Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Военная террористическая угроза. Международный терроризм.






Глобальные проблемы современности.

Разрушение природной среды.

На сегодняшний день самой большой и опасной проблемой является истощение и разрушение природной среды, нарушение внутри нее экологического равновесия в результате растущей и плохо контролируемой деятельностью людей. Исключительный вред приносят производственные и транспортные катастрофы, которые ведут к массовой гибели живых организмов, заражению и загрязнению мирового океана, атмосферы, почвы. Но еще большее негативное воздействие оказывают непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду

Проблемы энергетических ресурсов.

Искусственно низкие цены ввели в заблуждение потребителей и послужили толчком по второй фазе энергетического кризиса. Ныне энергия, получается за счет ископаемого топлива, идет на подержание и рост достигнутого уровня потребления. Но поскольку состояние среды ухудшается, придется тратить энергию и труд на стабилизацию среды, с чем уже не справляется биосфера. Альтернативы наращиванию производства энергии пока нет. Но атомная энергетика попала под мощный пресс общественного мнения, гидроэнергетика дорогостоящая, нетрадиционные виды получения энергии солнечной, ветровой, приливной- в стадии разработки.

Проблема СПИДа и наркомании.

Социальные, экономические и чисто гуманитарные издержки СПИДа велики, а будущее не столь оптимистично, чтобы серьезно рассчитывать на скорое решение этой проблемы.

Не меньшим злом являются международной мафия и особенно наркомания, отравляющая здоровья десятков миллионов людей и создающая потальную среду для преступности, заболеваний.

Глобалистика и политическая сфера.

Глобалистика — междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, которая стремится преодолеть кризис гуманитарных наук, разделенных часто непреодолимой специализацией и трансформацией предметов исследования под воздействием процессов, происходящих в современном мире. Глобалистика выступает как аналитическая дисциплина пока еще с размытыми контурами своего предмета исследования.

Формирование глобалистики можно разделить на 4 этапа:

1) Конец 1960-х – начало 1970-х годов. Этот этап был посвящен изучению отдельных глобальных проблем и не объединял их в целостную систему.

2) Вторая половина 1970-х годов. Становление важнейших теоретических направлений и определение рамок объекта исследования.

3) 1980-е года. Осуществление попыток практических действий, принцип: «Думать глобально, действовать локально».

4) Рубеж 1980-х - 1990-х годов. Особенно остро встают проблемы обеспечения безопасности, развивается политическая глобалистика. Важной вехой периода стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.), на которой была выдвинута концепция устойчивого развития.

Геополитические факторы в мировом развитии и современности.

Факторы современного геополитического пространства:

На рубеже XX и XXI вв. сформировался новый миропорядок, новая геополитическая и цивилизационная картина мира. К новому состоянию мировое сообщество пришло благодаря факторам, изменившим геопо­литические перспективы планеты:

- усиление однополярности, преобладания в мире одной сверхдержавы;

- глобализаций мировой экономики;

- ослабление государств;

- поиск разными странами своего мес­та в мировой системе друзей и союзников

- восстание бедного большинства мирового сообщества про­тив богатого меньшинства.

Речь идет о воздействии на мир пяти сил — мощи, богатства, хаоса, идентичности, справедливости.

Безопасность является важнейшей потребностью человека вслед за его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, в информации. Исследованию проблем безопасности в наши дни придается особенное значение в силу целого ряда объективных факторов, среди которых, в первую очередь, необходимо назвать:

- критическое состояние окружающей среды;

- угрожающее дестабилизацией обстановки в мире развитие демографических процессов;

- практически неконтролируемую антропогенную деятельность и ее разрушительное воздействие на природу;

- все более явно обозначающиеся пределы истощения природных ресурсов при отсутствии должного внимания к развитию ресурсосберегающих технологий;

- наличие в мире сверхразрушительных средств вооруженной борьбы и все расширяющиеся стремления стать их обладателем со стороны молодых развивающихся государств;

- множащиеся вооруженные конфликты и войны в различных регионах планеты.

По степени вероятности возникновения различают реальную, потенциальную и мнимую опасности. Реальная опасность предполагает немедленное реагирование на возникшие отрицательные воздействия. Потенциальная связана с будущими отрицательными условиями деятельности государства, общества и личности. Мнимая опасность представляет собой субъективное преувеличение реально не существующей опасности.

К числу угроз национальной безопасности России можно отнести:

- территориальные претензии;

- посягательства на государственное единство и территориальную целостность страны;

- вмешательство во внутренние дела государства;

- локальные войны и вооруженные конфликты, прежде всего внутри и в непосредственной близости от границ Российской Федерации;

- распространение ядерного и других видов оружия массового поражения;

- качественное и количественное наращивание вооруженных сил другими странами близ границ Российской Федерации;

- международный терроризм;

- ущемление экономических интересов государства;

- посягательства на национальное достояние, в том числе природные богатства страны;

- массовая дискриминация российских граждан в зарубежных странах;

- нанесение ущерба экологической системе жизнеобеспечения.

Национально-государственный интерес - это фундаментальный принцип обеспечения жизнедеятельности государства, следование которому позволяет не только сохранить нацию как целое, но и обеспечить ей достаточные перспективы роста. Отход от этого принципа, подмена его любым другим, будь то пролетарский интернационализм или общечеловеческие интересы, неизбежно приведет к тяжелейшим последствиям, способным лишить нацию перспективы дальнейшего бытия в качестве самостоятельного, независимого и целостного субъекта международных отношений.

Политика и стратегия безопасности

Обеспечение безопасности связано с разрешением чрезвычайных ситуаций и кризисов.

Мероприятия по обеспечению национальной безопасности могут быть сведены в пять групп:

- политические (от дипломатических нот до " психологической войны" и убийства неугодных политических деятелей);

- военные (от " демонстрации флага" до применения ядерного оружия);

- экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полноq экономической блокады);

- социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков);

- экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны).

Закон Российской Федерации " О безопасности" предусматривает образование в системе исполнительной власти государственных органов обеспечения безопасности. Общее руководство ими осуществляет Президент. Во исполнение этой функции он:

- возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;

- совместно с органами представительной власти определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности;

- контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

- в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

- не реже одного раза в год представляет органам представительной власти доклад об обеспечении безопасности Российской Федерации.

Международная безопасность. Она представляет собой состояние международных отношений, когда исключено нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме. Стратегия безопасности современной Росси строится на понимании полицентричности мира.

Правовая основа противодействия терроризму.

Правовую основу противодействия терроризму составляют КонституцияРоссийской

Федерации.

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

Контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом
1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.

2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Международный терроризм может быть осуществлён как террористическими государствами, так и международными террористическими организациями. К международным институциональным системам относятся следующие.

1. Контртеррористический комитет ООН, задачей которого является контроль за выполнением резолюции 1373 Совета Безопасности, предусматривающей обязательное принятие всеми государствами широкого набора практических мер по предотвращению и пресечению террористической деятельности с акцентом на блокирование ее подпитки, в том числе финансовыми средствами.

2. Антитеррористический Центр государств — участников Содружества Независимых государств.

Согласно положению об АТ СНГ, утвержденному Советом Глав государств в 2000 г., Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия специальных компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

3. К контртеррористическим институциональным системам можно отнести и Договор о коллективной безопасности (ДКБ) стран — участниц СНГ 1992 г., созданный прежде всего для обеспечения военной безопасности.

4. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) также является институциональным антитеррористически международным органом. В документах Интерпола, определяющих перспективу его деятельности на будущее, отмечается, что в ближайшее время терроризм и международный терроризм будут продолжать серьезно затрагивать правоохранительные службы государств.

5. На пути к созданию институциональной контртеррористической системы находится и Группа Восьми наиболее развитых в промышленном отношении государства, которые «укрепились в своей решимости противостоять терроризму» еще в 1978 г.

Обстоятельная совместная Декларация по борьбе с терроризмом была одобрена в Оттаве (Канада) 12 декабря 1995 г. В Декларации изложены основы политики государств — членов Восьмерки по контролю над терроризмом и международным терроризмом (по сдерживанию, предотвращению и расследованию террористических актов). Это стало важнейшим направлением в работе Восьмерки после событий 11 сентября 2001 г.

6. Шанхайская организация сотрудничества, созданная из «Шанхайской пятерки», образованной Россией, Казахстаном, Киргизией, Китаем и Таджикистаном после подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы в 1996 г. и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в 1997 году






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.