Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование критерия Т Вилкоксона для решения задачи 5






Сформулируем гипотезы.

H0: Интенсивность положительных сдвигов не превосходит интенсивно­сти отрицательных сдвигов.

H1: Интенсивность положительных сдвигов превосходит интенсивность отрицательных сдвигов.

В Табл. 9.8 нами уже просуммированы ранги " редких", в данном случае, отрицательных, сдвигов. Сопоставляем эти значения с максимальными значениями Т, при которых различия еще могут считаться достоверными (Табл. VI Приложения 1).

Для шкалы " Активное слушание", n =12:

Ответ: H0 отклоняется. Преобладание положительных сдвигов по навыкам активного слушания неслучайно (р < 0, 05). Для шкалы " Снижение напряжения", n= 12:

Ответ: H0 отклоняется. Принимается H1. Преобладание поло­жительных сдвигов по навыку снижения напряжения не является слу­чайным (р < 0, 01).

Для шкалы " Аргументация", n =9:

тэмп=0

тэмп < ткр

Ответ: H0 отвергается. Принимается H1. Преобладание поло­жительных сдвигов по навыкам аргументации неслучайно (р < 0, 01).

Итак, участники ощущают значимые положительные сдвиги по всем трем группам коммуникативных навыков.

В данном случае критерий Т доказал свою большую мощность по сравнению с критерием знаков. Он подтвердил ранее установленные различия на высоком уровне значимости (р < 0, 01) и позволил выявить их для шкалы " Активное слушание" (р < 0, 05).

Однако мы не можем интерпретировать полученные результаты в терминах эффективности тренинга по меньшей мере по двум причинам:

1) у нас не было контрольной группы, у которой измерялись бы те же показатели с тем же интервалом времени;

2) показатели самооценки после тренинга могли отражать желание испытуемых косвенно поблагодарить тренера за его работу.

Несмотря на это, все-таки есть смысл ответить на второй вопрос задачи, проверив, различаются ли между собой величины сдвигов по трем разным шкалам. Со всеми возможными поправками на индивидуальные тенденции к завышению или занижению самооценок, различия в сдвигах все же отражают относительную эффективность тренинговых воздействий по трем направлениям.

Вопрос 2: Произошли ли по трем видам навыков разные сдвиги или эти сдвиги для разных навыков примерно одинаковы?

Величины сдвигов получены по трем разным шкалам для одной и той же выборки испытуемых. Для того, чтобы определить, различаются ли величины сдвигов, полученных по трем шкалам, применимы критрии χ 2r Фридмана и L Пейджа.

 

Таблица 9.9

Сдвиги в оценках уровня развития коммуникативных навыков и их ранги (n =12)

  Код имени Оценка Признак 1: Активное слушание Признак 2: Снижение эмоционального напряжения Признак 3: Аргументация  
    Оценка Ранг Оценка Ранг Оценка Ранг  
  Ис.   1, 5   1, 5      
  Я.              
  Ин.              
  Р.              
  К. –24     2.5 1, 5 2, 5  
  Н.   1, 5   1, 5      
  Ен.       1, 5   1, 5  
  Ле. –1     2, 5   2, 5  
  Ли.   2, 5   2, 5      
  Т.       1, 5   1, 5  
  Ет. –1   –2        
  Б   1, 5       1, 5  
  Суммы   25 (21)   24, 5 (18, 5)   22, 5 (14, 5)
  Средние 1, 25 1, 58 1, 25
                                                   

 

_____________

4 Отрицательную величину считаем меньшей величиной и приписываем ей, соот­ветственно, меньший ранг. Может получиться так, что большую величину ранга -третий ранг - получит значение 0, как это имеет место у испытуемого Ет. (№11). В каком-то смысле при двух отрицательных сдвигах третий нулевой сдвиг является положительным, но это можно и оспаривать. Поэтому целесообразно рассчитать значение L отдельно для всех испытуемых и для тех испытуемых, у кого нет отри­цательных сдвигов (п=9). Соответствующие суммы приведены в скобках.

 

Проранжируем сдвиги по трем шкалам для каждого испытуемого (Табл. 9.9). Ранжирование, как мы помним, производится по строкам.

Поскольку количество замеров с =3, т. е. меньше 6, а количество испытуемых гг=12, мы можем остановить выбор на критерии тенденций L Пейджа. Такая возможность благоприятна, так как критерий L по мощ­ности превосходит критерий χ 2r (см., например, задачу 3 и ее решение).

Проверим соответствие сумм рангов расчетным суммам. Сумма рангов по всей выборке составляет 25+24, 5+22, 5=72. Расчетная сумма:

Сумма рангов по усеченной выборке (n =9) составляет 21+18, 5+14, 5=54. Расчетная сумма:

В обоих случаях суммы рангов совпадают с расчетными, мы мо­жем перейти к дальнейшим действиям.

Сформулируем гипотезы, ориентируясь на значения ранговых сумм;

H0: Тенденция к меньшему сдвигу по шкале " Аргументация", проме­жуточному сдвигу по шкале " Снижение напряжения" и большему сдвигу по шкале " Активное слушание" является случайной.

H1: Тенденция к меньшему сдвигу по шкале " Аргументация", промежу­точному сдвигу по шкале " Снижение напряжения" и большему сдвигу по шкале " Активное слушание" не является случайной.

Определим эмпирические значения критерия L по всей выборке в целом:

Lэмп =∑ (Tj·j)=(22, 5·1)+(24, 5·2)+(25·3)=22, 5+49+75=146, 5

По Табл. VIII Приложения 1 определяем критические значения L для п= 12, с =3:

Lэмп =146, 5

Lэмп < Lкр

H0 принимается.

Определим эмпирическое значение критерия L для усеченной выборки:

Lэмп =(14, 5 · 1)+(18, 5 · 2)+(21 · З)=14, 5+37+63=114, 5

Определяем по Табл.VIII Приложения 1 критические значения L при n =9:

Lэмп =114, 5

Lэмп < Lкр

H0 принимается.

Ответ: H0 принимается и для полной, и для усеченной выборки. Тенденция к меньшему сдвигу по шкале " Аргументация", промежуточ­ному сдвигу по шкале " Снижение напряжения" и наибольшему сдвигу по шкале " Активное слушание" является случайной.

Итак, общий вывод таков: сдвиги в показателях по трем видам коммуникативных навыков достоверны, но указать, в каком из видов навыков участники ощущают больший сдвиг, а в каком - меньший, на основании этих данных невозможно.

Вопрос 3: Уменьшается ли расхождение между " идеальным" и реальным уровнями владения навыками после тренинга?

Сокращение расхождения между индивидуальным идеалом и са­мооценкой - один из главных показателей эффективности психотерапев­тического воздействия (Rogers С., 1961, р.236; Роджерс К., 1995, с.292). Сближение самооценки реального Я и идеального Я происходит в большинстве случаев аа счет повышения реальной самооценки, но мо­жет снизиться и уровень идеальных требований к себе благодаря пере­ключению на более реалистичные и менее " наказующие" цели.

Итак, мы проверяем, оказал ли тренинг психотерапевтическое воздействие на участников. Как правило, испытуемые не предполагают, что у них измеряется не абсолютный уровень самооценки или " идеала" и, даже, не расхождение между ними, а расхождение между расхожде­ниями, сдвиг в величине этого расхождения после тренинга. Можно предположить, что этот показатель более объективно отражает проис­ходящие изменения. По крайней мере, он в меньшей степени подверг­нут влиянию фактора социальной желательности.

Поскольку мы сопоставляем 2 разных представляемых или умо­зрительных условия измерения на одной и той же выборке испытуемых и по одному и тому же набору показателей, применимы критерии зна­ков и Т Вилкоксона.

Поскольку расхождения варьируют в достаточно широком диапа­зоне - от 3 до 5, целесообразнее использовать критерий Т Вилкоксона.

В Табл. 9.10 по каждой шкале представлены 4 показателя: рас­хождение между идеальным и реальным уровнями до тренинга, после тренинга, разность между расхождениями " после" и " до" и ранги этих разностей (сдвигов).

Таблица 9.10

Сдвиг в величинах расхождения между " идеалом" и реальным уровнем развития коммуникативных навыков

Код имени частника   Активное слушание Снижение напряжения Аргументация
До после Сдвиг (после -до) Ранг сдвига до после Сдвиг Ранг (после сдвига — до) до после Сдвиг (после -до) Ранг сдвига
  Ис.           3.5     -1 3, 5
  Я.             -       3, 5
  Ин.           -1 3, 5     -1 3, 5
  Р.     -1         3, 5      
  К.       4, 5       -       3, 5
  Н.     -1       -1 3, 5     -1 3, 5
  Ен.     -4       -3       -2  
  Ле.       -       -      
  Ли.     -1       -1 3.5      
  Т.       -       -       3, 5
  Ет.       4, 5       3, 5      
  Б.       _     -5        
Всего сдвигов                        
Типичный сдвиг Отрицательный Отрицательный Отрицательный
Сумма ран­гов нетипич­ных сдвигов               10, 5       10.5

В Табл. 9.10 выделены величины нетипичных, более редко встречающихся, сдвигов, и ранги их абсолютных значений. Мы видим, что большинство сдвигов - это нулевые или отрицательные сдвиги. Это означает, что расхождение между идеалом и самооценкой чаще умень­шается или остается на прежнем уровне, чем увеличивается. Однако нас сейчас интересует именно уменьшение расхождения между идеаль­ным и реальным Я, а поэтому все нулевые сдвиги придется исключить из рассмотрения.

Сформулируем гипотезы.

H0: Сближение идеального и реального уровней навыков после тре­нинга не является преобладающей тенденцией.

H1: Сближение идеального и реального уровней навыков после тренинга является преобладающей тенденцией.

Сближение выражается в отрицательном, типичном, сдвиге рас­хождения между идеальным и реальным уровнями.

По Табл. V Приложения 1 определяем критические значения критерия Т и сопоставляем их с эмпирическими значениями. По шкале " Активное слушание" ", n =6:

Tэмп = 9

Tэмп > Tкр

Нд принимается.

По шкале " Снижение напряжения", n =8:

Tэмп = 10, 5

Tэмп > Tкр

Но принимается.

По шкале " Аргументация", п=7:

Tэмп = 10, 5

Tэмп > Tкр

Но принимается.

Ответ: Т - критерий Вилкоксона не позволяет отвергнуть нуле­вую гипотезу. Уменьшение расхождения между идеальным и реальным уровнями навыков не является доминирующей тенденцией.

Исследователь может утешать себя тем, что в процессе тренинга участники ощутили новые горизонты развития... Действительно, про­изошли достоверные положительные сдвиги не только в оценке реаль­ного уровня владения коммуникативными навыками (см. выше), но и достоверные положительные сдвиги в оценке идеального уровня. Кроме того, в исследованиях К. Роджерса речь идет не о самооценке уровня владения коммуникативными навыками, а о более глубоких аспектах личностной самооценки в методе Q - сортировки. Учитывая малый объ­ем выборки, полученный результат можно считать лишь предваритель­ным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.