Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые компоненты столыпинской программы модернизации России

К.и.н. П.А. Пожигайло,
президент Фонда изучения наследия П.А. Столыпина
к.и.н. К.И. Могилевский,
ученый секретарь Фонда изучения наследия П.А. Столыпина

Усилия Фонда изучения наследия П.А. Столыпина, основанного в 2000 году, направлены на то, чтобы разобраться в характере и содержании столыпинских реформ. Основная проблема была очевидна: за без малого 100 лет изучения столыпинских реформ эта тема обросла множеством предвзятых наслоений. Ленин высказался однажды по поводу аграрной реформы и на многие годы под столыпинскими реформами стали понимать именно аграрные преобразования. (На самом деле столыпинские реформы гораздо шире, и мы считаем разговор об этом очень актуальным.) Кроме того, ленинские оценки стали определяющими для советской историографии. Вместе с тем, ряд выдающихся отечественных ученых в советский период внесли большой вклад в изучение по существу столыпинских реформ, прежде всего, конечно, аграрных. В последние же 15 лет можно заметить тенденцию к перекосу в другую сторону. Одним из проявлений этой тенденции является вышедший недавно сериал о Столыпине и невыученных уроках, где из премьер-министра сделали куклу.
В виду этих обстоятельств Фонд выбрал своей приоритетной задачей публикацию источников, имеющих отношение к жизни и деятельности Столыпина. Объем проделанной работы позволяет теперь всем желающим судить о столыпинских реформах на основании документов. (Столыпин П.А.: Программа реформ. Документы и материалы. В 2 т. М., 2003; Тайна убийства Столыпина. М., 2003; Столыпин П.А.: Переписка. М., 2004; Столыпин П.А.: Грани таланта политика. М., 2006; Столыпин П.А.: Биохроника. М., 2006.)
В нашем докладе мы хотели бы очертить контуры столыпинской реформы.(См. Пожигайло П.А. Столыпинская программа преобразования России (1906-1911). Дисс... к.и.н. М., 2006.) Столыпинская программа, не будучи формально статуированной, представляет из себя совокупность проектов законодательных и нормативных актов, подготовленных министерствами и ведомствами в начале ХХ века. Проекты предполагали существенные, а нередко коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Часть из них вступила в силу, другая часть осталась нереализованной. Не все из этих проектов были инициированы и подготовлены командой Столыпина - некоторые достались ему " по наследству". Однако именно Столыпин объединил их в цельную систему, в их основе лежало целостное представление Столыпина о том, какой должна быть Россия, чтобы, сохранив уникальность своей культуры, не проиграть в мировой конкурентной борьбе. Мы можем говорить о наличии у Столыпина самостоятельной концепции преобразований.
Столыпин прекрасно осознавал масштабность переживаемой Россией в начале XX в. трансформации и давал ей адекватные определения: " эпоха перемен", " великий перелом", " перестройка и брожение", " период перестройки", " великий исторический перелом", " время переустройства всех государственных законодательных устоев" и т. д. (Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. М., 1991. С. 50, 51.)
Понимая всю сложность ситуации, сложившейся в условиях системного кризиса в стране, Столыпин предлагал решить в рамках переходного периода две взаимосвязанные проблемы. Первая (так называемая отрицательная задача) состояла в оперативном прекращении революции. Вторая (так называемая положительная задача) сводилась к проведению системных реформ, позволявших, в конечном счете, создать динамично развивающуюся Россию. Как известно, с отрицательной задачей Столыпин справился и фактически обеспечил России 12-летнюю паузу между революцией 1905 г. и революциями 1917 г.
Решая положительную задачу, Столыпин считал важнейшим фактором российский исторический опыт формирования и функционирования государственности, социо-культурные традиции русского народа. Красной нитью через все сохранившиеся столыпинские тексты проходит мысль о необходимости идти " своим, русским, национальным путем" (Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 338, 362, 363.) как при разработке исходного замысла преобразований, так и во всей технологической " цепочке" их реализации.
Руководящая идея Столыпина состояла в том, что реформы в своей совокупности должны непременно способствовать укреплению государственного единства и целостности России. При этом такое укрепление должно было осуществляться на основе " исторического ядра" государственности - русского народа и православия.
Столыпин подчеркивал, что выделение им этого " ядра" ни в коей мере не означает ущемление и, тем более, автоматическое поглощение других многочисленных этносов и конфессий. В понимании Столыпина речь шла о сохранении и упрочении " русского ствола", выполнявшего " цементирующую роль" в многовековой истории России.
Столыпин обращал внимание не только на необходимость внутренней политической стабильности в стране, но и на упрочение международного престижа России. Являясь противником силовых методов разрешения внешнеполитических конфликтов, особенно в условиях сохранявшейся внутренней кризисной ситуации, Столыпин, вместе с тем, прекрасно осознавал возможность втягивания страны в войну и понимал важность обладания мощным оборонным потенциалом.
Внутриполитическая стабилизация и благоприятная международная обстановка должны были стать, по мысли Столыпина, главными факторами, обеспечивающими эффективность трансформационных процессов на протяжении всего переходного периода.
Ведущим " маховиком" трансформации Столыпин считал исполнительную ветвь власти в лице сильного правительства, назначаемого монархом и действующего под его личным контролем. Правительству следовало взять на себя всю тяжесть ответственности за судьбы страны и создать стройный и эффективный центральный и региональный аппарат управления. (Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 104, 156.)
В условиях переходного периода огромное значение приобрела проблема сотрудничества между исполнительной и представительной ветвями власти. Столыпин неоднократно подчеркивал, что Дума является важнейшим фактором " воссоздания государственных устоев порядка", (Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 65) что обеим ветвям власти важно найти " тот язык, который был бы одинаково нам понятен". (Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 63) Таким " языком", по его мнению, должно было стать сходное понимание правительством и " молодым народным представительством" общенациональных и общегосударственных задач. " Правительство, - подчеркивал Столыпин, - готово в этом направлении приложить величайшие усилия: его труд, добрая воля, накопленный опыт предоставляется в распоряжение Государственной думы". (Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 62)
Нам представляется, что столыпинские реформы можно условно структурировать по трем направлениям: формирование основ гражданского общества, реформирование государственного устройства и модернизация экономики.
Один из важнейших элементов столыпинской программы - реальное обеспечение гражданских и политических свобод личности. В этом плане ключевое значение имел Указ 5 октября 1906 г. " Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий", (П.А. Столыпин: Программа реформ. М., 2003. Т. 1. С. 102-106.) который непосредственным образом касался миллионов крестьян. Указ, с одной стороны, ликвидировал архаичную систему разного рода ограничительных мер, свидетельствовавших о вопиющей гражданской и политической неполноправности, а также об ущемлении личного достоинства крестьян, а с другой - предоставлял крестьянам широкий круг прав, уравнивающих их в положении с другими категориями населения, в том числе и с дворянством (в отношении государственной службы). Он стал важным шагом в процессе перехода от сословного общества к гражданскому.
Проектом " О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции", (П.А. Столыпин: Программа реформ. М., 2003. Т. 1. С. 101-102.) Столыпин ставил и решал две взаимосвязанные задачи: во-первых, личность, получив права, включалась в единое правовое пространство и воспитывалась в духе правопорядка и законности; во-вторых, фиксируемые в проекте права личности сопрягались с ее ответственностью перед законом.
Консолидирующую политическую и социальную функцию выполнял комплекс законопроектов конфессионального характера.П.А. Столыпин: Программа реформ. М., 2003. Т. 1. С. 107-142. Считая правильным первенствующее положение православной церкви, вместе с тем Столыпин настаивал на юридической защите прав и чувств представителей других конфессий. Также ему принадлежит важная роль в практической реализации положений Манифеста 17 октября о свободе совести. Предоставление старообрядцам и сектантам права открыто исповедовать свою веру, а также гражданских прав имело огромное значение для вовлечения в единый модернизационный процесс большого числа активных граждан.
Принципиально важный шаг был сделан Столыпиным в снятии разного рода национальных ограничений и, прежде всего, относительно еврейского населения. Столыпин понимал, что от предоставления значительной части населения возможности передвигаться и работать " России будет не ущерб, а благо". (П.А. Столыпин: Переписка. С. 646-648.)
Получая гражданские права и свободы, " становящаяся личность" непосредственно приобщалась к процессу выработки и принятия решений на всех уровнях. Реализация столыпинских проектов о правах и свободах граждан, безусловно, способствовала формированию в России нового типа личности - свободной, творчески активной, целеустремленной в выборе жизненной позиции и профессиональной ориентации. Именно такая личность и обеспечила динамизм экономического роста в стране, создала основу социальной мобильности и политической стабильности.
Одной из важнейших составляющих столыпинской программы реформ была задача обеспечения социального партнерства между различными слоями населения. Столыпин предлагал законодательно закрепить право рабочих на экономические стачки, считая естественным их стремление к самоорганизации и борьбе за улучшение своего материального положения. Реформа рабочего законодательства мыслилась Столыпиным в двух взаимосвязанных направлениях: с одной стороны, планировалось постепенное ограничение административного вмешательства в отношения рабочих и предпринимателей, предоставление тем и другим необходимой свободы действий, а с другой - оказание реальной материальной помощи рабочим путем страхования, а также организации врачебной помощи и пересмотра нормирования труда подростков и женщин.
Гибким и дифференцированным был подход к социальным гарантиям рабочих. До Столыпина оказание денежных пособий рабочим, здоровью которых на предприятии был нанесен ущерб, всецело входило в область частной инициативы промышленников. Несправедливость и неэффективность этой системы Столыпин понял задолго до того, как оказался на вершине власти. Будучи ковенским губернским предводителем дворянства, он выступал против введения административных барьеров для рабочих, желающих эмигрировать. Столыпин писал: " Мы улучшаем содержание своего скота..., рабочий же наш слабеет с каждым днем... Физическому закону диффузии подчинены не только жидкости, но и людские массы: из тех мест, где они угнетены трудными условиями жизни, они естественно перемещаются в местности, где гнет материальных условий не так тяжел". (См.: Столыпин П.А.: Грани таланта политика. М., 2006.)
Когда Столыпин возглавил правительство, то впервые в России была разработана и внедрена система социального страхования, выразившаяся в десяти законопроектах. В их числе " головной" проект " Об обеспечении рабочих на случай болезни", (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 506.) направленный на создание условий для получения рабочими врачебной помощи и денежных пособий, частично восполняющих их потери в заработной плате во время болезни, и проект " О страховании рабочих от несчастных случаев".(П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 517 - 535.) Страховое законодательство явилось одним из тех элементов столыпинской модели модернизации, который был воплощен уже после смерти премьера. Тем не менее, в нем выпукло и ярко отражен характер реформ, их направленность на расширение прав личности и, вместе с тем, на приобретение этой личностью еще и обязанностей, обусловленных нахождением в обществе. Рабочий должен был платить страховые взносы, но в то же время был уверен, что в случае болезни или несчастного случая он или его семья не останутся вовсе без средств к существованию. Также характерно для столыпинских реформ особое внимание государства к инициированным им процессам. Обоснованно не доверяя промышленникам и не наблюдая правового сознания у рабочих, правительство бралось контролировать каждый их шаг в страховом деле.
Столыпин хорошо сознавал тесную зависимость экономического и политического развития страны от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Еще работая в Гродно, он наставлял местных помещиков-" зубров": " Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не поведет его к анархии".(См.: Столыпин П.А.: Грани таланта политика. М., 2006.) Возглавив правительство, Столыпин планировал совместно с общественными учреждениями (земствами и городскими управами) создать единую и общедоступную образовательную сеть, включающую начальное, среднее и высшее образование. При этом подчеркивалась мысль о необходимости именно " законченного круга знаний" на каждой ступени образовательного цикла.
В проекте " О введении всеобщего начального обучения в Российской империи" говорилось: " Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный круг обучения в правильно организованной школе". (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 625.) Были разработаны типовые образцы школьных сетей (начальных и высших начальных училищ), составлены необходимые инструкции, планировалось повышение заработной платы учителям. Окончательного законодательного решения по проекту вынесено не было. Между тем, его реализация привела бы к постепенной ликвидации безграмотности населения.
Правительство Столыпина прилагало массу организационных усилий к тому, чтобы " становящаяся личность" была грамотной. От этого, без преувеличения, зависел успех реформ. За 1907-1911 гг. ассигнования на начальную школу возросли в 4 раза - с 9 млн. до 35, 9 млн. рублей. Законом 22 июня 1909 г. был образован специальный школьный строительный фонд, из которого отпускался льготный кредит на строительство школ. (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 627 - 648.)
Вместе с тем поощрялась частная инициатива. Были подготовлены " Правила о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения", (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 649-655.) согласно которым частные общества, товарищества и лица могли утверждать низшие, средние и высшие учебные заведения, классы и курсы.
В контексте общего стратегического замысла модернизации и увеличения доступности образования разрабатывался пакет проектов в области подготовки учительских кадров. Правительство ассигновало значительные средства на переподготовку учителей средней школы, на организацию для них ознакомительных поездок за границу.
С целью преодоления недостатков в подготовке преподавателей высшей квалификации, правительство разработало ряд проектов, направленных, с одной стороны, на подготовку профессоров в России и за рубежом, а с другой - на улучшение их материального положения.
Следует особо подчеркнуть, что Столыпин придавал принципиально важное значение развитию отечественной науки и культуры. Эта сторона его деятельности в отечественной историографии до сегодняшнего дня практически не затрагивается.
Прекрасно осознавая, что декларирование прав и свобод личности само по себе важно, но явно недостаточно, Столыпин считал необходимым реализовать всеобъемлющую судебную реформу. Огромное значение имела реформа местного суда, (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 154 - 226.) поскольку ее целью было обеспечить действительное равенство всех перед законом, независимо от сословной принадлежности. Этот аспект, а также принцип независимости суда от администрации и единые правила устройства судебной части создавали необходимые предпосылки для перехода к правовым основаниям функционирования государства.
На фоне пересмотра в общественном сознании значимости и самоценности проблемы гражданских прав и свобод Столыпин большое внимание уделил реформированию охранительного судопроизводства - системы судебной защиты гражданских прав личности. (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 28 - 117.) В логической связи с данным проектом находился проект " Об учреждении опек над сельскими обывателями вследствие расточительности", (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 134 - 138.) который, по замыслу Столыпина, преследовал цель ограждения прав семьи в условиях разрушения патриархального общинного строя.
На демократизацию и гуманизацию судебной системы, на укрепление в сознании населения мысли о " святости и нерушимости закона" была направлена целая серия столыпинских проектов, в частности " О введении состязательного начала в обряд предания суду", (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 229 - 234.) " О введении защиты на предварительном следствии", (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 234 - 235.) " Об условном досрочном освобождении" (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 235 - 239.) и об условном осуждении(П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 227 - 229.). Одновременно с гуманизацией судопроизводства в отношении рядовых подданных правительство Столыпина разработало ряд проектов, совершенствовавших систему гражданской и уголовной ответственности должностных лиц.
Реагируя на " преступную деятельность революционных организаций", направленную на " ниспровержение существующего государственного строя и основ общественности", П.А. Столыпин предложил ввести систему исключительно упрощенного судопроизводства. Законопроект " Об учреждении военно-полевых судов", (Особые журналы Совета министров царской России. 1906 г. Вып. 2. М., 1982. Особый журнал Совета министров 17 августа 1906 г. С. 241-251.) принятый по 87 ст. Основных законов, намертво прикрепил к Столыпину ярлык " обер-вешателя". Решение не было простым, однако " во время народных волнений и бедствий, когда враги общественности и государства посягают на самые основы общежития и когда преступная деятельность злоумышленников приобрела угрожающие размеры", Столыпин не видел иного выхода. Наряду с законопроектом о военно-полевых судах был предложен принципиально важный " Проект исключительного положения", (П.А.Столыпин. Программа реформ. Т. 2. С. 17 - 28.) призванный, в известной мере, ограничить возможности государственного произвола.
С целью повышения эффективности репрессивного аппарата государства Столыпиным был предложен проект реформирования силовых ведомств. Был подготовлен проект " Устава полицейского", (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 2. С. 142 - 182.) в котором четко прописывались права и обязанности полиции, структура и компетенция ее органов. Также в целях повышения эффективности полиции были предприняты меры к организации централизованного уголовного розыска (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 2. С. 117 - 118.).
Столыпин выступал последовательным и решительным сторонником укрепления военно-стратегической мощи России. Помимо того, что сильная, укомплектованная по понятным принципам армия была необходима государству для защиты внешних границ, она являлась и мощнейшим социальным фактором.
Важным структурным компонентом столыпинских реформ являлись преобразования в области управления, которые должны были обеспечить усиление исполнительной вертикали власти. В ряду планируемых мер принципиально важное значение приобретала реформа местного управления. Свое теоретическое обоснование и конкретное законодательное оформление она получила в серии взаимосвязанных основополагающих документов " Главные начала устройства местного управления" (1906 г.), " Положение о поселковом управлении" (1907 г.), " Положение о волостном управлении" (1907 г.), " Положение о правительственных участковых комиссарах" (1907 г.), " Положение о губернском управлении" (1907 г.) и др..(П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1.. С. 252 - 280, 293 - 352)
Стратегическая задача Столыпина заключалась в том, чтобы максимально снять имевшие место противоречия, порождавшие земскую оппозицию правительству, и направить усилия на решение задач общегосударственного и регионального масштаба.
Предложенные им реформы были направлены на четкое разделение функций местных землевладельцев, независимо от сословной принадлежности, и представителей государства. Последнее усиливало свое присутствие на низовом уровне, " опускалось" не только до уезда, но и до его составной части - участка. Вместе с тем многие управленческие функции и соответствующие им источники дохода передавались в фактически вновь создаваемую мелкую земскую единицу - мечту российского либерала.
Подчеркнем, что старт местной реформы никогда не увязывался Столыпиным с окончательным успокоением деревни. Смысл предпринимаемых усилий был в их комплексности. Только четко разграничивая полномочия, настаивая на соблюдении законности и обеспечивая населению возможность апелляции к праву, можно было обеспечить движение к правовому государству.
Столыпинским правительством был разработан ряд законопроектов, направленных на стимулирование экономического роста, в том числе, составлявших аграрную реформу.
В частности, был открыт широкий доступ крупному частному капиталу к разработке угольных и нефтяных месторождений, к добыче золота и платины, к освоению новых территорий в Сибири, Приморье, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье.
Планировалось дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры: строительство железных дорог (например, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога и т. д.), шоссейных и грунтовых дорог, морских портов и торговых гаваней, развитие средств телефонного и телеграфного сообщения и т. д.
В соответствии с потребностями экономики правительство Столыпина изменило устаревшую нормативную базу деятельности промышленных и финансовых структур. Была предложена явочная система учреждения акционерных промышленных обществ и банков. Правительство выработало проект устройства и открытия заведений фабрично-заводской и ремесленной промышленности, (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 2. С. 564 - 568). который централизовал и унифицировал порядок открытия промышленных предприятий, тем самым упростив эту процедуру и одновременно оградив интересы населения от " вреда и беспокойства", которые могло принести соседство с промышленными заведениями. Необходимость регламентировать имущественно-правовые отношения собственников земельных владений и владельцев построек, возведенных на этих землях (застройщиков) вызвало разработку специального проекта " О застройке", который устанавливал новое вещное право, отличное от права собственности и права найма (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 2. С. 525 - 531).
Ряд проектов был направлен на совершенствование кредитно-финансовой системы, упорядочение налогов и сборов (Положение о поземельном и промысловом налогах), (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 2. С. 390 - 392, 401-458.) совершенствование таможенных тарифов, предоставление тех или иных прав и льгот российским и иностранным промышленникам и предпринимателям, (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 2. С. 458 - 462, 539 - 540.) что способствовало экономическому росту, деловой активности среднего класса.
Учитывая назревшую потребность реформирования архаичной налоговой системы, правительство разработало проект введения в России прогрессивного налога, который, с одной стороны, должен был изменить приоритеты налогообложения с целью " достижения возможной равномерности обложения и возможного освобождения широких масс неимущего населения от дополнительного налогового бремени", (Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 62.) а с другой - стимулировать население активнее вкладывать средства в различные сферы экономики.(П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 589 - 624.) Динамичный рост государственного бюджета на протяжении пяти лет пребывания Столыпина у власти позволял использовать его не только собственно на государственные нужды (содержание центрального и местного аппарата, армии и флота, образование, реализацию реформ и т. д.), но и передавать часть средств земским и городским управам на социальную сферу, на дальнейшее развитие образования и культуры.
Судьбоносное значение для России имела предложенная Столыпиным аграрная реформа. Столыпин отдавал себе отчет, что если не освободить многомиллионное крестьянство от традиционных общинных пут, если не предоставить ему законное право выхода из общины, то вообще бессмысленно говорить о раскрепощении личности и предоставлении ей гражданских и политических свобод. Указ 9 ноября 1906 г. (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 380 - 385.) ликвидировал насильственное прикрепление к общине и раз и навсегда уничтожил закрепощение личности, несовместимое с " понятием о свободе человека и человеческого труда" (Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 52, 253.). Но чтобы крестьянин окончательно почувствовал себя свободным, ему, подчеркивал Столыпин, следует дать возможность " укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность". (Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 93, 94.) Считая чувство личной собственности природным свойством человека, Столыпин настаивал на том, чтобы в России сформировался мощный класс крестьян-собственников, который в аграрно-крестьянской стране станет, с одной стороны, основным источником формирования среднего класса, а с другой - прочным фундаментом гражданского общества и правового государства.
Помимо указа 9 ноября 1906 г. правительством Столыпина был разработан пакет документов, направленных на создание благоприятных условий для раскрепощения личности крестьянина и превращения его в личного собственника. Так, в распоряжение крестьян передавались казенные, удельные, кабинетские земли. Правительство наметило меры по совершенствованию системы кредитования крестьян-собственников посредством рационализации деятельности Крестьянского поземельного банка, приступило к мобилизации крестьянских общественных капиталов, которые планировалось обратить на нужды развития мелкого сельскохозяйственного кредита.(П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 371 - 379, 386 - 476.)
В целом ряде землеустроительных проектов и особенно базовом из них - " Наказе землеустроительным комиссиям" (П.А. Столыпин: Программа реформ. Т. 1. С. 243 - 260.) - намечалась программа первоочередных мер правительства по содействию крестьянам в улучшении условий землевладения и порядка землепользования. Ставилась задача создать на малозаселенных землях эффективное частное крестьянское землевладение, что позволило бы постепенно изменить общинный менталитет крестьянского сознания, способствовать сознательному выбору между традиционными и новыми системами земледелия и хозяйствования. Осуществляя переселенческую политику, правительство Столыпина преследовало и задачу геостратегического характера. Ее суть состояла в том, чтобы на окраинах империи создать из переселенцев надежный " русский оплот", что позволило бы воспрепятствовать проникновению на Дальний Восток мигрантов из сопредельных азиатских стран.
Большое значение придавалось финансовой поддержке всего переселенческого дела. В целом ряде проектов были разработаны условия отпуска средств на общеполезные надобности переселенцев, на выдачу льготных ссуд на сельскохозяйственные улучшения, а также льготные ссуды и пособия при землеустройстве. Вводился дифференцированный подход к предоставлению ссуд в зависимости от труднодоступности местности и от общегосударственных планов заселения пригодных к переселению земель.
Рациональное и конкурентоспособное частное крестьянское хозяйство становилось базой товарно-рыночного производства сельскохозяйственной продукции, что стимулировало динамичный рост экономики России в целом.
В заключении отметим, что Столыпин, являясь рационально мыслящим политиком, вынужден был учитывать " коридор возможностей", который ему предоставила конкретная российская действительность. Как реальный политик он не мог не учитывать расстановку социальных и политических сил, накал партийной борьбы в обществе. Вместе с тем он не мог игнорировать наличие материальных ресурсов, а также возможностей адаптации общества к системным преобразованиям.
Столыпин оставил потомкам богатое наследие. Он предложил российскому обществу структурированную национальную идеологию, базовыми компонентами которой являлись: законность и правовой порядок, раскрепощение личности, единое и неделимое государство, сильная и исполнительная власть, частная собственности и свободный труд, патриотизм и внешнеполитический авторитет великой державы. Вместе с тем он предложил обществу и технологии реализации своей программы системных реформ.
Проблема, которая стоит перед современным обществом и современными политическими элитами, состоит в том, сумеют ли они творчески распорядиться богатым столыпинским наследием.

 

<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
ПРИМЕЧАНИЯ. *Глава 3: 1Греческое слово phobos - «страх», означало «бегство, вызванное испугом», или «то, что становится причиной бегства» | Психические познавательные процессы

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.