Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка и проведение судебной реформы 1864 г. Судоустройство России во второй половине XIX века.






Работа над проектом нового судоустройства началось сразу же после проведение крестьянской реформы. К началу 1861 года на рассмотрение Государственному совету было предоставлено 14 законопроектов предлагавшие различные изменения в судебной системе и судопроизводстве: ограничение числа судебных инстанций, введение устности, гласности, состязательности.

В конце 1862 года в судебные инстанции разослан проект Основных положений судоустройства, в котором были сформированы новые принципы: бессословность суда, отмена системы формальных доказательств и определение " оставление в подозрении". Однако ни чего не говорилось о независимости судей. Так же к новым принципам относилось: идея отделения суда от администрации, установление состязательности, отделение судебной власти от обвинительной, введение присяжных заседателей (выбор сделан в пользу континентальной модели " Виновен ли подсудимый? "). Так же настаивали на выделение института мировых судей, подчеркивая их специфику.

В ноябре 1864 года были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Судебные органы. Созданы две судебные системы: местные (волостные суды, мировые судьи, и съезды мировых судей) и общие суды (окружные суды, учреждаемые для несколько уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей; кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских судов.

В основу преобразований 1864 года лег принцип разделения властей, судебная власть была отделена от законодательной, исполнительной и административной. В законе отмечалось, что в судебном процессе " власть обвинительная отделись от судебной". Провозглашалось равенство всех перед законом. Отменен принцип сословности судей, хотя его пережитки сохранились в виде судебных учреждений с особой компетенцией (волостные, духовные, коммерческие, и т.д.)

Мировые суды. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз, закрывал доступ низшим слоям населения. Почетное место мирового судьи, которое не было оплачиваемое могли только состоятельные люди.

Мировой округ включал в себя, уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.

На созываемые съезды мировых судей, лежала обязанность кассационного рассмотрение жалоб и протестов, а так же окончательное решение, начатое участковыми мировыми судьями.

Сфера юрисдикции мировых судов по закону: им были подсудны дела " о менее важных преступлениях и проступках", за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до 3-х месяце), заключение в работный дом до 1 года, денежные взыскание не свыше 300 руб.

В сфере гражданско-правовых дел: по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 руб.); дел связанных с выплатой ущерба, не свыше 500 руб.; иски за оскорбление и обиду; дела об установление прав на владение.

Общие суды. Окружные суды учреждались в расчете на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, были " присяжные заседали", на их суд предлагались дела " о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных их прав и преимуществ".

Присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет обладающие цензом оседлости (2 года). Для выборов присяжный составлялись списки, куда включались: почетные мировые судьи, служащие (кроме профессиональных юристов), волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица располагающие недвижимостью или доходом. В списки не могли входить священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. За три недели до судебного заседания председатель по жребию отбирал 30 очередных и 6 запасных заседателей. В заседание оставалось 12 заседателей. После рассмотрения дела и окончание прений, судья разъяснял заседателем, о силе приведенных доказательств, и предупреждал их против " всякого увлечение в обвинение и оправдании подсудимого". Для судей-профессионалов это была возможность влиять на заседателей.

Председатель вручал вопросы присяжным о факте преступления и вине подсудимого. Вопросы решались присяжными большинством голосов. Отмена вердикта была, возможна, только в том случае, если суд единогласно решал, решением присяжных осужден невиновный. В этом случае суд выносил дело на рассмотрение нового состава присяжных, решения которых было окончательным. Закон подчеркивал, что " приговор, поставленный судом с участие присяжных заседателей, считается окончательным".

При окружных судах, был институт следователей, которые под надзором прокуратуры вели предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участками. Обвинительное заключение, выносила канцелярия суда. Реформа отделила следствия от судебного расследования, расследование делилось на генеральное (предварительное, без предъявления обвинения), и специальное (формальное, с предъявлением обвинения).

Судебные палаты. Рассматривали дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Выступали в качестве аппеляционной инстанцией по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей, и могли в полном объеме заново рассмотреть уже решенные дела.

Кассационные департаменты Сената. Рассматривали жалобы и протесты на нарушение " прямого смысла законов", просьба о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях. Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России, и могли рассматривать любые дела, которые были рассмотрены судами низших инстанций с нарушением установленного порядка.

Были сформированы прокурорские органы. Во главе прокуратуры стоял министр юстиции, в звание генерал-прокурор. В каждой инстанции судебной системы имелись прокуроры, в их задачу входило поддержание обвинения и принесение протестов на приговоры и решения судов.

Новшеством являлось введение относительно независимой адвокатуры. Важное значения, имело введение нотариата, в задачу которого входило удостоверение различных деловых бумаг.

Не смотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа несла немало пережитков прошлого. Не достаточное ограждение судейской независимости от администрации, ограничение компетемуда присяжных. Ни чем не ограниченное право министра юстиции назначать судей, не вдаваясь при этом в объяснении, являлось одним из каналов давления администрации на суды.

Присяжные заседатели отстранялись от дел политического характера.

Сенат и Верховный уголовный суд являлись высшими судебными органами. Их приговоры отменялись только в порядке помилования императором.

Поводами для возбуждения уголовного дела (по Уставу) являлись:

1) жалобы частных лиц;

2) сообщения полиции, учреждений и должностных лиц;

3) явка с повинной;

4) усмотрение следователя или прокурора.

Подведомственность окружных судов определялась по месту совершения преступления.

В 1867 году был утвержден Военно-судебный устав, вводивший систему центральных и местных военных судов. Генерал-аудитариат был заменен Главным военным судом (кассационным органом), при котором находился главный военный прокурор. Руководство военной юстицией стал осуществлять Главное военное судное управление.

В 1862 году была проведена реформа полицейской системы. В уездах стали создаваться единые полицейские управления, в которые входили: городничий, его канцелярия, земский исправник с судом. Уезды делились на станы во главе со становым приставом. Несколько позже были введены должности полицейских урядников. В городах полицией руководил полицмейстер, в подчинении которого находились участковые надзиратели и городовые. В 1880 году были созданы губернские жандармские управления и департамент полиции, на который возлагались обязанности по пресечению и предупреждению преступлений и расследование дел о государственных преступлениях и контроль за деятельностью полицейских учреждений. Губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору, а те, в свою очередь, - министру внутренних дел.

Полиция сосредоточила в своих руках всю репрессивную власть. Ей поручалось дознание. Она имела право применять меры пресечения: взятие под стражу или домашний арест, установление надзора, лишение вида на жительство и др. К нарушителям закона стали применяться и меры административного воздействия. Местная администрация и полицейские органы могли закрывать торговые и промышленные предприятия, органы печати, запрещать собрания, высылать " подозрительных" лиц в административном порядке.

В 1879 году создано Главное тюремное управление. Отменены телесные наказания и клеймение заключенных женщин. В 1871 году отменено наказание ссыльных шпицрутенами, однако розги применялись в качестве наказания до февраля 1917 г. Стал более активно использоваться труд заключенных, особенно каторжников в Сибири и на Сахалине. Вводится система медицинского обслуживания заключенных. Отбывшие каторгу переводились на положение поселенцев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.