Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Арена наших действий.






 

Для начала порадуем вас. Эту паралогическую по своей сути книгу мы все-таки решили сдобрить некоторой толи­кой логики - так сказать, для вкуса. В первых главах ее по­больше; в последующих - поменьше. Только, пожалуйста, не позволяйте своему уму, воспользовавшись нашей по­блажкой, чересчур надувать щеки.

А теперь вообразите (рисовать что-либо мы покуда не намерены) две пересекающиеся, как им и положено, коор­динатные оси. По вертикальной мы условимся откладывать количественные значения активности человеческой психи­ки. В данном случае ученые обычно говорят о всяких им­пульсах, излучениях и ритмах головного мозга; они даже как-то их измеряют; только нам, по счастью, до всего этого нет никакого дела. По горизонтальной оси мы будем опре­делять волевую потенцию человека, а это есть некая таинст­венная сила, связующая воедино все субличности, состав­ляющие полную личность каждого из нас.

Представьте, что вы крепко выпили в дружеской компа­нии, а потом наговорили своим приятелям всякой чуши, да к тому же разбили любимый сервиз хозяйки дома или еще как-то учудили. В нормальном состоянии такого с вами ни­когда и ни за что бы не приключилось. Наутро вы все это припоминаете и чувствуете себя не очень уютно. И даже вымоленное по телефону «Дя брось ты, с кем не бывает...» не приносит покоя вашей изнывшейся душе. Вы снова и снова прокручиваете в уме вчерашнюю ситуацию и все-таки не можете понять, почему вы так себя повели. Ведь именно таким вы неприятны, прежде всего, сами себе; именно таким вам очень не хочется себя принимать.

Между тем, все очень просто. Алкоголь затормозил функции коры вашего головного мозга, и возобладала под­корка. А это значит, что ваша обычная личность - та самая, которую знают окружающие, с которой вы уже свыклись, и которая является результирующей всех многочисленных ваших субличностей, - временно уступила место какой-то из последних. Вот она-то, эта самая субличность, о существо­вании которой вы, быть может, раньше даже и не подозре­вали, и устроила всю эту чехарду. Но, протрезвев, вы стали прежним, и теперь уже ваш логический ум, целиком и пол­ностью принадлежащий коре вашего головного мозга, никак не позволяет вам признать, что вчера вы были в буквальной смысле не вы.

Кстати, подобный опыт может оказаться очень полез­ным. 11ужно лишь собрать в себе нешюю мужества и не по­лениться его использовать. Действовать можно так. Честно припомните себя в том самом состоянии. Снова и снова воспроизводите в уме всю картину: что вы тогда чувствова­ли, кем себя ощущали, как воспринимали окружающий мир и людей в нем, как хотели перед ними проявиться... Заново все это переживите.

Тут важно избежать одной ошибки. Ни в коем случае не исправляйте, не корректируйте ситуацию и себя самого. Пусть все идет так, как оно было на самом деле. Просто по-наблюдзйте за собою и потом попробуйте себя психологи­чески воспроизвести в том самом состоянии. Впрочем, для этого опыта вовсе не обязательно использовать воспомина­ния о неприятном для вас застолье. Можете воссоздавать вообще любые ситуации (в том числе и приятные), в кото­рых вы непривычно себя ощущали и необычно вели. Хотя, конечно, именно неожиданные неприятности, как правило, легче всего высвобождают наши потаенные «я». Ваша задача осознать (а следовательно, как мы условились, и прочувст­вовать), что окружающий мир и вы в нем способны менять­ся. По сути, это - один из аспектов сталкинга Карлоса Кастанеды. А описанная выше ситуация в его кодовой системе объясняется легким смещением вашей точки сборки под воздействием алкоголя.

Теперь мы вас попробуем напугать. В подсознании лю­бого человека дремлет огромное количество субличностей. Одни из них более живы и активны, другие менее. Это ваши родные и знакомые (в том числе и усопшие), различные персонажи (исторические, мифологические, художествен­ные), всевозможные звери, птицы, деревья, скалы - все, что составляет ваш психический мир. И в нем все эти субличности реальны, ибо облачены в живую плоть вашего подсоз­нания. (В этом смысле какой-нибудь Винни-Пух для ребенка может быть значительно реальнее, допустим, Гитлера, Ель­цина или Пугачевой.) Между прочим, вот вам - отправная точка для всевозможных актерских перевоплощений и даже для магических превращений, столь ярко описанных Карлосом Кастанедой.

Однако вернемся к нашей горизонтальной координатной оси. Условно наречем ее осью воли или целостности — это уж, как вам больше по вкусу (психиатр мог бы назвать ее шкалой шизофрении). Чем правее по оси воли находится выбранная нами точка, тем сильнее сцементированы суб­личности человека, которому она соответствует. Таким об­разом, справа у нас будут располагаться натуры цельные и волевые, а еще правее - параноики; слева же мы поместим так называемые сложные натуры, которых по мере дальней­шего продвижения влево сменят всевозможные шизофре­ники и, наконец, бывшие люди с окончательно рассыпав­шейся психикой. Повторяем, воля, с нашей точки зрения, есть сила, собирающая все человеческие субличности во­едино, в одну результирующую личность.

Аналогично на вертикальной оси, которую мы назовем осью психической активности, самые верхние точки будут у нас соответствовать лицам, пребывающим в маниакальной фазе психоза, а нижние - депрессантам. Соответственно, в промежуточной области разместятся так называемые нор­мальные люди; и чем сильнее «разгонка» их психики, тем выше их место на оси психической активности.

Теперь попытаемся почувствовать «на вкус» эту самую психическую «разгонку». Припомните себя в состоянии крайнего возбуждения. Быть может, однажды вы «сыпались» на экзамене и вдруг неожиданно для себя самого нашли пра­вильный ответ на «гиблый» вопрос, или же во время по­единка на тотами вы вдруг почувствовали необычайный прилив сил и ярко выиграли бой... У каждого в жизни слу­чались моменты интенсивного повышения психической активности. Вспомните один из них, вспомните свое со­стояние в тот миг и попытайтесь заново его пережить.

А теперь припомните себя в тот момент, когда вы беско­нечно устали, и вам вообще ни до чего больше дела нет. Все, что вам нужно, так только постель. Реализуйте себя в состоянии заторможенной психический активности.

Эти упражнения подробно объяснены в книге В.В.Шлахтера «Человек-оружие», с которой мы рекомендуем вам ознакомиться, если вы всерьез интересуетесь иррациональ­ной психологией. Но в данном случае от вас требуется лишь прочувствовать в себе состояния повышенной и понижен­ной психической активности и опытным путем выделить их составляющие.

Как же за это взяться? Вот наиболее простая схема. Итак, «разогнав» свою психическую активность, попытайтесь сна­чала выделить, а затем и подавить активность эмоциональ­ную; потом то же самое проделайте с умственной активно­стью. Этого не так уж трудно добиться. Теперь понаблю­дайте за тем, что осталось. Вроде бы вы, как и прежде, взвинчены до предела, но при этом ваши эмоции утихли, и успокоился ум... Именно эта оставшаяся часть психического напряжения и является той самой активностью, о которой мы говорим. Правда, существует еще активность восприятия, или наше внимание. Но о нем мы подробно побеседуем в другой главе.

Теперь - один полезный совет. Занимаясь психическими опытами, сохраняйте бесстрастие. Настройте себя так, будто вы делаете все это вовсе не для себя самого, а для кого-то по­стороннего. Иными словами, не желайте результата, иначе само желание перечеркнет все ваши усилия: оно ведь – тоже эмоция.

Допустим, благодаря собственной практике, вы понемно­гу осваиваете нашу психическую систему координат. Это означает, что мы можем двигаться дальше. Тогда представь­те, что однажды, наколов острием циркуля точку пересече­ния психических осей (воли и активности), некий психи­атр начертил зловещую окружность. А потом все ос­тальные его коллеги собрались около нее и коллективно по­решили считать людей, оказавшихся внутри этой окружно­сти, нормальными, а тех, кто по каким-то причинам оказался снаружи, принять в качестве своих пациентов. С тех самых пор они и «лечат» этих бедолаг, то есть пытаются — причем в полавляющем большинстве случаев безуспешно – запереть их в своем круге.

Между тем, ни один человек не имеет постоянного места в психической системе координат. Допустим, вы просыпае­тесь в семь утра и, как говорится, с трудом продираете глаза. В эти минуты даже просто откинуть одеяло и отправиться под душ для. вас - проблема. Активность вашей психики следовало бы скорее назвать пассивностью, а уж о мини­мальной собранности воли и вообще речи идти не может. Безусловно, в этом случае состояние вашей психики будет соответствовать какой-то из точек левого нижнего сектора нашей координатной системы. А около двух того же дня у вашего «Жигуленка» неожиданно заглох мотор прямо на улице. А вам необходимо срочно куда-то добраться. Вы от­чаянно «стопорите», что называется, собственной грудью любую машину, попавшую в поле вашего зрения. Где в этот момент пребывает ваша психика? Скорее всего, в правом верхнем секторе, если только вообще не «выплеснулась» из него еще выше или правее нормы.

Кажется, подошло время для существенного замечания. Учтите: все, что мы до сих пор говорили в этой главе, - пол­ная чушь. Мы пытались протолкнуть логику туда, где ее не бывает. Так что не делайте никаких умственных построений на основе прочитанного, просто постарайтесь нащупать в себе то, о чем узнали. И тогда наши слова «сработают» -просто укажут вам: да, это - оно самое...

Задумайтесь над тем, как вы ходите по земле, как танцуе­те, едите, водите автомобиль... Если бы каждое ваше дейст­вие координировалось рассудком, который, в свою очередь, опирался бы на логическую схему, на точное научное опи­сание самого действия, то вы за целую жизнь не успели бы сделать, наверно, и пяти шагов. Подумайте об этом. Знаете ли вы, например, как поднести ко рту вилку? Конечно, нет -с позиций науки. Ведь у вас в голове не зафиксированы все многочисленные параметры данного простого действия, ко­торые, возможно, не уместились бы и в десяти томах. Вы чувствуете, как это делается, и все. Только большего в дан­ном случае и не требуется...

А теперь мы предлагаем вам примерно гак же чувствовать состояния собственной психики. Это тоже очень легко. Просто раньше вы не обращали внимания на такие «мело­чи». Вначале следует научиться различать их в себе (избави вас Бог заниматься этим лишь на уровне логической схемы, предложенной нами). И только потом можно попытаться контролировать свои состояния души, или психические по­зиции, а затем и трансформировать их и даже формировать новые.

Давайте посмотрим, кто у нас считается душевно больным. Наверное, тот, чья психика, выйдя однажды за пределы неких установленных параметров, не повинуется больше своему хозяину. Иначе говоря, ненормальным общество признает лишь того, кто, во-первых, не способен контроли­ровать собственную психику, а во-вторых - и это наиболее важное условие, - чьи психические параметры не соответст­вуют норме. Но подавляющее большинство людей либо во­все не владеет своими душевными состояниями, либо кон­тролирует их очень слабо и далеко не всегда. Только психи­ческие позиции этих условно нормальных людей обычно не покидают установленной для них области или же, если та­кое все-таки происходит, возвращаются в свой круг само­стоятельно и достаточно скоро — пока не взялись за дело психиатры. С другой стороны, различные виды человече­ской деятельности требуют разных психических позиций. Например, если вы решили породить гениальную идею, то легче всего вам будет это сделать в глубоком состоянии без­волия, почти что личностного распада, в котором ваши суб­личности получают возможность самовыразиться. Но, что­бы воплотить эту идею в жизнь, вам пригодится целеуст­ремленность параноика. В состоянии заторможенной пси­хической активности вы можете наиболее успешно воспри­нимать новую информацию. Но победить на ринге серьез­ного противника вам удастся только на предельной психи­ческой «разгонке». Таким образом, любое действие требует от нас соответствующего состояния души, особой психиче­ской позиции с оптимальными параметрами. А значит, для человека насущно необходимо овладеть хотя бы нормаль­ным психическим пространством, а если он стремится и к большему, то существенно раздринуть его границы.

К сожалению, никакая логика в этом вам не поможет. Конечно, сама по себе паралогия - тоже всего лишь оболоч­ка. Но она возможна лишь в присутствии еще кое-чего, во­обще не поддающегося определению и, тем более, обсуж­дению. Можно сказать, что за паралогией стоит нечто серь­езное, тогда как за логикой - пустота.

В общем, авторы изрядно устали от этой небольшой, но, увы, все еще перегруженной логикой главы и с удовольстви­ем перейдут к следующей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.