Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация детского творчества






В летний период воспитатели продолжают работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту, занимательные игры-головоломки, дидактические пособия (по плоскостному моделированию, на­боры чертежей с разными конструкторскими задачами и пр.). Удобнее организовывать данную деятельность на верандах, в беседках, чтобы исключить потерю мелких деталей и частей. Основное внимание уделяется организации самой характерной детской деятельности в летний период - строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, иссле­довательские, конструктивные способности ребят, воображение, эстетический вкус. Дошкольники учатся умению действовать сообща, у них формируются навыки самостоятельной деятельнос­ти, гуманные чувства и положительные взаимоотношения друг с другом. И наконец, здесь большие возможности в формировании у дошкольников стремления к самовыражению, взаимообучению и самоуправлению, а это в свою очередь способствует активиза­ции детской социальной целенаправленной деятельности. Самым главным условием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым (при необ­ходимости просеянным) и влажным. Для детей младших групп детского сада нецелесообразно отводить для данной работы большие площади, поскольку малыши не создают крупных сю­жетных построек, объединяя их общим содержанием, действия их чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовер­шенны и просты!. Поэтому удобными считаются небольшие пе­реносные песочницы на ножках (1 м 20 см х 1 м 20 см, высо­та 50-60 см). Желательно, чтобы на участке было две-три такие песочницы. Они могут иметь любую форму, съемные зонтики. Дно песочницы удобно изготовлять из листового железа, поскольку дерево быстро гниет от постоянной влаги. Песок периодически промывается из шланга (вода при этом свободно стекает). При необходимости такие песочницы можно накрывать полиэтиленовой пленкой для защиты песка от загряз­нения. Для детей средней группы на участке используют подобные переносные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что лучше сдвигать песочницы по две, поскольку дети собираются в игре в небольшие группы, начинают объединять свои постройки общим содержанием. (Например: несколь­ко ребят в одной песочнице строят комнату, а другие в соседней ­ - улицу, садик, после чего сообща обыгрывают постройки.)

Для детей старшего дошкольного возраста необходимо большое количе­ство песка, значительные площади для организации строительной деятельн­ости (3х4м). Ведь дети уже созда­ют крупные; коллективные построй­ки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содер­жательный, творческий характер, отличаются конструктивной сложност­ью. Ребята сами следят за чистотой песка, его подготовленностью к работе. Дети работают аккуратно, не пачк­ая одежду, обувь (в теплую погоду грают в песке босиком), приучены мыть руки при необходимости без напоминания. Поэтому для органи­зации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно стро­го различные песочные дворики прямо на земле. Обычно дворики размещают под деревьями, чтобы оградить играющих детей от перегрева на солнце, а песок от пересыхания. При отсутствии де­ревьев рекомендуются теневые зон­ты. Не устраивайте песочные двори­ки в постоянной тени: в прохлад­ное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. Кроме того, солнце – источник борьбы с различными вредо­носными организмами. Хорошо заре­комендовали себя дворики из пень­ков. (Бревно распиливается на отрезки, которые вкапываются в зем­лю тесно друг к другу по любому очертанию.) Они могут быть сдела­ны и из лежащих бревен, из досок, могут иметь любую форму. Приучайте ребят бережно отно­ситься к материалу, не разносить песок по участку. В том случае, если в песочном дворике не оста­ется постройка, напоминайте детям, что, уходя с участка, надо сгребать песок в кучу. Для работы с песком детям млад­шего дошкольного возраста можно предлагать пластмассовые ведра, со­вки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополни­тельные материалы: дощечки, фанер­ные трафареты, изображающие лю­дей, знакомых детям животных, транспортные средства. Можно предложить малышам для игры ку­кольную посуду, куски клеенки, цвет­ной пленки, фанерные пластины для изготовления на них куличиков. Для организации строительства из песка в средней группе исполь­зуются те же материалы с увеличе­нием количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), при­родного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.). Для организации конструктивной деятельности детям старшего до­школьного возраста предлагайте бо­лее мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям, увеличьте количество дополнительного мате­риала и разнообразьте его. Это мо­гут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в обо­лочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки раз­ной формы и размера для формовки и др. Детям уже можно предлагать для строительства емкости, которые они наполняют водой, и организо­вывать игры с водой в песке. Мож­но использовать полиэтиленовую пленку, которой ребята выстилают дно сооружений, создавая бассейны, пруды, озера, реки, и разыгрывают сюжеты игр. Чтобы дать детской деятельнос­ти правильное направление, педаго­ги обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого используются известные методы (наблюдение, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматрива­ние иллюстраций, просмотр диа­фильмов, диапозитивов и др.), что дает возможность познакомить ре­бят с различными видами архитек­туры, особенностями сооружений, обогатить их представление о раз­ных видах транспорта, о людях раз­ных профессий и т. д. Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство; объясняют, показывают приемы ра­боты с материалом, помогают детям развивать сюжеты игр. Развитию интереса к строительству способ­ствует привлечение детей к изго­товлению различных поделок для обыгрывания построек. Воспитатели стремятся применять в работе такие приемы, которые спо­собствуют развитию у ребят изобре­тательности, стремления к творческо­му поиску. Например, «Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоем домике?», - спрашивают ма­лыша. «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» - вопрос к детям сред­ней группы. «Придумайте, как с помо­щью шланга провести водопровод, чтобы налить воды в этот бассейн. Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни) ­вопросы к ребятам старшего до­школьного возраста. В процессе строительства педаго­ги стремятся целенаправленно фор­мировать у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста детей продолжают учить действиям с песком, умению выра­жать свои мысли и желания, что способствует развитию навыков общения: «Пригласи поиграть! По­благодари за помощь!» Воспитатели стимулируют желание малышей участвовать в совместных играх, дают возможность ощущать радость от совместных действий (пример: «Ходят друг к другу в гости с кук­лами, угощают их " пряниками", " пи­рожными" из песка»). В группах младшего дошкольного возраста педагоги развивают не только навыки индивидуальной са­мостоятельности, но взаимопомощи и взаимообучения: «Научи Наташу строить дорогу!» Формируют у ма­лышей устойчивые мотивы к актив­ной совместной деятельности (при­мер: сюжетно-ролевая игра «Конди­терский магазин»). В работе с детьми среднего до­школьного возраста воспитатели ста­вят основной задачей формирование у ребят определенной самостоятель­ности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 детей). Ребят учат ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, само­стоятельно или с помощью взросло­го планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки об­щим сюжетом, добиваться конечной цели. Поощряют высказывать свое мнение, выслушивать других, не кон­фликтовать, подчинять свои желания желаниям товарищей, с которыми строишь. Основными методами и приемами при этом являются совме­стное обсуждение конфликтных си­туаций, включение педагога в дея­тельность ребят, пример его общения с детьми. Воспитатели постоянно поощря­ют коллективное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сде­лать пруд, пляж, посадить парк». Та­кие предложения служат для детей программой созидания, учат бережно относиться к результатам обще­го труда. В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сфор­мированы навыки совместного строи­тельства. Чтобы ребята объединились в большие подгруппы, постройки име­ли интересное содержание и многооб­разие в соответствии с их умениями и представлениями, необходимо совме­стное обсуждение работы, поэтому воспитатели побуждают, направляют детей сначала к обговариванию дея­тельности, затем к ее планированию. При этом особенно действенным при­емом в совместном строительстве больших объединений ребят является предложение детям выбирать пооче­редно бригадиров, которые учатся на­правлять общую деятельность к еди­ной цели. Важная воспитательная за­дача в процессе строительства в старшем дошкольном возрасте состо­ит в том, чтобы дать возможность ут­вердиться каждому ребенку в том. что он может стать лидером. Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, скучая при этом, когда от скуки развиваются игры с отрицательным содержанием (кидаются друг в друга песком, валя­ются, закапываются и др.). Воспитате­ли стремятся организовать деятель­ность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная. Тематика построек из песка пере­кликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов, что дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов. В группах младшего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помо­щью совков и лопаток, утрамбовы­вать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пи­рожки, пряники, торты и другие уго­щения для кукол. Можно научить малышей стро­ить будку для игрушечной собачки. Воспитатель сгребает песок в куч­ку, уплотняет ее и делает в ней уг­лубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку. Научить проводить в песке дорожку, продвигая по нему дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая ее к песку. После чего вместе с детьми воспитатель делает на дорожке кочки (кучки) и ямки, и постройка обыгрывается, например, с использованием народной потешки. Воспитатель продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: (По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку - бух!» Малышей продолжают учить приему формовки. Воспитатель по­казывает, как набирать полную фор­му, уплотнять в ней песок, опроки­дывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повре­див куличик. Таким образом, фор­муются торты, башни, домики. Мож­но научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью до­щечки на ней прокладываются спус­ки у горки (аналогично строитель­ству дорожки). После этого можно научить малышей строить скамееч­ку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Можно научить детей строить заборчики;: сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

В средней группе педагоги закрепляют у детей умение формировать различные детали, сооружая неслож­ные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема. Сначала формуется основание - самая крупная деталь, на нее водружается деталь поменьше и за­вершает башню самая маленькая, ко­торая украшается флажком. Ребят продолжают учить само­стоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавли­ваются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколь­ко в ряд, либо по одной, горизон­тально, один конец вставляется в боковую часть одного куличика, дру­гой в соседний. Используя кубические формы, дети строят дома, украшая цветными окнами, вдавливая в пе­сок кусочки разноцветного оргстек­ла. (Чтобы окошко лучше держа­лось, верхнюю часть его вдавливают глубже). Особенно ребята - любят вдвоем рыть в песочных кучах тон­нели с двух сторон, пока не соединя­ются внутри кучи руки. Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными дополнительными материалами. Воспитатели побуждают детей к иг­рать с постройкой, при необходимост­и подсказывают сюжеты, помогают их развивать.

Детей старшей группы учат со­оружать из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатели объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбо­ванной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т. д. У де­тей при этом развивается умение организовывать пространство, предви­деть размер и форму будущего со­оружения. Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, по­лых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диа­метра (в данном случае форма не перевора4ивается, а снимается, под­нимается вверх). Дети строят высотные дома, двор­цы, терема, театры, ракетодромы, про­кладывают железные дороги, соору­жают бассейны, озера. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями. На­пример, цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя сверху вниз на одинаковом расстоянии одинаковые кусочки оргстекла или фанеры, устанав­ливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, про­кладывают провода между мачтами уличных фонарей. В процессе стро­ительства ребята сочетают различ­ные способы работы с песком. Педагоги побуждают ребят стро­ить по разным темам (порт, детский сад, микрорайон и др.), по знакомым сказкам (например, «Царевна-ля­гушка», «Заячья избушка», «Снежная королева» и др.) и разыгрывать ска­зочные сюжеты. Детям предлагают в качестве образцов для строитель­ства фотографии, рисунки с изобра­жением различных сооружений.

В подготовительной к школе группе у детей закрепляют приоб­ретенные навыки. Можно научить ребят новому приему работы с пес­ком. Песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся, как любят говорить дети, «кашу-­малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами, благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, зам­ки, башни и другие сооружения ко­нусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину. Осуществляя обучение детей, пе­дагоги все больше опираются на их опыт, знания, умения, стремятся раз­вивать у ребят сообразительность, смекалку, творчество. Таким обра­зом, действуя, экспериментируя с песком и водой, дошкольники чувственным путем, познают их каче­ства, а воспитатели расширяют по­нятия детей, их опыт, формируют умения, воспитывают.

Примерный план работы с детьми

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ:

Праздник «Вот и лето пришло…»

Пикник «С Днем рождения»

Экскурсия в Царицыно






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.