Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хищение электроэнергии - проблема энергокомпаний или закона.






 

Еще с Советских времен электроэнергию принято считать бесплатной солью с перцем и салфеткой в кафе или бонусом, который можно потреблять безучетно и без оплаты, самовольно и бесплатно, совершая тем самым хищение. Когда речь доходит до ответственности, то уголовному наказанию она не подлежит. За хищение электроэнергии суды квалифицируют только административную ответственность.

Хищение электроэнергии в сознании наших граждан это не такой серьезный грех. По мнению граждан, украсть в супермаркете и использовать электроэнергию, и не оплачивать ее это разные вещи. Общественное сознание таково, что это не считается воровством. Воровство становится проблемой номер один для энергокомпаний.

По сравнению с советским временем тарифы сейчас совершенно другие, в том числе и для граждан. Из-за воровства постоянно растут тарифы. В результате хищения одних, которые потребляют энергию незаконно, страдают законопослушные граждане. За воровство одних платят все. К тому же незаконное подключение ведет к перегрузкам в сетях и аварийным отключениям.

В результате не законного подключения, растет и число пожаров из-за которых страдают законопослушные граждане. Воруют электроэнергию не только те граждане, которым нечем оплатить потребление электричества, но и состоятельные граждане, крупные компании, которые без ущерба для себя могли оплатить за потребляемую электроэнергию.

Действующим законодательством за хищение электроэнергии устанавливается три вида ответственности: административная, гражданская и уголовная.

Статьей 7.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ установлена ответственность за самовольное подключение к электрическим, а равно самовольное (безучётное) использование электрической энергии. Санкция предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть 1 статьи 165 УК РФ).

Для этого энергокомпании тратят много сил на борьбу с безучетным и бездоговорным потребление электроэнергии. Но законодательство таково, что факт воровства доказать очень сложно, ограничено число способов заставить прекратить воровство электроэнергии. В основном до суда доходят дела только о крупном хищении. Да и к тому же полиция не заинтересована в расследовании таких дел.

Существует тысяча и один способ украсть и наверное только с десяток предотвратить. Одним из способов предотвращения хищения электроэнергии является установка современных приборов учёта, на которые Энергокомпании тратят огромные деньги. Но так как приборы учёта, входящие в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета, стоят последними в списке приоритетов при выборе расчётного прибора учёта (п.156 ПП РФ от 04.05.2004г.), то это создает трудности при приемке учета, как с потребителем, так и с Энергосбытовой компанией.

Таким образом, добывание «бесплатного» электричества для многих граждан в России является чем-то само собой разумеющимся. Одни делают это сами, другие – с помощью сговорчивого электрика. Но факт остается фактом – потоки нелегальной энергии, минуя счетчики, устремляются в квартиры, дома и даже организации.

 

Палаткина С.Ф., ЮУрГУ

 

К ВОПРОСУ О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВ [593]

Влияние на жизнь общества научно-технического прогресса привело к объединению национальных систем науки и техники для решения глобальных проблем современности. Результаты фундаментальных исследований и разработок служат основой экономического роста государства, его устойчивого развития, являются фактором, определяющим социально-экономическое положение страны. Для получения эффективных результатов в ходе научной деятельности государствам целесообразно объединять свои усилия и прибегать к механизму международного научно-технического сотрудничества. Так, Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года была утверждена государственная программа «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы[594], в которой уделено внимание и международному сотрудничеству РФ в сфере науки.

Выделяют различные формы международного научно-технического сотрудничества: координация, кооперация, ассоциация, гармонизация, региональная интеграция[595]. Рассмотрим некоторые из данных организационно–правовых форм сотрудничества на конкретных примерах. Координация в области науки и техники представляет собой способ выработки государствами общей политики. Так, распоряжением Правительства РФ от 14 марта 2015 года в Бразилии был подписан межправительственный международный Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций между правительствами стран-участниц БРИКС[596]. Документ обеспечивает надлежащее правовое регулирование при осуществлении проектной деятельности, проведение исследований и разработок, предполагающих совместное их финансирование, а также закрепляет принцип справедливого распределения прав на использование результатов интеллектуальной деятельности. Региональная интеграция позволяет обеспечить более тесное сотрудничество на всех уровнях, в том числе непосредственно между коллективами ученых. В частности, одним из моментов сближения позиций России и ЕС в области высшего образования стало российское участие в Болонском процессе, целью которого является создание единого Европейского пространства высшего образования.

Положение России на международном рынке технологий несколько противоречиво. Так, несмотря на наличие признанных научных школ, развитой системы высшего образования, материально-технической и опытно-экспериментальной базы, богатых природных сырьевых ресурсов образовался разрыв между высоким уровнем выполняемых исследований, разработок, с одной стороны, и критически низким уровнем отечественной инфраструктуры – с другой. Так, устаревшая инфраструктурная база приводит к падению эффективности использования результатов научно-технической деятельности внутри государства. Также существуют проблемы защиты интеллектуальной собственности от утечки и незаконного использования за границей, контроля иностранной поддержки российских ученых и организаций, ранее работавших в области обеспечения обороноспособности России, при их переходе на разработку и выпуск наукоемкой продукции гражданского назначения[597].

Однако для России расширение сотрудничества в сфере высоких технологий и научной деятельности, безусловно, несет в себе преимущества: обмен опытом с учеными, работающими в смежных тематиках; выход на мировой рынок с наукоемким продуктом, полученным в результате выполнения международного проекта.

 

 

Панаева Л.Е., ЮУрГУ

 

СОХРАНЕНИЕ ЭКОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА [598]

Научно-технический прогресс и расширение промышленной индустрии, увеличение числа использования транспортных средств, испытания ядерного оружия, ежегодное уничтожение леса - пожарами и рубкой, массовое использование парфюмерной и химической продукции в быту ¾ факторы, способствующие усугублению экологической обстановки во всем мире.

Глобальные экологические системы стали предметом международного правового регулирования, к примеру, в таких международных документах, как Договор об Антарктике 1959 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Стокгольмская Декларация ООН 1972 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г., Всемирная хартия охраны природы 1982 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Декларация по окружающей среде и развитию 1992 г. Рио-де-Жанейро[599].

Изучению проблем, касающихся вопросов обеспечения международного экологического правопорядка, посвящены научные труды А.С. Тимошенко, М.М. Бринчука, К.А. Бекяшева, Г.В. Игнатенко. Специальное исследование отдельных аспектов обеспечения и защиты экологических прав человека проводилось М.И. Васильевой, О.Л. Дубовик, С.А. Боголюбовым.

Несмотря на меры, принимаемые законодателями стран, проблемы экологии остаются на уровне, требующем первостепенного решения. Граждане Российской Федерации все чаще подают иски в Европейский Суд по правам человека. Как сообщил А.И. Ковлер (судья Европейского суда по правам человека с 1998 по 2012 год), в России не осталось ни одного субъекта Федерации, жители которого не обращались бы в Европейский Суд[600]. В связи с этим необходимо: усиление государственного контроля над соблюдением экологического законодательства каждой страны; создание новых и совершенствование существующих технологических систем, позволяющих сократить количество промышленных выбросов с сохранением объемов производства; создание программ для перехода на более рациональный и экономный образ жизни; повышение правовой культуры граждан в области охраны окружающей среды.

Экономический и Социальный Совет, ссылаясь на итоговый документ Всемирной встречи на высшем уровне 2005 года, признает роль, которую наука, технологии и техника могут играть в поиске решения проблем, включая проблему изменения климата и продовольственный и энергетический кризисы, и подтверждает необходимость устанавливать международные партнерские отношения, в рамках которых возможно сотрудничать в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок, решать проблемы в сферах здравоохранения, сельского хозяйства, природоохранной деятельности, устойчивого освоения природных ресурсов и рационального природопользования, энергетики, лесного хозяйства и последствий изменения климата[601].

Преодоление экологических проблем в интересах каждого из нас, поскольку состояние экосистемы непосредственно влияет на физиологическое и психологическое состояние человека. Негативным проявление природной деформации является возникновение новых видов болезней, сокращение численности население, а также уменьшение средней продолжительности жизни, рост заболеваемости и смертности.

Таким образом, экологический кризис ¾ проблема всего мирового сообщества, решение которой требует объединение усилий всего человечества в целом и, в частности, конкретного человека – воспитания бережного отношения к окружающей среде, ее защиты, рациональном использовании природных ресурсов. Необходимо формирование экологического сознания, индивидуального и общественного, основанного на идее гармоничных взаимоотношений человека и природы, зависимости индивида от природы и ответственности за ее сохранение для будущих поколений. Следует расширять пределы применения новейших технологий, открывающих новые возможности для решения проблем нищеты, слабой связи, экономического застоя и экологической деградации.

 

Ситдикова С.В., студентка ЮУрГУ

 

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКОЛОЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА В РЕЗУЛЬТАТЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА [602]

 

В результате развития технологий и вторжения человека в космос, в 70-ых годах XX века появилась проблема загрязнения околоземного пространства различным мусором. Всерьез о данной проблеме заговорили лишь в 80-е годы, так как сложившееся положение в околоземном пространстве начало представлять угрозу для окружающей среды, для спутников и космических аппаратов, наконец, просто для населения Земли.

Загрязнение околоземного пространства не раз приводило к несчастным случаям. В 1978 году обломок спутника «Космос-954» рухнул в тайгу на территории Северной Канады, годом позже обломки американской космической станции «Скайлэб» рассыпались над пустынными районами Австралии[603].

Помимо этого опасность представляет также токсичное космическое топливо. В частности, в 1964 году в результате неудачного запуска навигационного спутника США радиоактивные материалы рассыпались над акваторией Индийского океана. В 2007 году возникла угроза падения американского спутника весом 4, 5 тонны, в баках которого находилось ядовитое вещество.

В качестве защиты супердержавы, прежде всего, Россия и США, ввели системы контроля околоземного пространства, которые оснащены радарами дальнего действия. Задачи служб контроля состоят в обнаружении опасных объектов, их идентификации, анализе космической обстановки. Сейчас эти службы отслеживают более 10 тысяч наиболее опасных и крупных объектов.

Работу по контролю за космической деятельностью в рамках мирового сообщества осуществляют Научно-технический и Юридический подкомитетами Комитета ООН по использованию космического пространства.

Основополагающим документом в области правового регулирования космической деятельности является Договор по космосу (1967 г.). В статье 4 Договора подчеркивается, что государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве. Также, особое место в международно-правовом регулировании вопросов экологии космоса принадлежит «Конвенции об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» (1972 г.). Конвенция налагает на государство, осуществляющее запуск, абсолютную ответственность за ущерб, нанесенный космическими объектами на поверхности Земли и воздушному судну в полете (ст. 2).

Установление ответственности за ущерб, наносимый космическим объектом космической окружающей среде весьма проблематично. Здесь важно учитывать, что ответственность возникает лишь в результате ущерба. Этот термин определяется в ст. 1 Конвенции как «лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; уничтожение или повреждение имущества государств либо физических и юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций». Несмотря на довольно значительный перечень возможных ситуаций, очевидно, что все они относятся к физическому ущербу и не распространяются на космическую среду[604].

Как мы видим, действующие международные соглашения по космическому праву лишь в самой общей форме затрагивают вопросы предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности и не предусматривают каких-либо действенных мер по решению данной проблемы.

Поскольку проблема «космического мусора» затрагивает интересы всех стран, участвующих в освоении космоса, мировому сообществу необходимо уделять больше внимания вопросу оценки опасности столкновений с космическим мусором и другим аспектам этой проблемы. При существующем уровне засорения околоземного пространства нельзя допускать дальнейшего неконтролируемого развития ситуации.

На наш взгляд, для решения рассматриваемой проблемы необходимо предпринять следующие меры:

следует продумать меры по ликвидации космического мусора, к примеру, учеными предлагаются такие технологии, как сверхмощные лазеры, различные методики торможения, отлов крупных и мелких объектов;

сократить число выводимых в космос аппаратов;

создать технологии и конструкции, приводящие к минимизации космических отходов, например, целесообразно космические объекты оснащать средствами, обеспечивающими по окончании его функционирования возврат и уничтожение в плотных слоях атмосферы или увод в отчужденные околоземные области, установленные международным соглашением;

разработать на международном уровне куда более эффективные правовые нормы, направленные на установление ответственности за ущерб, причиненный космической деятельностью;

странам осуществлять сотрудничество по всем вопросам, связанным с засорением околоземного космоса при координирующей роли Комитета ООН по использованию космоса.

 

Сапожников Д. В., Скоробогатов Д. А.

Курганский Государственный Университет

ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ ЕДИНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ [605]

Недавнее появлениеинформационных и телекоммуникационных технологий привели к созданию общемирового информационного пространства, которое, кроме выгод создаёт опасности и угрозы единого международного масштаба.

Появившиеся угрозы создали серьёзные международные проблемы в области информационной безопасности. Для успешного устранения проблем и угроз мировому сообществу необходимо плотное сотрудничество, подкреплённое единой правовой базой на общемировом уровне.

Разработка и принятие столь необходимого единого международного законопроекта должно быть осуществлено в рамках ООН. Охватывая почти все страны мира, данная организация занимается проблемами общемировой безопасности. В её обязанности входит своевременное и конструктивное реагирование на возникающие угрозы. Именно поэтому мы рассмотрели в статье основные правовые документы, принятые ООН и другими международными организациями в области информационной безопасности, проследив за поступательным развитием законотворческого процесса в данной области. Далее мы выделили два наиболее важных документа, претендующих на роль единой концепции:

1) Конвенция Совета Европы «О киберпреступности»

2) Проект Конвенции ООН «Об обеспечении международной информационной безопасности»

Но к сожалению данные концепции не были ратифицированы в рамках ООН. Учитывая важность принятия единой документа, мы выделили причины отказа от концепций и дали свою оценку дальнейшего разрешения проблемы принятия единой законодательства.

Проблема принятия единого закона заключается в расхождении интересов ключевых держав и блоков. США во главе НАТО, как передовая информационная держава не хочет терять своего лидерства в информационном пространстве. Это желание обусловлено активной внешней политикой США, которая зачастую носит военный характер, чем свидетельствуют многочисленные военные конфликты, порожденные вмешательством в политическую жизнь других государств. Именно поэтому международные правовые документы, разрабатываемые США, несут в себе не равные для всех стран права, чем ослабляют их суверенитет. Россия же, совместно со странами ШОС предложила концепцию, позволяющую находится развитым и развивающимся странам в равных правах, что соответствует принципам ООН. Но, к сожалению, русская версия концепции не получила общемировой поддержки во многом из-за сильного влияния США на остальные страны. Именно поэтому для решения проблемы международного законодательства, лидирующим странам необходимо отказаться от своих геополитических амбиций и выстраивать свою внешнюю политику на основе равноправного сотрудничества.

 

Тишкова А.А., ЮУрГУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ [606]

Возобновляемые источники энергии – виды энергии, непрерывно возобновляемые в биосфере Земли (далее ВИЭ)[607]. Их использование послужило приоритетным направлением для многих стран в области развития энергетики.

Экономический и Социальный Совет ООН отмечает, что спрос на энергию, получаемую из ВИЭ, растет быстро, поэтому можно надеяться на полезный дополнительный вклад в энергоснабжение, на ускорение экономического роста в предстоящие годы[608]. Так, странами-лидерами в развитии производства энергии из альтернативных источников являются Исландия (25% используется энергия геотермальных источников), Дания (20, 6% – энергия ветра), Португалия (18% – энергия волн, солнца, ветра), Испания (17, 7% – солнечная энергия)[609].

Применение ВИЭ обладает многими преимуществами: возобновляемость, широкая распространенность, доступность. Существует мнение, что выработка энергии за счет ВИЭ – абсолютно экологически «чистый» вариант[610]. Считаем, что это не совсем верно, т.к. такие источники энергии обладают иным спектром воздействия на окружающую среду по сравнению с традиционными источниками. Кроме того, мало изучено экологическое воздействие некоторых видов ВИЭ на окружающую среду. В связи с этим, возрастает количество неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на среду. Например, воздействия солнечной энергии могут проявляться в отчуждении земельных площадей, их возможной деградации; в опасности перегрева и возгорания систем. К отрицательным факторам ветроэнергетики можно отнести: локальные климатические изменения; ландшафтная несовместимость; волновой энергетики – эрозию побережья, смену движений прибрежных песков…

На наш взгляд, для устранения вышеперечисленных последствий необходимо объединить усилия всех стран для разработки научно-обоснованных методов оценки экологических последствий использования ВИЭ и новых методов преобразования энергии, которые должны учесть воздействие на окружающую среду. Кроме того, считаем важным вступление стран в Международное энергетическое агентство по возобновляемой энергии (IRENA), содействующее широкому распространению, устойчивому использованию всех форм ВИЭ[611], с целью возможности получения международных грантов на развитие научных исследований потенциала возобновляемой энергетики, внедрения технологий для уменьшения отрицательного воздействия на экологию.

Альтернативная энергетика нашей страны за первое полугодие 2014 года мало продвинулась вперед. Ее общая доля в энергетическом балансе России оставалась на уровне 1%, не смотря на то, что было запланировано повысить данный показатель хотя бы до 4, 5% к 2020 году. Причинами послужили: необеспеченность механизмов для ее реализации, слабая развитость нормативно-правовой базы, отсутствие ощутимой государственной поддержки, безразличие большинства потребителей[612].

Первые шаги к разрешению вышеперечисленных проблем были сделаны в августе 2014 года путем подписания Д.А. Медведевым правительственного распоряжения[613]. Полагаем, что вступление в IRENA предоставит нашей стране широкий доступ к существующей практике использования и внедрения ВИЭ, результатам последних исследований, позволит участвовать в выработке международных стандартов и влиять на развитие возобновляемой энергетики в мире, а также развить международное сотрудничество, разработать международные договоры в сфере ВИЭ.

 

Фролова А.А., студентка ЮУрГУ

 

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВОЗДУШНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ [614]

 

Проблемы, связанные с обеспечением безопасности полетов, в последнее время стали особенно актуальными в связи с попытками разрушить эту безопасность, участившимися авиакатастрофами, которые влекут за собой международные конфликты.

Под безопасностью понимают комплекс мер, а также материальные и человеческие ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства[615]. Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации – это состояние авиационной транспортной системы, при которой риск причинения вреда снижен до приемлемого уровня и поддерживается посредством непрерывного процесса выявления источников безопасности[616]. В последние годы значительные усилия направлены на изучение причин происшествий, самой распространенной из которых является ошибка человека.

Наиболее эффективными способами повышения безопасности полетов являются внедрение системного подхода к управлению безопасностью полетов, обеспечение надлежащим навигационным оборудованием, обеспечение пригодности воздушного судна и повышение квалификации персонала.

Для граждан большее значение имеет безопасность гражданской авиации, регулируемая Чикагской конвенцией[617]. Со дня принятия Конвенция претерпела более десятка изменений, таким образом, можно сделать вывод, что работы по повышению безопасности ведутся. Недостаток данного акта – отсутствие норм об ответственности перевозчиков за вред, причиненный пассажирам и грузовладельцам. Считаем, что в Конвенцию необходимо внести положения об ответственности государства и международных перевозчиков за нарушения правил безопасности полетов, с указанием контролирующего органа.

На национальном уровне проблемы безопасности полетов решаются путем разработки программ, так в 2008 году была принята «Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации»[618]. Большое значение имеет сотрудничество государств в данной сфере, примером может служить Соглашение между Россией и Индией[619], определяющее порядок взаимного обмена информацией о фактах и причинах авиационных происшествий, оказания взаимной помощи в данной сфере, а также освоения передовых методов исследования аварийной техники. В Соглашении определяется порядок контроля над соблюдением требований безопасности полетов.

У России налажено взаимодействие с Генеральным директоратом по транспорту и мобильности Европейской Комиссии по реализации программы SAFA. Для реализации в Росавиации была создана целевая оперативная рабочая группа. В 2006 году Правительством РФ была утверждена Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России. С целью реализации положений Концепции с 2011 года внедряются сокращенные минимумы вертикального эшелонирования[620].

Таким образом, считаем, что в настоящее время наиболее эффективным средством решения проблемы воздушной безопасности является жесткий контроль над соблюдением правил и стандартов на локальном уровне, необходимо ужесточить нормы об отборе персонала, качестве навигационной техники и воздушного судна.

 

Цыпышев С.А.,

студент филиала ЮУрГУ в г. Златоусте

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ [621]

Cвободные экономические зоны (далее – СЭЗ) – специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами, в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.

В настоящее время прослеживается стойкая тенденция упразднения СЭЗ во всем мире, либо многие государства вообще отказываются от создания таких зон.

Чтобы разобраться в проблеме, из-за которой упраздняются СЭЗ нужно более подробно ознакомиться с целями создания и классификациями СЭЗ.

Итак к целям можно отнести: придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций; рост экспортного потенциала территории страны; организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортзаменяющих товаров; освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.

Классифицировать СЭЗ можно следующим образом:

Tорговые – являются одной из простейших форм СЭЗ. Они существуют с 17-18 вв. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах.

Прoмышленно-производственные – относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал.

Tехнико-внедренческие – относятся к зонам третьего поколения (1970-80-е годы). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские фирмы, пользующиеся единой системой налоговых льгот.

Сервисные зoны– представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

Комплексные –образуются путем установления особого, льготного режима хозяйствования на территории отдельных административных образований.

Большинство авторов, исследовавших проблему пришли к общему мнению: приток финансов и различных ресурсов именно в СЭЗ значительно превышает их приток в других зонах мира, либо отдельных государств, что влечет крайне неравномерное развитие территорий. Однако в развивающихся государствах с таким недостатком предпочитают мириться, лишь бы не прекращался довольно активный приток капиталов, что и обеспечивают СЭЗ.

В РФ на данном этапе развития польза от создания СЭЗ также перевешивает их недостатки, что помогает развивать экономику и инфраструктуру в городах, районах и субъектах. Так в России насчитывается 6 СЭЗ: г. Санкт-Петербург (сумма инвестиций 1.5 миллиарда рублей в год); г. Дубна (2.5 миллиарда рублей в год); г. Зеленоград; г. Томск; г. Елабуга (все 3 миллиарда рублей ежегодно).

Федеральный закон «О свободных экономических зонах в РФ» предусматривает создание СЭЗ двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Успех программы создания CЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в CЭЗ создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — c четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в СЭЗ наиболее благоприятным.

 

Черемных Е.Н., студент ЮУрГУ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ [622]

В сфере энергетики прослеживается объективное взаимодействие всех уровней правового регулирования: международного публичного права, международного частного права и национального российского права. Вопросов энергетики касаются несколько международных правовых актов. Большинство этих правовых инструментов направлено на защиту окружающей среды, в том числе на улучшение качества воды и воздуха. Цель этих соглашений – это содействие устойчивому развитию и улучшению экологического баланса.

Одним из основных документов в этой сфере является Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, принятый в 1997 г[623].

В современный период действует ряд международных соглашений в энергетической сфере. Наиболее известным является Договор к Энергетической Хартии 1991 г. (далее ДЭХ). Идея создания многостороннего международного договора, закладывающего правовую основу энергетического сотрудничества между странами Востока и Запада, была впервые высказана в 1990 г. премьер – министром Нидерландов гражданином Любберсом. Затем в Гааге 17 декабря 1991 г. страны подписали Европейскую энергетическую хартию – юридически необязательный документ, фиксирующий намерение развивать энергетическое сотрудничество на основе принципов рыночной экономики, открытости и конкуренции, а уже в 1994 г. был открыт для подписания Договор к Энергетической хартии[624]. Необходимо отметить, что Россия не является участницей данного соглашения.

ДЭХ – это первый многосторонний международный договор, специально посвященный сотрудничеству в сфере энергетики, и одновременно первый многосторонний инвестиционный договор. Можно выделить следующие особенности ДЭХ: 1) неоднородный субъектный состав; 2) сложная текстуальная и институциональная структура ДЭХ; 3) разнородность юридической силы норм; 4) эволюция ДЭХ (так называемый хартийный процесс).

Исследование международных договоров в сфере энергетики показало, что их можно подразделить на многосторонние и двусторонние, универсальные и региональные, межгосударственные, межправительственные и межведомственные, регламентирующие различные аспекты энергетических отношений. При этом большая их часть заключается на двусторонней основе и касается вопросов поставки и транзита[625]. О.В. Гликман обращает внимание на то, что двусторонние международные договоры носят рамочный характер, обычно в них закрепляются широкие направления, а также формы и сферы сотрудничества[626].

Заметим, что с целью регулирования энергетики международными межправительственными организациями, а также главами государств на совместных встречах принимаются декларации, меморандумы, заявления, коммюнике, хартии.

Таким образом, существует большой массив правовых актов, которые регулируют определенные сферы энергетики, но на данный момент ДЭХ является наиболее системным международным соглашением. Основанный как документ, регулирующий энергетический диалог между странами Европы и бывшими советскими республиками, ДЭХ постепенно приобретает черты глобального энергетического соглашения, прежде всего из – за возможности присоединения таких новых членов, как Россия, страны Ближнего Востока и Персидского залива, Китай, Индия и т.д.

 

Яковлева К.О., Студента ЮУрГУ

 

ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ [627]

 

Повышенный интерес научной общественности к преступным деяниям, посягающим на мирное существование государств и всего человечества в целом, вызван тем, что они имеют существенные последствия для населения планеты. В этих условиях возникает необходимость объединения усилий всех государств и организаций с целью координации и сотрудничества между государствами в решении мировой проблемы преступности.

Понятие международного преступления родилось как реакция на деяния, ставшие возможными в связи с агрессивными, захватническими войнами, сопровождавшимися уничтожением материальной культуры народов, издевательствами, мучительством и физическим уничтожением мирного населения[628], однако на сегодняшней день нет нормативного закрепления понятия международное преступление.

По мнению Т.Т. Мансурова, " попытки согласовать указанное определение не только обречены на провал, но и чреваты тем, что могут свести на нет успехи в отношении этого важного и сложного вопроса, которые с таким трудом были достигнуты в течение последних лет" [629]. Согласно замечанию С.В. Черниченко, нецелесообразно пытаться сформулировать исчерпывающий перечень международных преступлений, так как международное право постоянно развивается, и нельзя исключать возможности дополнения такого перечня. А сам термин " международное преступление" в какой-то степени метафоричен, так как обозначает буквально нарушение не уголовного, а международного права[630].

При всей сложности данного понятия, некоторые ученые дают определения международного преступления. По мнению П.С. Дагеля, международные преступления - это наиболее опасные посягательства, обладающие следующими особенностями: направленность не против отдельных лиц, а против целых народов; подрыв основ мирного сосуществования и сотрудничества государств, мира и безопасности народов; совершение официальными лицами, действующими от имени государства или с ведома данных лиц; установление ответственности в нормах международного права с одновременным сопровождением международно-правовой ответственностью государства, от имени которого действовали данные лица, либо которые были обязаны пресечь эти действия[631].

Ряд авторов при формулировании соответствующей дефиниции считают достаточным обозначить лишь материальный признак преступления, подчеркнув важность и ценность объекта уголовно-правовой охраны: особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом, наиболее тяжкие и опасные нарушения принципов и норм международного права, затрагивающие глобальные интересы человечества и представляющие угрозу международному миру и безопасности, посягающие на основы существования государств, ответственность за которые наступает в соответствии с международным уголовным правом [632].

А.К. Князькина полагает под международными преступлениями понимать преступления против мира и безопасности человечества, преступления против человечности и военные преступления, т.е. наиболее серьезные посягательства, нарушающие мировой порядок в целом [633].

Таким образом, вопрос о понятии международного преступления является дискуссионным. При нормативном закреплении данного понятия, на наш взгляд, необходимо указать субъектов международного преступления, объект посягательства, а также определить существенные признаки данного понятия.

 

Яныбаева А.Ф.,

студентка Уральского филиала

Российского государственного университета правосудия

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС [634]

В нашей стране происходит воплощение в жизнь Болонских идей, которые Российская Федерация взяла на вооружение еще в 2003 году. В связи с этим возникает множество вопросов, связанных с реализацией идей Болонской декларации. Что принесет эта система отечественному образованию – вред или пользу?

В чем же главная суть Болонской декларации? Главная цель этого документа – привести образовательную систему к единому стандарту, для того, чтобы был создан регион «европейского высшего образования»[635].

Безусловно, что, приняв данную декларацию, Российская Федерация приняла на себя обязательство реформировать систему образования. И уже в 2009 году новая система образования была утверждена.

Должна ли была Российская Федерация входить в Болонский процесс и принимать «правила игры»? Ведь одним из самых главных критериев оценки образования - качество. По этому поводу ученые разделяют 2 противоположные точки.

Какие плюсы будут прослеживаться в системе Российского образования после ее реформирования? Прежде всего, главный плюс в том, что Болонский процесс будет способствовать упрочению экономических, политических и культурных связей. Кроме того, двухуровневая система образования дает возможность повысить уровень своей профессиональной подготовки. Помимо этого, после окончания бакалавриата, есть возможность сменить профиль подготовки. Еще один существенный плюс – это возможность окончания бакалавриата по одной специальности, а получение образования в магистратуре - по другой. Самый существенный и главный плюс – это тот факт, что благодаря Болонскому процессу будет формироваться конкурентоспособный рынок специалистов с высшим образованием, на который смогут выйти и российские специалисты.

Анализируя все положительные стороны, которые может дать Болонский процесс, важно отметить, что, несомненно, все это положительно скажется на системе образования. Но стоит сразу же обратить внимание и на обратную сторону медали: пострадает ли качество образования от столь резких перемен? Поэтому необходимо обратить внимание и на минусы и недостатки этой системы.

Ученая Иванова В. видит и такую проблему как сложности с распространением нелинейной формы обучения. То есть, образно говоря, преподаватель становится " краткосрочным контрактником", он может быть востребован лишь на тот срок, на который его предпочли студенты[636]. Проблема здесь заключается еще в том, что студенты пойдут по пути наименьшего сопротивления, т.е. он выберет именно того преподавателя, требования которого не столь высоки, нежели у другого. Так Болонская система и «будет оставлять» студентам лишь легкие курсы, тем самым лишь понижая уровень их образования.

Один из методов Болонского процесса - мобильность. Отсюда следует, что лучшие специалисты будут стремиться уехать в наиболее экономически благополучны. Получается, что государство готовит за свой счет кадры, но оно же и создает условия для того, чтобы они могли работать в другом государстве. Тем самым еще больше усугубляется проблема «утечки умов».

Свою точку зрения по поводу Болонского процесса высказал академик Олег Кутафин. Академик считает, что, все лучшее, что предлагает Болонская декларация, следует взять на вооружение, но это вовсе не означает, что нам необходимо копировать западную систему образования[637]. Необходимо учитывать важность традиций, систему образования нашей страны, ведь болонская система ставит целью лишь унификацию системы образования. К сожалению, в России четко просматривается направление " застроить" российскую общую и высшую школу в угоду " Болонскому евростандарту" [638].

Таким образом, можно сделать следующий вывод: международное сотрудничество в сфере образования – это такой процесс, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Сама идея создания единой европейской системы образования является привлекательной. С процессом реализации этих идей связано немало проблем. Конечно, не нужно отделять нашу страну «железным занавесом» в области образования, но все-таки необходимо претворять все эти идеи Болонского процесса так, чтобы система образования только укрепляла свое положения, а никак не ухудшала. Для этого необходима законодательная поддержка некоторых аспектов, которые еще не урегулированы законом. Это позволит добиться признания российского высшего образования за рубежом и конвертируемости дипломов выпускников российских вузов.

 

СЕКЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА»

 

 

Антонова И., студентка ЮУрГУ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТИТУТ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ [639]

 

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.[640] Национальная платежная система (далее- НПС), как механизм налогового контроля расширяет права налоговых органов и обязанности налогоплательщика в сфере налогового контроля за электронными платежами. Понятие национальной платежной системы определено одноименным федеральным законом[641]. НПС – это совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры. Важным является что НПС это не совокупность только технических механизмов, осуществляющих переводы, а совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств. Отметим основные изменения налогового законодательство в свете действия НПС: 1) В функции и обязанности налоговых органов включается новое направление деятельности – контроль за соблюдением всеми платежными агентами принятого порядка расчетов без открытия счетов в банках и налагаться штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение установленных требований. 2) Вводится обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы об открытии или закрытии корпоративных электронных средств платежа (кошельков) не позже семи дней после такого факта. 3) Взыскание налога, сбора, пеней или штрафа теперь может также производиться из электронных средств платежа (при недостаточности прочих платежных средств у должника), только при недостаточности этих средств может применяться взыскание за счет иного имущества. 4) Приостановление операций (блокировка) разрешается также и в отношении электронных кошельков (процедура аналогична приостановке операций по банковскому счету). Для физических лиц (как имеющих статус индивидуального предпринимателя, так и не имеющих, в том числе для частнопрактикующих нотариусов и адвокатов) будет важным еще одно изменение НК РФ. Согласно новому пп. 1.1 п. 3 ст. 45 НК РФ моментом уплаты налоговых платежей без открытия счета в банке признается время представления соответствующего платежного поручения в банк с передачей достаточной для его исполнения суммы денежных средств или при наличии достаточного для оплаты налогового обязательства остатка электронных средств. То есть для разного рода случайностей и неожиданностей с прохождением электронного платежа предусмотрена гарантия для физических лиц: если электронных средств достаточно и платежный документ представлен в срок, то налогоплательщик свою обязанность по уплате налога точно исполнил. А вот для организаций такого специального правила законодатель не предусмотрел, к тому же и уплату налогов они, как и сейчас, смогут производить исключительно безналичными средствами со своих банковских счетов, и никак иначе.[642]

Таким образом, НПС не только единая система регулирования финансовых потоков в РФ, но и современный институт налогового контроля. На наш взгляд, развитие НПС и внедрение ее в жизнь субъектов налогового права является достаточно шагающим в ногу со временем и перспективно развивающемся институте налогового контроля.

 

Будовская Д.В., студентка ЮУрГУ

НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО – НЕГАТИВНОЕ ЯВЛЕНИЕ [643]

Переход к рыночным отношениям привел как к положительным, так и к отрицательным моментам, связанным, в первую очередь, с экономической и налоговой преступностью в частности. Возникновение современной налоговой преступности, прежде всего, определяется изменениями в экономической жизни страны.

Заметим, что понятие «налоговое преступление» отсутствует как в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ)[644], так и в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ)[645]. Однако, учитывая положения УК РФ, такое понятие можно сформулировать. Так, по мнению Н.В. Милякова под налоговым преступлением следует понимать виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения[646]. Общественная опасность налоговых преступлений заключается в том, что они влекут непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ, а это неизбежно приводит к потере способности государства финансировать субъекты публичной власти.

Как показывает статистика, чаще всего налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет. В то же время ст. 57 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин и каждое предприятие обязаны платить налоги[647].

Анализ экспертных оценок свидетельствует о том, что налоговые преступления подрывают и без того достаточно слабую российскую экономику и оказывают негативные тенденции на наименее защищенные социальные слои населения.

Между тем, по сообщению Главного организационно-аналитического Управления правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ о состоянии преступности в Российской Федерации за январь – октябрь 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 24, 6 процента снизилось число выявленных преступлений экономической направленности. Всего зарегистрировано 100 961 преступление данной категории, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных преступлений составил 5, 5 процента, из них налоговых преступлений зарегистрировано в количестве 5 395[648]. Самое наибольшее число экономических и, в частности, налоговых преступлений совершается в Москве (в количестве 9941) и Московской области (в количестве 3839), а наименьшее число преступлений данного вида совершается в Ненецком автономном округе – 33 и в Чукотском автономном округе – 29. В Челябинской области число преступлений данного вида составляет 2029[649].

Установление виновности, прямого умысла совершения налоговых преступлений – одна из проблем, как в теории, так и в практике расследования уголовных дел данной категории. Отсутствие конкретного потерпевшего также затрудняет расследование налоговых преступлений. Законодательство в данном случае предписывает признавать потерпевшими налоговые инспекции[650].

При расследовании этой категории преступлений иногда не учитывается их общественная опасность, не всегда принимаются меры, направленные на своевременное и обоснованное привлечение виновных к уголовной ответственности. Проблемы расследования данного вида преступлений нельзя оставить без внимания, поскольку преступление, уже само по себе, является общественно опасным деянием и причиняет наиболее существенный, по сравнению с другими правонарушениями, вред охраняемым общественным отношениям.

Представляется, что путями разрешения этих проблем могут быть следующие: реформа законодательства, реструктуризация контрольных органов, профессиональная подготовка работников отделов по расследованию экономических преступлений и подбор кадров, разработка современных способов информационного обеспечения по совершению налоговых преступлений и возможностях их расследования.

 

Герак А.А., студентка ЮУрГУ

ДОЛЖЕН ЛИ РЕБЕНОК ПЛАТИТЬ НАЛОГ? [651]

 

«Налоговая инспекция требует, чтобы наша дочь, которой принадлежит часть квартиры, платила налог на имущество. Но девочке всего 4 года. Как можно брать налог с ребенка?» Подобные вопросы часто задают граждане налоговым органам.

В данном вопросе важна точность формулировок, поэтому для начала надо отметить, что согласно п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ (далее - СК) ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)[652].

С одной стороны, согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ[653] (далее НК) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Эту обязанность чудным образом связывают со ст. 27 НК, из которой следует, что законными родители, и поэтому они должны уплачивать за детей налоги и даже ссылаются на нее в разных разъяснениях и письмах[654].

С другой стороны, в ст. 8 НК дано понятие налога, под которым налог понимается, как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Следовательно, ребенок обязан платить налог из своего кошелька, которого у малолетнего просто нет.

Согласно ст. 45 НК налог обязан заплатить сам налогоплательщик, то есть ребенок, а он этого сделать не может в силу своего возраста. Из правила, приведенного в ст. 45, могут быть исключения, но они должны быть определены в НК, а там ничего не сказано о расплате за детей.

Привлечь к налоговой ответственности (т.е. оштрафовать) малолетнего ребенка нельзя, поскольку согласно п. 2 ст. 107 НК к налоговой ответственности может быть привлечено лицо, достигшее возраста 16 лет. Но даже вопрос о налоговой ответственности с 16 лет является спорным. Так Конституционный Суд РФ отметил, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ), а СК РФ устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений НК РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц[655].

Потребовать штраф с родителей вроде бы можно[656], но НК не предусматривает ответственность за действие или бездействие законных представителей физических лиц, что подтверждает и ВАС, который в 3 пункте разъяснил, что: по смыслу главы 4 НК, в том числе п. 1 ст. 26, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик (в нашем случае – ребенок), независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя[657].

Налоговые органы не могут воспользоваться и ст. 51 НК, в которой для опекунов установлены обязанности по уплате налогов недееспособного физического лица. Последним аргументом налоговых органов может быть ст. 80 СК РФ, согласно которой родители обязаны содержать несовершеннолетних детей. В этой статье речь идет об обязанностях родителей по содержанию детей и прямо указано, что порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно, но уплату налога вряд ли можно отнести к обязанности по содержанию детей.

Таким образом, налоги, которые обязаны в НК РФ отсутствует четко сформулированная процедура взымаемая с несовершеннолетних и нельзя говорить об обязанности родителей по уплате налогов за несовершеннолетних как существующей.

 

Гневэк К.Я., ЮУрГУ

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ [658]

Любая отрасль права направлена на урегулирование определенных групп отношений. Правовое регулирование должно представлять собой комплекс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических мер, которые направлены на главную цель государства – стабилизацию и упорядочивание отношений. К сожалению, в реальности мы все - таки встречаемся с таким явлением как правонарушения в разных отраслях права.

Учеными рассматриваются разные причины и условия налоговых правонарушений, самыми распространенными среди них являются: недостаточная информированность налогоплательщиков по вопросам своих прав и обязанностей; несовершенство законодательства о налогах и сборах; влияние политической и экономической ситуации в определенный период времени; желание минимизации расходов; негативное отношение налогоплательщика к налоговой обязанности и контролирующим органам, а также недостаток правовой культуры.

Однако стоит понимать, что причина и условия различаются. Причина правонарушений – это негативное явление, вызывающее их. Условия – отрицательные обстоятельства, формирующие причину, и влияющие на нее. Причина является стержнем в ряду негативных факторов, вызывающих правонарушение. Влияя на условия, можно воздействовать тем самым и на причину, смягчая или усиливая, обостряя ее действие[659].

На наш взгляд, причины правонарушений условно можно разделить на два уровня. К первому уровню отнесем политику государства в рассматриваемой сфере, а ко второму – условия социальные.

Совершение налоговых правонарушений вызвано не только высоким уровнем налогообложения в России, но и пониженной налоговой способностью организаций и населения, негативными процессами, происходящими в экономике: замедлением темпов роста уровня производства на почве высокой себестоимости, наличием неснижающейся инфляции, ростом неплатежей в бюджет, недостатком оборотных средств у хозяйствующих субъектов, вывозом и «тенизацией» капитала[660].

Как отмечает В.К. Баем, в налоговых правоотношениях важно отмечать следующие положения. Во-первых, невозможность смешивания причин правонарушений в целом и причину конкретного правонарушения. Причина правонарушений в целом обусловлена комплексом, прежде всего социальных, а также личностных факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. Для выявления этой причины требуются сложная аналитическая работа, учет всех криминогенных ситуаций и обстоятельств. Причина конкретного правонарушения лежит, как правило, на поверхности и связана с условиями, в которых оказался правонарушитель, свойствами его характера и психики, иными словами, она носит ситуативный характер.

Во-вторых, стоит разграничивать умышленные и неумышленные правонарушения. Нам представляется, что пласт неумышленных правонарушений возможно исправить с помощью обычного разъяснения ошибок и предложение правовых способов действия. Заметим, что наибольшую опасность для общества представляют умышленные правонарушения, которые чаще всего носят систематический характер.

В-третьих, не все готовы в настоящее время добросовестно исполнять свои обязанности в виде уплаты налогов, именно поэтому мы считаем, что данная работа актуальна и сегодня. Поскольку, определив круг причин и условий правонарушений, можно будет найти их способы решения.

На наш взгляд, обозначенная тема будет актуальна до тех пор, пока все вышеперечисленные причины и условия для правонарушений не будут ликвидированы. Стоит помнить, что проблема только тогда становится логически прозрачной, когда в ней определены причины и условия ее возникновения.

 

Горина Л.С., ЮУрГУ

НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО БОРЬБЕ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ [661]

 

В настоящий момент государством осуществляется политика по борьбе с уклонением от уплаты налогов, о которой говорится в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2013 – 2015 годах»[662]. В соответствии с названным документом последовательные действия по предотвращению попыток уклонения от уплаты налогов необходимы.

Логическим продолжением вышеназванной государственной политики является внесение поправок в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации[663] (далее – НК РФ). С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»[664], согласно которому действует такая форма контроля как налоговый мониторинг.

Налоговый мониторинг – это разновидность налогового контроля, состоящая из проверки налоговым органом правильности, своевременности и полноты уплаты налогов налогоплательщиками. Данная процедура является добровольной. Для проведения налогового мониторинга налогоплательщику необходимо будет подать соответствующее заявление в налоговый орган. В случае положительного решения, между налоговым органом и компанией-налогоплательщиком будет заключено соглашение о расширенном информационном взаимодействии. После заключения соглашения налоговый орган получит доступ к данным бухгалтерского и налогового учёта налогоплательщика и сможет проверять правильность и своевременность отражения им хозяйственных операций для целей налогообложения.

С целью повышения эффективности налогового мониторинга в российских условиях предлагаем к рассмотрению следующий комплекс мер:

– организовать систематическую комплексную оценку налоговых рисков с целью выявления «налоговых проблем», характерных для отдельных групп налогоплательщиков, и предотвращения неблагоприятных правовых последствий для налогоплательщиков в будущем;

– создать организационную структуру для быстрого и эффективного реагирования на факты неправомерного налогового планирования;

– усилить интенсивность международного сотрудничества между налоговыми ведомствами для повышения эффективности налогового мониторинга с целью выявления незаконных налоговых манипуляций и круга налогоплательщиков, их использующих, для своевременности идентификации фактов налогового риска, а также для совершенствования законодательной и административной налоговой практики;

– усилить использование компьютерных систем и программ для исследования данных, и специализированных поисковых систем в Интернет с целью удаленного взаимодействия с налогоплательщиком.

Считаем, что налоговый мониторинг направлен, прежде всего, на снижение налоговых рисков для налогоплательщиков, перераспределение внимания со стороны налоговых органов на недобросовестные компании, повышение уровня соблюдения налогового законодательства, возможность замены выездных и камеральных налоговых проверок добросовестных налогоплательщиков новой формой контроля. Предполагается, что налоговый мониторинг окажется весьма эффективным средством борьбы с уклонением от уплаты налогов, т. к. все денежные операции организаций, заключивших соглашение с налоговым органом, будут для них открытыми и прозрачными.

 

Гусева О.А., ЮУрГУ

К ВОПРОСУ О ВВЕДЕНИИ НОВОГО НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ [665]

В настоящее время, пожалуй, одним из обсуждаемых стал вопрос о введении в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ)[666] с 1 января 2015 года новой главы «Налог на имущество физических лиц», т. к. за свою историю данный налог претерпел множество изменений.

По действующим сегодня правилам, налог уплачивается с жилого дома, квартиры, комнаты, дачи, гаража и иного строения помещения и сооружения, находящегося в собственности налогоплательщика, согласно оценке. С начала 2015 года, помимо указанных объектов, облагаются налогом, находящиеся в собственности машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства. В действующем ранее Законе о налогах на имущество физических лиц такой объект, как дачи прямо не поименован в списке объектов, подлежащих обложению, но тем не менее, законодатель предусмотрел, что налогом будет облагаться жилой дом, который расположен на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства. Кроме того, положениями нового закона предусматривается новый расчет налога на имущество физических лиц, который будет производиться на основании кадастровой стоимости имущества, а не инвентаризационной, где размер налоговых ставок будет составлять 0, 1 процент для жилых помещений, в том числе и объектов незавершенного строительства, сюда же будут включаться гаражи и стоянки, хозяйственные помещения площадью не более 50 квадратных метров, которые расположены на садовых участках.

Владельцы квартир будут платить налог исходя из кадастровой стоимости квартиры, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади, а для жилых домов – исходя из кадастровой стоимости дома, уменьшенной на стоимость 50 квадратных метров. В отношении единых недвижимых комплексов, включающих хотя бы одно жилое помещение, размер налог на недвижимость определяется как кадастровая стоимость комплекса, уменьшенная на 1 млн. рублей. Ставку в размере 2 процента от кадастровой стоимости будут платить собственники торговых и деловых центров, офисов, предприятий общественного питания.

Жителей новостроек новый порядок расчета налога коснется в минимальной степени, т. к. инвентаризационная стоимость их жилья практически равна кадастровой. Новые изменения касаются и льготных категорий граждан. Теперь налоговая служба будет учитывать количество объектов недвижимости в собственности у пенсионеров. Освобождаться от налогов будет только один объект, относящийся к каждой из трех категорий – одна квартира, одна дача или загородный дом, одно нежилое помещение. Это сделано для того, чтобы прекратить регистрацию нескольких объектов недвижимости на пенсионеров. В том случае, если пенсионер имеет жилой дом, квартиру и земельный участок с дачей и в связи с нововведением он должен совершить выбор на какой объект «потратить» свою льготу, а ведь нетрудно посчитать, что при цене дачного участка в 1 млн. рублей необходимо будет заплатить взнос в сумме от 5 до 7 тысяч рублей, что далеко является не маленькой суммой.

Исходя из вышесказанного хотелось бы отметить, что цель налоговой реформы заключается в том, чтобы возникала мотивация формировать полный и достоверный кадастр недвижимости. По данным официальной статистики, в земельном кадастре сегодня значится около 50 млн. земельных участков. По прогнозам, в кадастр по капстроительству будет включено 83 млн. объектов во всей стране[667]. На наш взгляд, эти цифры существенно занижены. В России гораздо больше объектов капитального строительства, но не все они поставлены на кадастровый учет.

Ерёмкина Е.Е., ЮУрГУ

 

НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ [668]

Федеральным законом от 28.06.2013г. №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее по тексту - ФЗ №134-ФЗ) [669] внесены существенные дополнения в Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.