Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Научный этап в развитии психологического и педагогического знания






Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме и описательной психологии. Исторические предпосылки возникновения психоанализа. Теория З. Фрейда. Психоанализ З. Фрейда об иррациональных проявлениях психики человека. Проблема «неосознанных побуждений». Я, Оно и Сверх-Я в структуре человеческой психики. Механизмы психологической защиты: сублимация, замещение, рационализация, проекция, вытеснение и пр. Вклад в развитие психологической науки последователями З. Фрейда: А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни, Э. Фромма, В. Райха, Г. Маркузе. Индивидуальная психология А. Адлера. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Неофрейдизм – истоки и причины возникновения. Достижения и недостатки психоаналитического направления.

Возникновение гештальтпсихологии. Гештальтпсихология о внутренней психической деятельности человека. «Гештальт» как предпосылка целостного и организованного восприятия человеком мира, образов других людей и их поведения. Идея образа как целостного образования; идея изоморфизма; идея ассимиляции и контраста. S → R (стимул → реакция). Инсайт как спонтанное «схватывание» отношений, осознание их характера в целом. К. Левинын автор теории поля – концептуальной модели мотивационной стороны поведения человека.

Бихевиоризм и его основные теории. Бихевиоризм о человеческой психике и поведении как о системе реакций организма на внешние раздражения, посылаемые средой, и внутренние раздражители, возникающие в самом организме: S → R (стимул → реакция). Возникновение и развитие необихевиоризма.

Появление когнитивной психологии. Гуманистическая психология как третий путь в психологии. Самоактуализация и ее значение в концепциях Маслоу и Франкла. Особенности подхода к проблеме бессознательного в гуманистической психологии.

Дидактические концепции: традиционная, педоцентристская и современная система дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, педагогических теорий. Роль преподавания и роли преподавателя в традиционной системе обучения (Я.Коменский, И.Песталоцци, И.Гербарт). Учение — деятельность ребенка в педоцентристской концепции (Д.Дьюи, Г.Кершенштейнер, В.Лай). Программированное, проблемное обучение, развивающее обучение как принципы современной дидактической системы (П. Гальперин, Л.Занков, В.Давыдов, гуманистическая психология К.Роджерса, когнитивная психология Дж.Брунера и пр.).

 

Компетенции: ОК-8

Литература: [16, 25, 34].

 

Раздел 2. Психические процессы и состояния

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.