Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственно-частное партнерство: современное историческое развитие , основные правовые формы в России






Государственно-частное партнерство (ГЧП) – явление достаточно новое для отечественной правовой доктрины. Ни в законодательстве, ни в научной литературе не сложилось единого понимания ГЧП. По-нашему мнению, наиболее соответствует определение, данное на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.

Государственно-частное партнерство – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления. [367]

Современный термин государственно-частное партнерство, известный как Public-Private Partnership, возник в Великобритании в начале 1990-х г. Именно тогда, правительство Д. Мейджора приступило к развитию собственной формы ГЧП, как Private Finance Initiative (PFI). Ее сутью являлась возможность передачи в руки частных инвесторов функции строительства, реконструкции и развития государственных объектов. Параллельно развивалась практика государственно-частного партнерства и во всем Европейском союзе. [368]

В России сложились свои традиции взаимодействия власти и бизнеса. Было бы логично говорить о " партнерстве" между публичными и частными предпринимательскими образованиями лишь начиная с 90-х годов XX в., однако отечественная история сотрудничества государства и частных лиц насчитывает куда больший период времени. Еще в " Русской Правде" упоминалось, что сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определенное натуральное довольствие, а полицейские функции осуществлялись княжескими вирниками, мечниками, писцами, тиунами, в пользу которых были установлены особые пошлины. [369]

Современный институт публично-частного партнерства в Российской Федерации берет начало с середины 1990_х гг. Еще до принятия Федерального Закона «О концессионных соглашениях» (2005г.), в России начали реализовываться проекты ГЧП в области ЖКХ, строительства трубопроводных систем, объектов электроэнергетики и др., при этом основные крупные проекты были реализованы в рамках модели BOOT (строительство – владение – эксплуатация — передача). [370]

Использование механизмов частно-государственного партнерства (ГЧП) в настоящее время получает широкое распространение в Российской Федерации[371].

Согласно источникам, классификации ГЧП, принятые в мировой практике, выделяют обычно следующие его формы:

1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. т.е контракты, заключаемые на закупку товаров, работ, услуг. В России основным законом, регулирующим эту сферу, является Федеральный закон n 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Аренда в форме договора аренды и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату.

3. Концессия (концессионное соглашение) - это форма государственно-частного партнерства, направленная на развитие социально значимой инфраструктуры или осуществление видов деятельности (объект концессии) для защиты общественных интересов, при которой частный сектор (концессионер) развивает объект концессии и получает доходы от его/ее эксплуатации/осуществления, а государственный сектор (концедент) сохраняет права собственности и контроля над объектом концессии.[372] Основным нормативно-правовым актом, регулирующим концессионные соглашения является Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ " О концессионных соглашениях", также субъекты РФ принимают самостоятельные законы, по состоянию на 1 марта 2015года, в 68 регионах принят закон об участии субъекта в государственно-частных партнерствах.

Использование механизмов частно-государственного партнерства (ГЧП) в настоящее время получает широкое распространение в Российской Федерации. Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения. ГЧП рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности. [373]

Иванчикова Е.В., ЮУрГУ

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕЖИМА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ И США [374]

Правовой режим банковской тайны определен статьей 857 ГК РФ[375], а также статьей 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»[376], согласно кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Банковская тайна является правовым режимом, не сводимым ни к одному ранее известному правовому режиму информации[377]. Правовому режиму присущи следующие сущностные признаки: обязательное нормативно-правовое закрепление; специфическая цель; особый порядок регулирования; создание благоприятных (неблагоприятных) условий для удовлетворения интересов субъектов права; системный характер; комплексный характер; особая структура[378]. Банковской тайне присущи все эти черты.

Действующий правовой режим банковской тайны состоит в определении круга субъектов, которые могут обязать банк предоставить им сведения, охраняемые законом в качестве банковской тайны[379]. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены без ограничений только клиентам и корреспондентам, а также их законным представителям. В ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» определён закрытый перечень государственных органов и их должностных лиц, а также установлен чёткий порядок получения ими конфиденциальной информации.

Сравнивая подход отечественного законодателя с законодательным подходом к определению режима банковской тайны в США, необходимо отметить следующее. В США банковская тайна понимается как обязанность банков хранить персональные данные, информацию о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, проведённых ими банковских операциях и международных переводах. В 1970 г. Конгрессу США было поручено собрать инструменты регулирования банковской деятельности в Закон о банковской тайне. Задачей принятия данного акта было предоставление должностным лицам государственных органов личной банковской документации в целях содействия расследованию преступлений, сбору налогов и проведения судебного процесса. Закон требовал предоставления основных учётных данных от банков и других финансовых учреждений об именах держателей счетов, проведённых ими банковских операциях и международных переводах.

В 1978 г. Конгресс устранил недостатки Закона о банковской тайне, приняв Закон о праве на финансовую тайну. Данный акт ограничил доступ государственных органов к личным данным и банковской документации клиентов, в частности государственный орган должен иметь административное или судебное решение, ордер на обыск, для того чтобы получить доступ к персональным данным клиента или корреспондента банка.

Однако в США банки обязаны сообщать налоговым органам о сделках своих клиентов на сумму свыше 10 тысяч долларов. Ограничивая право клиента банка на конфиденциальность информации, оно одновременно обязывает банк уведомлять его о любом поступившем в банк запросе, касающемся этого клиента. Такая обязанность банка дает клиенту право обжаловать этот запрос в суд до того как сведения будут предоставлены, а не после этого[380].

 

Исаева Е.А., студентка ЮУрГУ

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА [381]

Основанием ответственности перевозчика является нарушение обязательства, например, установленных законом или договоров сроков доставки груза.

Важным моментом среди общих положений является принцип ограничения имущественной ответственноститранспортных организаций, в то время как гражданское законодательство РФ предусматривает полное возмещение убытков.

Ответственность перевозчиков за сохранность груза принятого к перевозке определяется уставами и кодексами (правилами) действующими индивидуально для каждого вида транспорта. При этом ответственность перевозчиков за не обеспечение сохранности грузов наступает при наличии тех же условий, которые являются обязательными при наступлении гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возложение ответственности на перевозчиков за не сохранность перевозимого груза (в соответствии со ст. 796 ГК РФ).

Сами стороны не могут самостоятельно устанавливать дополнительные основания освобождения грузоперевозчиков от ответственности, если это не оговорено в особых условиях генерального договора перевозки грузов.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения сроков доставки грузов перевозчик несет ответственность.

Согласно, ст. 97 УЖТ перевозчик за просрочку доставки груза уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. Ст. 120 ВК устанавливает, что за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Статья 116 КВВТ предусматривает 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Соответственно КТМ ст. 170 п. 2 устанавливает, что ответственность перевозчика за просрочку доставки груза не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза. На автомобильном транспорте (п. 11 ст. 34 УАТиГЭТ) перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не предусмотрено договором перевозки грузов (общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы).

На железнодорожном транспорте (ст. 97 УЖТ), внутреннем водном транспорте, морском (ст. 166 КТМ), воздушном (ст. 120 ВК), автомобильном транспорте (ст. 36 УАТиГЭТ) перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки грузов, если докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, непреодолимой силы либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Таким образом, круг обстоятельства освобождающих перевозчика от имущественной ответственности за не соблюдение сроков доставки груза является закрытым.

 

Ищенко А., ЮУрГУ

КРЕДИТНЫЕ РИСКИ В КОММЕРЧЕСКОМ ПРАВЕ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О БАНКРОТСТВЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ [382]

Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо указывает на рисковый характер предпринимательской деятельности. Между тем нужно отметить, что легального определения данная категория не имеет, что дает правоведам возможность самостоятельно конструировать указанную дефиницию.

Наиболее общее, абстрактное определение понятия «риск» было предложено Ю. Б. Фогельсоном: риск – это возможное причинение вреда частному лицу в результате воздействия определенной опасности с учетом вероятности причинения этого вреда этой опасностью[383]. Иного мнения придерживался представитель субъективной концепции риска В.А. Ойгензихт. Согласно его точке зрения, риск - это психическое отношение субъектов к результату собственных действий или к поведению других лиц[384].

Проанализировав приведенные выше определения, а также ряд дефиниций других авторов (В.С. Белых, О.А. Красавчиков, О.А. Кабышев, А.А. Арямов и др.)[385], можно отметить, что в наиболее общем смысле понятие «риск» представляет собой некоторую неопределенность результата, случай, который может привести как к положительному, так и к отрицательному исходу с разной долей вероятности.

Предпринимательский риск как общая категория включает в себя в том числе и кредитный риск. Последний так определяется Н. В. Шелковой: это неуверенность кредитора в том, что должник будет в состоянии и сохранит намерение выполнить свои обязательства[386].

Само понятие «риск» возникает на стыке экономики и права, и именно экономическая сущность риска делает рассматриваемый вопрос очень значимым с точки зрения практики для любого коммерческого лица.

Очевидно, что деятельность кредитных организаций направлена на получение прибыли. Это, в свою очередь, определяет производную цель – осуществление деятельности с минимально возможными рисками. Средством достижения этой цели являются различные приемы и способы по управлению кредитными рисками, так называемый риск-менеджмент[387].

Одним из основных способов управления риском в банковском деле является резервирование. С целью компенсации ожидаемых потерь банки формируют собственные средства – капитал, а также обязательные резервы на возможные потери по ссудам и прочим активам, относимые на расходы банка (фактически это означает перенос риска на клиента посредством включения в цену услуги, например, кредита).[388]

Уяснив механизмы защиты кредитных организаций от недобросовестных и неплатежеспособных должников, необходимо обратить внимание на принятые не так давно поправки[389] к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»[390]. Вводя указанные изменения, законодатель по сути дает гражданам законную возможность уйти от выплат по обязательствам. Стоит еще раз подчеркнуть, что резервный фонд кредитной организации создается за счет собственных средств банка, следовательно, повышение величины расчетных резервов будет закладываться в стоимость услуги по кредитованию (то есть в величину процентной ставки по кредиту).

Остается только гадать, как такой неосмотрительный шаг (учитывая, что данные поправки обсуждались более 10 лет) отразится на и без того высоких ставках по потребительским кредитам, когда исходя из теории кредитного риска коммерческие кредитные организации будут вынуждены максимизировать резервы, чтобы минимизировать потери по ссудам.

 

Камалтдинова А., студентка ЮУрГУ

 

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ И СОВРЕМЕННОМ [391]

Крестьянское (фермерское) хозяйство является одной из относительно новых организационно-правовых форм аграрного предпринимательства, возникновение которой связано с осуществлением аграрной реформы[392].

Крестьянское (фермерское) хозяйство созданное после принятие ГК РФ не являлось юридическим лицом. Данное положение разъяснено в Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.95. № 2/1 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой ГК РФ” (п. 9) указано следующее: “Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Вместе с тем, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК РФ), и соответственно к его предпринимательской деятельности применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений”. Из этого следует, что субъектом предпринимательской деятельности является глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Само Крестьянское (фермерское) хозяйство не является субъектом предпринимательской деятельности.

Профессор Суханов Е.А. говорит, что КФХ “представляет собой совокупность физических лиц (граждан), действующих на базе общего имущества, то есть, по сути, простое товарищество”. Принцип организации КФХ по своей сути действительно близок этому институту. Ровный В.В. в своей работе “Проблемы единства Российского частного права” замечает относительно КФХ следующее: «…возникающее в рамках неправосубъектной организации явление общей собственности дает все основания для сравнения хозяйств с институтом простого товарищества. То и другое видится вполне тождественным в той мере, в какой имущественный статус хозяйств может характеризоваться в т.ч. и при помощи режима общей долевой собственности, а деятельность основываться на договоре между двумя или более его участниками…»[393].

Принятый 30 декабря 2012 г. ФЗ-302, дополнивший главу 4 части 1 ГК РФ закрыл вопрос об организационно-правовой форме КФХ наделив его особым статусом и не относя к какой-либо существующей организационно-правовой форме.

Федеральный закон " О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 2003г. Значительно улучшил положение как членов самого КФХ и так и иных лиц, обязав при создании КФХ подписывать соглашение о создании фермерского хозяйства, в котором содержатся как данные об участниках, так и иные сведения, необходимые для осуществления деятельности. Наличие данного соглашение и требование регистрации КФХ даёт лицам, сотрудничающих с КФХ гарантии исполнения обязательств со стороны такого крестьянского (фермерского) хозяйства, а само крестьянское фермерское хозяйство, наконец-то, станет осуществлять предпринимательскую деятельность на законных основаниях.

Российский законодатель закрепляет существование под одним наименованием двух разновидностей хозяйств (с правами и без прав юридического лица). Но по нашему мнению это не лучший вариант т.к. неизбежна путаница и неопределенность, сложности в законодательном регулировании, поскольку в законодательстве каждый раз придется оговаривать, к какой из перечисленных разновидностей крестьянского хозяйства (или к обеим из них) относится то или иное положение. Наделять крестьянское (фермерское) хозяйство статусом юридического лица, также не видится необходимым. Ведь тогда крестьянское (фермерское) хозяйство теряет свою самобытность. Таким образом, следовало бы установить особый правовой статус крестьянских хозяйств, без образования юридического лица, в самом Гражданском кодексе РФ и в иных законах, в связи с чем закрепление в Гражданском Кодексе РФ новой организационно-правовой формы - крестьянское (фермерское) хозяйство, на наш взгляд кажется преждевременным.

 

Касумов Н.Ф., ЮУрГУ

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ПРИ ПРОЦЕДУРЕ БАНКРОТСТВА [394]

Проблема невозврата долгов по кредитам коммерческим банкам физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в настоящее время весьма актуальна. В юридической литературе неоднократно указывалось на необходимость решения данного вопроса, утверждая, что выжидательная позиция властей по введению института несостоятельности граждан лишь тормозит развитие предпринимательских и кредитных отношений [395].

В декабре 2014 года законодатель предпринял попытку решить данную проблему принятием Федерального закона " О внесении изменений в Федеральный закон " О несостоятельности (банкротстве)" [396] (далее – Закон), который вступает в силу 1 июля 2015 года и вводит детальное регулирование института банкротства гражданина. Но на наш взгляд, сделал это не совсем удачно.

Так, законодателем введен новый институт – институт финансового управляющего, правовой статус которого разрешает многие проблемы, связанные с процедурой банкротства, но и вызывает отдельные вопросы.

Финансовый управляющий – это физическое лицо, утвержденное судом для участия в деле о банкротстве гражданина, наделенный процессуальными полномочиями, позволяющим ему осуществлять контролирующие функции над деятельностью должника после признания заявления о банкротстве обоснованным[397]. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным. Заслуживает внимания тот факт сохранения диспозитивности в данной норме. Например, гражданин в поданном им в суд заявлении самостоятельно указывает саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет назначен финансовый управляющий.

Внимания заслуживает и то, что к финансовому управляющему, как к лицу, участвующему в деле о банкротстве граждан, установлены особые требования. Финансовый управляющий, утверждаемый судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина, а именно:

· наличие высшего образования;

· наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года;

· сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

· отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

· отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

· отсутствие в течение трех лет до дня предоставления в саморегулируемую организацию заявления факта исключения из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением законодательства РФ, не устраненным в установленный срок или носящим неустранимый характер.

Выделим следующую проблему - способ и оплата услуг финансового управляющего. Согласно ст. 213.9 Закона вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов.

Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура, что составляет десять тысяч рублей. Денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения финансового управляющего, вносятся в депозит суда, после принятия заявления. Возникает закономерный вопрос. Где же должнику взять деньги на оплату услуг финансового управляющего, если он не в состоянии расплатиться с кредиторами?

Сумма процентов по вознаграждению финансового управляющего в случае введения процедуры реализации имущества гражданина составляет два процента размера выручки от реализации имущества гражданина и денежных средств, поступивших в результате взыскания дебиторской задолженности, а также в результате применения последствий недействительности сделок. Данные проценты уплачиваются финансовому управляющему после завершения расчетов с кредиторами.

Надо отметить, что в случае обращения в суд с заявлением кредиторов или уполномоченных лиц бремя оплаты услуг финансового управляющего ложится на них. Но, учитывая, что банкротство наиболее выгодно самому гражданину, а кредиторы для удовлетворения своих единоличных требований могут довольствоваться и исполнительным производством, представляется наиболее вероятным, что в большинстве случаев заявителем будет являться именно гражданин.

Полагаем, что в этом случае законодатель пошел навстречу должнику. Так, по ходатайству гражданина суд вправе предоставить гражданину отсрочку внесения средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему сроком до даты судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления о признании гражданина банкротом. Как бы то ни было, обязательная процедура привлечения финансового управляющего снова ложится на плечи граждан-должников.

На наш взгляд, для разрешения данной проблемы законодатель должен предусмотреть финансирование за счет государственного бюджета расходов, связанных с привлечением финансового управляющего. С другой стороны, в нынешнем положении вещей – это может служить дополнительным барьером для злоупотребления своим правом на признание банкротства гражданами.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что данный Закон требует детальной проработки правового статуса финансовых управляющих. Так, необходимо установить более гибкий порядок его привлечения в дело о банкротстве, который облегчит для гражданина прохождение данной процедуры, а не усугубит лишний раз его и без того тяжелое положение. При этом следует учитывать антикризисный характер и поспешность принятия данного акта, который является скорее одним из инструментов в руках законодателя для преодоления экономического упадка, нежели чем реальным Законом, направленным на поступательное улучшение кредитной ситуации в стране.

 

Кондратьева К.И., Ю-314, ЮУрГУ

 

НОВЕЛЛЫ АУДИТОРСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА [398]

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 403[399] был внесен ряд концептуально новых положений в законодательство России об аудите и аудиторской деятельности. В частности, изменения коснулись границ расширения предмета аудита, также была изменена обязательная минимальная численность членов саморегулируемой организации аудиторов, установлен новый порядок переоформления «старых» квалификационных аттестатов аудитора и ряд других положений, уточняющих уже действующее законодательство.

Самым интересным и актуальным изменением на наш взгляд является введение Международных стандартов аудита, как своеобразного базиса, применение которого будет обязательно для аудиторских организаций, аудиторов, СРОА и их работников, поскольку, по мнению большинства ученых и практикующих аудиторов данное новшество поднимет аудиторскую деятельность в России на новый уровень.

Международные стандарты аудита (далее – МСА) - это принятый во всем мире свод правил, которыми должен руководствоваться аудитор при осуществлении своей профессиональной деятельности. В России до введения в действие указанного выше закона были разработаны и действовали собственные (федеральные) стандарты аудита[400], подготовленные на базе МСА, которые соответственно были приоритетнее последних. Однако сегодня такая смена приоритетов обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, национальные стандарты аудита хоть и базируются на МСА, но не всегда успевают за изменением последних и находятся в постоянной роли «догоняющих». Как справедливо по этому поводу высказался председатель Совета по стандартам фонда НСФО Аскольд Бирин: «МСА для аудиторов – это возможность использовать самые актуальные стандарты»[401].

Во-вторых, переход на МСА нужен с целью исключения неверного толкования норм, а также с целью унификации и стандартизации профессиональной деятельности аудитора.

В-третьих, действующие в настоящее время федеральные стандарты аудита в силу специфики осуществления аудиторской деятельности на территории России имеют некие расхождения с положениями, содержащимися в МСА. Таким образом, заверяя отчетность по МСФО, аудитор должен давать два заключения, т.е. отражать два подхода в одном заключении, что может привести к разногласиям, а с введение МСА это будет исключено.

В-четвертых, при переходе на МСФО вполне логичен будет и переход на МСА, поскольку для аудиторской отчетности необходимы единые стандарты.

В – пятых, придание легитимности МСА повысит доверие к аудиту в России. Потому как сегодня российская экономика нуждается в западных инвестициях, для получения которых отчетность должна быть составлена по понятным для инвесторов правилам.

Тем не менее, несмотря на всю объективность и давно уже назревшую необходимость легализации МСА, остается нерешенным ряд вопросов, в том числе: кто будет осуществлять контроль за соблюдением МСА аудиторами и аудиторскими организациями?

Представляется, что функции по контролю за соблюдением МСА будут возложены на те органы, которые осуществляли контроль за соблюдением федеральных стандартов аудита, так как МСА заменят последние.

В заключении хотелось бы отметить, что, несмотря на все вопросы, которые пока остаются открытыми, переход России на МСА - это безусловный прогресс и большой шаг вперед к сближению с западными странами, что позволит российскому бизнесу общаться с ними на «одном языке», тем более, что как отмечают специалисты, федеральные стандарты аудита не в значительной мере отличаются от международных, поэтому перейти на них не составит большого труда[402].

Курина Ю.В., студент ЮУрГУ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОСОБОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТУРОПЕРАТОРОВ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ [403]

Несмотря на прямое закрепление в нормах закона[404] обязанности туроператоров осуществлять финансовое обеспечение своей деятельности, вопрос о целесообразности страхования в качестве способа обеспечения обязательств остается дискуссионным.

М.И. Брагинский указывал на неспособность страхования выполнять функции способа обеспечения договорного обязательства, поскольку оно не стимулирует должника добросовестно исполнить взятое на себя обязательство, а перекладывает бремя ответственности за нарушение договора на страховщика[405]. С.В. Дедиков полагает, что применение договора страхования ответственности туроператора представляет собой попытку изменить систему гражданского законодательства[406]. Свою точку зрения он аргументирует наличием противоречия между п. 1 ст. 963 ГК РФ[407] и абз. 6 ст.17.6 Закона о туризме.

Кризис туристической отрасли в 2014 привел к тому, что многие страховые компании отказываются заключать договоры с туроператорами, в связи с повышением риска банкротства этих компаний. Таким образом, выступая в роли поручителя для обеспечения обязательств туристического оператора, страховщики, затрудняют привлечение их к имущественной ответственности. Данную проблему возможно решить, изменив способ обеспечения обязательств туроператоров перед туристами. Обратимся к зарубежной практике.

В качестве сравнения рассмотрим опыт Китайской Народной Республики. В Китае для финансового обеспечения ответственности туроператоров используется сумма гарантии качества, которая может рассматриваться в качестве залога. Для осуществления своей деятельности туроператор должен открыть банковский счет в одном из банков, уполномоченном Государственным управлением по туризму КНР, и внести сумму гарантии качества. Гарантийная сумма возвращается только после прекращении туроператором любой деятельности в сфере туризма. Данная сумма используется для компенсации ущерба туристам в случае нарушения туроператором положений заключенного договора об оказании услуг или компенсации предварительной оплаты услуг в случае банкротства туроператора. В случае компенсации ущерба туристу из гарантийной суммы, туроператор должен довнести до установленной нормы средства в течение 5 дней с момента получения уведомления о доплате[408].

Используемые в Российской Федерации способы обеспечения исполнения обязательств туроператоров перед туристами, а также недостаточный контроль со стороны государственных органов затрудняют привлечение туроператоров к имущественной ответственности. Введение залога в качестве способа обеспечения обязательств туроператоров позволило бы усилить государственный контроль за туристической отраслью, сделав финансовое обеспечение более эффективным, и упростило бы процесс привлечения туроператора к гражданской ответственности.

Львова С.О., студентка ЮУрГУ

ОБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [409]

Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Такая деятельность предполагает использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских разработок и решений, различных новшеств для создания или усовершенствования продукта, выведенного на рынок, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого предприятием. [410]

Понятие объекта инновационной деятельности чаще всего трактуется в неразрывной связи с понятием интеллектуальной собственности. Объектами инновационной деятельности признаются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ,.услуг..и..предприятий. По моему мнению, данный подход полностью соответствует природе инновационной деятельности. Все результаты интеллектуальной деятельности, перечисленные в ст. 1225 Гражданского кодекса РФ, можно рассматривать в качестве объектов инновационной деятельности, научных результатов..и..разработок. Иная позиция отражена и в новом проекте Федерального закона " Об инновационной деятельности в РФ. Проанализировав вышеуказанный закон, можно сказать, что согласно положениям Законопроекта объектами инновационной деятельности являются: 1) результаты интеллектуальной творческой деятельности; 2) инновационные проекты и программы; 3) технологии, оборудование и процессы, продукты.[411] Данная формулировка является неудачной, так как не отражает в полной мере сущность инновационной деятельности и многообразие объектов последней, с точки зрения терминологии не соответствует действующему законодательству РФ. Рассматривая соотношение творческой и интеллектуальной деятельности, Петровский в своем труде определяет «интеллект», как это способность мышления, рационального познания, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракция, понятий и т.д.), которые критически пересматривают и анализируют уже имевшиеся знания. Творчество определяется, как деятельность человека, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью, создающая новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания. Творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа творческой фантазии.[412] С. Петровский считает, что определение всех результатов творческой деятельности через понятие результатов интеллектуальной деятельности терминологически неточно, и предлагает именовать объекты исключительных прав не результатом интеллектуальной деятельности, а результатом творчества. С данной трактовкой, нельзя согласиться. Понятия " творческая" и " интеллектуальная" деятельность не исключают, а дополняют друг друга. На мой взгляд, творчество вполне можно признать проявлением интеллекта, так как в процессе интеллектуальной деятельности также возможно создание качественно нового объекта, обладающего неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. С другой стороны, не каждый объект интеллектуальной деятельности требует творческого начала. Именно поэтому объектами инновационной деятельности могут быть как результаты интеллектуальной, так и творческой деятельности. Институт инновационной деятельности в настоящее время находится на этапе формирования. Во многом он носит комплексный характер, так как нормы, регулирующие инновационную деятельность, закреплены в налоговом, таможенном, гражданском и ином законодательстве. В связи с отсутствием четкой нормативной базы в настоящее время невозможно точно определить, что именно является объектом инновационной деятельности, какими средствами правовой охраны он обладает и какие льготы (в том числе налоговые и таможенные) может получить производитель/создатель инновации. По моему мнению, необходимо закрепить в Законопроекте четкий понятийный аппарат в области инноваций, а также перечень объектов инновационной деятельности.

 

Масленикова Ю.В. ЮУрГУ

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ [413]

Концессия является одной из первых форм договорных отношений, ее специфика состоит во взаимодействии государства с частным предпринимателем. Прообразом концессии являлся откуп, то есть передача государством за определённую плату и на определённых условиях права взимать налоги и другие государственные доходы. На данный момент в России правовое регулирование концессионных соглашений осуществляется Федеральным законом «О концессионных соглашениях»[414].

В связи с развивающейся концессионной практикой актуальным является вопрос о правовой природе концессионного соглашения, что имеет большое значение, как для науки, так и для практической деятельности. В настоящее время, относительно правовой природы концессионных соглашений, сложилось три основные концепции. Сторонники первой, определяют концессионное соглашение как публично-правовой акт либо административный (публично-правовой) договор (Д. Н. Бахрах, С. В. Шорохов, И. Н. Бернштейн и др.). Согласно второй концепции – концессионное соглашение является гражданско-правовым договором (А. В. Венедиктов, Н. Г. Доронина, И. С. Вахтинская и др.). Сторонники третьего подхода определяют концессионное соглашение как «гетерогенный» договор, имеющий частно-правовые и публично-правовые признаки (Е. Носов, Л. К. Линник, И. Дроздов и др.)[415].

Мы придерживаемся второй концепции, поскольку отличительные признаки концессионного соглашения в большей степени соответствуют гражданско-правовым договорам. Поскольку, во-первых, одной стороной концессионного соглашения всегда является публично-правовое образование (концедент), а другой стороной являются частные лица (концессионер). Во-вторых, ответственность указанных субъектов строится на гражданско-правовых началах, так как, предполагается взаимная ответственность сторон при нарушении его условий. В-третьих, объектом концессионного соглашения, как правило, является государственное имущество, которое перечислено в ст.4 ФЗ №115-ФЗ. В-четвертых, специфичным является порядок заключения концессионного соглашения - путем проведения конкурса на право его заключения. В-пятых, концессионное соглашение – всегда срочный договор.

Таким образом, в самом ФЗ №115-ФЗ в п.2 ст.3 указывается, что к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, что на практике соответствует правовой природе концессионного соглашения в рамках договоров строительного подряда, аренды и возмездного оказания услуг[416]. Рассмотрение концессионного соглашения как гражданско-правового договора имеет преимущества, так как, в таком случаи достигается цель стабильности концессионных обязательств, изменение и прекращение которых возможно только гражданско-правовыми способами.

 

Нехорошкова А.А., студент ЮУрГУ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.