Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения в государственном строе в годы первой российской революции 1905 – 1907 гг. порядок формирования и правовой статус парламента 1905 – 1917 гг.






Первая русская революция вынудила царское правительство пойти на некоторые изменения государственного строя. В феврале 1905 г. Николай II объявил о разработке проекта закона о привлечении избранных от населения лиц к участию " в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений".

В августе 1905 г. были приняты Манифест об учреждении Государственной Думы8; учреждение Государственной Думы и Положение о выборах в Государственную Думу.

По этим законам Государственная Дума была представительным органом, избираемым на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого, при устранении от выборов многих категорий населения: лиц моложе 25 лет, женщин, военнослужащих, учащихся, бродячих инородцев, неоседлых народов.

Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей и крестьян. Выборы были многостепенными. Цензовая система лишала избирательных прав рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию.

Государственная Дума имела право законодательной инициативы, исключая Основные законы государства, право обсуждения государственного бюджета. Она полностью зависела от императора и могла быть распущена досрочно.

Всеобщая забастовка в октябре 1905 г. заставила царя издать манифест от 17 октября 1905г. " Об усовершенствовании государственного порядка", который обещал дать населению неприкосновенность личности, свободу совести, слова, предоставить избирательные права тем классам населения, лишенным избирательных прав; расширить права Думы, предоставить Думе право контроля за исполнительными органами государства.

19 октября 1905 года опубликован другой манифест о преобразовании Совета министров9.

На Совет министров возлагалось " направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления". До этого Совет министров был совещательным органом при императоре и органом координации деятельности министров. По указу от 19 октября 1905 года в России создавался правительственный орган во главе с председателем Совета министров.

Председатель Советов министров получил право контролировать деятельность министерств и начальников ведомств. Министры обязаны были согласовывать с ними свою деятельность, сообщать ему " безотлагательно сведения обо всех выдающихся, происходящих в государственной жизни событиях, принятых мерах и распоряжениях".

Председатель Совета министров и министры назначались и увольнялись в отставку императорам. Император при формировании Совета министров не был связан парламентским большинством, завоеванным той или иной партией. Император сохранял огромные прерогативы в непосредственном руководстве делами государственной обороны, внешней политики. Эти вопросы вносились в Совет министров по указанию императора или по инициативе руководителей этих ведомств.

Манифест от 17 октября 1905 года содержал обещания конституционного характера. Его содержание дополнял Манифест от 19 октября 1905 года.

В случае реализации положений этих документов в России должна была быть образована законодательная Дума, с правом обсуждения бюджета и отчета о его исполнении, с правом контроля за деятельностью правительства, министерств и других исполнительных органов, и центральный правительственный орган - Совет министров.

В декабре 1905 года был подписан и опубликован указ об изменении положения о выборах в Думу.

Указ сохранял принцип выборов Думы по куриям, в основе которых лежали и сословный принцип и цензовая система.

Были сохранены общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 года.

Новые положения были в статьях, предоставивших избирательные права рабочим (очень ограниченные) и значительно увеличивших круг избирателей по городской курии. В курию городских избирателей были допущены средняя и мелкая буржуазия, служащие и интеллигенция.

20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе, призванное реализовать обещания, данные в манифесте от 17 октября 1905 г. Однако в полной мере это сделано не было. Дума рассматривала бюджет и отчет по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

Несмотря на незначительность бюджетных прав Думы, по словам В.И. Ленина, " фактически известная зависимость правительства от утверждения бюджета Думой существует". По февральскому 1906 г. закону Дума получила право запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными правительствующему сенату. Министры обязывались не позднее одного месяца со дня передачи им заявления о запросе дать ответ на запрос.

Изменив избирательный закон и предоставив большие права Думе, царское правительство осуществило реформу Государственного совета. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой.

20 февраля 1906 г. был издан царский указ " О переустройстве учреждения Государственного совета", который стал состоять из членов " по высочайшему назначению" и равного числа членов по выборам. Члены совета избирались на 9лет с тем, чтобы одна треть их выбывала, и избирались новые. Председатель и вице-председатель назначались императором.

Определенным итогом изменений в государственном строе были утвержденные императором в новой редакции Основные законы Российской империи. Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти " неограниченной". Но положение верховной самодержавной власти императора сохранилось.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.