Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные функции Президента РФ (статья 80 Конституции РФ).






Президент РФ является главой государства (ст.80 КРФ). Высокий уровень персонифицированного представительства государства внутри страны и в международных отношениях.

Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Свои полномочия Президент осуществляет в рамках КРФ, в соответствии с ней и ФЗ, во взаимодействии с ФС и Правительством РФ.Система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя: ограниченность периода полномочий (4 года); его всенародные прямые выборы, их альтернативный характер; недопустимость занятия поста более двух сроков подряд; возможность отрешения его от должности; признание не соответствующими КРФ нормативных актов Президента на основе решений КС РФ.Президент – гарант КРФ, прав и свобод человека и гражданина (несет персональную ответственность за бесперебойную защиту КРФ, прав человека и гражданина).Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (формируется в соответствии с КРФ и ФЗ, не может им противоречить).Ежегодные послания Президента ФС (формулируются основные направления внутренней и внешней политики) – в случае необходимости корректировка политики Президента с использованием всех конституционных форм.Как глава государства Президент представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.Президент обладает неприкосновенностью (ст.91 КРФ) – высокая степень защиты – обеспечивает свободное и ответственное осуществление им принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования.Полномочия Президента затрагивают все стороны государственной деятельности: 1. формирование федеральных органов государственной власти (либо Президент назначает должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент). Данный порядок формирования федеральных органов государственной власти – гарантия против их ориентации на одну из ветвей власти.2. на основании ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ» от 06.10.1999 (с изменениями от 29.12.2004) – выдвигает кандидатов и отрешает от должности глав субъектов РФ, может распустить законодательный орган субъекта РФ.3. на основании ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме» назначает 5 членов ЦИК (5 – ГД, 5 – СФ).4. полномочия в правотворческой сфере (использует право законодательной инициативы в ГД, подписывает и обнародует ФЗ, обладает правом отлагательного вето, издает указы, обращается в КС РФ с запросами о конституционности отдельных ФЗ и других актов, вносит предложения о поправках и пересмотре КРФ, вносит в ГД проект ФКЗ об образовании нового субъекта РФ)5. функционирование исполнительных органов государственной власти.6. обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.7. полномочия в области внешней политики, обороны и безопасности (осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, является Верховным Главнокомандующим, утверждает военную доктрину, концепцию национальной безопасности, назначает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет безопасности, обладает полномочиями по введению на основе ФКЗ особых правовых режимов управления (военного и чрезвычайного положений))8. традиционные – полномочия в сфере конкретизации статуса личности (решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование)9. нетрадиционные – назначает референдум.10. иные сферы государственной деятельности.

39. Юридическая природа актов Президента РФ. Виды актов, пределы действия актов. В нормативно-правовом массиве все более заметную роль играют в последние годы указы Президента. Их юридическая природа и сила требуют тщательного анализа. Эта проблема для нашей правовой системы новая, возникла она еще до появления первых указов, в период оживленного обсуждения вопроса о введении института Президента в России и неоднократно затем рассматривалась под разными ракурсами в зависимости от конкретной экономической и политической ситуации, стратегических и тактических задач различных ветвей государственной власти. В этом аспекте названную проблему можно рассматривать в хронологических рамках следующих периодов: 1) становление и развитие института Президента на основе Конституции РСФСР (март 1991 - сентябрь 1993 г.); 2) функционирование Президентской власти на первом этапе конституционной реформы (сентябрь-декабрь 1993 г.); 3) совершенствование института Президента на базе Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 г. - по настоящее время).

В ходе третьего этапа конституционной реформы в Российской Федерации Конституция 1993 года посвятила целую статью (ст. 90) правовым актам Президента России. В ней подчеркивается подзаконный характер данных Президентских актов управления - они не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В ней устанавливается общеобязательность указов и распоряжений Президента России, подлежащих исполнению на всей территории Российского государства. Вместе с тем общеизвестно, что роль правовых актов Президента Российской Федерации в настоящее время во многом существенно изменилась по своему содержанию и объему. Это, прежде всего, обусловлено новым статусом Президента, подчеркивающим его ответственность непосредственно перед народом. Президент из высшего должностного лица и главы исполнительной власти в Российской Федерации стал главой государства. В этом качестве он приобрел функции гаранта Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, обязанности по обеспечению охраны суверенитета, независимости и государственной целостности страны, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Используя согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Президент России своим арбитражем обеспечивает государственное единство. Конституция наделила Президента как главу государства и прерогативами определения основных направлений внутренней и внешней политики государства и представительства Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.Эти основополагающие положения статуса Президента РФ реализуются в ряде статей Конституции, определяющих его взаимоотношения с Правительством и парламентом России, в том числе с каждой из его палат. Они лежат в основе компетенции Президента по вопросам формирования Правительства и назначения высших должностных лиц в системе исполнительной и судебной власти, в области внешней политики, обороны и безопасности, а также осуществления традиционных функций главы государства (вопросы гражданства, помилования и т.п.). В связи с наделением Правительства России более широкой самостоятельностью, а также изменением статуса Президента Российской Федерации Конституция 1993 года несколько изменила формы взаимодействия этих институтов государства, ограничив возможности главы государства влиять на судьбу актов органов исполнительной власти субъектов федерации: он теперь не может их отменять, а лишь вправе приостанавливать действие этих актов в случае противоречия Основному закону Российского государства, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Указанные обстоятельства обусловливают то, что правовые акты Президента России в настоящее время в значительной мере утрачивают исполнительно-распорядительный характер и становятся в основном актами главы государства по вопросам его компетенции, четко и исчерпывающе определенной в Конституции Российской Федерации






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.