Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды монополистической деятельности и ответственность за нарушение антимонопольного законодательства






Основными видами монополистической деятельности являются:

- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке;

- соглашения и действия, ведущие к ограничению конкуренции.

Доминирующее положение на товарном рынке – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением государственной или естественной монополии);

2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, но исходя из стабильности доли доминирующего субъекта относительно долей конкурентов, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок республиканским органом государственного управления может быть установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.

Установление факта доминирующего положения осуществляется Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь и управлениями антимонопольной и ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета

Злоупотреблением доминирующим положением признаются действия или бездействие хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:

- создания препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

- изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

- установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

- заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любого иного навязывания таких условий или отказа от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;

- заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывания таких условий или отказа от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;

- заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

- применения к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

- согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

- осуществления иных действий (бездействия), приводящих к указанным результатам.

Соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):

- раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

- исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

- необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;

- необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;

- осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;

- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

- иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию.

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков. Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом - Департаментом ценовой политики Министерства экономики.

Основными мерами государственного регулирования являются:

1) осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке (устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями);

2) принятие в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

3) осуществление государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов. Создание, реорганизация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляются после получения согласия антимонопольного органа, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

4) осуществление государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов.

5) оказание содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

6) принятие иных мер.

Государственные органы, хозяйствующие субъекты, их должностные лица в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Статьей 11.24 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства - уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена статьей 244 УК и наступает за те же действия, совершенные в течение года после наложения административного взыскания.

 

21. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности

 

Регулируется Законом Республики Беларусь от 19.01.1993 г. (ред. от 16.07.2010) «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», Декретом Президента Республики Беларусь от 20.03.1998г. № 3 (ред. от 10.09.2012) «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

Разгосударствление - передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Приватизация - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Объектами приватизации являются:

· государственное и общественное жилье;

· государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;

· государственное имущество, сданное в аренду;

· доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Не подлежат приватизации объекты исключительной государственной собственности. Закон Республики Беларусь от 15.07.2010 г. № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» к таким объектам относит: земли сельскохозяйственного назначения, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы; особо режимные и режимные объекты; имущество (продукция) военного назначения; оборонные объекты; сети электросвязи специального назначения; места погребения, в том числе крематории; аэродромы и аэропорты; автомобильные дороги общего пользования; метрополитен; железнодорожный транспорт общего пользования; плотины, каналы, насосные станции; объекты инженерной инфраструктуры общего пользования: водопроводно-канализационного хозяйства; теплоснабжения наружного освещения улиц населенных пунктов; городского электрического транспорта; линии электропередачи; жилые помещения государственного жилищного фонда, которые в соответствии с законодательными актами не подлежат приватизации; другие объекты.

Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть:

· граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;

· негосударственные юридические лица;

· юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

· иностранные инвесторы;

· лица без гражданства.

Предложение на разгосударствление и приватизацию объекта государственной собственности подается в соответствующий орган приватизации. Инициатива о проведении разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности может исходить от Правительства Республики Беларусь, республиканского органа государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации, местных исполнительных и распорядительных органов, трудовых коллективов и субъектов приватизации. Предложение о приватизации объекта государственной собственности рассматривается соответствующим органом приватизации в месячный срок со дня его поступления.

Приватизация осуществляется следующими способами:

· продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу;

· продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Разгосударствление осуществляется как правило в форме преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, выступают органы приватизации. Другими, кроме государства, учредителями открытых акционерных обществ могут быть субъекты приватизации, внесшие денежные и (или) неденежные вклады в уставные фонды открытых акционерных обществ. Работы по преобразованию государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество проводятся комиссией по преобразованию. Размер уставного фонда открытого акционерного общества определяется исходя из балансовой стоимости активов и пассивов государственного унитарного предприятия.

 

22. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

 

Регулируется Законом Республики Беларусь «Об инвестициях» от 12.07.2013г.

Инвестиции – любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Инвестиционная деятельность – совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства, направленных на расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала с целью достижения социального эффекта на основе привлечения и вложения всех видов имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты различных отраслей экономики и проекты, цели которых не противоречат законодательству РБ.

По содержанию инвестиционная деятельность может быть разделена на:

1. прямую (вложения в производство, работы, услуги, строительство);

2. ссудную (в форме займа, кредита);

3. портфельную (в форме приобретения ценных бумаг).

Инвесторы:

- граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь;

- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь.

Объектами инвестиционной деятельности являются:

- движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, - денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;

- права требования, имеющие оценку их стоимости;

- иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).

На территории Республики Беларусь инвестиции осуществляются следующими способами:

- созданием коммерческой организации;

- приобретением, созданием, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества;

- приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности;

- приобретением акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;

- на основе концессии;

- иными способами, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов.

Государственное регулирование предусматривает:

1) Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

- принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет бюджета;

- предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности, возвратности;

- предоставления гарантий Правительства по кредитам, привлекаемым для реализации нивестиционных проектов;

- проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов. Государственная комплексная экспертиза проводится для подготовки заключения для принятия решения и государственной поддержке инвестиционных проектов. Она проводится Министерством Экономики в случаях реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков РБ под гарантии Правительства; использования средств централизованных инвестиционных ресурсов; участия государства в создании предприятий с иностранными инвестициями; предоставления индивидуальных льгот по налоговым и таможенным платежам;

- Предоставления концессий. Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь в лице Правительства и национальным или иностранным инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь. Сторонами договора всегда является государство, которое имеет право на получение доли продукции и (или) роялти и концессионер – национальные инвесторы, в том числе юридические лица, в имуществе которых доля государства составляет не более 25 %, и (или) иностранные инвесторы. Объектом концессионного договора являются только объекты, находящиеся в собственности государства – это недра, воды, леса, земли, полезные ископаемые, дороги общего пользования, природоохранные и иные объекты, а также права на осуществление отдельных видов деятельности.

2) Создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем: оказания инвесторам инвестиционной поддержки; защиты прав инвесторов; создания СЭЗ; принятия антимонопольных мер; определения условий приватизации; содействия развития рынку ценных бумаг и др.

Поддержка оказывается в виде предоставления индивидуальных льгот по таможенным и налоговым платежам; гарантий правительства; инвестиционных ресурсов.

В соответствии со ст. 16 Закона инвесторы при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь и (или) международно правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь, вправе использовать льготы и преференции в соответствии с законодательством Республики Беларусь и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь. Основным актом, предусматривающим предоставление льгот инвесторам в РБ является Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 г. № 10 (ред. от 31.01.2013) «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». В соответствии с ним реализация инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь может осуществляться путем заключения инвестиционного договора между инвестором или инвесторами и Республикой Беларусь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.