проблемы.

Дискуссия. Если ученик постоянно находится в «промежутке» культур, сможет ли он сформировать свою устойчивую мировозроническую позицию, основанную на определенных культурных ценностях?

3. Выполнение мысленного эксперимента в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель: не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.

4. Позиции учителя: выслушивает все варианты решения проблемы, помогает в проявлении разных логик.

5. Позиция ученика: оказывается в промежутке культур, что требует наличия от него собственного видения. Обучение стро­ится на основе не учебников, а текстов-первоисточников.

Диалог в данной школе не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

 

Методологический колледж. Проектно-методологический кол­ледж (школа-лаборатория № 1314, г. Москва) заявлен как принципиально новый этап отечественного гимназического образования (Н. В. Громыко).

Идея организации образования в колледже связана с противопоставлением клас­сических образцов дореволюционного образования в России мыследеятельностным принципам развития мышления.

Цель: в ходе развертывания образовательной практики, переинтерпретировать и тем самым присвоить гимназическую традицию, сделать ее приемлемой по отноше­нию к новой социальной ситуации.

Задача колледжа: воспитание теоретико-мыслительных структур, воспроизводство культуры мышления посредством воспроизводства самих мыслительных средств, обеспечивающих этот процесс, т. е. путем преподавания традиционных дисциплин — древних мертвых языков, логики, математики и т. д., в которых закреплено знание о нормах мышления и сконцентрирован соответствующий инструментарий.

Обоснование проблемы. Классическое гимназическое образование, перенесенное из Германии в Россию, было построено на аристотелевском понимании формы. Аристо­тель рассматривал форму независимой от процессуально-деятельностного «материа­ла» мышления, от специфики конкретного субъекта, осуществляющего мыслительные акты. Это понимание легло в основу как немецкой, так и российской гимназии. Имен­но оно определяло набор и устройство преподаваемых дисциплин (формальная логи­ка, древние языки, богословие, математика), а также принципы, на основе которых строился процесс образования в гимназии. Гимназическая форма закрепила разрыв между теорией и практикой, служа механизмом воспроизводства определенных дис­циплин, переносимых из эпохи в эпоху в качестве неизменных и независимых от со­циальных практик. Не предполагалось, что гимназическая форма может стать меха­низмом трансляции тех форм отношений, которые складываются между людьми.

В противоположность аристотелевской форме в колледже предлагается идея «органической формы», которая связана:

 

а) с тем, что в процессе мышления сама форма строится всякий раз заново,

б) с идеей трансляции, предполагающей воспроизводство мыслительного образ­ца в другой, нежели та, в которой он был порожден, практической ситуации.

 

Дискуссия. Может ли «органическая форма» быть перенесена на материал традиционных гимназических дисциплин – древних языков, логики, истории, богословия? Не является ли они уже «срощенными» с аристотелевской технологической формой?

Это переопределяет и содержание гимназического образования, и его организационное устройство: принципы организации конкретного предметного материала, прин­ципы связи между предметами, форму обучения. Иначе начинает выглядеть и форма связи российской культуры с другими, прежде всего с немец­кой культурой, возникает иное понимание всего историческо­го процесса.

В качестве одной из важнейших линий преемственности античной,

немецкой и отечественной культур выделяется ли­ния непрерывного наращивания самой «органической фор­мы». Основные этапы ее становления связаны со следующи­ми именами: Платон (начало трансцендентальной линии), II. Г. Фихте (систематическое развитие трансцендентальной философии), Г. П. Щедровицкий (мыследеятельностный под­ход).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.