Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация.






РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ.

Каждый листок имеет верх, низ, левую и правую половины, се­редину. Когда рисунок помещен в середине, то это свидетельствует о том, что человек не стремится к изменению себя в этом жизнен­ном пространстве, в котором он находится, оно его устраивает.

Если испытуемый нарисовал животное вверху листа, это значит, что его не устраивает положение, которое он занимает в настоящий момент жизни. И чем выше ушел рисунок, тем сильнее выражено у обследуемого недовольство своим положением.

Если рисунок расположен внизу (ниже средней горизонтальной линии), то это означает, что испытуемый хочет закрыться, спрятать­ся, ощущая собственные недостатки; у него, как правило, отсутству­ет или слабо выражена тенденция к самоутверждению.

РАЗМЕР РИСУНКА.

Средний размер рисунка равен 4-5 см. Но если рисунок зна­чительно больше, то это свидетельствует о стремлении человека к самораспространению. Люди с выраженными психопатически­ми тенденциями рисуют, как правило, громадные рисунки.

Мелкий рисунок говорит о том, что данный человек не уверен в себе, робок, подавлен, зажат. Микрорисунки, размером 2-3 мм, когда даже форма животного теряется, как правило, принадлежат людям со склонностью к шизофрении.

ВИД ЖИВОТНОГО.

По внешнему виду нарисованные животные делятся на три вида:

A) крупные, сильные, например, нарисован хищник с когтями или оскаленной пастью – их называют угрожающими;

Б) средние по размерам, или нейтральные, например нечто, похожее на белку или кошку;

B) маленькое, слабое, немощное животное или угрожаемое, например, стрекоза, бабочка.

В зависимости оттого, какое именно животное будет нарисо­вано – угрожающее, нейтральное или угрожаемое, – сразу вид­но, как чувствует себя человек в этом мире. Фактически такой рисунок является автопортретом индивида.

СМЕЩЕНИЕ РИСУНКА ВЛЕВО ИЛИ ВПРАВО от вертикальной линии, делящей лист пополам.

У каждого рисунка есть так называемая несущая смысловая часть, чаще всего ею является голова. Если голова повернута вле­во от середины, то это означает, что индивид не осуществил свои планы и мысли, размещение несущей смысловой части в левой половине листа есть проявление внутренней жизни человека при внешне пассивном поведении.

Если голова (или то, что заменяет ее на рисунке) повернута вправо, то это признак человека действия. Правая рука – орудие действия, левая – средство защиты внутренней жизни от посяга­тельства извне.

Некоторые испытуемые рисуют голову фас и в середине. Та­кой рисунок, как правило, свидетельствует о развитом эгоцент­ризме испытуемого.

ХАРАКТЕР ОПОРЫ ДЛЯ ТЕЛА ЖИВОТНОГО.

Испытуемые рисуют разную опору: ноги, постамент и пр. Если тело животного поставлено на крепкие, стройные ноги, это озна­чает, что испытуемый строит свои выводы на основательных, хо­рошо проверенных данных и уверен в истинности этих оснований.

Если у фигуры нарисованы слабые ноги, например типа кури­ных или мушиных лапок, то это свидетельствует о том, что чело­век не уверен в тех сведениях, которые служат основой для его размышлений и выводов, держится на ощупь, не всегда рациона­лен, затрудняется в принятии решений, отличается повышенным самоконтролем.

Если ноги у фигуры состоят из сочленений, то это является признаком затрудненных логических построений: трудность при­нятия решений, если нет достаточных и ясных оснований для этих решений; рассуждения отличаются повышенным контролем, час­тыми перепроверками выводов.

Если ноги (или лапы) на рисунке не соединены друг с другом, то это означает, что для испытуемого характерна случайная ори­ентировка, его рассуждения носят аффективный, эмоциональный поверхностный характер.

Если нарисованы прямые крепкие или параллельно друг другу и одинаковой формы ноги, то это показатель того, что рассужде­ния испытуемого конформны, общеприняты, тривиальны.

Если нарисованы ноги разные, не похожие друг на друга, то это означает выраженные неконформность, своеобразие, яркость мышления испытуемого.

Если ноги нарисованы в виде постамента, то значит, что испы­туемый является ригидным человеком, ни в чем не сомневающим­ся, более того, пытающимся навязать свою волю и мнение дру­гим людям.

Если ног на рисунке не видно, животное лежит на брюхе, значит, испытуемый уверенный, спокойный, никому не навязывающий свои решения и взгляды, свои выводы. В данном контексте уверенность и спокойствие рассматриваются не как черта характера, а как осо­бенность логических построений рассуждающего.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТАЛЕЙ, которыми очерчена фигура. В нор­ме человек рисует, как правило, столько деталей, сколько необ­ходимо для однозначного прочтения рисунка, не больше. А имен­но: голова, туловище, хвост, ноги и т.п.

При наличии некоторого своеобразия психики рисунок характе­ризуется либо обилием деталей (чешуя, шерсть, всякие отростки, выросты в самом неожиданном месте и пр.), либо, наоборот, чрез­мерной скупостью, когда намечен только контур, не более.

Так, астеничные люди рисуют только контур, впечатление та­кое, будто им не хватает энергии, чтобы нарисовать хотя бы ми­нимум деталей.

При высоком показателе энергии испытуемого рисунок изо­билует множеством деталей, весь рисунок заполнен ими, элемен­тов излишне много.

Имеет значение также сам характер деталей. Чем свободнее комбинация деталей рисунка, чем неожиданней их сочетание, тем больше творческих возможностей у данного испытуемого.

Некоторые люди рисуют только овал с точкой, обозначающей, вероятно, глаз животного. Как правило, это закрытые, замкнутые люди.

О наличии агрессии у испытуемого свидетельствует наличие на рисунке ОСТРЫХ УГЛОВ: рога в виде острых углов, чешуя и т.п.

Рисунок с мягкими очертаниями без острых углов говорит о том, что у испытуемого в данный момент нет агрессии. Если много острых углов, надо определить, куда они направлены.

Если острые углы сосредоточены на голове (зубы, рога), то это признак наличия у испытуемого защитной агрессии на случай на­падения: острые губы и нос животного свидетельствуют о выра­женной у испытуемого защитной агрессии в вербальной и грубой форме; если во рту животного на рисунке нет острых углов, а толь­ко рога на голове, это показатель присущей испытуемому вербаль­ной агрессии нападающего задиристого характера.

Если острые углы нарисованы прямо по туловищу, т.е. внутри фигуры, то это означает, что у данного испытуемого достаточный запас агрессии и готовности ее проявить.

Если агрессивные линии, то есть острые углы, нарисованы так, что они обращены в правую сторону листка, то это значит, что у данного испытуемого агрессия появляется и проявляется во взаимодействии с другими, вне взаимодействия агрессии нет. Такими деталями яв­ляются, например, нога с острым копытом на правой стороне и т.д.

Если острые углы нарисованы внизу и направлены вниз, то аг­рессия относится к оценкам, которые выносятся испытуемым, у него всегда есть готовность осудить другого, найти недостатки, оценить чуть ли не любого плохо, подумать о другом человеке плохо.

Если острые углы нарисованы на спине и направлены вверх, то агрессия испытуемого направлена против сильных, стоящих «вверху», против тех, кто имеет власть над испытуемым, может принудить его, запретить что-либо, имеет возможность ему по­мешать. В этом случае агрессия может быть как защитной, так и нападающей.

Если для изображения кожного покрова, например меха, шер­сти, используются мелкие легкие линии, то это является свиде­тельством тревоги. Стремления отретушировать весь рисунок так, что не остается чистого места на рисунке, тоже свидетельствует о наличии тревоги у испытуемого.

Глаза или глаз с хорошо прорисованной радужкой – признак наличия страха у испытуемого. Свой страх человек изображает на рисунке несуществующего животного в виде открытых глаз. Если глаз на рисунке закрыт и к тому же нарисованы ресницы, это оз­начает, что у испытуемого страха нет.

ВЕРХНЯЯ ЛИНИЯ РИСУНКА

У рисунка всегда есть воображаемая верхняя линия. Здесь имеет значение, что именно поднимается над ней: функциональные части (уши, рога, крылья, лапы) на спине или украшающие животное перья на спине, бантики, ленты (даже рисуют цветы). Если провести пунктиром эту воображаемую линию и окажется, что над ней выступают не функциональные части, то это признак демонстративной личности испытуемого. Чем выше все эти бан­тики и т.п., тем более выражен демонстратизм у данного испыту­емого. Сюда не относится манера рисовать животных в одежде: штанах, валенках, шляпе, перчатках и т.п. Это скорее свидетель­ствует об инфантильности испытуемого.

ОСОБЕННОСТИ ПРОРИСОВКИ УШЕЙ, НОСА, РТА Хорошо прорисованные уши животного – признак того, что че­ловек хочет быть хорошо информированным относительно того, как к нему относятся окружающие. Данный индивид сильно зависит от окружающих, постоянно имеет в виду, что они скажут или поду­мают.

Хорошо прорисованные губы свидетельствуют о чувственнос­ти либо о склонности к разговорчивости, особенно при нарисо­ванном открытом рте с зубками. Это означает, что испытуемый любит не просто много поговорить, но и посплетничать.

Если рот нарисован в виде сплошной линии, когда нет ни зубов, ни губ, то это признак человека молчаливого, затрудненно реагиру­ющего на ситуации, требующие его участия в контактах с людьми.

Чем больше изображаемое животное похоже на человека, тем более выражена у данного испытуемого инфантильность.

Бывают рисунки с вмонтированными в изображение животно­го механическими частями (лампочки, рукоятки, проволоки, дви­жущие механизмы и т.п.), это признак склонности испытуемого к шизоидности.

ХАРАКТЕР ЛИНИИ

В норме – линия рисунка сплошная, без прерывистости, без повторяющихся частей. Прерывистая линия рисунка свидетельствует о наличии невротичности у испытуемого. Если линия вдобавок еще и как бы мохнатая, то это свидетельствует о выраженной невротич­ности испытуемого, беспокойстве, готовности к страху.

Если линии нахлестываются друг на друга, образуя нечто вро­де уголков, то это признак легкого возникновения напряженности испытуемого. Если в местах соединения, например головы с ту­ловищем или хвоста с туловищем, линии разорваны и как бы ви­сят, это значит, что интеллектуальная деятельность субъекта под­вержена дезорганизации со стороны эмоций – при волнении эф­фективность его деятельности резко снижается.

НАЖИМ ЛИНИИ.

Чем резче нажим, тем больше в период рисования тревожность испытуемого. Иногда настолько сильный нажим, что карандаш продавливает бумагу, рвет ее, это свидетельство очень высокого тонуса мышц руки испытуемого.

Иногда нажим бывает только в нескольких частях рисунка. В таком случае надо обратить внимание, где именно: на несущей смысловой части рисунка или нет. Если на несущей части – зна­чит, именно здесь и кроется источник тревожности.

Легкие паутинообразные линии – признак астении, утомле­ния, депрессии испытуемого.

Если линии как бы падают вниз, например, во время рисова­ния ног животного, то это признак депрессии. Об этом же свиде­тельствует опущенный вниз хвост животного. Но чтобы это уви­деть, надо наблюдать за процессом рисования испытуемого.

Если ноги или хвост животного рисуется линиями, направленны­ми вверх, это является показателем высокой энергии испытуемого. Линии вниз и сильным нажимом – показатель наличия у ис­пытуемого депрессии напряжения. Подчеркивание на рисунке гениталий животного – свидетельство неразрешенной сексуаль­ной проблемы испытуемого.

Некоторые испытуемые много внимания уделяют изображению фона – рисуют траву, речку, пейзаж, что истолковывается двояко: с одной стороны, повышенное любопытство, выраженный интерес, страсть к новизне; с другой стороны, это может свидетельствовать о гиперкомпенсации, когда выход в мир затруднен неумением кон­тактировать или другими проблемами и выходить в этот мир не хо­чется, тогда испытуемый изображает этот самый мир в виде рисунка. Если нарисован хвост, надо обратить внимание на то, куда он направлен: вверх, вниз, направо, налево. Если хвост трубой и впра­во вверх, значит человек доволен собой и своей деятельностью. Если хвост вниз и направо, то это признак сожаления испытуемо­го о том, что что-то сделал не так, как надо.

Если хвост (или хвосты) направлен влево, это признак оценки испытуемым собственных возможностей и способностей: вверх и влево – высокая самооценка, вниз и влево – низкая.

НАЗВАНИЕ РИСУНКА.

У людей мыслительного типа все детали рисунка соединены об­щим названием «свинорыба», «слонобегемот», «летающий заяц» и т.п. Есть названия типа «оть-оть-оть», «та-то-тя», «му-зю-ля» и т.п. Эти повторяющиеся слоги или похожие на имена названия животных говорят об инфантильности и отсутствии самоконтроля у ис­пытуемого.

Очень длинные названия, иногда в целую строку, например «эпоминосандроверихбог», свидетельствуют об усложненности мышления, педантизме испытуемого.

Иногда придумывают наукообразные названия с латинскими окончаниями: «запятрус», «кринкулюс» и т.п. – это показатель демонстративных личностей, которые показывают своим назва­нием свои внутренние возможности, свою образованность.

Есть названия, в которых прослеживается тенденция к эсте­тической оценке составляющих его звуков; например, «золиана», что свидетельствует о выраженной эстетической мерке испытуе­мого, с которой он подходит ко всему.

Методика 2

«Моя вселенная»

 

Цель: помочь детям узнать что-то новое о себе, о своих друзьях.

Ученикам предлагается на альбомных листах начертить все то, что находится в космосе (планеты, спутники, ракеты, звезды и т.п.). В центральном круге нужно написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончания предложений:

Мое любимое занятие…

Мой любимый цвет…

Мой лучший друг…

Моё любимое животное…

Моё любимое время года…

Мой любимый сказочный герой…

Моя любимая музыка…

 

Тематика вопросов может изменяться.

 

Методика 3

«Нарисуй человечка»

Дается задание каждому нарисовать человечка (или раздается готовый рисунок).

Все подписывают содержание рисунка согласно тому, как показано на рисунке-образце. Рисунки, выполненные ребятами, собираются, перемешиваются и раздаются детям.

Получив чей-то рисунок, ребенок характеризует его, рассказывает о свойствах этой личности, о том, что она любит или не любит.

Все предполагают, кто это мог быть.

 

Анализ полученной информации позволяет воспитанника лучше узнать друг друга, а для классного руководителя это один из способов изучения индивидуальных особенностей детского коллектива.

 

Блок 4. Тренинговые занятия «Развитие сплоченности в группе»

Цель тренинга: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:

- доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; · эмоционально сопереживать товарищу;

- сотрудничать и действовать сообща;

- согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

- разрешать конфликтные ситуации;

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе.

В основе содержания программы тренинга «Развитие сплоченности в группе» лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность подростков, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.

Условия, количество и периодичность занятий:

Необходимо провести 4 занятия с периодичностью примерно 1 раз в неделю. Первые три занятия по 45 минут, последние два - по 1.5 часа. Занятия проводились в классе, либо в актовом зале. Количество участников по количеству детей в группе Возраст – 10-12 лет.

Каждое из занятий оформлено в виде законченного мини-тренинга. Т.е. включает приветствие, разминку, основное упражнение, обсуждение, завершающий ритуал или упражнение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.