Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Понятие интеллектуальной собственности.






ГК РК имеет раздел 5 «Право интеллектуальной собственности», но определения ПРИС не дается. Статья 961 содержит перечень объектов ПРИС (примерный).

По поводу самого понятия идут споры. Некоторые ученые считают данный термин изначально неточным и ненаучным, использование которого возможно в политических актах, но не в правовых актах. Данный спор длится с конца 19 века.

Происхождение термина «ИС» обычно связывают с французским законодательством конца 18 века. Опирались при этом на теорию естественного права, которая активно развивалась именно французами (Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо). По этой теории право создателя любого творческого результата (литературные, музыкальные, изобразительные) является его неотъемлемым, природным правом, возникает в силу самой творческой деятельности и похоже на право собственности создателя материальной вещи. Как и право собственности, право на результат творческой деятельности дает обладателю возможность распоряжаться результатом по своему усмотрению и устранять всех третьих лиц от вмешательства в исключительную сферу правообладателя. Все это нашло отражение в законодательстве революционной Франции. Во вводной части французского патентного закона от 7 января 1791 года говорилось, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезно для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца». Следствием этого стало закрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности.

Еще раньше идея об авторском праве как «самом священном виде собственности» была воплощена в законах некоторых штатов США. В законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 указывалось, что «нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда». Аналогичные конструкции были закреплены в законодательстве Саксонии, Пруссии, Дании, Норвегии и др.

Развитие данного процесса связано не только с теорией естественного права, но с развитием капиталистических отношений и техническим прогрессом. До изобретения печатного станка и появления мануфактур произведение и его материальный носитель были практически неотделимы друг от друга, а на внедрение технических новинок уходили десятилетия, то положение изменилось. Первый всегда тратит уйму сил и средств (эксперименты, технологии, гонорары и т.п.) и хочет получить прибыль, но его трудами могут воспользоваться другие, не неся тех затрат и предлагая товар дешевле, чем конкурент-создатель. Это стало серьезным тормозом технич прогресса и распространения культурных ценностей. Сначала охрана интересов таких лиц осуществлялась выдачей привилегий отдельным издателям и владельцам мануфактур по милости верховной власти. Первые авторский и патентный закон в современном смысле появились в Англии. В 1623 при короле Якове Стюарте был принят «Статут о монополиях», в котором закреплялось исключительное и независящее от воли короля право каждого, кто создаст и применит техническое новшество, монопольно пользоваться в течение 14 лет выгодами и преимуществами от него. В 1710- первый авторский закон «Статут королевы Анны», по которому автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента создания с возможностью продления срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты в ряде других европейских стран и в США.

Основной их целью была защита интересов издателей и промышленников, т.к. обычно они выносили на рынок результаты творческого труда и нуждались в монополии на их реализацию. Права непосредственных создателей интересовали их только с точки зрения возможности приобретения. Вот здесь и помогла теория естественного права, признающая за создателями право собственности на достигнуты творческий результат. Авторы получили возможность продавать результаты своего труда. Наиболее понятными и теоретически отработанными были понятия литературной и промышленной собственности, которые позже были объединены в конструкцию ИС.

Подход к авторскому и патентному праву как собственности получил наибольшее распространение в 19в. Авторские и патентные законы большинства европейских стран в той или иной степени приравнивали права создателей творческих достижений к праву собственности, а иногда прямо относили к движимому имуществу. В 1883 была принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, которая продолжает оставаться важнейшим международным соглашением в области охраны промышленных прав. И ныне термин «ИС» очень широко используется в литературе, законодательстве и практике многих стран. В 1967 в Стокгольме была подписана Конвенция, учреждающая ВОИС, по которой объектами охраны являются права, относящиеся к конкретным результатам творческой деятельности в производственной, научной и художественной областях.

Но, как указывалось, были и есть противники такого подхода. Они указывают, что нельзя отождествлять правовой режим материальных вещей и нематериальных объектов (авторские произведения и тех новшества); что в отличие от ПС права авторов, изобретателей изначально ограничены во времени и по территории (вспомнить особ ПС); авторские и патентные права защищаются другими способами; право на творческий результат неразрывно связано с личностью создателя и т.д. Сторонники ИС отвечают, что собственность особого рода (нематериальный характер), т.к. объектами являются неосязаемые и бестелесны вещи.

Распространен взгляд, согласно которому права авторов, изобретателей, патентообладателей являются правами особого рода, вне классического деления.

Подводя определенный итог сказанному, можно отметить, что и современное казахстанское законодательство, и международные соглашения понимают под интеллектуальной собственностью совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств.

Можно сделать вполне определенный вывод о том, что под интеллектуальной собственностью в отечественном законодательстве понимается не что иное, как совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также некоторые иные приравненные к ним объекты, в частности, средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).

В настоящее время термин «интеллектуальная собственность» лишь в историческом плане связан с теорией интеллектуальной собственности конца XVIII — начала XIX вв. и не таит в себе никакой реальной опасности в части введения в заблуждение относительно юридической природы тех прав, для обозначения которых он обычно используется. Поэтому для его применения и в законодательстве, и в юридической литературе нет никаких серьезных противопоказаний.

 

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6,, 12, 14, 18, 20, 21, 34, 35, 36, 37, 38, 39 (см. п.5).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.