Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример. Поскольку для нас рабочей папкой является папка «Примеры» и все найденные материалы мы будем сохранять в ней






Поскольку для нас рабочей папкой является папка «Примеры» и все найденные материалы мы будем сохранять в ней, то дальнейшие действия будут такими.

Через контекстное меню вызываем операцию Сохранить список в части папки. На экран будет выдано окно, приведённое на рис. 4.12. В поле Название части необходимо ввести имя части папки. Для удобства в дальнейшей работе лучше давать осмысленные имена. Мы введем имя – Регистрация товарных знаков. После ввода имени станет активной кнопка Создать. После щелчка мышью по этой кнопке станет видно, что часть папки с выбранным именем уже создана. Теперь пользователю остаётся решить выполнить действие по сохранению списка документов в части папки. Для этого нужно задействовать кнопку Сохранить в нижней части окна. Заметим, что можно сохранить не все найденные документы в списке, а выборочно – заранее отмеченные, использовав флажок Только выделенные элементы.

В примере, приведённом выше, показано, как произвести сохранение списка в части папки. Это необходимо сделать в тем случае, если со списком предстоит дальнейшая работа. Обращаясь в последующие сеансы к рабочей папке, пользователь найдет там сохранённые ранее списки в частях папки. В ходе работы над разными аспектами правовой проблемы пользователь может формировать структуру рабочей папки в соответствие со своим планом работ, создавая вложенные части папки для вновь найденных списков документов. Такое структурированное хранение материалов и результатов работы позволяет после окончания этапа анализа документов легко перейти к созданию итогового документа.

Рис. 4. 12

 
 

Следует отметить, что при сохранении списка в части папки автоматически сохраняются также условия запроса, по которым получен данный список.

Сохраненные условия запроса можно неоднократно использовать вновь для поиска в обновлённой базе документов. Это позволяет выявить новые документы в базе по исследуемому вопросу.

Возможен вариант, когда в части папки сохраняют только условия запроса, списка документов там не будет. Для этого, имея в рабочем окне открытый список документов, необходимо обратиться к пункту Списки Главного меню и задействовать операцию Сохранить условия запроса, далее – создать новую часть папки и сохранить.

Не всегда есть необходимость сохранять весь список. Случается, что документы по отдельному аспекту правовой проблемы отбираются в несколько этапов из разных списков. В АРМ «Юрист» имеется средство для накопления и формирования списков – Портфель. Он формируется с помощью команд копирования и перемещения из других списков. После того, как текущий список в портфеле примет окончательный вид, его можно сохранить в части папки, а Портфель – очистить.

Реализовать такой вариант работы можно следующим образом.

Пример. В результате поиска получен список документов, из которого для дальнейшей работы пригодятся только несколько, но пользователь хочет испробовать еще несколько вариантов отбора информации из базы документов. Нужные документы выделяются в списке (напомним, что для выборочного выделения документов в списке при помощи мыши необходимо удерживать нажатой клавишу Ctrl). Затем вызываем правой кнопкой мыши контекстное меню и задействуем операцию Копировать в другой список. В ответ на эти действия пользователя система выдает на экран окно Выбор необходимого списка, в котором видно название списка Портфель, доступного из данной рабочей папки. Теперь достаточно задействовать кнопку Выбор. Чтобы обратиться к содержимому списка «Портфель», достаточно обратить свой взор в нижний левый угол рабочего окна АРМ «Юрист». По умолчанию именно там находится свернутое окно списка «Портфель».

4.3.4. Сравнение списков

Проведя несколько сеансов поиска с различающимися условиями, получают в результате несколько списков документов. АРМ «Юрист» позволяет сравнить любую пару открытых списков и автоматически выделить различающиеся элементы в сравниваемых списках.

Пример. В предыдущем примере был получен список по теме «регистрация товарных знаков». Попробуем получить другой список по той же тематике, а затем сравним два списка.

Второй поиск сделаем, добавив к предыдущим условиям поиска раздел классификатора – 030.130.000 «Интеллектуальная собственность(исключительные права). тем условиям для поиска. В результате получим более узкий список (49 документов).

Имея в рабочем окне АРМ «Юрист» два открытых списка, обратимся к пункту Сравнить с другим списком главного меню. В окне списка «Регистрация товарных знаков» увидим выделенные документы. Так отмечены документы, которых нет во втором списке. Заметим, что наложение условий классификатора сужает полученный список, но может привести также и к тому, что какие-то документы не попадут в список, т.е. останутся вне поля деятельности пользователя. В частности, во второй список не вошёл документ, прямо относящийся к тематике запроса: «Правила составления подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания», изданный Комитетом по патентам и товарным знакам РФ от 29.12.92.

Кроме сравнивания двух списков, АРМ «Юрист» оснащён ещё одной операцией сравнивания.

Установить, принадлежит ли конкретный документ к какому-либо из зарегестрированных списков можно при помощи карточки документа. Вызвав на экран карточку документа, следует обратиться к пункту Документ Главного меню, далее – пункт Принадлежность к списку.

Рис. 4. 13

 
 

 

4.3.5. Ретроспектива запросов

В течение сеанса работы пользователь может произвести много запросов к базе документов. Те из них, после которых была использована кнопка Просмотр, запоминаются в Рабочей папке в виде Ретроспективы запросов. Ретроспектива запросов создаётся системой автоматически в рабочей папке после обращения пользователя к списку после первого запроса.

Для доступа нужно открыть окно, отображающее структуру Рабочей папки и активизировать Ретроспективу запросов двойным щелчком. В ответ на это действие будет выдано окно (рис. 4.13), где представлено условие последнего запроса. Используя полосу прокрутки, можно обратиться к более ранним условиям. Следует заметить, что условия запросов по поиску из списка в Ретроспективе запросов не присутствуют.

Из рис. 4.13 видно, что в окне Ретроспектива запросов имеются инструменты для использования результатов уже проведённой работы и исключения дублирования действий. Так, например:

· кнопка Просмотр позволяет обратиться к результатам произведенных запросов (если списки не были сохранены – по-другому их вызвать нельзя);

· кнопка Изменить позволяет модифицировать условия запросов, внося новые условия в имеющиеся здесь же поля и получив тем самым новый запрос;

· кнопка Сохранить в папке предназначена для сохранения указанных в окне условий запроса в отдельной части папки.

Вопросы для самоконтроля

1. Можно ли в одной части папки сохранить несколько списков?

2. Обязательно ли создавать примечание к списку

3. Обязательно ли создавать новую часть папки для сохранения нового списка?

4. Какое средство АРМ «Юрист» используется для накопления документов, скопированных из разных списков?

5. Какое средство позволяет обратиться к результатам прежних запросов?

6. Каким образом сделать выборку документов из списка по следующим критериям: по виду документа, по дате, по принявшему органу

7. Каким образом удалить из списка документы, удовлетворяющие определенным критериям?

8. Каким образом перекомпоновать имеющиеся списки документов?

9. Каким образом средствами АРМ «Юрист» сравнить два списка документов?

10. Каким образом удалить из списка документы по какому-либо признаку?

11. Как получить информацию об источнике опубликования документа?

12. Как вызвать информационную карточку документа?

13. Каким образом можно получить доступ к спискам документов‑ респондентов и документов‑ корреспондентов?

14. В каких целях можно использовать присоединённые списки документов‑ респондентов и документов‑ корреспондентов?

Задания для самостоятельной работы

1. Найти документы в базе Российская Федерация по вопросу: сертификация товаров и услуг и сохранить список в одноимённой папке. Произвести поиск в списке по следующим критериям:

· исключить из списка документы, в названии которых есть слова: физическая культура или спорт;

· исключить из списка документы, изданные Министерством юстиции РФ;

· выбрать из списка документы, имеющие статус федерального закона;

· выбрать из списка документы, изданные ГТК РФ;

· выбрать из списка документы, изданные Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

· выбрать из списка документы по вопросам сертификации продукции и услуг в строительстве;

· выбрать из списка документы по вопросам сертификации пищевых продуктов;

· выбрать из списка документы по вопросам сертификации экологической безопасности производств

2. Найти документы в базе Российская Федерация по вопросу: торгово‑ промышленная палата и сохранить список в одноимённой папке. Произвести поиск в списке по следующим критериям:

· выбрать из списка документы, имеющие статус постановлений Правительства РФ;

· выбрать из списка документы, изданные ГТК РФ;

· выбрать из списка документы, изданные Торгово-промышленной палатой РФ;

· выбрать из списка документы, в текстах которых имеется упоминание о Всемирной торговой организации

· выбрать из списка документы, в текстах которых имеется упоминание о малом предпринимательстве

3. Найти документы в базе Российская Федерация по вопросу: Нотариат и сохранить список в одноимённой папке. Произвести поиск в списке по следующим критериям:

· прохождение стажировки в нотариальной конторе;

· консульская легализация документов

· федеральное законодательство о нотариате

· лицензии на право нотариальной деятельности

4.4. Приёмы работы с текстами документов

4.4.1. Структура и функции текстового окна

Доступ к тексту документа возможен из списка, а также из карточки документа.

Расшифровку сокращенного названия вида акта можно получить, если совместить указатель мыши с сокращением, а затем нажать и удерживать левую кнопку мыши. В заголовке окна содержатся: имя списка, количество документов в списке и номер выделенного элемента в этом списке.

Рис. 4.

 
 

14

Доступ к тексту документа осуществляется из окна списка при помощи двойного щелчка по выделенному документу в списке. Если пользователь работает с карточками документов, то обратиться к тексту документа легко при помощи кнопки Текст в нижней части карточки документа (рис. 4.11).

Общий вид окна, в котором представлен текст документа Закон РФ №41-ФЗ от 26.03.98 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» представлен на рис. 4.14. Если документ получен в результате поиска по словам, входящим в текст, в режиме «Эксперт», то эти слова будут выделены в тексте бирюзовым цветом.. Для перехода от одного выделенного слова к следующему по тексту используют клавишу Tab на клавиатуре, для перехода в обратном направлении - комбинацию клавиш Shift+Tab на клавиатуре.

Поле красного цвета в верхнем левом углу окна содержит дату, до которой действительна данная редакция документа. Если в документ не вносились поправки и данная его редакция действительна по сей день, то это поле будет отсутствовать.

В нижней части текстового окна расположен ряд кнопок для переходов.

Кнопка По тексту снабжена по обе стороны возможностями для перехода вверх и вниз по фрагментам текста, содержащим выделенные слова.

Кнопки К: 72 и Р: 2 служат для вызова списков документов, для которых данный является корреспондентом и респондентом соответственно.

Кнопка Т: 2 служит для вызова текущей редакции документа.. Кнопка И: 1 предназначена для возврата в исходную редакцию документа.

Для перехода к тексту следующего документа в списке используются кнопки по обеим сторонам поля По списку.

4.4.2. Поиск в тексте

Для анализа конкретных положений правового акта бывает необходимо произвести поиск в тексте документа. Это можно сделать, работая в текстовом окне документа. При помощи правой кнопки мыши вызываем контекстное меню, пункт Контекстный поиск в тексте. В ответ система выдаёт окно для ввода условий поиска, представленное на рис. 4.15.

Рис.4.

 
 

15

Для того, чтобы отследить вхождения слов во всех грамматических формах, лучше вводить слова, усеченные справа. Использование флажка В дополнение наслаивает одни условия на другие. Кроме того, следует учитывать область, в которой могут быть сконцентрированы слова для поиска, это условие указывается в поле Сочетание слов в. Здесь следует выбрать одно из трёх условий: – в тексте, в абзаце, в предложении. Для устойчивых словосочетаний следует выбрать условие в предложении, для тех вариантов, когда слова могут иметь разный порядок в выражении можно выбрать условие в абзаце.

Пример. Будем работать с текстом Закона РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», принятого Президентом РФ 26.03.98, №41-ФЗ. Заметим, что этот документ подвергался изменениям, в него вносились поправки. Однако практикующим юристам часто приходится рассматривать и давать юридическую оценку ситуации, имевшей место в прошлом, и тогда нужно руководствоваться тем нормативным правовым актом, который являлся действующим на рассматриваемый период времени. Неоценимую помощь в этом оказывают промежуточные редакции нормативных правовых актов.

1. Предположим, нужно найти ответ на вопрос: «Что говорится в этом тексте по поводу драгоценных металлов, находящихся в частной собственности граждан?». Воспользуемся контекстным меню, пунктом Контекстный поиск в тексте. Введем слова: частн, собств., в поле Сочетание слов в выберем условие в предложении.

В результате на экране в текстовом окне появится область текста документа с выделенными словами, в которой сразу ясен ответ на вопрос из следующего абзаца:

«Не является предметом регулирования настоящего Федерального закона порядок совершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности)».

2. Необходимо найти в тексте освещение вопросов лицензирования.

Продолжаем работать в текстовом окне документа. Обращаемся к пункту Поиск в тексте контекстного меню. Поскольку нас интересует уже другой вопрос, это должен быть самостоятельный запрос и флажок В дополнение нужно отменить. Слова прежнего поиска удаляем из таблицы кнопкой Удалить. Вводим слово лицензи и обращаемся к кнопке Найти. В результате выделения прежнего пункта в тексте уже не содержатся, а выделены слова только с введенной основой лицензи. Если флажок В дополнение не отменить, то выделения прежнего поиска в тексте останутся.

3. Необходимо найти в тексте положения, относящиеся к ювелирным изделиям, не являющимся бытовыми.

Введем для поиска в тексте следующие условия: в поле Сочетание слов укажем в предложении, слова - ювелирн, изд, бытов. После введения слова бытов нажмем кнопку Не и буквы этого слова станут синими. Это будет означать, что в предложении должны находиться слова ювелирн, изд, но бытов должно отсутствовать. В результате будут выделены искомые слова только в тех предложениях, где не идет речь о бытовых изделиях.

4.4.3. Поиск с использованием данных из выделенного фрагмента текста

Нередко содержание документа становится причиной для поиска другого документа. В этом случае имеют место отсылочные связи.

Если в тексте есть ссылка на какой-либо документ и указываются его реквизиты - номер или дата, - такой документ может быть найден в дополнительном сеансе поиска. Для этого нужно выделить фрагмент текста, содержащий ссылку, и воспользоваться контекстным меню, пунктом Поиск из текста, далее – по дате и номеру. Реквизиты документа будут включены в форму запроса на дополнительный поиск.

Можно также использовать слова, содержащиеся в выделенном фрагменте текста, в качестве условий для проведения нового, дополнительного поиска. Для этого нужно выделить фрагмент текста, содержащий данные слова и вызвать контекстном меню, команду Поиск из текста, далее –по словам. В результате содержание фрагмента будет включено в правое поле словаря-эксперта (аналогично словам-синонимам). Остается выбрать необходимые слова и включить их в форму запроса на поиск

Пример. Рассмотрим применение функций поиска из текста АРМ «Юрист» на примере работы с Законом г. Москвы №17 от 27.03.02 «О Московской торгово-промышленной палате».

В этом документе есть ссылки на конкретные документы, например в ст.3: «Палата осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5340-1 «О торгово‑ промышленных палатах в Российской Федерации», Устава города Москвы, настоящего Закона, других федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов города Москвы».

Произведем поиск документа, на который есть ссылка в приведённом абзаце. Для этого выделим строку, содержащую реквизиты документа и воспользуемся контекстным меню, пунктом Поиск из текста, далее – по дате и номеру. В результате на экран будет выдана форма для поиска, в которую уже будут внесены указанные реквизиты. Остаётся только после поиска задействовать кнопку Просмотр и вывести на экран искомый документ.

Заметим, что как правило документы, реквизиты которых упоминаются в тексте нормативных правовых актов, можно обнаружить в списках документов, для которых рассматриваемый документ является корреспондентом или респондентом, а также в списке присоединённых редакций документа (см. пример из раздела «Текстовое окно»). Эти списки являются результатом юридической обработки нормативных правовых актов. Для приведённого выше документа имеется такой список, содержащий документы, упомянутые в цитируемом фрагменте текста.

Однако понятия «документ-корреспондент» и «текущая редакция документа» имеют смысл только для нормативных правовых актов. Между тем в базе документов АРМ «Юрист» кроме нормативных правовых актов имеются также документы и другого вида: консультации специалистов, научно-практические комментарии, статьи ведущих специалистов из специализированных периодических изданий. В таких текстах тоже имеются ссылки на нормативные правовые акты, приведены конкретные реквизиты документов. Переход по таким ссылкам удобно осуществлять рассмотренным выше способом, выделяя реквизиты в тексте.

Следует также отметить, что нередко встречаются ссылки по типу имеющихся в приведённой выше цитате, а именно на: «...других федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов». В этом случае для поиска дополнительной информации целесообразно воспользоваться другим вариантом поиска, который приведен ниже на примере работы с тем же документом.

Рис.4.

 
 

16

 

Пример. Обратимся к содержательной части документа, например, к ст.10, п.2: «Палата принимает непосредственное участие в создании и деятельности межрегиональных маркетинговых центров, информационно - аналитических служб и иных структур в субъектах Российской Федерации и странах СНГ, способствует реализации межрегиональных целевых программ и проектов, разработанных при участии Правительства Москвы и Московской городской Думы».

Чтобы получить дополнительную информацию по этому вопросу, достаточно в тексте документа выделить наиболее содержательные строки, например: «...деятельности межрегиональных маркетинговых центров, информационно-», затем ‑ вызвать контекстное меню, команду Поиск из текста, далее –по словам. В результате на окне будет представлена картина, изображённая на рис. 4.16. Заметим, что в поле Слова из текста Словаря-эксперта содержатся только слова из выделенной нами текстовой строки, а именно: деятельности, межрегиональных, маркетинговых, центров, информационно (в АРМ «Юрист» строка выделяется только полностью). Далее помощи кнопки Выбор слова помещаем, к примеру, слово межрегиональных в поле Редактирование слова. В ответ на эти действия в поле Наличие в словаре возникнет соответствующее ему слово с той же основой в правильной форме – межрегиональный, которое при помощи кнопки В запрос будет внесено в форму запроса.

Переходя к следующему слову из поля Слова из текста, информационно, и отправляя его в поле Редактирование слова мы увидим, что в поле Наличие в словаре возник целый список вариантов (рис. 4.16). Как видно из текста рассматриваемого правового акта, приведенного в начале примера, в нашем случае будет правильно выбрать слово информационно-аналитический.

Заполнив таким образом форму для поиска, мы получим в результате поиска список документов, в которых содержится информация по поводу создания и деятельности межрегиональных маркетинговых центров и информационно - аналитических служб в субъектах РФ и странах СНГ.

4.4.4. Закладки в тексте документа

В процессе анализа текста документа нередко возникает необходимость пометить отдельные места в тексте. Для этого используют закладки.

В АРМ «Юрист» имеется два вида закладок:

· простые (неименованные) закладки красного цвета;

· именованные закладки синего цвета.

Простые закладки служат только для визуальной разметки внутри текста документа, доступны они только из текстового окна.

Перечень именованных закладок вместе с примечаниями сохраняется внутри рабочей папки, а также внутри выбранной пользователем части папки и служит для быстрого перехода по избранным местам в документах.

В АРМ «Юрист» возможна работа в двух режимах – в режиме простых закладок (создание именованных недоступно, возможен только доступ к ранее созданным именованным закладкам, если таковые имеются) и в режиме именованных закладок (доступны создание и просмотр обоих типов закладок).

Рис. 4.

 
 

17

 

По умолчанию система настроена на режим работы с именованными закладками. Настройка режима работы с закладками осуществляется через пункт Сервис Главного меню, далее – Настройка, далее ‑ вкладка Установки. В поле Аналитика установить флажки: Именовать закладки, Из текста (автоматически в качестве имени закладки будет предлагаться текст выделенной строки документа). Далее подтвердить назначение режима кнопкой Выбор.

Простые закладки используют для разметки в ходе работы с длинным текстом одного документа.

Выделив в тексте документа строку с нужной информацией (или начало абзаца), следует обратиться либо к контекстному меню, пункт Закладка, либо к пункту Документ Главного меню, далее – Закладка.

В режиме простых закладок система просто проставит красную закладку.

В режиме именованных закладок в ответ на обращение к меню система выдаёт окно, представленное на рис. 4.17. Для создания простой закладки нужно выбрать кнопку Без имени. В результате в тексте будет проставлена красная закладка.

Имея несколько красных закладок внутри текста, легко переключаться между ними в обоих направлениях при помощи кнопок, расположенных по обе стороны поля Закладки внизу текстового окна.

Именованные закладки служат для быстрого обращения к заданным фрагментам документов. В каждой рабочей папке, а также в частях папки, в системе ведется перечень именованных закладок. Таким образом при продолжительной работе с документами пользователь может фиксировать результаты своих обращений к конкретным смысловым единицам в текстах документов. Именованная закладка может быть снабжена примечанием, где пользователь может указать дополнительную информацию, свои разъяснения, трактовки, замечания, пояснения. Для выполнения операций с именованной закладкой нужно обратиться к контекстному меню, пункт Закладка, далее – задействовать операции: Установить, Переименовать, Удалить, Примечание.

Осуществление операций с закладками иллюстрирует следующий пример.

Пример. Будем работать с текстом Закона РФ № 41-ФЗ от 26.03.98 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

1. Установка закладки. Допустим, имеется необходимость найти и использовать в дальнейшем о функциях пробирного надзора. Поскольку текст закона довольно длинный, сделаем предварительный контекстный поиск в тексте по словам пробирный, надзор. Найдем, что нужная информация отражена в статье 13, п 2. Далее нужно выделить маркером начало абзаца, задействовать контекстное меню, пункт Закладка. В результате на экране появится окно Закладка (4.17), в котором необходимо заполнить следующие поля.

В поле Создать в части папки из выпадающего списка следует выбрать имя папки или части папки, в которую будет сохранена закладка. По умолчанию в этом поле представлено имя той папки, в которой пользователь в данный момент работает. Флажок Предлагать эту часть папки в дальнейшем целесообразно проставить в том случае, если предстоящая работа с закладками будет в ней локализована.

В поле Название закладки по умолчанию будет содержаться текст выделенной маркером строки. Поскольку пользователь будет обращаться к списку закладок и в других сеансах работы, для облегчения идентификации целесообразно присваивать закладкам имена, отражающие суть помеченных данных. Система предлагает в качестве имени закладки строку: «2. Федеральный пробирный надзор включает в себя». В данном случае большую часть текста можно оставить в качестве имени закладки, а именно: Федеральный пробирный надзор включает в себя либо создать закладку с более коротким именем пробирный надзор..

Если необходимо сопроводить закладку какими-либо пояснениями, то задействовать кнопку Примечание. На экране возникнет окно для ввода текста примечания с клавиатуры. После выхода из этого окна с сохранением закладки операция будет завершена. В данном примере примечание создавать не будем. Остаётся задействовать кнопку Установить – и закладка синего цвета будет проставлена.

2. Перечень закладок. Переход по закладке. Рассмотрим работу со списком закладок, хранящихся в части папки. Обратиться к нему можно через проводник папки. Компонент Закладки в тексте появляется в структуре части папки после того, как была установлена первая именованная закладка и представлен на рис. 4.18. Выделив маркером этот компонент на структурной схеме папки, в правой части окна получим перечень закладок для выбранной части папки.

Если выделить в этом перечне закладку, например, с именем «Сертификация драгоценных металлов и драгоценных камней», в нижней части окна папки возникнет название документа, в котором проставлена закладка и текст примечания, которым снабжена эта закладка.

Для перехода в то место документа, где проставлена закладка, достаточно сделать двойной щелчок мышью по имени закладки в перечне либо задействовать контекстное меню, пункт Открыть.

3. Операции с закладками из перечня. Выделив в перечне закладку и задействовав контекстное меню, получим доступ к операциям с закладками: Переименовать, Удалить, Копировать, Переместить. При помощи операции Примечание можно внести изменения в примечание или создать вновь, если его не было.

По умолчанию перечень закладок отсортирован по алфавиту. Из контекстного меню доступна операция сортировки в обратном порядке.

Рис. 4.

 
 

18

4.4.5. Работа с фрагментом текста

При анализе текста документа обычно требуется делать выписки. В АРМ «Юрист» осуществлена поддержка копирования выделенного фрагмента текста в Конспект, Буфер обмена, MS Word. При наличии выделенного фрагмента текста все эти операции доступны пользователю из контекстного меню. Следует учитывать, что при цитировании выдержек из нормативных правовых актов необходимо приводить ссылку на номер, статьи документа, а также пункт, подпункт, если таковые имеются. Кроме того, полные названия цитируемых документов и данные о том, где они были напечатаны, необходимо указывать в списке цитируемой литературы. Такие данные содержатся в карточках документов.

Конспект предназначен для накопления и сохранения фрагментов текста. Конспект позволяет тематически сосредотачивать фрагменты текстов в каждой части папки. Конспект создаётся автоматически при первом обращении пользователя к операции Копировать в Конспект.

Обращение к Конспекту возможно из проводника папки. Рабочее окно Конспекта в свернутом виде присутствует на рабочем столе АРМ «Юрист»

В Конспекте через контекстное меню возможна работа по анализу содержащихся текстовых строк – при помощи операций Контекстный поиск в конспекте и Поиск из текста в вариантах: по дате и номеру и по словам. Технология работы с этими операциями аналогична тому, как это описано при анализе текста документа.

Если необходимо добавить какие-то комментарии в конспект, то нужно воспользоваться командой Добавить строку контекстного меню. В ответ система выдаёт на экран окно Строка для вставки в конспект, в единственное поле которого следует ввести с клавиатуры необходимый текст и задействовать для подтверждения ввода кнопку Выбор. Введённая строка будет вставлена в конец текста.

Кроме того, текстовые строки в конспекте могут быть сохранены в виде внешнего файла в текстовом формате и в формате MS Word.

Для обмена фрагментами текста между Конспектом и внешним редактором служит буфер обмена MS Windows.

Часто фрагменты текстов документов компонуют сразу в текстовом редакторе, к примеру, в MS WORD, перемежая их с авторским текстом. Если выделить фрагмент текста и задействовать операцию Копировать в MS WORD в контекстном меню, произойдет загрузка редактора MS WORD. В рабочем окне будет открыт документ с перекопированным фрагментом текста. Дальнейшую работу можно строить, переключаясь между приложениями через панель задач MS Windows.

При этом следует учитывать следующее. При использовании операции Копировать в MS Word в текстовом редакторе MS Word создаётся новый документ и в него помещается скопированный фрагмент текста. Если копировать последовательно несколько фрагментов, то для каждого будет создан новый документ. Поэтому в том случае, когда необходимо скомпоновать попеременно копируемые фрагменты из документов АРМ «Юрист» в одном документе MS Word, целесообразно будет использовать следующую технологию.

В тексте одного документа можно выделить сразу несколько фрагментов и задействовать инструкцию Копировать в MS Word контекстного меню. Тогда в MS Word будет создан новый документ, и в нём будут собраны все выделенные фрагменты.

Если в документ MS Word приходится добавлять новые фрагменты, возможно даже из разных юридических документов, то для этих целей лучше использовать Буфер обмена.

4.4.6. Сохранение текста во внешнем файле

При необходимости в АРМ «Юрист» имеется возможность сохранить текст документа во внешнем файле.

 
 

Это действие выполняется из текстового окна. Если перед сохранением выделить фрагмент текста, то во внешнем файле будет сохранён только фрагмент, если ничего не выделять, то будет сохранён весь текст.

Рис. 4. 19

Обращаясь к контекстному меню, пункту Сохранить как текст, получим на экране окно, вид которого приведен на рис. 4.19. В поле Структура каталогов представлены доступные диски и папки на них. В поле Накопители необходимо выбрать диск, в поле Структура каталогов – папку на диске, в которую предполагается осуществить сохранение документа.

Документы во внешних файлах можно сохранить в разных форматах – в текстовом, который можно открыть в редакторе Блокнот, в формате MS Word, в формате MS DOS. Установить формат сохраняемого текста следует в поле Типы файлов. В поле Имя файла необходимо ввести имя, которое будет присвоено сохраняемому документу.

Остаётся подтвердить свои назначения кнопкой Выбор, и операция по сохранению документа будет завершена.

Вопросы для самоконтроля

15. Каким образом высветить на экране текст документа?

16. Как в текстовом окне высветить текст следующего по списку документа?

17. Как из текстового окна переключиться в список документов, являющихся по отношению к данному корреспондентами или респондентами?

18. Как из текстового окна перейти в другую редакцию документа

19. По какому принципу следует использовать флажок «В дополнение» при контекстном поиске в тексте документа?

20. Каким образом указать в поле для поиска следует вводить слова, которые не должны присутствовать в найденном фрагменте текста?

21. Каким образом указать слова для контекстного поиска по условию ИЛИ?

22. Какие возможности реализованы в АРМ «Юрист» по работе с фрагментом текста?

23. Для каких целей используется Конспект?

24. Каким образом в Конспекте можно снабдить накопленные цитаты из документов своими замечаниями и пояснениями?

25. Как эффективно выстроить свою работу, связанную с копированием фрагментов в MS Word?

26. В каких случаях используются неименованные закладки?

27. Как внутри текстового окна осуществить переход от закладки к закладке в длинном тексте?

28. Как осуществить доступ к именованным закладкам, проставленным в предыдущих сеансах работы?

29. Как снабдить закладку пояснительным текстом?

Задания для самостоятельной работы

4. В тексте Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» найти информацию по следующим вопросам и пометить закладками:

1) На какие виды деятельности не распространяется действие указанного закона

2) Какие могут быть основания для отказа в выдаче лицензии

3) Каким может быть срок действия лицензии

4) На какой срок лицензия может быть приостановлена

5) В каких случаях лицензия может быть аннулирована

5. В документе № 24-ФЗ от 07.03.2001 «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» найти информацию по следующим вопросам и пометить закладками:

1) Кто может быть доверительным управляющим судна

2) На какие должности не могут назначаться иностранные граждане, входящие в состав экипажей судов

3) Право бесплатного провоза для пассажира

4) В каких случаях при перевозке пассажиров перевозчик имеет право изменить маршрут

5) В течение какого времени перевозчик хранит невостребованный багаж пассажиров

6. Для документа № 24-ФЗ от 07.03.2001 «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ»: найти списки документов, к которым он является корреспондентом и респондентом.

7. Для документа Постановление Правительства РФ № 918 от 02.12.2000 «Об утверждении правил предоставления сведений государственного земельного кадастра»: найти списки документов, к которым он является корреспондентом и респондентом.

8. В документе «Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса», изданном Минюстом РФ 17.02.97 за номером № 19‑ 01‑ 19‑ 97 найти фрагменты, посвященные нижеперечисленным вопросам и скопировать их в MS Word:

1) В какие сроки устанавливается дата проведения конкурса;

2) Каким образом обнародуется информация о проведении конкурса;

3) Кто может принять участие в конкурсе;

4) Каковы условия подведения результатов конкурса;

5) В какие сроки участники конкурса оповещаются об его результатах.

9. В документе Закон РФ «О качестве пищевых продуктов», 02.01.2000 за номером № 29‑ ФЗ найти фрагменты, посвященные нижеперечисленным вопросам и скопировать их в MS Word:

1) Как определены в законе продукты детского питания;

2) Какие требования определены законом в отношении обеспечения качества и безопасности продуктов детского питания;

3) требования, предъявляемые законом в отношении обеспечения качества и безопасности продуктов детского питания при их изготовлении.

10. В документе Приказ Министра юстиции от 26.10.98 № 150 «Об утверждении порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности», а также в документах вносящих изменения в данный, найти фрагменты, посвященные вопросу: «Порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности», а именно – кем выдаётся лицензия, кому и в какие сроки. Скопировать найденные фрагменты в Конспект, снабдив их ссылкой на документ, откуда берется цитата.

11. В документах: Приказ министра юстиции РФ от 15.03.00 №91 «Об утверждении методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусом Российской Федерации» и «Основы законодательства РФ о нотариате» от 11.02.93 № 4462‑ I найти фрагменты, посвященные вопросу «Выдача нотариусом дубликатов документов». Скопировать найденные цитаты в Конспект, снабдив их ссылкой на документ, откуда берется цитата и пояснительным текстом.

12. В документах: «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.00 № 29‑ ФЗ и в последней редакции Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300‑ I найти фрагменты, посвященные вопросу «Какая информация должна быть указана на этикетках упакованных пищевых продуктов на русском языке». Скопировать найденные цитаты в Конспект, снабдив их ссылкой на документ, откуда берется цитата, и пояснительным текстом.

4.5. Рабочие папки как способ организации труда в АРМ «Юрист»

4.5.1. Операции с папками

Результаты всей работы по поиску и анализу документов записываются и хранятся в одной из рабочих папок. В рабочей папке для хранения каждого списка документов создаётся вложенная папка, которая в терминах АРМ «Юрист» называется часть папки. Анализируя список документов и работая затем с текстами отдельных документов, входящих в список, пользователь имеет возможность фиксировать результаты своей работы в каждой части папки следующим образом.

· Выделяя конкретные документы из списков по определенным признакам и копируя выбранные документы в Портфель, можно сформировать новый список и сохранить его в отдельной части папки.

· Прежние запросы пользователя к системе на поиск документов, завершившиеся выводом списка на экран, фиксируются в Ретроспективы запросов и могут быть воспроизведены в последующие сеансы работы.

· Имея файлы с данными по избранной тематике, найденными во внешних источниках (например, в Интернет), присоединить их к рабочей папке или к части папки через компонент Важные ссылки в виде копии исходного файла или ярлыка, при необходимости снабдить примечаниями.

· Сохраненные списки снабжают примечаниями, в которых указываются особенности списка и какие-либо отдельные признаки, которые характеризуют отобранные документы.

· Переходя к анализу текстов документов, пользователь фиксирует результаты своей работы в виде закладок, снабжая их при необходимости примечаниями.

· Выделяя в текстах документов фрагменты, которые в последствии будут использоваться как цитаты, пользователь имеет возможность накапливать их в Конспекте, сопровождая собственными заметками, введенными с клавиатуры.

· Последовательность открываемых пользователем текстов документов в хронологическом порядке фиксируется в виде Истории просмотров

· Создавая в ходе работы с системой собственные тексты, пользователь может создать базу собственных документов внутри системы. На каждый документ пользователя должна быть создана информационная карточка, затем к ней присоединён текст. Такие документы фиксируются в Протоколе.

Вышеперечисленные компоненты, входящие в состав части папки, в которых фиксируются результаты аналитической работы пользователя со списками и текстами документов, разработчики системы АРМ «Юрист» назвали компоненты аналитики.

В только-что созданной рабочей папке содержатся три компонента аналитики, не подлежащие удалению:

· Опорные слова,

· Результирующий список (Портфель),

· Документы автора папки (Протокол).

· Остальные компоненты создаются мере обращения к ним пользователя и могут быть удалены:

· закладки,

· примечания,

· история просмотров,

· ретроспектива запросов,

· важные ссылки,

· конспект.

При этом такие компоненты, как Опорные слова, Ретроспектива запросов, История просмотров, Подборка текстов (Конспект), Документы автора папки (Протокол), – могут быть созданы только для папки в целом.

Компоненты Условия запроса, Список создаются только для частей папки. Закладки в текстах, Примечания, Важные ссылки создаются как для рабочей папки, так и для частей папки.

Все папки вместе со вложенными в них частями папок представлены на иерархической схеме проводника папок. По умолчанию система настроена таким образом, что после загрузки на рабочем столе АРМ «Юрист» находится Проводник папок и открыто содержимое той из них, с которой пользователь работал перед выходом из предыдущего сеанса.

Целесообразно для каждой новой работы заводить новую папку. Это дает возможность безболезненно прерывать работу над одной из проблем, переходить к другой, а затем возвращаться к прерванной работе. Когда данная разработка будет закончена, то все ее результаты будут сосредоточены в одной папке. По окончании работы над проблемой можно использовать эти результаты как справочные.

Все операции с папками – выбор, просмотр состава каждой папки, создание, переименование, копирование, удаление - осуществляются из Главного меню, пункт Файл.

Для перехода к любой из заведенных папок надо выбрать в Главном меню пункт Файл, а в появившемся перечне – имя нужной папки, либо выбрать пункт Открыть, на экране появится Проводник папок, и дальнейший выбор будет производиться в окне Проводника.

Для создания новой папки следует задействовать Главное меню, пункт Файл, далее – пункт Создать новую папку. На экране появится окно для ввода имени новой папки. для подтверждения операции создании папки с указанным именем следует использовать кнопку Создать. Вновь созданная папка содержит внутри себя компоненты Опорные слова, Результирующий список (Портфель), Документы автора папки (Протокол). Только что созданная папка сразу становится текущей в системе. Имя текущей папки всегда видно справа от панели инструментов.

Дальнейшие операции с текущей папкой производятся через пункт главного меню Файл, далее – Текущая папка, либо посредством выделения папки на схеме в Проводнике папок и вызова контекстного меню. Этот путь можно использовать для переименования папки, создания в ней новой части, создания примечания, подключения внешнего файла к папке.

Если папка не является текущей, то, помечая её маркером на схеме в Проводнике папок и вызывая контекстное меню, с ней можно осуществить операции Открыть (и тогда папка станет текущей, и будет видны все её компоненты), а также Удалить и Поместить папку в архив.

Помещением папки в архив можно временно отключить её из рассматриваемого списка папок в Проводнике, а при необходимости вернуть в активный список. Фактически архив –это список, где присутствуют выключенные из оборота папки. Содержимое архива доступно из главного меню, пункт Файл, далее – Архив папок. Для возвращения папки из архива следует задействовать кнопку Подключить – и выбранная папка снова появится в схеме Проводника папок.

4.5.2. Опорные слова

Для документов по одной проблематике можно выделить небольшое количество слов, наиболее точно и ёмко отражающих содержание документов. Такие слова в АРМ «Юрист» называются опорные. Набор опорных слов пользователь может создать сам с целью последующего применения для анализа текстов. Опорные выделяются в тексте цветом.

Поскольку в АРМ «Юрист» реализована технология фиксации и хранения результатов аналитической работы внутри рабочей папки, одним из компонентов этой технологии является словарь опорных слов.

При создании рабочей папки её компонент Словарь опорных слов включается в папку автоматически с некоторым фиксированным набором. Пользователь имеет возможность очистить содержимое словаря и добавить в него новые слова в соответствии с той проблематикой, которая разрабатывается в данной папке. В ходе дальнейшей работы с документами папки имеется возможность изменять содержимое словаря опорных слов.

Чтобы наполнить словарь опорных слов, нужно обратиться к проводнику папок, высветить нужную папку и пометить маркером. В правой части окна проводника появится содержимое словаря. Установив туда курсор, следует вызвать контекстное меню. При помощи пункта Удалить можно убрать из словаря помеченные маркером слова, применяя операцию Добавить можно наполнить словарь по своему выбору. Рекомендуется включать в словарь неизменяемые основы слов.

Назначив для работы какую-либо папку, пользователь имеет возможность применять для анализа текстов документов имеющийся в этой папке словарь опорных слов. Для этого необходимо открыть текст документа и задействовать главное меню, пункт Документ, далее – пункт Опорные слова в тексте или одноимённый пункт контекстного меню. В результате все спорные слова, встречающиеся в данном документе, будут выделены бирюзовым цветом.

4.5.3. Ретроспектива запросов

Система АРМ «Юрист» фиксирует все результаты деятельности пользователя внутри рабочей папки. Выполненные запросы на поиск документов из базы, после которых была задействована кнопка Просмотр, сохраняются внутри компонента папки Ретроспектива запросов. Это даёт возможность обратиться к результатам прежних запросов, просмотреть их, проанализировать, выполнить вновь в прежнем или изменённом вариантах. Ретроспектива запросов создаётся внутри рабочей папки после выполнения первого запроса и впоследствии может быть очищена, скопирована или перемещена в другую папку.

Обращение к ретроспективе запросов осуществляется через проводник папки. Выделив маркером этот элемент рабочей папки, в правой части окна проводника получим общее число запросов в ретроспективе. Если активизировать компонент папки Ретроспектива запросов двойным щелчком мыши, то на экран будет выдано окно, представленное на рис.4.13. При помощи полосы прокрутки, расположенной в правой нижней части окна, можно переходить от запроса к запросу. Операции с запросами осуществляются при помощи кнопок:

· Просмотр – получаем результат выполнения запроса;

· Удалить – для исключения запроса из списка;

· Изменить – применяется для внесения изменений в условия запроса;

· Сохранить в папке – для сохранения запроса в другой папке.

4.5.4. История просмотров

Результаты обращений пользователя к текстам документов сохраняются системой в виде списка в История просмотров в рабочей папке. Этот компонент рабочей папки создаётся после просмотра первого документа в папке.

Обращение к Истории просмотров производится из проводника папок. Если выделить маркером историю просмотров своей рабочей папки на иерархической схеме, в правой части окна проводника высветится список просмотренных ранее документов, включая все предыдущие сеансы работы. В результате активизации имени выбранного документа двойным щелчком мыши текст его открывается в текстовом окне.

Имеется возможность произвести копирование списка в другую папку или полностью его очистить.

4.5.5. Важные ссылки

Для подключения внешних документов и вообще файлов любого типа в АРМ «Юрист» имеется специальное средство – Важные ссылки. Такой компонент можно создать в рабочей папке и в каждой части папки.

Важные ссылки могут содержать скопированные файлы или ярлыки. Каждый из компонентов, помещенных в Важные ссылки, пользователь может снабдить примечанием. В каком варианте подключить файл – решает пользователь.

Проиллюстрируем применение этого средства на примере.

Рис. 4.

 
 

20

Пример.

1. Присоединение внешнего файла. Выберем часть папки Работа с текстом документа. Вызвав контекстное меню, задействуем пункт Подключить файл к папке. В ответ системой будет выдано окно для выбора файла со списком доступных дисков и каталогов. Выбрав необходимый диск, папку и имя файла, задействуем для подтверждения кнопку Выбор. В результате на экране появится окно вида рис. 4.20. В нём необходимо указать, какой вариант подключения файла будет выбран: Копирование или Ярлык. На этом этапе имеется также возможность создать примечание к подключенному файлу. Окончательно действие завершается кнопкой Подключить.

Для того, чтобы обратиться к подключённым файлам, нужно высветить на экране содержимое нужной части папки в проводнике, среди её компонентов будет заметен компонент Важные ссылки, активизируя который мы получим в правой части окна проводника его содержимое. На рис. 4.21 видно, что в рассмотренной части папки Работа с текстом документа имеются компоненты трёх типов: файл, созданный в MS Word, ярлык к файлу, а также ярлык к графическому файлу. Как уже упоминалось, подключить можно файл любого типа.

Рис. 4.

 
 

21

4.5.6. Примечания

В ходе анализа содержимого папок и частей папок, списков, текстов документов часто возникает необходимость снабдить рассматриваемые материалы своими пояснениями или замечаниями. Такая возможность реализована в АРМ «Юрист» в виде Примечаний.

Фрагменты текста можно сопроводить примечанием путём создания именованной закладки с примечанием.

В дальнейшем примечания можно редактировать, удалять, дополнять.

Открытие примечания производится посредством контекстного меню из окна списка, из окна текста и в проводнике папки.

Примечание к документу доступно также из карточки к документу при помощи специальной кнопки П. Эта кнопка имеется только на карточках тех документов, к которым пользователь создал примечания.

Тексты примечаний через в буфер обмена могут быть скопированы во внешний редактор.

В ходе работы с документами и папками может появиться необходимость внести изменения и дополнения в примечания и, возможно, какие-то примечания понадобится удалить. Этим целям служат следующие операции контекстного меню, доступного из открытого окна примечаний: Копировать, Вставить, Удалить. В частности, текст примечания можно дополнить фрагментом, содержащимся в буфере обмена при помощи операции Вставить.

4.5.7. Организация коллективной работы

Программный комплекс АРМ «Юрист» поддерживает коллективную работу над юридической проблемой в сетевом варианте. Это достигается через систему рабочих папок.

При организации коллективной работы каждый пользователь может иметь свой участок работы. Это реализуется в рабочих папках пользователя.

В АРМ «Юрист» предусмотрен также обмен папками между пользователями. Реализовать эту технологию работы можно, используя операции Экспорт, Импорт, Подключить, доступные из контекстного меню или из главного меню, пункт Файл.

Экспорт папки означает, что в отдельном файле создаётся и хранится копия папки. Для размещения файла с копией папки могут быть использованы все доступные пользователю диски, в том числе и сетевые.

Прибегая к экспорту папки на съемный диск и осуществляя затем операцию Импорт на другом компьютере, можно осуществить перенос данных без компьютерной сети.

Помещенная во внешний файл на общедоступный сетевой диск, копия папки доступна другим пользователям через операцию Импорт. Тогда материалы, содержащиеся в таком внешнем файле, могут быть перекопированы во вновь созданную внутреннюю рабочую папку другого пользователя, и новая папка появится у него на рабочем столе в Проводнике папок.

При таком варианте обмена данными каждый пользователь на своём рабочем месте будет иметь копию той папки, которая помещена при импортировании в доступный файл. В ходе работы с материалами этой папки он может вносить изменения в её содержимое, даже удалять отдельные компоненты. Исходный вариант этой папки при этом потерян не будет. Такой вариант работы обычно реализуют, если дают один и тот же материал для параллельной разработки нескольким специалистам. При этом каждый из них может пользоваться исходными данными с целью разработки своего направления в проблеме.

Следует отметить, что при таком обмене папками желательно присваивать им персональные имена. Это дополнительное имя, оно присоединяется к текущему имени папки и будет облегчать идентификацию папки всем пользователям, к которым она попадет. Персональное имя присваивается папке посредством обращения через контекстное меню к операции Свойства папки.

Пример. П апка была создана Пользователем 1 и имела имя ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. Затем Пользователь 1 присвоил этой папке персональное имя ИВАНОВ и решил сделать её доступной для коллег в локальной сети своего подразделения. Для этого он осуществил импортирование папки на доступный другим пользователям сетевой диск. Другие пользователи, экспортировав папку к себе, обнаружили в своем Проводнике папок новую папку с именем ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ(ИВАНОВ).

Программный комплекс АРМ «Юрист» легко настроить для другого варианта совместного доступа к данным – сделать папку доступным сетевым ресурсом. Разместить папку на сетевом диске и одновременно задать права других пользователей на доступ к ней можно при помощи опубликования папки.

Для осуществления такого варианта совместного доступа необходимо сначала присвоить папке персональное имя и определить для неё статус доступа внешних пользователей. Это осуществимо через пункт Свойства папки контекстного меню при открытой папке. В поле Персональное имя вводится дополнительное имя, в поле Подключение к папке выбирается из списка статус доступа для внешних пользователей – разрешено, только для чтения, запрещено.

Затем нужно прибегнуть к операции Опубликовать папку, доступной из контекстного меню при открытой папке. Выполняя эту операцию, нужно разместить эту папку на сетевом диске, доступном для других пользователей. Опубликованная папка полностью будет использоваться с общего сетевого ресурса, данные в ней могут быть изменены или уничтожены., и даже полностью папка может быть уничтожена, если внешним пользователям это разрешено при определении статуса. Это следует иметь ввиду при назначении статуса доступа пользователей. Не рекомендуется работать с опубликованной в сети папкой одновременно нескольким пользователям.

Корпоративная работа над конкретной правовой проблемой (подготовка проектов законов, программных документов, научные разработки), может занять продолжительное время. Переходя к работе над другой проблемой, нередко приходится использовать результаты прежних работ. Однако известно, что законодательство в настоящее время достаточно быстро меняется, вносятся поправки в нормативные правовые акты. Поскольку система АРМ «Юрист» оперативно обновляется, разработчики предусмотрели технологию поддержки в актуальном состоянии наработок пользователя, хранящихся в рабочих папках. Это осуществляется путём обновления списков документов, хранящихся в папках. Для выполнения этой операции нужно обратиться к контекстному меню, доступному при открытой папке, и задействовать пункт Актуализировать все части папки.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие компоненты присутствуют в рабочей папке всегда?

2. Как получить доступ к Проводнику папок?

3. Как высветить на экране структуру Рабочей папки?

4. Как обратиться к результатам запросов, произведённых в предыдущих сеансах работы?

5. В чём состоит назначение опорных слов?

6. Как создать свой словарь опорных слов?

7. Для каких целей используются Важные ссылки?

8. К каким компонентам папки можно создать примечания?

9. В каких случаях в рабочей папке необходимо создавать часть папки?

10. Какие компоненты части папки можно использовать для анализа документов?

11. Как обратиться к текстам документов, с которыми производилась работа в предыдущих сеансах?

12. Каким образом пользователь может организовать в АРМ «Юрист» свою базу документов?

13. Какие закладки сохраняются внутри части папки – именованные или неименованные?

14. Каким образом перекомпоновать состав рабочей папки?

15. Что такое Архив папок и для чего его создают?

16. Как организовать обмен папками между пользователями?

17. Как сделать папку доступной для других пользователей сети?

18. Как задать полномочия пользователей на работу с папкой, доступной другим пользователям в сети?

19. Каким образом в АРМ «Юрист» осуществляется поддержка в актуальном состоянии пользовательских наработок, хранящихся в рабочих папках?

4.6. Организация аналитической работы над правовой проблемой в учебной деятельности студентов

4.6.1. АРМ «Юрист» как средство организации труда

Прикладная система АРМ «Юрист» обеспечивает не только информационное сопровождение, но является одновременно средством организации труда, обеспечивая поддержку полного цикла аналитической работы над задачей правовой тематики. Для этого в АРМ «Юрист» имеется полный набор средств:

· Полнотекстовые базы Нормативных правовых актов РФ и международного права;

· База справочных материалов;

· Базы документов судебной и арбитражной практики;

· Базы аналитических материалов и консультаций;

· Рабочие папки иерархической структуры с реализацией возможностей по ведению базы данных пользователя и подключением внешних файлов разных форматов;

· широкий набор аналитических возможностей;

· Поддержка работы с MS Word;

· Поддержка технологий коллективной разработки;

· Поддержка сетевых технологий.

Программный комплекс АРМ «Юрист» используют для корпоративной работы над проектами законов, программных документов, анализом судебных решений в органах государственной власти, министерствах и в крупных организациях – в Центральном банке РФ, Министерстве финансов РФ, в Совете Федераций, Конституционном суде, в органах местной власти и т.д.

4.6.2. Организация аналитической работы студентов

На этапе обучения той задачей, в которой реализуется процесс аналитической работы над правовой проблемой, является реферат или курсовая работа по предметам цикла юридических дисциплин.

В процессе создания курсовой работы можно выделить следующие этапы:

1. создание плана работы, разбиение исходной задачи на подзадачи;

2. информационный поиск по каждой подзадаче и сохранение найденного материала;

3. анализ материала, обобщение, выводы;

4. редактирование окончательного текста;

5. оформление работы в печатном виде.

Средства АРМ «Юрист» позволяют осуществить поддержку всех этапов этой работы.

Каким образом сделать оптимальный выбор из всего многообразия средств АРМ «Юрист», чтобы организовать свой труд над курсовой работой по правовой тематике эффективно и грамотно?

В соответствии с приведенными этапами предлагается следующий алгоритм деятельности по информационному поиску для курсовой работы.

Этап 1. Разбиение исходной задачи на подзадачи в соответствии с планом.

Разбиение на подзадачи на первом этапе осуществляется в соответствии с принятой методикой работы над правовой проблемой, в связи с чем выделяются следующие составляющие:

· юридические определения основных понятий, описывающих тему работы;

· положения действующего законодательства по выбранной проблеме;

· существующая практика исполнения положений действующего законодательства;

· мнения известных специалистов по поводу отдельных аспектов проблемы, поставленной в задаче.

Начинать создание курсовой работы и АРМ «Юрист» следует с создания новой рабочей папки. В соответствии с планом создаются части папки для фиксации каждого пункта работы над задачей. При создании частей папки необходимо давать им осмысленные имена в соответствие с планом работы. Поскольку рабочая папка имеет вложенную структуру, это обеспечивает системное хранение и анализ данных.

Этап 2. Информационный поиск. Полнота информационного поиска обеспечивается наличием в базе документов Словарей и функцией «Определения», полному набору документов федерального законодательства РФ, а также документов судебной и арбитражной практики и подборками аналитических материалов (статьи, обзоры, периодические издания).

Начинать подбор информации следует с обращения к функции «Определения» и «Словари» в соответствии с темой курсовой работы. Полученную при этом информацию следует скопировать в Конспект (вместе со ссылками на первоисточник). Впоследствии эти фрагменты в виде цитат войдут в окончательный текст.

Поскольку функция «Определения» содержит в себе те понятия, которые определены в нормативных правовых актах, это будут основные базовые понятия для всей работы. В словарях, кроме понятий, определенных в нормативных правовых актах, содержится также много терминов, касающихся применения тех или иных юридических понятий в историческом аспекте, применительно к другим странам и т.д. Такие данные полезны при разработке темы и в качестве примеров.

Слова, содержащиеся в полученных фрагментах, целесообразно использовать для поиска документов в режиме «Эксперт» в базе Нормативные правовые акты РФ и Международное право (если это необходимо по теме). Полученные списки сохраняются во вложенных частях папки.

Если ощущается, что документов при поиске в режиме «Эксперт» получено недостаточно, то можно задействовать режим поиска «Синонимы», получить новые списки документов и сохранить их в новых частях рабочей папки.

После получения списков есть смысл проанализировать их с тем, чтобы исключить документы, не имеющие отношения к теме работы.

В результате анализа списков может возникнуть необходимость по другому скомпоновать части папки по рассматриваемым вопросам в соответствие с планом, переместить или перекопировать документы из одного списка в другой, например, документы, полученные в результате поиска в режиме «Синонимы», присоединить к спискам по основным аспектам темы. Для компоновки новых списков удобно использо






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.