Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданское общество в мусульманской теократии






(НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН) [569]

В сознании людей теократическое государство укоренилось как сугубо тоталитарное. Предполагается, что религиозные нормы полностью исключают возможность участия граждан в политической жизни. Тем не менее, Коран содержит положения о том, что всякие решения в мусульманском обществе должны приниматься с учетом мнений других мусульман[570]. Описанный принцип должен соблюдаться и теми, кто осуществляет власть. В случае если мусульманин считает, что его правитель принимает ошибочные решения, он может дать ему личный совет для общего блага[571]. Приведенное положение действовало еще во времена пророка Мухаммеда, который всегда учитывал мнение народа. Такая своеобразная «близость» правителя и простого человека весьма необычно описана в Коране: «Тот, кто умер, не зная своего имама (халифа), умер как язычник». Однако все вышесказанное не значит, что народ имел абсолютное влияние – последнее слово всегда оставалось за правителем[572]. Однако все это лишь в теории. Что же на практике?

В качестве примера возьмем современную теократическую республику Иран. В Иране с принятия новой конституции (1979 г.) началась постепенная модернизация политического режима. Особенно это проявилось в работе властных органов: все меньше на должности стали назначать духовных деятелей. В середине 1990-х гг. модернизация еще более усилилась –в некоторых регионах стали наблюдаться крупные демонстрации. Особую роль в обозначенном процессе сыграл президент Ирана Мохаммад Хатами. Во время выборов он опирался преимущественно на молодежь и женщин[573]. Такая политика была совершенно нетрадиционной для исламского общества, однако подобный «творческий» подход принес свои плоды. Хатами удалось набрать 76, 9 % голосов на выборах – общество определенно поддержало реформистские идеи нового президента[574]. На том нетрадиционные решения президента не закончились: на должность вице-президента по вопросу окружающей среды он назначил женщину, Масуме Эбтекар. Хатами старался привлечь как можно больше людей к участию в политической жизни. Это обеспечивало не только поддержку ему лично, но и в то же время значительно продвигало процесс развития гражданского общества в Иране.

Еще одним человеком, который «отличился» стал профессор Х. Агаджари, открыто призывавший к проведению религиозных реформ. Читая лекцию, он сказал следующее: «Учения первых исламских проповедников были признаны священными просто в силу своей принадлежности к истории. Почему духовные лица обладают исключительным правом толковать ислам? Почему каждое новое поколение должно слепо выполнять их указания?»[575]Профессору был вынесен смертный приговор, который, однако, не был незамечен общественностью. Летом 2003 г. в Тегеране была проведена серия выступлений с лозунгами: «Власть – народу», аятоллу «Хаменеи – в отставку»[576].

Все вышеперечисленное наглядно показывает, что гражданское общество в Иране постепенно крепнет. Политическая модернизация ислама происходит при весомом участии народа. С некоторого времени поддержку развития гражданского общества стали оказывать также различные партии и общественные организации.

 

Котова Н., студент ЮУрГУ

 

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ КУЛЬТУР [577]

Национальные ценности в духовной сфере — огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов. В России интерес к данной проблематике начал формироваться в последние 5-6 лет. Это нашло отражение в трудах ведущих ученых: М.А. Ариарского, А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Е.И. Григорьевой, В.З. и других. Э. Тайлор определял культуру как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества[578].

Нельзя однозначно судить о положительных или только отрицательных моментах интеграции. Необходимо подойти к данной проблеме с 2-х сторон. Положительные моменты данного вопроса отмечены в том, что происходит приобщение, присоединение культурных интересов наций, происходит обоюдное заимствование и развитие культуры, расширение сфер ее влияния. При этом следует заметить, что глобализация культуры означает не только ускорение развития социальных процессов, но вывод их на новый качественный уровень. Взаимозависимость между странами приобретает планетарный характер, благодаря чему формируется мировое сообщество.

Другое дело, что часто, при заимствовании нарушается основная часть, утрачивается первобытный смысл культуры. Заимствованное, приобретает другую форму, подчас оскорбительную для нации, у которой она была перенята. Культура – это тонкая грань, между менталитетом человека, его чувствами к родине и привычкам. Серьезной причиной, по мнению Касьянова В. В, являются возникновения межнациональных конфликтов, а то и насильственных действий в их разрешении является навязывание массовому сознанию через СМИ (особенно местные) стереотипов и предрассудков, неприязни к соседним народам[579].

Так же, при интеграции происходит частичное утрачивание собственной культуры: что то заменяется другим, что –то в связи с влиянием научно технического прогресса утрачивает свою актуальность и необходимость. Если обратиться к племенам Африки, то можно отметить, что их культура не претерпела значительных изменений. Они тщательно берегут свои обычаи, чтут память предков и неохотно принимают для себя что-то новое. Безусловно, не стоит «закрывать» свою культуру от других, впадая тем самым в культурную изоляцию от всего мира, но нужно уметь отделять свою первоначальную культуру от других и не смешивать их.

Культура, не находящаяся в контакте с другими культурами и не чувствующая их влияния, неизбежно обречена на отставание от темпов мирового культурного развития и неизбежно оказывается в упадке. Взаимодействие культур создает почву для согласования различных культурных нормэтических стандартов, в которых оказываютсяобщечеловеческие ценности. Ведущее место в цивилизованном диалоге культур должны занять идеи справедливости и " золотое правило нравственного поведения" [580]. От потока информации, от новых произведений искусств, музыки, кино, от новых идей и возможностей, технологий и инноваций нельзя скрыться. Главное в данном вопросе – это правильное и избирательное восприятие всего нового, что идет ежедневным потоком.

 

 

Мель А.А., ЮУрГУ

ПОНЯТИЕ ТЕРРОРИЗМА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ [581]

Проблема терроризма в настоящее время заняла ведущее место среди других проблем и, превратившись в глобальную проблему современности, обусловила в юридической литера­туре широкое обсуждение ее различных аспектов, а так же вопросов, связанных с отсутствием научно-обоснованного понятия «международный терроризм».

По мнению ученых, разработка понятия терроризма - одна из самых сложных проблем мировой науки и практики борьбы с преступностью. Объективно терроризм представляет собой сложное, многомерное явление, посягающее на те или иные охраняемые законами сферы жизнедеятельности людей, что, естественно, затрудняет выработку не только обще­го понятия «терроризм», но и отличительных его признаков[582].

Дробот Г.А определяет международный терроризм как террористические действия, предпринятые гражданами одной страны против граждан другой страны и осуществленные на территории третьих стран[583]. И в связи с этим определением можно выделить признаки: важнейшим признаком автор считает его политическую мотивировку, позволяющую дифференцировать терроризм и иные преступные агрессивные акты. Второй признак это специфические жертвы террористов: как правило, представители гражданского населения. Третьей чертой террористической деятельности, является его демонстрационный, устрашающий эффект. Наконец, четвертой чертой является организованный, или групповой, характер.

Попович А.А предлагает следующее определение международного терроризма: международным терроризмом является посягающее на международный правопорядок применение или угроза применения организованного насилия, направленное на устранение политического противника или на достижение иных международно-противоправных целей путем устрашения лиц, не являющихся непосредственными объектами нападения[584]. Так, ученый предлагает выделить следующие признаки: 1) цели, объявленные террористами, затрагивают несколько стран; 2) преступление начинается в одной стране, а заканчивается в другой; 3) средства, на которые существует та или иная преступная группа, поступают из другой страны; 4) жертвами террористических актов становятся граждане различных стран и участники мероприятий; 5)нанесенный ущерб затрагивает несколько стран или международные организации.

Понятие международного терроризма получило определение также в ряде региональных документов по борьбе с терроризмом, например в Арабской конвенции о наказании за терроризм 1998 г. Согласно данному документу, международный терроризм — это: во-первых, любой акт или угроза насилия, который совершается ради достижения индивидуальной или коллективной преступной цели. Во-вторых, акт, направленный на причинение вреда окружающей среде, а также общественным или частным сооружениям или имуществу[585]. Данное определение выделяет окружающую среду в качестве объекта международного терроризма.

Таким образом, на сегодняшний день юридическое определение международного терроризма все еще находится в процессе разработки, важной составной частью которой является выделение элементов, конструирующих понятие. Как представляется, выделение основных элементов международного терроризма является центральным направлением в работе над определением понятия международного терроризма.

На основе анализа существующих определений можно предложить следующую дефиницию. Международный терроризм - это система общественно опасных деяний, которое влечёт бессмысленную гибель людей, направленного на достижение международно-противоправных целей путём взрыва, поджога или иными способами. Следовательно выделим и признаки: 1)особо опасное деяние; 2)жестокие формы насилия; 3)использование при совершении преступлений оружия, взрывчатых веществ; 4)оказание психологического воздействия на широкие слои населения.

 

Меньшенин С.А., студент магистратуры юридического факультета ЮУрГУ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.