Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Понятие свободного и императивного мандата.




Правовое положение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы определяется статьями 97 и 98 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 8 мая 1994 года «О статусе члена
Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года с последующими изменениями, включая изменения, внесенные Федеральным законом от 14 февраля 2009 года), а также Регламентами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
I. Что следует понимать под правовым положением депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Правовое положение депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации - это, прежде всего, положение, которое является юридическим выражением его функций как полномочного представителя народа, члена законодательного (представительного) органа государственной власти. В понятие правового положения обычно включают: сам характер депутатского мандата (императивный или свободный); основания его возникновения и прекращения; срок действия; права, обязанности и особые формы ответственности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Однако следует учитывать и то, что многие отношения, в которых выступают члены парламента Российской Федерации в процессе осуществления своих функций, регулируются не только нормами права, но и нормами морали, нормами политических партий и общественных объединений, иными социальными нормами. Поэтому правовое положение депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации как целостность включает в себя не только его правовое положение, но и положение общественно-политическое и, в определенной мере, нравственное.
Именно в сочетании правового положения и положения общественнополитического, нравственного характера в полной мере проявляется правовое положение членов парламента Российской Федерации - членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Что такое депутатский мандат? Понятие «мандат» означаем осуществление представительной функции членом парламента, избранным депутатом или уполномоченным быть членом законодательного (представительного) органа государственной власти. Депутатский мандат может быть императивным или свободным.
Императивный мандат предполагает, что народный представитель под угрозой лишения мандата обязан выполнять свои функции. В содержание императивного мандата обычно включаются такие элементы, как 432 наказы избирателей, отчет депутата перед избирателями, его избравшими, отзыв депутата.
Конституция Российской Федерации 1993 г. отказалась от императивного мандата членов законодательного (представительного) органа государственной власти. На смену императивному мандату пришел свободный мандат, отрицающий юридическую и иную ответственность депутата перед избирателями. Это означает, что депутат не связан поручениями избирателей и действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собственной совестью. Вместе с тем свободный мандат не означает полную свободу действий депутата. В своей деятельности он зависит от установок партийного руководства партии, членом которой он является, от партийного руководства фракции в парламенте.
С какого момента начинаются полномочия депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации в Федеральном Собрании Российской Федерации?
Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы нового созыва. Прекращаются полномочия депутата Государственной Думы: с момента начала работы Государственной Думы нового созыва; роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации; выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит, а также в случаях, которые определены в статье 7.1. Федерального закона. Решение о прекращении полномочий депутата Государственном Думы оформляется постановлением Государственной Думы.
Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении его полномочий в качестве члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются: а) со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации; б) полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъектов Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. В этом случае, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации, в тот же день телеграммой уведомляет Совет Федерации о содержании решения.
II. Формы деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной власти в палатах Федерального Собрания.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.