Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двигательные навыки






 

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или

передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе

достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных

рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если

новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет

губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать

ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если

малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону.

Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает

глазами.

Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения,

но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая

только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных

положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне

малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач

убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в

порядке.

В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают

в течение первого года жизни, часть из них становится основой для

приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере

приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в

зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о

хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает

пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако

когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои

движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку

и схватит его.

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с

одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по

уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны.

Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор,

пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную

активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет

медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол.

Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.

Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса.

Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты,

руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более

расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.

Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их

сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или

тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния

равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем

своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда

без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с

самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить

руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда

они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.

Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и

сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных,

отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно

ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у

родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или,

наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые

месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому

уходу и терпе-

нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем

развитии быстро догоняют сверстников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.