Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шатунные болты
В четырехтактных двигателях болты, стягивающие половинки кривошипной головки шатуна, подвергаются растяжению от действия сил инерции поступательно движущихся масс поршня и шатуна и вращающихся масс, расположенных над плоскостью разъема кривошипной головки. Величину этих сил инерции определяют по формуле (5.74). Кроме того, болты испытывают растяжение Ьт предварительной затяжки.
Шатунные болты должны обладать высокой механической прочностью и надежностью. Изготовляют их из стали 35Х, 40Х, 35ХМА, 37XH3A. При больших напряжениях затяжки болты изготовляют из легированной стали с более высокими пределами текучести - 18ХНВА, 20ХНЗА, 40ХН, 40ХНМА.
При работе двигателя силы инерции стремятся разорвать болты. В связи с этим они должны быть затянуты настолько, чтобы не была нарушена плотность соединения при действии этой силы.
Сила предварительной затяжки (МН)
, (5.80)
где k - число шатунных болтов.
Суммарная сила, растягивающая болт:
, (5.81)
где χ - коэффициент основной нагрузки резьбового соединения:
(5.79)
где Кш - податливость стягиваемых частей шатуна;
Кб - податливость болта.
По опытным данным коэффициент χ изменяется в предлах 0, 15…0, 25. С уменьшением диаметра шатунного болта значение χ, как правило, также уменьшается.
Максимальные и минимальные напряжения, возникающие в болте, определяют в сечении по внутреннему диаметру резьбы:
, (5.80)
, (5.81)
где dв = d - 1, 4·t - внутренний диаметр резьбы болта, мм;
d - номинальный диаметр болта, мм;
t - шаг резьбы, мм.
Запасы прочности болта определяют по уравнениям, приведенным в § 5.3; коэффициент концентрации напряжения kσ - по формуле (5.10) с учетом вида концентратора и свойств материала. Для шатунных болтов значения запаса прочности не должны быть ниже 2.
Приложение 1
Фазы газораспределения автотракторных двигателей
(в градусах поворота коленчатого вала)
Двигатель
| Впускной клапан
| Выпускной клапан
| Продолжительность открытия клапанов
| Угол перекры-тия
| открытие до В.М.Т.
| закрытие после Н.М.Т.
| открытие до Н.М.Т
| закрытие после Н.М.Т.
| впускного
| выпускного
| ВАЗ-2101
|
|
|
|
|
|
|
| ВАЗ-2102
|
|
|
|
|
|
|
| ВАЗ-21021
|
|
|
|
|
|
|
| ВАЗ-21023
|
|
|
|
|
|
|
| ВАЗ-2107
|
|
|
|
|
|
|
| ГАЗ-3102
|
|
|
|
|
|
|
| ГАЗ-53-12
|
|
|
|
|
|
|
| ГАЗ-51
|
|
|
|
|
|
|
| ГАЗ-53
|
|
|
|
|
|
|
| ЗИЛ-120
|
|
|
|
|
|
|
| ЗИЛ-130
ЗИЛ-131
|
|
|
|
|
|
|
| ЗИЛ-164
| 12, 5
| 59, 5
| 44, 5
| 27, 5
|
|
|
| ЗИЛ-375
|
|
|
|
|
|
|
| МеМЗ-968А
|
|
|
|
|
|
|
| АЗЛК-408
|
|
|
|
|
|
|
| АЗЛК-412
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А-01, А-41
А-41Т
|
|
|
|
|
|
|
| Д-108
Д-120
Д-144
Д-145Т
|
|
|
|
|
|
|
| Д-160
|
|
|
|
|
|
|
| Д-240
Д-240Т
Д-241Л
Д-245.12
|
|
|
|
|
|
|
| СМД-14
СМД-16 СМД-18
|
|
|
|
|
|
|
| СМД-60
СМД-62
СМД-63М
СМД-66
|
|
|
|
|
|
|
| ЯМЗ-236
ЯМЗ-238
ЯМЗ-238
|
|
|
|
|
|
|
| ЯМЗ-240
|
|
|
|
|
|
|
| КамАЗ-740
|
|
|
|
|
|
|
| Приложение 2
Технические характеристики бензиновых двигателей
Модель двигателя
| Номинальная мощность, Ne, кВт
| Частота вращения колен. вала, n, мин-1
| Число и расположение цилиндров
| Степень сжатия,
ε
| Диаметр цилиндра, D, мм
| Ход поршня, S, мм
| Рабочий объём двигателя, VЛ, л
| ВАЗ-2101
| 47, 1
|
| 4-Р
| 8, 5
|
|
| 1, 197
| ВАЗ-2102
| 58, 7
|
| 4-Р
| 8, 5
|
|
| 1, 197
| ВАЗ-21021
| 63, 7
|
| 4-Р
| 8, 5
|
|
| 1, 197
| ВАЗ-21023
| 71, 1
|
| 4-Р
| 8, 5
|
|
| 1, 197
| ВАЗ-2107
| 55, 6
|
| 4-Р
| 8, 5
|
|
| 1, 197
| ВАЗ-21213
| 58, 0
|
| 4-Р
| 9, 3
|
|
|
| ВАЗ-2111
| 57, 2
|
| 4-Р
| 9, 8
|
|
|
| УМЗ-451
| 52, 8
|
| 4-Р
| 6, 7
|
|
| 2, 45
| УМЗ-417500
| 62, 5
|
| 4-Р
| 8, 2
|
|
|
| УМЗ-4215.10
| 65, 4
|
| 4-Р
|
|
|
|
| ЗМЗ-4063.10
| 72, 2
|
| 4-Р
| 9, 5
|
|
|
| ГАЗ-52-04
| 55, 1
|
| 6-Р
| 6, 7
|
|
| 3, 484
| Иж-21251
| 58, 7
|
| 4-Р
| 8, 8
|
|
| 1, 478
| ГАЗ-24-01
| 62, 3
|
| 4-Р
| 6, 7
|
|
| 2, 445
| ЗМЗ-4025.10
| 56, 1
|
| 4-Р
| 6, 7
|
|
|
| ЗМЗ-53(66)
| 84, 4
|
| 8-V
| 6, 7
|
|
| 4, 252
| ЗМЗ-513
| 87, 5
|
| 8-V
| 7, 6
|
|
| 4, 25
| ЗИЛ-130
|
|
| 8-V
| 6, 5
|
|
| 6, 0
| ЗИЛ-375
| 132, 0
|
| 8-V
| 6, 5
|
|
| 6, 959
| ЗИЛ-508.10
|
|
| 8-V
| 7, 1
|
|
| 6, 0
| ЗМЗ-4022
| 77, 2
|
| 4-Р
| 8, 0
|
|
| 2, 445
| МеМЗ-968А
| 33, 1
|
| 4-V
| 8, 8
|
|
| 1, 2
| МЗМА-412
| 55, 2
|
| 4-Р
| 8, 8
|
|
| 1, 48
| AlfaRomeo 32310
|
|
| 4-Р
|
|
|
|
| AVU
|
|
| 4-Р
| 10.3
|
|
|
| APG
|
|
| 4-Р
| 10.3
|
|
|
| AUM/ARX*
|
|
| 4-Р
| 9, 5
|
|
|
| AUQ/ARY*
|
|
| 4-Р
| 9.5
|
|
|
| AMK*
|
|
| 4-Р
| 8.9
|
|
|
| BAM
|
|
| 4-Р
| 8.9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* - турбонаддув
Приложение 3
Технические характеристики дизельных двигателей
Модель двигателя
| Турбонаддув
| Номинальная мощность, Ne, кВт
| Частота вра-щения колен. вала, n, мин-1
| Число и расположение цилиндров
| Степень сжатия,
ε
| Диаметр цилиндра, D, мм
| Ход поршня, S, мм
| Рабочий объём двигателя, Vh, л
| А-01
|
| 80, 9
|
| 6-Р
| 16, 5
|
|
| 11, 15
| А-41Т
|
| 93, 4
|
| 4-Р
| 16, 5
|
|
| 7, 45
| А-41
|
| 66, 2
|
| 4-Р
| 16, 5
|
|
| 7, 45
| Д-108
|
| 79, 4
|
| 4-Р
|
|
|
| 13, 53
| Д-120
|
| 23, 5
|
| 2-P
| 16, 5
|
|
| 2, 08
| Д-130
|
| 102, 9
|
| 4-Р
|
|
|
| 13, 53
| Д-144
|
|
|
| 4-Р
| 16, 5
|
|
| 4, 15
| Д-145Т
|
| 62, 5
|
| 4-P
| 16, 5
|
|
| 4, 15
| Д-160
|
| 117, 6
|
| 4-Р
|
|
|
| 13, 53
| ГАЗ-560
| +
| 81, 0
|
| 4-Р
| 20, 5
|
|
|
| ГАЗ-562
| +
|
|
| 6-Р
| 19, 0
|
|
| 3, 2
| Д-240
|
|
|
| 4-Р
| 16, 0
|
|
| 4, 75
| Д-240Т
|
| 73, 6
|
| 4-Р
| 16, 0
|
|
| 4, 75
| Д-241Л
|
| 51, 5
|
| 4-Р
| 16, 0
|
|
| 4, 75
| ТЗВ-928-50
| +
|
|
| 8-V
| 17, 5
|
|
| 12, 667
| ТЗВ-928-60
| +
|
|
| 8-V
| 17, 5
|
|
| 12, 667
| ТЗВ-928-70
| +
|
|
| 8-V
| 17, 5
|
|
| 12, 667
| Д-245.12
| +
|
|
| 4-Р
| 15, 1
|
|
| 4, 75
| Д-245.7
| +
|
|
| 4-Р
| 15, 1
|
|
| 4, 75
| КамАЗ-740
|
| 154, 4
|
| 8-V
|
|
|
| 10, 85
| КамАЗ-740.11
| +
|
|
| 8-V
|
|
|
| 10, 85
| КамАЗ-740.13
|
| 182, 6
|
| 8-V
|
|
|
| 10, 85
| СМД-14
|
| 55, 1
|
| 4-Р
|
|
|
| 6, 33
| СМД-60
| +
| 116, 2
|
| 6-V
|
|
|
| 9, 15
| СМД-62
| +
| 121, 3
|
| 6-V
|
|
|
| 9, 15
| СМД-63М
| +
|
|
| 6-V
|
|
|
| 9, 15
| СМД-66
| +
|
|
| 6-V
|
|
|
| 9, 15
| ЯМЗ-236
| -
| 132, 4
|
| 6-V
| 16, 5
|
|
| 11, 14
| ЯМЗ-236
| -
|
|
| 6-V
| 16, 5
|
|
| 11, 15
| ЯМЗ-236Г
| -
|
|
| 6-V
| 16, 5
|
|
| 11, 15
| ЯМЗ-236Д
| -
|
|
| 6-V
| 16, 5
|
|
| 11, 15
| ЯМЗ-236НЕ
| +
|
|
| 6-V
| 16, 5
|
|
| 11, 15
| ЯМЗ-236Б2
| +
|
|
| 6-V
| 16, 5
|
|
| 11, 15
| ЯМЗ-238
| -
| 176, 5
|
| 8-V
| 16, 5
|
|
| 14, 86
| ЯМЗ-238 НБ
| -
| 161, 8
|
| 8-V
| 16, 5
|
|
| 14, 86
| ЯМЗ-238М2
| -
|
|
| 8-V
| 16, 5
|
|
| 14, 86
| ЯМЗ-238Б1
| +
|
|
| 8-V
| 16, 5
|
|
| 14, 86
| ЯМЗ-238БЛ
| +
|
|
| 8-V
| 16, 5
|
|
| 14, 86
| ЯМЗ-238НД
| +
|
|
| 8-V
| 16, 5
|
|
| 14, 86
| ЯМЗ-240
| +
| 264, 8
|
| 12-V
| 16, 5
|
|
| 22, 29
| ЯМЗ-240М2
| +
|
|
| 12-V
| 16, 5
|
|
| 22, 29
| ЯМЗ-240ПМ
| +
|
|
| 12-V
| 16, 5
|
|
| 22, 29
| ЯМЗ-240НМ
| +
|
|
| 12-V
| 16, 5
|
|
| 22, 29
| D2866LF20
| +
|
|
| 6-Р
|
|
|
| 11, 967
| D2866LF23
| +
|
|
| 6-Р
|
|
|
| 11, 967
| D2866LF25
| +
|
|
| 6-Р
|
|
|
| 11, 967
| D2866LF39
| +
|
|
| 6-Р
|
|
|
| 11, 967
|
|